ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья по коррекционной педагогике (младшая группа)
В настоящее время до 85 % новорожденных имеет признаки отклонений в психофизическом состоянии. К 3 - 5 месяцам такие дети составляют 9 - 11 % в популяции. Доказано, что социальная депривация на ранних этапах онтогенеза приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Повреждения и незрелость нервной системы, неблагоприятные социальные факторы служат причиной появления у детей сложных нарушений познавательного и речевого развития. Детский мозг очень пластичен. Своевременное выявление признаков дизонтогенеза и раннее начало оказания необходимой помощи - вот две основополагающие задачи, реализация которых способствовала бы максимальной компенсации возможных отклонений в развитии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ НЕДОСТАТКОВ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В настоящее время до 85 % новорожденных имеет признаки отклонений в психофизическом состоянии. К 3 - 5 месяцам такие дети составляют 9 - 11 % в популяции. Доказано, что социальная депривация на ранних этапах онтогенеза приводит к дистрофии мозга на нейронном уровне. Повреждения и незрелость нервной системы, неблагоприятные социальные факторы служат причиной появления у детей сложных нарушений познавательного и речевого развития. Детский мозг очень пластичен. Своевременное выявление признаков дизонтогенеза и раннее начало оказания необходимой помощи - вот две основополагающие задачи, реализация которых способствовала бы максимальной компенсации возможных отклонений в развитии.
Неполноценность познавательной сферы ребёнка влечёт за собой появление речевой недостаточности. В свою очередь отклонения речевого развития тормозят формирование психических функций, ограничивают познавательные возможности, нарушают процесс социальной адаптации. В этой ситуации необходимо говорить об оказании не только ранней, но и комплексной помощи ребёнку с особенностями развития.
Общение с окружающими и разнообразный практический опыт детей раннего и младшего дошкольного возраста с самого начала опосредованы языком. Именно речевое общение активизирует познавательные процессы, развивает эмоциональную сферу, нормализует поведение. А. Н. Леонтьев, автор теории деятельности, отмечал, что хотя языку (речи) принадлежит огромная, решающая роль в развитии ребенка, но все-таки творцом человека выступает конкретная практически-предметная деятельность, в процессе которой люди взаимодействуют, вступают в различные формы общения.
Ранний и младший дошкольный возраст - это возраст чувственного познания окружающего. Наиболее продуктивно ребенком усваивается то, что затрагивает его эмоции, интересно ему. Поэтому главная задача специалиста - вызвать речевую и общую инициативу у ребенка через чувственное познание.
Возможность развития речевой функции в эмоционально значимой деятельности может наиболее эффективно реализовываться, с нашей точки зрения, на логопедических занятиях по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи с включением элементов некоторых видов продуктивной деятельности (рисование, аппликация).
Создание комплекса занятий должно происходить с опорой на систему развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста. Можно воспользоваться методическими материалами Н.В. Пищевой, С.А. Мироновой. Система занятий строится по принципу от простого к сложному, учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. Сам процесс коррекционноразвивающего воздействия носит поступательный характер, то есть обучение доступно и находится в «зоне ближайшего развития» ребенка.
Основополагающая задача применения продуктивной деятельности на логопедических занятиях состоит не столько в том, чтобы научить детей изображать какие- либо предметы и явления, сколько в том, чтобы оптимальным образом использовать её в качестве важного педагогического средства, направленного на преодоление или ослабление присущих детям недостатков развития, а также на дальнейшее совершенствование двигательных навыков и развитие речи.
Значение продуктивной деятельности для всестороннего развития и воспитания малыша велико и многогранно. Она выступает как специфическое образное средство познания действительности, поэтому имеет большое значение для умственного развития детей. В свою очередь умственное воспитание ребенка теснейшим образом связано с развитием речи. Таким образом, использование продуктивной деятельности на занятиях по развитию речи может способствовать полноценному формированию познавательной сферы детей раннего и младшего дошкольного возраста и речевой функции в частности.
Нами разработана система мероприятий по профилактике и коррекции недостатков психоречевого развития детей младшего возраста, которая включает в себя тематические занятия, рекомендации для родителей и педагогов, практический материал. Коррекционно-развивающая работа строится в рамках одной лексической темы и проводится в течение недели: два занятия по конспектам, закрепление и уточнение материала по предложенным рекомендациям. Важная часть педагогического воздействия - составление альбома для каждого ребёнка как средства индивидуального сопровождения малыша. Продукт (результат) детской деятельности является хорошим материалом для закрепления пройденной темы воспитателями в свободное от занятий время, и дома родителями, поскольку в альбоме наглядно представлено, чем занимался ребенок на занятиях, какие испытывает затруднения, даны вопросы для повторения речевого материала.
Программное содержание занятий для детей 2-3 лет включает в себя:
задачи, связанные, в первую очередь, с формированием интереса к звучащему слову, желанием подражать речи взрослого, договаривать и повторять за взрослым слова и фразы.
задачи, связанные с формированием представлений о себе и окружающем мире, накоплением номинативного, атрибутивного и предикативного словаря,
знакомством со значением простых пространственных предлогов (на, в, под), формой винительного падежа существительных.
задачи, связанные с развитием психических процессов (восприятия цвета, формы и величины предметов, формирования навыка ориентировки в пространстве, целостности восприятия и т.д.).
Особое значение отводится развитию общей и мелкой моторики и графических умений, а также навыков продуктивных видов деятельности.
Важную роль играет формирование мотивации к участию в совместной деятельности, развитие способности испытывать чувство сопереживания героям занятия.
Программное содержание занятий для детей 3-4 лет включает задачи, связанные с обогащением представлений о себе и окружающем мире; уточнением, расширением и активизацией словаря по теме, введением обобщающих понятий.
При формировании грамматического строя речи особое внимание уделяется развитию навыка понимания и использования форм единственного и множественного числа существительных и глаголов в изъявительном наклонении, пространственных предлогов (в, на, за, под, около) и предложно-падежных конструкций, уменьшительно-ласкательной формы существительных, возвратных и невозвратных глаголов. Происходит обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и женского рода, употреблению в речи косвенных падежей существительных.
Программное содержание занятий включает также задачи, связанные с развитием психических процессов: зрительного восприятия (цвет, форма, величина предметов), слухового (речевые и неречевые звуки), тактильного, ориентировки в пространстве и времени; зрительного и слухового внимания, памяти и т.д.
Ещё одно направление работы - развитие общей моторики и координации речи с движениями, мелкой моторики, графических умений и навыков продуктивных видов деятельности.
Предполагается формирование интереса к совместным играм и занятиям, воспитание чувства эмпатии, развитие способности к мимическому выражению эмоций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию речи детей дошкольного возраста средствами продуктивной деятельности
Принятие ФЗ «Об образовании в РФ» (01.09.2013г.) и введение ФГОС ДО (14.11.2013г.) диктуют обновление содержания и форм работы с детьми и должны обеспечивать развитие ...

