Работа с родителями как средство социализации детей с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Вонда Олеся Александровна

В статье представлен опыт работы воспитателя с детьми с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 44a01.doc17.61 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 города Новосибирска

"Образовательный центр - гимназия № 6 "Горностай"

дошкольное отделение

(Шатурская, 4)

Доклад на тему:

Работа с родителями как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

Вонда О. А., воспитатель

Новосибирск, 2018

Работа с родителями как средство социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Здравствуйте, уважаемые коллеги, меня зовут Вонда Олеся Александровна. Сегодня я представлю вашему вниманию свой опыт работы по социализации детей с ОВЗ посредством сотрудничества с родителями. Я работаю воспитателем группы «Особый ребенок» в дошкольном отделении ОЦ «Горностай». Группу посещают 8 особых ребятишек с различными нарушениями: двигательными, психическими, интеллектуальными.  Дети находятся в учреждении 4 часа, я занимаюсь с ребятами художественно-эстетической (чтением художественной литературы, лепкой, рисованием, аппликацией), двигательной деятельностью, проводятся занятия с психологом, логопедом, дефектологом, а также музыкальные занятия.

В связи с увеличением в последнее десятилетие количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка, но и работы с семьей, где он воспитывается.

Думаю, все вы согласитесь со мной, что создание единого пространства развития ребёнка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей, что целенаправленное включение родителей  особых детей  в единый с педагогами процесс воспитания и развития значительно повышает его эффективность. Также родители – наши помощники в обогащении развивающей пространственной среды. Благодаря их активному участию в нашем детском саду созданы уголки сенсорной разгрузки, игровые центры и другое.

Организуя работу с родителями особых детей, я решаю одну из важнейших задач обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья - психологическое и социальное развитие детей. И  в первую очередь формирование у них образцов позитивного социального поведения, ознакомление с культурой поведения в обществе, обучение навыкам повседневной деятельности. Социализация включает освоение культуры человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения и т.д. Основными источниками социализации являются различные социальные институты – это семья, образовательные учреждения, центры досуга и дополнительного образования.

 Напомню всем вам известные стадии, через которые проходят родители особого ребенка: отрицание, гнев, торг или сделка, депрессия и принятие. Не смотря на то, что количество особых детей растет, мы не так уж часто встречаем их в парке, на концерте или в музее. Чаще эти встречи происходят в медицинском учреждении или в центре психологической или социальной помощи, в транспорте, то есть в тех местах, посещение которых неизбежно. Начиная работать с родителями особых детей, понимаешь, что многие из них еще не приняли его ребенка: они ждут изобретения чудесной таблетки; встречи с лучшим специалистом и стесняются необычной внешности своего ребенка, его проблемного поведения.  Но после проведения бесед мамы и папы «особых» детей соглашаются с тем, что ребятишек с ограниченными возможностями здоровья, как и всех детей, нужно учить ориентироваться в окружающем социуме, общаться с людьми. Необходимо знакомить ребенка с встречающимися явлениями окружающего мира в обычных для них условиях. «Особый ребенок» должен уметь сам заботиться о других; знать, как и где покупается еда, и т. д.  Но у каждого ребенка свои особенности, свои возможности, свой темп развития, двух одинаковых детей нет и не может быть. Родители воспитывают его до трех лет, а затем он приходит в детский сад.

И здесь нужно отметить, что залогом благополучной работы с родителями являются не просто партнерские отношения с ними, как с равными участниками процесса. А признание педагогом того,  что каким бы успешным ни был опыт работы воспитателя с другими особыми детьми, у данного родителя с его ребенком  опыт общения богаче и к нему нужно прислушаться. Тогда родитель становится мне не просто партнером, а носителем сакрального знания о ребенке. Почувствовав заинтересованность педагога, родители готовы делиться с ним этим знанием, вместе искать пути решения проблем, пробовать новое с учетом старых ошибок.

Описанный момент является своего рода подготовительным этапом к организации процесса работы с родителями как средства социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Далее следует первый этап. Он направлен на формирование у родителей интереса к учебно-образовательному процессу ребенка. Члены семьи убеждаются в том, что именно в них очень нуждается их ребенок, что ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Деятельность воспитателя здесь заключается в проведении родительских собраний, индивидуальных бесед, анкетирования, привлечении узких специалистов.

       Задача второго этапа - показать родителям возможность существования ежедневных маленьких, но очень важных для ребенка достижений.  Например, организуются выставки детских работ, открытые занятия, где родители являются наблюдателями; а чуть позже члены семьи приглашаются на открытые занятиях  в качестве участников. Нередко родители уходят с таких занятий воодушевленными и еще более открытыми к дальнейшему сотрудничеству. Они как бы попадают внутрь процесса и видят здесь своего ребенка другим, не таким, как дома. Например, одна мама была очень удивлена, что ее сын может по просьбе рассказать наизусть стихотворение.

     Третий этап характеризуется расширением социального взаимодействия особого ребенка и его семьи с окружающим миром, выходом за пределы детского сада. Ведь многие семьи с особыми детьми живут по замкнутому кругу: дом, детский сад, центр психологической (или медицинской) помощи. Стремясь разорвать этот круг, внести в жизнь особенных ребятишек и их родителей разнообразие, новые эмоции и контакты, на этом этапе мы организуем совместное посещение музеев, спектаклей.  

     Удачное расположение нашего детского сада позволяет регулярно (осенью и весной) посещать музей железнодорожной техники, спектакли в центре социальной защиты, совершать целевые прогулки в лес.

     Традиционным стало для нас участие в фестивале талантов для детей с ОВЗ. Родители привлекаются к совместному изготовлению поделки со своим ребенком. Мы посещаем фестиваль, участвуем в выставке, мастер-классах и праздничной программе. Достигнув данного этапа, родители ждут приглашения на какие-либо мероприятия или предлагают свои идеи.

      Таким образом, работа с родителями помогает мне решать одну из важнейших задач воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, социализировать их. Также подобным образом выстроенное взаимодействие с семьями особых ребятишек создает благоприятную эмоциональную среду для их развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по полоролевой социализации детей дошкольного возраста

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы ...

«Физкультурно-оздоровительная работа, как средство социализации детей с ОВЗ»

Добрый день,  уважаемые коллеги! В нашем дошкольном учреждение комбинированного вида, есть две специализированные группы для детей с нарушением речи, этим детям необходимо использование спе...

Опыт работы: «Театрализованная деятельность как средство социализации детей в ДОУ»

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка всреднем дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры. Игра- наиболее доступный ребенку и интересный для него способ пере...

Обобщение опыта работы «Волонтерская деятельность - средство социализации детей ДОУ».

2018 год – Президентом РФ  В.В. Путиным  был объявлен годом  волонтера и добровольца.       Дошкольный возраст считается периодом интенсивной социализации....

Опыт работы по теме : «Сюжетно -ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».  

Опыт  работы  по теме:«Сюжетно-ролевая игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста».          Актуальность: те...

Консультации для родителей «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подготовка детей к школе».

Предлагаю вашеву вниманию консультации «Сюжетно-ролевая игра, как средство социализации детей в обществе»; "Художественно-эстетическое воспитание детей"; «Подгото...

Обобщение педагогического опыта работы по теме: "Волонтёрская деятельность как средство социализации детей дошкольного возраста. Проект "Маленький волонтёр"

Мы растим новое поколение российских граждан. Пройдет время, и они начнут на различных уровнях управлять общественными и государственными процессами, открывать новые горизонты в науке, технике, искусс...