Содержание работы тифлопедагога в специализированных группах для детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике

Данный материал представляет собой информацию о работе учителя - дефектолога (тифлопедагога) в дошкольном учреждении. Столкнувшись с тем, что детей направляют в специализированную группу с нарушением зрения, многие родители не знают, какая работа будет проводиться учителем- дефектологом, кто он такой и для чего вообще он нужен. В данной публикации изложены задачи с которыми работаем тифлопедагог.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Содержание работы тифлопедагога в специализированных группах для детей с нарушением зрения 

 Основной задачей специализированных групп для детей с нарушением зрения является подготовка детей к обучению путем осуществления коррекционно-развивающих и лечебно-восстанавливающих мероприятий.  

       Тифлопедагог дошкольного образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно-педагогическую работу, выясняет своеобразие обучения и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии.

Занятия тифлопедагога с дошкольниками, имеющими функциональные нарушения зрения,  тесно взаимосвязаны с лечебно-восстановительным процессом. Лечебно-восстановительная работа включает в себя раннюю всестороннюю диагностику зрительных функций; специфическое лечение, восстановление, развитие  зрения у детей, осуществляемое  сестрой-ортоптисткой под руководством врача-офтальмолога.

        

Основными этапами лечебно – восстановительной работы являются:

1. ПЛЕОПТИКА. Цель – повышение остроты зрения; развитие монокулярного зрения;

2. ОРТОПТИКА. Цель – развитие плоскостного бинокулярного зрения (умение видеть двумя глазами);

3. СТЕРЕОПТИКА. Цель – выработать стереоскопическое зрение (умение видеть на расстоянии, различать глубину пространства).

На каждом этапе лечения ребенка (плеоптическом, ортоптическом, стереоптическом) на коррекционных занятиях тифлопедагог использует  дидактический материал, проводит специальные игры и упражнения, способствующие закреплению результатов аппаратного лечения зрения.

В коррекционно-педагогической работе тифлопедагог отдает предпочтение подгрупповым и индивидуальным занятиям, упражнениям и играм, направленным на охрану и развитие зрительных функций детей, а также на:

  • развитие зрительного восприятия;
  • формирование навыков ориентировки в пространстве;
  • социально-бытовую ориентировку;
  • развитие осязания и мелкой моторики.

Занятия по развитию зрительного восприятия

Задачи:

  • формирование представлений о цвете, форме, величине предметов окружающего мира;
  • расширение умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования;
  • формирование умения воспринимать предметные и сюжетные изображения.

Занятия по ориентировке в пространстве

Задачи:

  • формирование целенаправленного зрительного восприятия пространства и расположенных в нем предметов;
  • обучение практической ориентировке на себе, особое внимание уделяя умению детей различать правую и левую стороны;
  • развитие глубинного зрения, глазомера, глазодвигательных функций.

 

Занятия по социально-бытовой ориентировке

Задачи:

  • расширение детских представлений о предметном мире, упражнение в обследовании основных признаков и свойств предметов с использованием зрения и других анализаторов;
  • расширение знаний о явлениях общественной жизни;
  • формирование  представления о самом ребенке и окружающих людях.

 Занятия по развитию осязания и мелкой моторики

Задачи:

  • расширение знаний об окружающем мире с помощью осязательного восприятия, использование этих  умений в самостоятельной, игровой, учебной, бытовой деятельности;
  • развитие подвижности, гибкости, силы, точности, координированности движений  пальцев рук;
  • развитие графомоторных навыков (обвод по пунктиру, точкам, трафарету, шаблону, штриховка, дорисовывание узора, предмета, копирование по образцу, рисование по цифрам, буквам);
  • развитие конструктивного праксиса (работа с палочками, с разрезными картинками, геометрическими фигурами,  шнуровка);
  • развитие прослеживающей функции (работа с перфокартами, лабиринтами и т.д.)

 Специальные коррекционные занятия тифлопедагога играют роль пропедевтики – подготовки детей к аппаратному лечению, к различным видам деятельности,  адаптации  в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения"

В сообщение раскрыт опыт работы воспитателя в сотрудничестве с учителем-дефектологом с родителями детей, имеющих нарушение зрения. Даны рекомендации родителям, как правильно подобрать зрительную нагру...

Сообщение из опыта работы «Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»

В данном материале публикутся формы работы с родителями с детьми с нарушением зрения...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «Здравствуй, весна!».   ...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в специализированной группе для детей с нарушением зрения (старший дошкольный возраст). Тема: «На лесной полянке».

На занятии решаются коррекционно-развивающие задачи:·       -        формировать зрительно-пространственную ориентацию, зрительно-моторные...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие в специализированной группе для детей с нарушением зрения (средний дошкольный возраст). Тема: «Осень»

   На занятии закрепляется объём знаний об осени в игровой форме,  решаются   коррекционные цели:Обобщать знания детей об осени.Учить проводить длинные вертикальные лин...

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения). Тема: «Полет на Марс». Конспект занятия разработан учителем-дефектологом МБДОУ д/с № 16 Гришиной С.Н.

Коррекционно-развивающее (интегрированное) занятие с использованием ИКТ в специализированной группе для детей с нарушением зрения (3-4 год обучения).Тема: «Полет на Марс».Конспект зан...

Эссе воспитателя "«Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения»

эссе Организация работы с родителями в группе для детей с нарушением зрения...