Методическая разработка занятия по развитию речи
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Волкова Наталия Александровна

Мультисенсорное занятие с детьми старшей\подготовительной компенсирующей группы по развитию речевой коммуникации на тему: "Весна пришла"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового мультисенсорного

занятия по коммуникативному развитию

в старшей\подготовительной компенсирующей группе

Тема «Весна пришла».

Коррекционно-образовательные цели: Формирование и обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе. Расширение и активизация словаря детей по данной теме.  Совершенствование грамматического строя речи. Развитие навыка звукового анализа слов.  

Коррекционно-развивающие цели: Развитие творческого мышления, наблюдательности, способности к запоминанию, переключению, навыков и приемов самоконтроля;

Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание сотрудничества, самостоятельности, активности, совершенствование коммуникативных навыков. Воспитание у детей чувства любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

Музыкальные треки по теме «Весна», материал для создания сенсорной коробки, индивидуальные карточки для аппликации в конвертах, буквы из различных сенсорных материалов для анализа синтеза слова «МАРТ», игровое «Солнышко» с лентами, нейротаблицы, сенсорные коврики для запоминания последовательности названий весенних месяцев, игровой материал для инсценировки стихотворения, первоцветы, «солнечные зайчики» для поощрения.

Предварительная работа: наблюдения за весенними изменениями в природе на прогулке с воспитателем, чтение стихов о весне, разучивание логоритмических и пальчиковых упражнений по теме «Весна».

 Ход занятия :

Оргмомент. 

(Дети встают с логопедом в круг, у логопеда в руках атрибут-солнышко. Звучит лирическая музыка «Приветствие»)

Собрались мы вместе в круг,

Ты мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 ( Дети  и логопед усаживаются  на ковер)

-Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться на встречу! А куда, попрошу вас угадать! ( инсценировка )

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь густой валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник.

C:\Users\ADMIN\Desktop\конкурс педегог года 22\фото по сенсорике 22\pQ9Osdh221Q.jpg

-О чем говорится в стихотворении?

- Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (Дети: о весне)

-Кто какие приметы весны знаете или запомнил из стихотворения?

-Подсказки перед вами!

(дети называют основные приметы весны)

-У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам? (Дети: солнышко)

-А какое весной солнышко? За лучик солнышко тяни и слово говори!

 (Дети  тянут ленточку-луч и поговаривают прилагательные ) : солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое…т.д.)

-Подул весенний ветерок. (Дыхательная гимнастика )

 Весенний ветерок нам принес конвертики.

-А сейчас, прошу подойти к столам, поиграем в игру «Найди весну».

-Конверт бери, весну ищи. Постарайтесь выбрать каточки с  весенними приметами, вклеить их в окошки и назвать!  

- Посмотрим, кто быстрый и внимательный.

Логопед уточняет почему ребенок выбрал ту или иную картинку, взаимодействие и помощь,  свободный диалог.

- Это весна, потому что тает снег…, с крыш капают сосульки, … прилетели птицы, …дети надели весеннюю одежду и т.д.).

(Дети вклеивают в окошки на рабочем листе приметы весны)

-Проверим, как у вас получилось :

-  Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Появляются подобранные логопедом картинки).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие…(ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

- Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения, у нас получилась весенняя картина.

 (Логопед просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).

-Проговорим все названные слова по слогам.

- Сколько же весенних слов мы назвали, и что я слышу! Настоящую капель!

(Музыкальный треугольник, как сенсорный стимул)

-Давайте назовём слова –капли  ласково (Логопед называет первое слово, а дети подбирают слова с уменьшительно-ласкательным значением).

Солнце – солнышко, (дождь, ветер, туча, трава, лужа, проталина, скворец, дерево, почка, ручей, цветок…)

-Мы будем кидать кристаллы в металлическое блюдо-лужу и называть ласково весенние слова.

- Вот такая весенняя капель у нас получилась!

 - Я совсем забыла узнать у вас, а какие весенние месяцы вы знаете?

-Март, апрель, ма        й.  

Предлагаю перепрыгнуть  через лужи и повторить весенние месяцы .

( с хлопком перед собой, с хлопком над головой , с хлопком за спиной, с руками на поясе )

-Возьмите нейрокарточку и попробуйте проговорить, совмещая движения рук.

(работа с нейрокарточками)

- А сейчас разберите мешочки с фишками  и соберите слово - название первого весеннего месяца из тех фишек , кому какая попалась  ( кубики, пластиковые фишки, спилы, каштаны, орехи)

Логопед: Составьте  слово март.

Звуковой анализ слова .

Сколько звуков в слове март

-Какой первый, последний?

Дети: четыре звука в слове.

Логопед: сколько согласных звуков в слове март?

Дети: 3 согласных звука.

Логопед: перечислите их и скажите какие они.

Дети: М,Р,Т, - согласные твёрдые звуки.

Логопед: Сколько гласных звуков в слове март

Дети: один гласный звук.

Логопед: сколько слогов в этом слове, почему?

Дети: в этом слове один слог. Потому что один гласный звук.

Логопед: сколько гласных звуков столько и слогов.

-Сейчас на дворе март, самый первый месяц весны.

- Я предлагаю вам интересную игру,хочу предложить вам собрать «Весеннюю коробку»!   ссылка на фото https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/media_gallery_large/public/gallery/2022/03/21/i_2_1.jpg?itok=A1UB8iU0

- Весной природа оживает и происходит много разных явлений. Подберите слова - действия и закончите предложения.

Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)

Весной сосульки под солнцем… (тают, капают…)

Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают…)

Весной на деревьях почки… (набухают, лопаются…)

Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)

Весной птицы… (возвращаются, прилетают…)

Весной птицы гнёзда… (вьют, строят, делают …)

Весной лёд на реке… (тает, трещит, ломается, плывёт…)

Весной на проталинах первые цветы… (появляются, расцветают)

Весной травка… (пробивается, растёт, зеленеет…)

(Собираем сенсорную коробку по мере ответов на вопросы и составления предложений)

-Вот такая «Весенняя коробка» у нас получилась.

- Мы с вами будем радоваться весне!

-Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), вдохнем аромат  Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе и произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон.

 А наше Солнышко дарит вам песенку и всех приласкает лучами  . ( Трек Хоровод с Солнышком)

-Ребята , понравилась вам сегодня наша встреча ?

-Вы сможете унести созданную весеннюю коробку группу и рассказать ребятам о весенних приметах! Это подарок от весны, останется у вас в группе, и вы не раз еще сможете поиграть.

Логопед: Вы сегодня молодцы, мне было очень с вами интересно. И я вам дарю каждому весеннее солнце, но оно не только теплое и ласковое, оно еще умеет запускать солнечных зайчиков, эти зайчики для вас!

Всем спасибо за труд и внимание!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Занятия по развитию речи «Сундук волшебника» Для детей 6 лет

Данная методическая разработка хороша тем, что позволяет в игровой форме решить множество лексических задач, опираясь на положительные эмоциональныепереживания детей, их творческие работы, спосо...

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению "Приключения медвежонка Барни".

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Барни».Занятие рекомендовано для детей старшей логопедической группы.Тема занятия: "Посуда". Звук С....

Методическая разработка занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг"

Занятие по развитию речи по теме: "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг".Представленный учебный материал можно использовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в группах детей с на...

Методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе с использованием сказкотерапии «Путешествие по сказочному осеннему лесу. Сочинение сказки на тему «Как ежик выручил зайца»»

С помощью сказкотерапии ребенок  учится придумывать сказки и рассказы на заданную тему, у детей развивается связная речь,они учатся описывать внешний вид персонажей,их поступки, переживания, регу...

Методическая разработка "Занятие по развитию речи"

Открытое занятие по развитию речи в первой младшей группе на тему: "Зайчик в осеннем лесу"Выполнила воспитатель: Исрапилова Зухра 2015 год.ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ.1. Учить детей формировать представление о...

Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Тедди».

Дать детям знания о названиях  предметов посуды. Познакомить детей со звуком С, с характеристикой данного звука. Учить правильно произносить звук С. Развивать  фонематическое  восприяти...

Методическая разработка занятия по развитию речи в средней группе по картине "Скворечник"

Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь ...