Информационно- Познавательный проект "Будь осторожен!"
проект по обж (старшая группа) на тему

Горбунова Анастасия Егоровна

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением.   Актуальность данной  проблемы это  обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.   Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.  Полученные знания, умения и навыки будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни, обеспечивая его безопасность.  Поэтому ставлю перед собой первоочередной задачу по воспитанию и обучению у детей безопасного  поведения на дорогах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionno-poznavatelnyy_proekt_bud_ostorozhen.docx302.68 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – познавательный  проект                            «Будь осторожен!»

Автор  проекта:

                  Воспитатель   МБДОУ комбинированного вида № 58

                   Горбунова Анастасия Егоровна

Город:

 Мурманск

C:\Users\Lenovo\Desktop\будь осторожен.jpg

Тип  проекта: Информационно - познавательный

Длительность: 2 месяца

Участники проекта: Воспитатель ( Горбунова А. Е.), родители, дети (5-6 лет)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3

Модель реализации проекта

7

Этапы реализации проекта

8

Перспективный план работы проекта

9

Диагностика проекта «Будь осторожен!»

11

Результаты проекта «Будь осторожен!»

15

Заключение

18

Введение

В настоящее время обучение детей безопасному поведению на дорогах рассматривается как одна из важных сторон общего развития ребенка дошкольного возраста.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что по данным современной статистики, чаще всего причиной дорожно-транспортных происшествий становятся дети. Они очень возбудимы, динамичны и в то же время рассеяны, не умеют предвидеть опасность, правильно оценить расстояние до приближающегося автомобиля, его скорость и свои возможности. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность, незнание правил дорожного движения, ставят детей перед реальными опасностями на дороге.

Проблема заключается в том, что, несмотря на разработанность нормативных и программно-методических материалов, в практике педагоги не уделяют должного внимания проблеме обучения детей знаниям о безопасном поведении на дорогах. Очевидно противоречие, между необходимостью обеспечить охрану жизни и здоровья детей, с одной стороны, и отсутствием целенаправленной систематической работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах, с другой стороны. Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями был организован проект по теме «Будь осторожен!».

Данный проект, направлен на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности. А это самое важное в данной работе, важно, чтобы ребенок «присвоил» правила безопасного поведения на дороге.

Актуальность и перспективность проекта:

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением.   Актуальность данной  проблемы это  обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.   Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.  Полученные знания, умения и навыки будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни, обеспечивая его безопасность.  Поэтому ставлю перед собой первоочередной задачу по воспитанию и обучению у детей безопасного  поведения на дорогах.

Гипотезы:

Повышение мотивации родителей и педагогов   по работе обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, будет успешным, если:

  • будет обеспечено психолого - педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста;
  • проведена разъяснительная и консультативная работа по правилам безопасного поведения на дорогах с родителями;
  • будет повышена мотивация родителей и педагогов при работе с детьми по данному направлению работы.

Цель проекта:

  • формировать у детей навыки осознанного безопасного поведения на  дорогах и улицах города.                                                                                                                              

Задачи проекта:

  • Усвоение детьми правил безопасного поведения на улице, дороге.
  • Формирование потребности в заботе о своей безопасности через привычку соблюдения ПДД и воспитание чувства ответственности за свои поступки.
  • Подготовка к правильным действиям в сложившейся опасных ситуации на дороге, улице.

Прогнозируемый результат реализации проекта:

  • осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
  • проявление дисциплинированности, выдержки, самостоятельности в соблюдении ПДД;
  • умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
  • знание правил безопасного поведения на улицах.
  • повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Принципы реализации проекта:

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода (учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития).
  • Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия (Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде).
  • Принцип возрастной безопасности (разъяснение детям сути явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов)
  • Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания (осознание детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей).

Интеграция образовательных областей:

  • Социально-коммуникативное развитие;
  • Речевое развитие;
  • Познавательное развитие;
  • Художественно-эстетическое развитие;
  • Физическое развитие.

Основные формы реализации проекта:

  • беседы;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • детское художественное творчество;
  • дидактические игры;
  • чтение художественной литературы;
  • работа с родителями.

Модель реализации проекта:

В МБДОУ обобщен и систематизирован педагогический опыт по обучению детей ПДД, подобран методический инструментарий:

  • картотека подвижных игр по ПДД;
  • картотека дидактических игр по ПДД «Дорожная игротека»;
  • подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
  • конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
  • цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице.  

Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения. Следовательно, необходимо проводить просветительную работу и с родителями воспитанников. Активизируя работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей, используются разнообразные формы:

  • анкетирование;
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
  • консультационный материал «Начните с себя», «Как уберечь ребенка от несчастья на дороге?»
  • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
  • выставки литературы для родителей по теме: «Дошкольникам и родителям о правилах дорожного движения»
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.

Этапы реализации проекта:

  1. этап: подготовительный

Подбор материала по Правилам дорожного движения (приобрести новинки методической и детской литературы, найти современную познавательно-развивающую информацию о ПДД для дошкольников, подбор раскрасок по ПДД для дошкольников.

Создание развивающей среды для изучения ПДД - уголок ПДД.

Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.

Просмотр видеоматериала.

Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой…», «Постовой», «Продуктовая машина»,О. Бедарев «Если бы…», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения», (авторские сказки воспитателей)

Энциклопедия «Как вести себя на улице» Г. П. Шалаева

Проведение дидактических игр: «Подумай - отгадай», «Красный - зеленый», «Какой это знак?», «Подбери к ситуации соответствующий знак»,

Проведение подвижных игр: «Воробышки и автомобиль», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт».

2 этап:  основной

Просмотр и обсуждение видеоматериала «История создания светофора», (познакомить с историей создания светофора, изготовление плоскостных макетов транспортного светофора)

Проведение конкурса детских рисунков «Придумай свой дорожный знак».

Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД

Составление безопасного маршрута из дома в детский сад, исследование опасных участков маршрута, найти способы их избежать, изобразить, какие бы знаки они поставили на этих опасных участках

3 этап: заключительный

Анкетирование родителей по изучению правил дорожного движения.

Участие в спортивном мероприятии, организованным при содействии физкультурного руководителя ДОУ «Научим бабу Ягу правилам дорожного движения!!!!».

Цель мероприятия: совершенствование деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с целью формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дороге, привитие дошкольникам устойчивого интереса к изучению Правил дорожного движения, вовлечение родителей в процесс обучения детей навыкам безопасного поведения на дороге

Перспективный план работы проекта

Этапы

Задачи работы

Формы работы

Образовательная область

 I.

  1. Выявить уровень знаний детей о правилах безопасного поведения на дорогах.
  2. Расширять знания детей о ПДД для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице.
  3. Продолжать знакомство с назначением дорожных знаков и их начертаниями.
  1. Диагностика

  1. НОД  на тему:
  1. «Осторожно пешеход!»
  2.  «Островок безопасности»
  3. «Правила дорожного движения»

Социализация, коммуникация, безопасность.

  1. Обсуждение проблемных ситуаций

Коммуникация

Социализация

  1. Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета»,

Познание, социализация, коммуникация.

  1. Проведение дидактических игр: «Подумай - отгадай», «Красный - зеленый»

Социализация, познание.

  1. Проведение подвижных игр: «Воробышки и автомобиль»

Социализация

II.

  1. Расширять знания детей о видах транспорта
  2. Познакомить детей со знаками дорожного движения и правилами этичного и безопасного поведения в городском транспорте
  3. Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения

1. Чтение Я. Пишумов «Просто это знак такой…»

Коммуникация, безопасность.

2. Просмотр и обсуждение видеоматериала «История создания светофора», (познакомить с историей создания светофора, изготовление плоскостных макетов транспортного светофора)

Познание, социализация, коммуникация.

  1. НОД на темы:

«Опасности на дороге», «Правильно -неправильно»

Социализация, коммуникация, безопасность.

  1. Проведение конкурса детских рисунков «Придумай свой дорожный знак».

Творчество, труд

  1.  Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД

Социализация, познание.

III.

  1. Научить правилам поведения в экстремальных ситуациях
  2. Составить и отработать индивидуальный безопасный маршрут из дома к детскому саду.
  3. Обогащать жизненный опыт детей.
  1. Чтение энциклопедии «Как вести себя на улице» Г. П. Шалаева

Познание

Коммуникация, безопасность.

  1. НОД по темы: «Будь внимателен, пешеход!», «Памятка для пешехода», «Урок безопасности»

Социализация, коммуникация, безопасность.

  1. Составление безопасного маршрута из дома в детский сад, исследование опасных участков маршрута, найти способы их избежать, изобразить, какие бы знаки они поставили на этих опасных участках

Социализация, коммуникация, безопасность.

