Тема: «Путешествие в страну народного творчества» Занятие по познавательному развитию в подготовительной группе для детей с нарушением зрения
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Алексеева Наталья Евгеньевна

Тема: "Путешествие в страну народного творчества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад  комбинированного вида № 45  

Тема: «Путешествие в страну народного творчества»

Занятие  по познавательному развитию

 в подготовительной группе для  детей

с нарушением зрения

учителя–дефектолога Алексеевой Н.Е.

 

г. Ставрополь  2021 г.

Тема: Путешествие в страну народного творчества»

Учебно-коррекционные задачи:

1. Создавать в воображении детей зрительный образ Родины через формирование патриотических чувств  и любви к России.                                                                                                              2. Уточнить и обобщить представление детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм (потешки, песенки, загадки, пословицы, колыбельные, считалки).                                                                                                                                                                                  3. Формировать у детей интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек, песенок-хороводов.                                                                                                               4. Продолжать развивать интерес детей к обычаям и традициям русского народа.

5. Воспитывать эмоционально-образное восприятие произведений устного народного творчества, учить осмыслению пословиц, поговорок, потешек, умению различать их между собой.                                                                                                                                                                                    

6. Способствовать  развитию  зрительных функций и мелкой моторики рук через русское прикладное искусство: плетение, завязывание ленточек, зарисовка элементов  узоров.                

 7. Развивать  координацию движений и ориентировку в пространстве.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: вступление в диалог с взрослыми и друг другом, внимательно слушать собеседника,  не перебивать товарища.

 Познавательное развитие: расширять представления детей об обычаях и традициях русского народа.

 Речевое развитие: развивать умение использовать в речи слова, обозначающие предметы,  их действие и признаки.

 Художественно-эстетическое: формирование интереса к народному искусству через чтение художественной литература, рассматривания предметов народного творчества, слушания музыки  и др.

Физическое развитие: выполнение упражнений, направленных  на  развитие  координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Предварительная  работа:

  • Сначала учебного года детей знакомили  с предметами русского прикладного искусства;
  • Читали произведения устного народного творчества (сказки, загадки, скороговорки потешки, считалки и т.д.);
  • Посещали выставки, музеи;
  • Слушали музыку русских композиторов.

Оборудование:

  • Макет русской печи,  деревянные изделия Городецкой, Хохломской росписи, дымковские игрушки, кухонная утварь из дерева. Домотканые  половики, полотенца, салфетки, вышитые вручную и т.д.
  • Модель ткацкого станка, цветная тесьма, рамка для плетения макраме, полоски ткани, рамка Монтессори.
  • «Волшебные картинки» - альбомные листы с рисунком нанесённым воском, гуашь. Мольберт, вырезанные из цветного картона следы.
  • Магнитофонные записи.

 Ход занятия:

Педагог:  - ребята, скажите,  пожалуйста, как называется страна, в которой  мы с вами живём?                                                                                                                                                              /Россия/                                                                                                                                                                                                  - А как называется  народ, который живёт в этой  стране, т.е. мы с вами?                                                      /Россияне/

- А что вы знаете и можете рассказать о таланте русского народа?                                                                        -  В чём же он проявляется, этот талант?                                                                                             /ответы детей/

Русские мастера делали и продолжают делать очень красивые изделия. Это дымковские игрушки, хохлома, деревянные изделия городецкой росписи. Русские женщины очень красиво вышивали и ткали. А ещё русские люди придумывали разные игры, загадки, пословицы и поговорки, сочиняли потешки, песенки и  интересные сказки.

Педагог:  - Как вы, думаете, ребята, что можем отнести к русскому прикладному искусству? /ответы детей/

Изготовление игрушек (матрёшек, дудочек, молоточков),  деревянных изделий  (ложек, солонок).  Вышивание, бисероплетение,  вязание, вышивание, а также и ткачество.                                                                                                                                                       Педагог:  Правильно.  Всё что можно сделать руками называется русское прикладное искусство.

Педагог: А  поговорки и пословицы, потешки и песенки, загадки и скороговорки, сказки -   к чему можно отнести  этот вид творчества народа? /ответы детей/

Педагог: Правильно. Устное народное творчество. Объясните каждое слово.                /ответы детей/

  • Устное, потому что раньше ничего не записывали, т.к. писать не умели, а только пересказывали друг другу. В старину говорили не рот, а уста. Поэтому и получилось - устное .
  • Народное, потому что  придумывал  всё  это народ.
  • Творчество, потому что сочиняли, творили сами.

Педагог: Вот  сегодня  мы получили письмо, как говорили на Руси -  грамоту. (Читают грамоту, в которой детей приглашают в путешествие по стране народного творчества,  подсказкой служат цветные следы).

1 задание

Педагог:  Ребята, в путь!  (дети идут по залу, на их пути встречается сундучок). На сундучке прикреплена записка: « Чтобы открыть замок, необходимо вспомнить русские пословицы и поговорки».                                                                                                                                                                         Каждый ребёнок называет пословицу или поговорку, педагог открывает сундучок и находит там  «волшебные картинки».

2 задание

Педагог: На альбомных листах написаны загадки, я зачитаю их, а вы слушайте внимательно  и отгадывайте.                                                                                                                                                                  Чтобы проверить правильность ответов,  необходимо обратную сторону листа покрыть краской (проявится картинка - ответ), 3-4 загадки. Краской покрывает тот ребёнок, который правильно назвал ответ на  загадку.

Педагог: Ребята, вспомните, а чем отличается загадка от потешки, скороговорки, пословицы? /ответы детей/.                                                                                                                                   В загадке  всегда содержится вопрос, требующий найти ответ.                                                          Педагог помогает при затруднении.

3 задание

Педагог:  - Посмотрите ребята, куда нас привели следы. Это колыбель (люлька),  в старину в ней качали маленьких детей. У нас в России мамы всегда пели для своих маленьких деток весёлые песенки (потешки), когда умывали, причёсывали их.

- Давайте и мы с вами вспомним некоторые из них, например, при умывании:                                         Водичка, водичка,                                                                                                                                                                                                      умой  своё личико,                                                                                                                                                                                                            Чтобы глазки блестели,                                                                                                                                                  чтобы щёчки краснели,                                                                                                                                                    Чтоб смеялся роток,                                                                                                                                                                                                                         Чтоб кусался зубок.                                                                                                                                                             Один из детей  показывает действия потешки с куклой.                                                                                                                                         Затем дети, перебирая по очереди пальчики, и приговаривая, выполняют  действия:    Большаку – дрова рубить, (большой палец)                                                                                                                     А тебе воды носить,  (указательный)                                                                                                                               А тебе  печь топить.  (средний)                                                                                                                                     Тебе кашку варить,  (безымянный)                                                                                                                                                                А малышке песни петь  (мизинец)                                                                                                                                        Песни петь, плясать,                                                                                                                                                Родных  братьев забавлять.    

Педагог: - А когда ребёнок плачет, хочет спать, что мамы делают?   /ответы детей/    

Педагог:   Правильно, поют колыбельную. Один из детей укачивает куклу и поёт для неё колыбельную.                                                                                                                                                                            – Ну, вот, заснул маленький и нам пора дальше идти.

4 задание

Педагог: - Посмотрите, куда следы нас привели (на столе лежат шапочки  комара, мухи, стрекозы и муравья).                                                                                                                                                                               – Дети, мы с вами говорили, что русский народ сочинял красивые песни, но также  они  любили водить и хороводы. Мы с вами сейчас тоже встанем в круг и поводим хоровод.   С  помощью считалки  выбираем   действующих  лиц  хоровода  «Как у наших у ворот».

5 задание

Дети  отправляются дальше по следам и приходят в мастерскую.                                                                     Педагог: -  Посмотрите, ребята, мы с вами попали в мастерскую.

Что вы здесь видите?                                   /ответы детей/.  

                                                                                                                                                                  На столах: модель ткацкого станка, цветная тесьма для плетения, цветные лоскутки ткани, рамка для плетения макраме,  д\игра  «Собери бусы», рамка Монтессори (рамка с набитыми обойными гвоздями).

 Педагог:  - Сегодня мы с вами народные  умельцы. Выбирайте, каждый для себя занятие,    /звучит тихая музыка, и дети выполняют задание/. Педагог помогает при затруднении.   Педагог:  -   Ребята, вы отлично справились с заданием. Но здесь ещё есть следы. Куда же они нас ведут?  Следы привели к русской печи.                              

Педагог: - Дети, мы с вами читали русские народные сказки, и знаем, что русская печь,  это волшебная печь, и она исполняет желания.   Давайте попросим её  угостить нас.  

                                                                                                                                                                       Дети:  Печка, печенька, ты печь.

            Угости нас пирожком и                                              

            румяным калачом.                                                                                                                                                   Печка:  Угощу, обязательно угощу.   Скажите, как вы ко мне попали?  /ответы дети/.  Вспоминают  и кратко рассказывают, что делали, где путешествовали.                                                                    

Печка:  Молодцы!  А теперь  закройте глаза и посчитайте до 10.                                                                                                                        Педагог:  открывает заслонку и вынимает поднос с пряниками.                                                          Дети благодарят печку за угощение.                                                                                                                                                            Конец занятия.                      

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественному рисованию. Занятие в подготовительной к школе группе. Тема: «Путешествие в страну народных умельцев»

Воспитывать у детей любовь к народному искусству, вызвать у них желание создавать красоту...

Методическая разработка Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию на тему "Путешествие в страну правил дорожного движения" для детей подготовительной группы

Данный материал рассчитан для детей подготовительной группы. Ориентирован на формирование у детей необходимых представлений, умений и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....

Конспект интегрированной образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы. Тема: «Путешествие в страну поэтического творчества А.С. Пушкина»

Речь - это великий дар природы, благодаря чему люди получают огромные возможности общения друг с другом.Дошкольный возраст несет в себе большие возможности для познания себя, познания окружающего мира...

Физкультурный досуг на тему: «Путешествие в страну Здоровейка» для детей старшей и подготовительной групп

Физкультурный досуг на тему: «Путешествие в страну Здоровейка» для детей старшей и подготовительной групп.Цель: Формирование навыков здорового образа жизни.Задачи:1. Закреплять знания о не...