Стимулирование речевого развития детей раннего возраста в продуктивной деятельности
Аннотация к статьеВ статье представлены возможности активизации речевого развития детей раннего возраста в процессе освоения ими различных видов продуктивной деятельности. Материалы статьи могут...

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности
Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возрастасредствами игровой деятельности...

Опыт работы "Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста через продуктивную деятельность" 2 младшая группа
Развитие художественно-творческих способностей детей младшего возраста через продуктивную деятельность«Чтобы помочь ребенку развить дар к рисованию, мы должны создавать глаз, который видит...
Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей младшего возраста средствами продуктивной деятельности по теме: «Овощи»
формирование положительной установки на участие в занятии, развитие мимических движений, воображения.Помните медвежонка Винни- Пуха? Что он приносил нам?Педагог предлагает детям изобразить овощи....
Рекомендации педагогам и родителям по профилактике и коррекции недостатков речевого развития детей младшего возраста средствами продуктивной деятельности по теме: «Посуда»
. Дома рассмотрите с ребенком предметы посуды. Назовите их. Поговорите, для чего нужна посуда.2. Приобретите игрушечную посудку, обратите внимание на её цвет, форму. Предложите ребёнк...

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности. (Из опыта работы воспитателя Бережной Е.В.)
Представленный опыт работы содержит следующие материалы: условия возникновения, становление опыта, актуальность, ведущая педагогическая идея, теоретическая база, новизна, диапазон, технология, результ...