Конспект ООД по ознакомлению с изобразительным искусством в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Быковская Виктория Николаевна

Конспект открытого занятия по ознакомлению дошкольников с жанрами изобразительного искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx25.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 «Аистёнок»

Старооскольского городского округа

Конспект

организованной образовательной деятельности по ознакомлению с изобразительным искусством в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

                                                                   Подготовила:

                                                                   Быковская В.Н., воспитатель старшей  

                                                                   группы компенсирующей

                                                                   направленности для детей

                                                                   с ТНР

Цель: Формировать у детей представления о разных жанрах изобразительного искусства, развивать художественно-эстетическое восприятие, побуждать эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений. Вызвать простейшие суждения о картинах. Формировать умение составлять  натюрморт из предложенных предметов, воспитывать чувство композиции, цвета.

Задачи.

  1. Закрепить знания детей о натюрморте, портрете, пейзаже, как о жанре живописи, разнообразии их видов и  особенностях средств выразительности.
  2. Побуждать детей внимательно вглядываться в картины, понимать, что на них изображено, о чём рассказал художник и что он хотел выразить.
  3. Формировать у детей умение восхищаться, любоваться красотой окружающего мира и произведениями искусства, отражающими  этот мир.
  4. Упражнять детей в определении эмоций человека, умении с помощью жестов и мимики выражать различные эмоциональные состояния.
  5. Формировать композиционные навыки, умение составлять натюрморты, представление о правильном расположении предметов натюрморта.
  6. Развивать связную речь, умение использовать искусствоведческие термины, общаться по поводу увиденного.
  7. Воспитывать нравственно-эстетические качества, познавательные интересы в процессе обучения детей восприятию искусства.

Материал. Репродукции картин известных художников с изображением натюрмортов, пейзажей и портретов большого формата для вернисажа.

Магнитные доски, зажимы для крепления репродукций картин, предметы для составления натюрмортов (муляжи фруктов и овощей, вазочка, веточки с осенними листьями, чайный сервиз, цветы, ткань для драпировки), мяч.

Ход образовательной деятельности.

Дети проходят в группу, здороваются с гостями, становятся в круг.

Воспитатель.  Собрались сегодня с Вами,

                         Чтобы всем нам стать друзьями.

                          Поиграть, повеселиться

                          И чему-то научиться!

Предлагаю вам ребята, поиграть с нашими пальчиками, подарить им немного доброты.

Пальчиковая гимнастика «Доброта».

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят.  (Пальцы плотно прижимаем к ладони).
Если пальчики заплачут – 
Их обидел кто-то значит. (Трясем кистями).
Наши пальцы пожалеем – 
Добротой своей согреем. («Моем» руки, дышим на них).
К себе ладошки мы прижмем, (Поочередно, 1 вверху, 1 внизу).
Гладить ласково начнем. (Гладим ладонь другой ладонью).
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. (Скрестить пальцы, ладони прижать
                                                 пальцы двух рук быстро легко стучат).
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. (Каждый палец зажимаем в кулачке).

Ребята, давайте с вами присядем и обсудим одну интересную идею (присаживаемся на ковер).

- Вы когда-нибудь были на выставке картин? Я думаю, что никто из ребят нашего детского сада не видел настоящей картинной галереи. У меня к вам предложение. Давайте в нашей группе оформим выставку картин известных художников и пригласим на нее ребят из других групп. Согласны?

- Что нужно для выставки? Стенды, картины.

- У нас есть репродукции картин известных художников, разных жанров живописи. Что значит репродукция? (Копия). Как называют настоящие картины? (Подлинники, оригиналы). Где можно увидеть подлинники картин? (В музее изобразительных искусств, картинной галерее, выставке изобразительного искусства).

Предлагаю вам послушать стихотворения и вспомнить, какие жанры живописи мы знаем.

Игра «Доскажи словечко».

Если видишь - на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш, -

Обязательно картина

Называется…..(пейзаж).

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это…. (натюрморт).

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина

Или Колька – твой сосед, -

Обязательно картина

Называется….(портрет).

У нас есть три стенда (доски) для размещения картин, каждая для определенного жанра. Разместите наши репродукции по жанрам. (Дети распределяют картины по жанрам, развешивая их на стендах).

- Ребята, у нас получилась выставка картин. Я предлагаю вам  рассмотреть их спокойно, неторопливо, внимательно. Когда вы обойдёте всю выставку, подойдите к тем картинам, которые вам больше всего понравились, и ещё раз внимательно рассмотрите их, полюбуйтесь ими.

 (Дети под музыку рассматривают картины, расположенные на досках).

Воспитатель предлагает детям подойти к стенду на котором размещены портреты.

- Что изображено на всех этих репродукциях картин? (Портреты).

- Что такое портрет? Это изображение человека или нескольких людей.

Воспитатель обращает внимание на то, что художники передают в портрете не только внешние данные человека – какие у него глаза, волосы, во что он одет, но и настроение, что он чувствует. Мы, зрители, это понимаем по выражению лица человека, по его позе.

- Как вы думаете, что нужно художнику, чтобы написать портрет?

- Чаще всего, особенно раньше, когда не было фотографий, человек, которого изображает художник, присутствует в мастерской и позирует художнику.

Хотите попробовать себя в роли модели для художника?

Игра «Покажи настроение».

Изобразите грустного человека, сердитого, удивленного, испуганного, хитрого, веселого.

Вам удалось передать разные эмоции человека, которые мы можем видеть на портретах художников.

Воспитатель предлагает подойти к стенду, на котором размещены пейзажи.

- Что изображено на всех этих репродукциях картин? (Пейзажи).

