Формирование целостного восприятия предметов у дошкольников с задержкой психического развития
консультация по коррекционной педагогике

Собакина Марина Николаевна

Важное значение в процессе психокоррекции детей с задержкой психического развития имеет формирование у них целостного восприятия предметов. Детям предстоит осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, с какой стороны на него смотрят – спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху, но все равно это будет один и тот же предмет. Ребенок должен понять, что целый предмет состоит из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место, в целом, пространственное расположение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование целостного восприятия предметов у дошкольников с задержкой психического развития.

 Важное значение в процессе психокоррекции детей с задержкой психического развития имеет формирование у них целостного восприятия предметов. Детям предстоит осознать, что внешний вид предмета может меняться в зависимости от того, с какой стороны на него смотрят – спереди, сзади, сбоку, снизу или сверху, но все равно это будет один и тот же предмет. Ребенок должен понять, что целый предмет состоит из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место, в целом,

пространственное расположение.

В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие

принципы:

• принцип последовательности, предусматривающий постепенное

усложнение занятий;

• принцип доступности заданий;

• принцип систематичности занятий, предусматривающий

определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю;

• принцип закрепления усвоенного с привлечением воспитателей и родителей.

В процессе коррекционной работы  педагог-психолог формирует у ребёнка поисковые способы ориентировки в задании, помогает  усвоить формы, цвета и величины предметов. В ходе занятий ребенку необходимо показать такие действия, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности.

Задачи педагога-психолога: научить ребенка соотносить плоские и объемные

формы в практическом действии с предметами, пользоваться методом проб

и ошибок, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные, обучить  зрительному сопоставлению формы без предметно- практической ориентировки (вычленение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обозначение),научить ребёнка запоминать воспринятые формы; мысленно по представлению сопоставлять объемную форму с плоскостной.

В работе используются следующие игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди

окошко», «Почтовый ящик», «Найди свою пару», «Лото», «Угадай что

нарисовано», «Магазин», «Найди место для предмета», «Построй башню», «Найди

кровать для куклы», «Запомни и найди», «Найди, где спрятано»,

«Угадай, какое платье нужно кукле»

Формирование целостного восприятия успешно осуществляется в

процессе обучения детей продуктивным видам деятельности:

конструирования, рисования, лепки, аппликации.

В процессе конструктивной деятельности ребенок знакомится с пространственными свойствами предметов (форма, величина и пр.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

В структурном подразделении «Детский сад «Надежда» в группах компенсирующей направленности воспитываются и обучаются дошкольники с задержкой психического развития различной этиологии. В начале (конце)...

Презентация «Формирование познавательной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития»

Задержка психического развития –наиболее яркий вариант задержанного развития (по классификации дизонтогенеза) характеризующийся снижением темпа психического развития...

Формирование грамматических средств речи у дошкольников с задержкой психического развития

работа по преодолению нарушений грамматической стороны речи...

Формирование обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития

Под задержкой психического развития понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Нару...

Формирование обобщающих понятий у старших дошкольников с задержкой психического развития

Под задержкой психического развития понимают замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах (В.В. Лебединский). Нару...

Формирование конструктивных навыков у старших дошкольников с задержкой психического развития

Проблема коррекции недостатков умственного развития особенно остро встает при обучении и воспитании детей с задержкой психического развития в дошкольном детстве, когда наиболее интенсивно идет развити...