  1. Участие в спортивном мероприятии, организованном при содействии физкультурного руководителя ДОУ « Научим бабу Ягу правилам дорожного движения!!!!».

Музыка, творчество, здоровье, безопасность.

Диагностика проекта «Будь осторожен!»

Для выявления уровня развития знаний безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста была проведена диагностика, на основе методики, предложенной авторским коллективом под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста».

В основе методики диагностики лежит набор критериев и показателей, который можно использовать для характеристики уровня сформированности безопасного поведения на дорогах детей старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня сформированности безопасного поведения испытуемым предлагается пакет контрольных заданий.

  1. Контрольное задание направлено на определение уровня знаний об устройстве улицы.

Содержание диагностического задания:

Что такое перекрёсток? Площадь? Проспект?

Что такое улица?

Для чего они нужны?

Какие улицы ты знаешь?

Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми на улице?

На какие две части можно разделить улицу (проезжая и пешеходная)?

Где опасно ходить пешеходам?

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (от 13 до 17 баллов). Ребенок правильно отвечает на вопросы педагога, имеет полные, точные представления об устройстве улицы и ее назначения.

Средний  уровень (от 8 до 12 баллов). Ребенок отвечает на вопросы, но не уверен в ответах, использует помощь педагога.

Низкий  уровень (от 3 до 7 баллов). Ребенок затрудняется отвечать на вопросы или отвечает односложно, не ориентируется в предложенной теме, ответы не логичны.

  1. Контрольное задание направлено на определение уровня знаний о работе светофора.

Стимульный материал: изображение светофора, картинка «пешеходный переход».

Содержание диагностического задания:

Что означают цвета светофора?

Что означает красный свет?

Что означает зеленый свет?

Что означает желтый свет?

На какой цвет опасно переходить дорогу?

Что такое зебра и зачем она нужна на дороге?

Что делать, если загорелся красный свет, а ты не успел перейти дорогу?

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (от 13 до 17 баллов). Ребенок легко отвечает на вопросы. Ответы полные и логичные. Использует полученные знания в практической деятельности по ПДД.

Средней уровень (от 8 до 12 баллов). Ребенок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, иногда путается в понятиях. Ответы ребенка неодносложны и  логичны.

Низкий уровень (от 3 до 7 баллов). Ребенок не ориентируется в предложенной теме, присутствует речевой негативизм; отказ от выполнения заданий, проявляет упрямство. Ответы односложны.

  1. Контрольное задание направлено на определение уровня знаний детей об опасностях  на дороге и улице города, о знаках дорожного движения и  о мерах предосторожности и действиях в опасной ситуации.

Стимульный материал: дорожные знаки, макет

Содержание диагностического задания:

Для чего предназначена улица?  

Где безопасно люди могут переходить проезжую часть?

Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?

Можно ли переходить дорогу в неположенном месте?

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (от 13 до 17 баллов). Ребёнок хорошо ориентируется в предложенной теме, не испытывает особых затруднений при выборе правильного выхода из предлагаемой  ситуации.

Средний уровень (от 8 до 12 баллов). Ребёнок удовлетворительно ориентируется в предложенной теме, испытывает некоторые затруднения при выборе правильного выхода из предлагаемой ситуации.

Низкий уровень (от 3 до 7 баллов). Ребенок не ориентируется в предложенной теме, отвечает на вопросы односложно, часто допускает ошибки, не может предложить правильный выход из предлагаемой ситуации.

  1. Контрольное задание - игра-моделирование правил дорожного движения, анализ проблемных ситуаций.

Оценка результатов деятельности:

Высокий уровень (от 13 до 17 баллов). Ребенок демонстрирует знания о правилах дорожного движения и поведения на улице и причинах появления опасных ситуаций: значение дорожной обстановки (большое количество транспорта на дорогах; скользкая дорога во время дождя, оттепели, снегопада; слякоть; снижение видимости); отрицательные факторы (снижение видимости окружающей обстановки во время непогоды из-за зонта, капюшона, плохое знание правил поведения на дороге в летний период; плохое состояние дороги);возможные опасные ситуации (подвижные игры во дворах, у дорог; катание в зависимости от сезона на велосипедах, роликах, самокатах, коньках, санках, лыжах; игры вечером).

Средний уровень (от 8 до 12 баллов). Ребенок знает основные правила, соблюдает их при помощи взрослого, понимает необходимость им следовать и кратко объясняет, исходя из конкретных ситуаций. Причины появления опасных ситуаций: значение дорожной обстановки, отрицательные факторы, возможные транспортные ситуации, возможные опасные ситуации, способен назвать только при помощи взрослого.

Низкий уровень (от 3 до 7 баллов). Ребенок не имеет четких знаний о правилах поведениях в определенных общественных местах, выполняет их только при постоянном побуждении взрослого, не понимает необходимости следовать правилам.        

Результаты проекта «Будь осторожен!»

Методика диагностики предложенная авторским коллективом под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной по программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» использовалась для выявления уровня развития знаний об устройстве улицы, о работе светофора, знаний об опасностях  на дороге и улице города, о знаках дорожного движения и о мерах предосторожности и действиях в опасной ситуации.

Обследование проводилось нами 2 раза до реализации проекта и после.

Оценка результатов диагностики заключалась в суммировании всех оценок по каждому критерию и по каждому ребенку.

Число баллов зависит от полученных каждым ребенком по каждому показателю оценок. На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню сформированности безопасного поведения на дорогах (см. рис. 1)

Рис. 1. Уровень сформированности безопасного поведения на дороге до реализации проекта

Из рисунка 1 видно, что по результатам диагностического исследования можно сделать следующие заключение, дошкольники показали преимущественно средний уровень сформированности знаний безопасного поведения на дороге на констатирующем этапе эксперимента. Дети допускали характерные их возрасту ошибки и недочеты - неумение аргументировать свой ответ, короткие неразвернутые ответы. В ходе диагностики отмечается занижение уровня знаний об устройстве улицы и знаний о знаках дорожного движения, по сравнению с качеством и уровнем знаний о работе светофора.

После апробации проекта был проведен контрольный срез знаний. Его результаты представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Уровень знаний основ безопасного поведения на дорогах у дошкольников после реализации проекта

По полученным результатам можно сделать следующие заключение, уровень овладения основами безопасного поведения стал выше по сравнению с первым срезом. В ходе диагностики отмечается повышение уровня знаний по всем критериям диагностики (см. рис. 3).

Рис. 3 Динамика уровня сформированности знаний безопасного поведения на дорогах у детей 5-6 лет

Таким образом,  можно сделать вывод, о том, что уровень знаний основ безопасного поведения на дорогах и улицах города у детей исследуемой группы претерпел значительные изменения в сторону увеличения качества. Использование проектной деятельности в процессе формирования знаний о безопасном  поведении на дорогах, способствует росту познавательно интереса дошкольников.

Заключение

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. У детей отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Они ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением.   Актуальность данной  проблемы это  обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения.   Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения.  Полученные знания, умения и навыки будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни, обеспечивая его безопасность.  Поэтому ставлю перед собой первоочередной задачу по воспитанию и обучению у детей безопасного  поведения на дорогах.

Учитывая особую значимость работы по формирования знаний  о безопасном поведении на дорогах у детей старшего дошкольного возраста, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, в тесном сотрудничестве с родителями был организован проект по теме «Будь осторожен!».

Его апробация помогла детям научиться работать в команде, выработать собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, что наглядно подтверждают результаты проведенной диагностики.

Таким образом, цель работы достигнута, гипотезы проекта нашли свое подтверждение на практике. Использование проектной деятельности у старших дошкольников способствует успешному формированию знаний о безопасном поведении на дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - познавательная газета для родителей "Мотылёк"

В газете представлена информация которая, будет полезна родителям по вопросам экологического воспитания младших дошкольников....

Информационно - познавательный материал "Пасха Христова"

Информационный материал из 4-ого выпуска методических рекомендаций для ДОУ проекта "Этнокалендарь Санкт-Петербург"(программа "Толерантность").Цель: развитие межличностной и межкультурной толерантности...

Информационно - познавательный материал "День ПОБЕДЫ".

Информация из методических рекомендации для ДОУ "Этнокалендарь СПб,2013г." в рамках Программы Правительства СПб."Толерантность".     Прошла война, прошла страда,...

Информационно - познавательный проект «Загадочный мир космоса»

Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был советский человек. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина. какдоброта, настойчивость, бесстрашие, которые ...

Информационно-познавательный проект для подготовительной группы "Профессии".

Информационно-познавательный проект «Профессии». 1. Разработчик: воспитатель Шейко Е. В. 2. Участники проекта: воспитанники подготовительной группы (5-7лет), воспитатели, родители. 3. Образовате...