- Что такое пейзаж? В переводе с французского языка пейзаж обозначает «местность». Чаще всего - это изображение природы. Если художник изобразил город или городскую улицу, пейзаж называется городским. Лесные просторы – это….лесной пейзаж, горы - …горный, море - …морской. Художника, который пишет пейзажи называют – пейзажист.

- Какие пейзажи мы видим на наших репродукциях? Какой из пейзажей самый яркий? Этот пейзаж написал знаменитый русский художник И. Левитан и назвал ее «Золотая осень». Почему художник назвал осень золотой? В середине осени мы видим в природе больше всего желтого и оранжевого цвета, а эти цвета напоминают цвет золота. Потому и называют люди осень золотой. Что художник изобразил на своей картине? Педагог указывает то на одну, то на другую часть картины. После рассказов детей обобщает: Левитан на небольшой картине смог изобразить очень многое: луг, березовую рощу, текущую издалека речку, пашню и далеко – далеко от зрителя деревенские домики. Как же все поместилось?

На картине Левитана большую ее часть занимает земля. Видите, как высоко на картине проходит линия горизонта. Это та воображаемая линия, где кажется, что земля соединяется с небом (показывает). Художник заранее продумал, какой величины будут предметы на картине. Ближайшие деревья нарисовал крупными, а те предметы, которые находятся дальше, на заднем плане, маленькими. Далекие домики едва заметны, так далеко они расположены от зрителя. Какие краски использовал Левитан для своей картины. Назовите эти краски. Везде ли одинаковая желтая краска. (У нее много оттенков). Одинаковый ли синий цвет неба и речки (разные оттенки).

Скажите, каких красок больше на картине ярких, светлых или темных? Как вы думаете, можно ли назвать эту картину радостной? А если бы Левитан нарисовал бы то т же луг, рощу, речку, но использовал бы темные серые, зеленые, коричневые краски, была бы картина радостной? Итак, Левитан специально подобрал для картины такие краски, чтобы через цвет выразить свое настроение.

Вы хотели бы оказаться на таком лугу возле речки? Представьте, что мы с вами гуляем по замечательному лугу.

Физминутка «Ветер веет над полями».
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

Отдохнули? Предлагаю переместиться в следующий зал. Воспитатель подводит детей к третьему стенду с натюрмортами.

-  Что изображено на всех этих репродукциях картин? (натюрморты)

 -  А что такое натюрморт? (Это картины, на которых изображены цветы, фрукты,  овощи, ягоды,  предметы, созданные руками человека)

- Правильно, натюрморт – это жанр живописи, его название переводится как «неподвижная натура». Натюрморт нам рассказывает о красоте обычных предметов, которую мы в жизни иногда не замечаем, а художники очень внимательные люди, их радует, удивляет нарядность предметов, необычность их цвета, формы, загадки, которые они таят в себе. Каждый предмет на картине, как будто говорит, какой я красивый.

Предлагаю вам поиграть и еще раз вспомнить, какие предметы и объекты изображают на пейзажах и натюрмортах.

Игра с мячом «Мяч бросай, что нарисовано называй». Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и называет жанр живописи «пейзаж» или «натюрморт». Ребенок, возвращая мяч, должен назвать предметы, которые изображают на натюрмортах (фрукты, цветы, ягоды, грибы, посуда, инструменты, продукты) и объекты, которые изображают на пейзажах (лес, река, горы, луг, деревня, поле).

Ребята, а вы знаете, что прежде, чем нарисовать натюрморт, художник составляет и выстраивает композицию, но сначала он внимательно рассматривает предметы, узнает их тайну, затем расставляет их по-разному, ищет наиболее интересное для них место - так, чтобы предметы украшали друг друга, “дружили”, а иногда и “спорили” между собой, кто важней. Потом выбирает цветовой фон так, чтобы предметы на нем красиво смотрелись.

- Где располагают предметы художники? (На столе)

- Как вы думаете, почему именно на столе? (Удобно рисовать, так как на столе их хорошо видно. Они красиво лежат).

- Составлять натюрморт надо так, чтобы крупные предметы не закрывали мелкие, самый яркий – в центре.

- Я приглашаю Вас в художественную мастерскую. Мы станем настоящими художниками и попробуем составить натюрморты. Для этого у нас есть разные предметы. Рассмотрите их и подумайте, какие натюрморты мы можем создать из этих предметов? (На столе ваза, веточки с осенними листьями, фрукты, чайный сервиз, цветы, ткань для драпировки). Предлагаю разделиться на две группы и составить осенний натюрморт и натюрморт из предметов посуды.   Придумайте названия своим картинам. (Дети составляют картины из предложенных предметов, работают по подгруппам).

Итог.

- Вам понравилось составлять натюрморты?

- Как вы думаете, нам удалось создать выставку картин?

- Что вам больше всего запомнилось и понравилось на нашей выставке?

- Что нового вы узнали?

- Появилась ли у вас любимая картина в нашей галерее?

- Как вы думаете, понравиться наша выставка ребятам из других групп?

У нас в гостях сегодня воспитатели нашего детского сада, давайте пригласим их с ребятами к нам в группу на экскурсию по выставке картин.

Дети приглашают воспитателей с детьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового интегрированного занятия "Путешествие в сказку" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Данный конспект является интегрированной непосредственно организованной деятельностью для детей с общим недоразвитием речи. Доминирующий компонент - ФЭМП (ОО "Познание"), интегрируемые компоненты - Ра...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель:Коррекционно-образовательная:·         Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...

Представление опыта работы непосредственно-образовательной изобразительной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Задачи: Продолжать учить детей составлять узор из элементов дымковской росписи (точки, колечки, круги, полоски). Закреплять умения концом кисти наносить точки, прямые линии, всей кистью рисовать круги...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «К. И. Чуковский «Федорино горе»

Тема с указанием возрастной группы детей: организованная образовательная деятельность по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «...