Статья "Система работы по формированию инженерного мышления дошкольников"
статья по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Статья "Система работы по формированию инженерного мышления дошкольников" Автор: Заушицина Татьяна Сергеевна ГБДОУ детский сад № 39 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата. Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в «мир техники». Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем. Одним из путей в данной работе является использование конструкторов LEGO, как одного из активных, практико-ориентированных, креативных и вдохновляющих средств развития дошкольников. В старшем дошкольном возрасте детский интеллект уже функционирует на основе принципа системности. Заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний. Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то работа с различными видами конструктора позволяет ребенку более эффективно исследовать мир. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей: - познавательное развитие: техническое конструирование - воплощение замысла из деталей конструктора; - речевое развитие: создание игровых ситуаций с использованием построек из конструктора способствует развитию связной речи; - художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование; - создание замысла из деталей конструктора; - физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. Цель данного проекта: формирование предпосылок предынженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством легоконструирования. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи: 1. Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации, систематизации, сериации, смысловому соответствию, ограничению. 2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы. 3. Совершенствовать умение детей работать с различными видами конструктора развивать элементарное логическое мышление, воображение, внимание, память. 4. Совершенствовать умение планировать свою конструктивную деятельность. 5. Воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству. 6. Развивать навык коллективной работы. Для реализации данного проекта была разработана программа по развитию инженерного мышления. Специалист, прошел обучение на курсах «Развитие инженерного мышления» и провел несколько обучающих семинаров и мастер-классов для педагогов. Так же был закуплен начальный комплект оборудования для групповой и кружковой работы: - 4 комплекта LEGO Education «Простые механизмы» - 1 комплект LEGO WeDo 2.0 - 2 комплекта Lego Education – StoryStarter "Развитиеречи" - 3 комплекта LEGO Education «LearnToLearn» - 2 комплекта Lego Education «Увлекательнаяматематика» - планшет Prestigio Использование разработанной системы открывает педагогам новые возможности для развития не только инженерного мышления, но и коммуникативных умений, навыков у детей дошкольного возраста. Существенно повысить мотивацию детей к общению со сверстниками и взрослыми, сформировать положительное отношение к самому себе и к окружающим, радуясь успехам и сопереживая неудачам других. Дети научились договариваться, стараясь разрешить конфликты. За счет этого дети стали более любознательны, инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, а так же способны к принятию собственных решений с опорой на знания и умения. Таким образом, работая с конструктором LEGO, воспитанники знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что, несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию инженерного мышления дошкольников.

Инженерным мышлением мы называем вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции. Главное в инженерном мышлении - решение конкретных, выдвигаемых производством задач и целей с помощью технических средств для достижения наиболее эффективного и качественного результата.

        Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Данный тип мышления необходим как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в «мир техники».

Формирование мышления происходит именно в раннем возрасте, создавая залог успешного развития подростка в будущем. Одним из  путей в данной работе является использование конструкторов LEGO, как одного из активных, практико-ориентированных, креативных и вдохновляющих средств развития дошкольников.

В старшем дошкольном возрасте детский интеллект уже функционирует на основе принципа системности. Заметно повышается уровень наглядно-образного мышления, за счет чего становится возможным формирование не только конкретных, но и обобщенных знаний. Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то работа с различными видами конструктора позволяет ребенку более эффективно исследовать мир. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения. Конструирование позволяет организовать интеграцию образовательных областей:

 - познавательное развитие: техническое конструирование

- воплощение замысла из деталей конструктора;

 - речевое развитие: создание игровых ситуаций с использованием построек из конструктора способствует развитию связной речи;

 - художественно-эстетическое развитие: творческое конструирование;

 - создание замысла из деталей конструктора;

 - физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

        Цель данного проекта: формирование предпосылок предынженерного мышления на основе развития конструктивных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством легоконструирования.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Обучать  детей  основным  логическим  операциям:  анализу,  синтезу,  сравнению, обобщению,  классификации,   систематизации,   сериации,   смысловому соответствию, ограничению.
  2. Развивать  умение  оперировать  абстрактными  понятиями,  рассуждать, устанавливать причинно–следственные связи, делать выводы.
  3. Совершенствовать умение детей работать с различными видами конструктора развивать элементарное логическое мышление, воображение, внимание, память.
  4. Совершенствовать умение планировать свою конструктивную деятельность.
  5. Воспитывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству.
  6. Развивать  навык коллективной работы.

Для реализации данного проекта была разработана программа по развитию инженерного мышления. Специалист, прошел обучение на курсах «Развитие инженерного мышления» и провел несколько обучающих семинаров и мастер-классов для педагогов.

Так же был закуплен начальный комплект оборудования для групповой и кружковой работы:

-  4 комплекта LEGO Education «Простые механизмы»

- 1 комплект LEGO WeDo 2.0

- 2 комплекта Lego Education – StoryStarter  "Развитиеречи"  

- 3 комплекта LEGO Education «LearnToLearn»

- 2 комплекта Lego Education «Увлекательнаяматематика»

- планшет Prestigio

Использование разработанной системы открывает педагогам новые возможности для развития не только инженерного мышления, но и  коммуникативных умений, навыков у детей дошкольного возраста.

Существенно повысить мотивацию детей к общению со сверстниками и взрослыми, сформировать положительное отношение к самому себе и к окружающим, радуясь успехам и сопереживая неудачам других. Дети научились договариваться, стараясь разрешить конфликты. За счет этого дети стали более  любознательны, инициативны, самостоятельны в различных видах деятельности, а так же способны к принятию собственных решений с опорой на знания и умения.

Таким образом, работая с конструктором LEGO, воспитанники знакомятся с техникой, открывают тайны механики, прививают соответствующие навыки, учатся работать, иными словами, получают основу для будущих знаний, развивают способность находить оптимальное решение, что, несомненно, пригодится им в течение всей будущей жизни.

 

Перечень источников

  1. Бедфорд А. Большая книга LEGO [Текст]- М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. 
  2. Волкова С. И. Конструирование — М: Просвещение, 2010.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М., 1991.
  4. Дополнительная образовательная программа познавательно-речевой направленности «Лего-конструирование» [Электронный ресурс] – режим доступа: http://nsportal.ru /
  5. Комарова Л.Г. Строим из Лего. Л. Г.Комарова [Текст]- М.: Мозаика-Синтез, 2006 г.
  6. Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2015. — №17. — С. 545-548.
  7. Меерович, М. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие Текст. / М. И. Меерович, JI. И. Шрагина // Библиотека практической психологии. — Минск: Харвест, 2003.- 432 с.
  8. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду [Текст]– М.: Творческий центр «Сфера», 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»

В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств  производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам инженера, а так же к его творческим спосо...

Презентация проекта «Формирование инженерного мышления дошкольников по средствам поисково – познавательной деятельности»

Приоритетными задачами государственной политики в сфере дошкольного образования на современном этапе являются создание условий для позитивной социализации детей, амплификация (обогащение) развития, по...

Буклет «ФОРМИРОВАНИЕ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ РАБОТЫ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ КОНСТРУКТОРОВ (реальными/цифровыми)»

Буклет «Формирование инженерного мышления на основе работы с различными видами КОНСТРУКТОРОВ (реальными/цифровыми)» подготовлен в рамках мастер-класса для педагогов муниципальных бюдж...

Статья"Формирование инженерного мышления дошкольников"

quot;Формирование инженерного мышления дошкольников."...

Робототехника как средство формирования инженерного мышления дошкольников

На сегодняшний день робототехника является очень актуальным и востребованным направлением обучения, воспитания и развития детей....

Проект «Сенсорные эталоны – основа формирования инженерного мышления дошкольников»

Аннотация проекта        Проект «Сенсорные эталоны – основа формирования инженерного мышления дошкольников» направлен на формирование у дошкольнико...