Методическая разработка по ОБЖ “ЛЮБУЮ БЕДУ ОТ СЕБЯ ОТВЕДУ! ЗДОРОВЫМ ЖИТЬ НА СВЕТЕ ХОЧУ!”
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Кобзева Наталия Валерьевна

Проблема безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях - одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении опасностей для человеческой жизни. Мы все обязаны сделать эту жизнь  безопасной, сформировать потребность в здоровом образе жизни, позволяющем сознательно относиться к своему здоровью, избегать опасности.

Я поставила перед собой следующую цель: подготовить ребенка к чрезвычайным ситуациям, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья.

Моя роль, как воспитателя - формирование у детей правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, умения самостоятельно мыслить, разбираться в полученной информации и принимать конкретные решения.

Исходя из своего опыта работы по данной теме, я пришла к выводу, что эффективным средством решения данных задач по ОБЖ являются игра, практическая деятельность и тренинги. Вся работа по данной теме должна проводиться систематически.

В своей работе я создаю ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения задания, создаю обстановку для естественного самовыражения ребенка.

Моя углубленная работа  по ОБЖ рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)  сроком на два года. Предлагаю познакомиться Вам с основной концепцией работы, отраженной в презентации.

К сожалению, презентация объемная (37 Мбайт), а ресурс не разрешает давать прямые ссылки. Поэтому ссылка для скачивания - в документе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_nahodka_2.doc571 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №10 комбинированного вида»

г. Луга

                    Педагогическая  находка

 

Методическая  разработка  по  ОБЖ

“ЛЮБУЮ БЕДУ ОТ СЕБЯ ОТВЕДУ!

ЗДОРОВЫМ ЖИТЬ

НА СВЕТЕ ХОЧУ!”

        Педагог:  Кобзева Н.В.

             

                                                 

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает детей в повседневной жизни. Наша беспечность и равнодушное отношение  зачастую приводят к трагедии. А ведь мы можем предотвратить беду, уберечь наших детей от опасности, если научим детей владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Проблема безопасности жизнедеятельности детей в современных условиях - одна из самых актуальных. События, происходящие в мире, свидетельствуют об увеличении опасностей для человеческой жизни.

Основы знаний по безопасности жизнедеятельности закладываются уже в дошкольном возрасте. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей. Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, в которой немалое место отведено профилактике детской гибели и травматизма при пожарах, в дорожно-транспортных происшествиях, в быту и природе должна исходить от всех без исключения взрослых. Заинтересованность каждого ребенка обеспечивает результат столь важной в наше время работы по обучению дошкольников.

          Исходя из своего опыта работы по данной теме, я пришла к выводу, что эффективным средством решения данных задач по ОБЖ являются игра, практическая деятельность и игровые тренинги (Приложение №6). Вся работа по данной теме должна проводиться систематически. Методическая разработка  по обучению безопасности жизнедеятельности рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)  сроком на два года (Приложение №2, 3, 4, 5). 

         В своей работе  создаю различные ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения задания, создаю обстановку для естественного самовыражения ребенка.
       Чтобы вызвать у ребенка интерес к данной проблеме и избежать излишнего морализирования в формировании у него самостоятельности и ответственности, детям предлагается разнообразный наглядный материал, увлекательные игры, задания и проблемно-игровые ситуации, в ходе которых дети овладевают новыми для них способами действия  без боязни ошибиться.

             Актуальность предложенных материалов объясняется преимуществом активных методов обучения и воспитания мерам безопасности в чрезвычайных ситуациях:

  • активность ребенка в процессе их применения;
  • самостоятельность детей в непринужденной творческой атмосфере;
  • развитие умственных качеств личности: любознательности, пытливости детского ума, умения решать самостоятельно любую задачу, умение мобилизовать свои знания и рационально использовать их при решении различных заданий.

Первый блок. Работа с детьми.

Цель:  сформировать  у  детей  сознательное  и  ответственное  отношение  к  личной безопасности  и  безопасности  окружающих, к умению находить выход из ситуаций, опасных для жизни и здоровья.

           

Задачи:

  1. Формировать навыки безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.
  2. Развивать умение   ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных  ситуациях, знать и выполнять правила пожарной безопасности.
  3. Формировать умения правильно обращаться с  предметами домашнего быта, являющимися источником потенциальной опасности для детей.
  4. Сформировать основы экологической культуры ребенка и бережного отношения к природе.
  5. Сформировать понятия взаимосвязи здорового образа жизни и здоровья человека.
  6. Дать знания о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.

 

Для работы я использую следующие методы:

  1. Практические: индивидуальная и подгрупповая работа, практическая деятельность, сюжетно-ролевые и дидактические игры, интерактивные игры, игры-драматизации, игровые тренинги.
  2. Словесные: беседы, объяснения, рассказ, вопросы, художественное слово.
  3. Наглядные: рассматривание иллюстраций, слайдов  и презентаций, экскурсии, встречи с работниками ГИБДД, пожарной охраны, медиками.

   

Принципы  работы:

  1. Учитывать  желания ребенка (иду рядом с ним, а не тяну за собой).
  2. Сотрудничество, а не наставничество.
  3. Доступность материала (задания даются с опорой на предыдущий опыт ребёнка, систематизированы по уровню развития детей).
  4. Наглядность (задания даются с опорой на зрительное восприятие  материала)
  5. Принцип  сознательности и активности: развитие позитивного настроя, активного  интереса  ребёнка к познанию.

Организация  развивающей среды в соответствии с ФГОС,   отвечающей возможностям и потребностям ребенка способствует развитию познавательных и интеллектуальных способностей  детей,  от чего в первую очередь зависит эффективность  решения задач по формированию у детей знаний о правилах безопасного поведения и здорового образа жизни,  воспитанию  ценностного отношения к себе и окружающему миру.

Результатом своей работы считаю, повышение  уровня  знаний  и умений детей по вопросам  безопасности жизнедеятельности:

  1. Знают источники опасности в быту.
  2. Различают  в быту  возможные  угрожающие ситуации.
  3. Правильно действуют в опасных ситуациях ( в проблемно-игровых ситуациях и в повседневной жизни в детском саду).
  4. У детей сформированы навыки поведения при пожаре.
  5. Понимают  важность заботы о своем здоровье.  
  6. Знают  правила поведения на улице, в природе.

Уровень  овладения  необходимыми  навыками и умениями по формированию ОБЖ

у детей старшего дошкольного возраста.

Наилучшей формой подведения итогов реализации поставленной цели считаю систему мониторинга достижения детьми планируемых результатов, включающую: наблюдение  за  ребенком,  беседу, моделирование ситуаций, тесты по разделам. Мониторинг проводится по пятибалльной системе.

     Критерии оценки.

  1.  соблюдение  элементарных  правил  поведения  в  детском  саду, дома, на  улице, в  транспорте,  общественных  местах;
  2.  знание  и соблюдение  элементарных  правил  поведения  в  природе;
  3.  знание  и соблюдение  элементарных  правил  пожарной  безопасности;
  4.  соблюдение  элементарных  правил  дорожного  движения, различение  и называние специальных видов  транспорта, понимание  значений  сигналов  светофора, ориентировка  в  некоторых  дорожных  знаках.
  5.  понимание детьми  взаимосвязи здорового образа жизни и здоровья человека.

 (Результаты мониторинга приложение№1)

Второй блок. Работа с родителями.

Большая роль в данной программе отводится семье. Семья - первый институт, в котором закладываются основы будущей личности, родители и педагоги должны предъявлять ребёнку единые, обоснованные и понятные ему требования.

Работа  с  семьёй  строится  по трём направлениям:

  1. информирование и сотрудничество;
  2. вовлечение в образовательный процесс;
  3. изучение и обобщение передового семейного  опыта.

Цель: повысить уровень компетенции родителей по  ОБЖ.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с работой МДОУ по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний и умений  в области безопасности жизнедеятельности;
  2. Повышать  уровень знаний родителей  по  формированию  у  дошкольников  навыков  безопасного  поведения  на  улице, в  быту  и  природе.  
  3. Воспитывать  у  родителей  ответственность  за  сохранение  здоровья  детей, их  физическое и эмоциональное  благополучие.
  4. Создать особую форму общения между родителями и воспитателями:   «Доверительно   деловой контакт».

Формы работы с семьей:

  • консультации, беседы
  • круглые столы, тренинги
  • информационно-наглядные материалы
  • тематические выставки
  • анкетирование
  • открытые и совместные занятия
  • мастер – класс
  • досуги, праздники

Благодаря тесному сотрудничеству с семьей повысился уровень компетенции родителей по данному вопросу.


                                                                                                           

Приложение №1

Результаты мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшей группы (2014-2015 учебный год, на начало года). Первый год обучения.

Критерии оценивания

  1. Знает имена и отчества родителей, домашний адрес.
  2. Знает об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми и имеет представление о правилах поведения   в этих ситуациях.
  3. Знает правила перехода улицы в указанных местах, сигналы светофора; правила безопасного поведения на улице.
  4. Знает дорожные знаки: пешеходный переход, остановка автотранспорта, велосипедную дорожку.
  5. Знает разные  способы   проявления  заботы  о своем здоровье и окружающих.
  6. Имеет представление, какие опасности встречаются в природе (укусы насекомых, змей, гроза, ядовитые растения, грибы и др.)
  7. Знает о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту (пожар и др.)
  8. Знает, что делать, если ребенок потерялся на улице.
  9. Знает о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность.
  10. Знает телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части.

Вывод:

На начало 2014-2015 учебного года мониторинг по формированию основ безопасности жизнедеятельности показал, что дети нашей группы имеют средний балл 3,6, что составляет  72%.


Результаты мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей старшей группы (2013-2014 учебный год,

на конец года). Первый год обучения.

Вывод:

На конец 2014-2015 учебного года мониторинг по формированию основ безопасности жизнедеятельности показал, что дети нашей группы имеют средний балл 3,9, что составляет  78% и является высоким уровнем усвоения основ безопасности жизнедеятельности.

Результаты мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей подготовительной группы  (2015-2016 учебный год, на начало года).  Второй  год обучения.

Критерии  оценивания

  1. Знает домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
  2. Знает об  опасных  ситуациях при  контакте с незнакомыми людьми и правилах поведения   в ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого.
  3. Знает правила уличного движения, перехода улицы в указанных местах, в соответствии со световыми сигналами; о правилах  безопасного поведения на улице.
  4. Знает дорожные знаки  для водителей и пешеходов; разные  виды транспорта.
  5. Знает разные  способы   проявления  заботы  о своем здоровье и окружающих;  о роли лекарств и  витаминов.
  6. Знает, какие опасности встречаются в природе (укусы насекомых, змей, гроза, ядовитые растения, грибы и др.)
  7. Знает о  нормах поведения  в  экстремальных  ситуациях в быту (пожар, наводнение и др.)
  8. Знает о нормах поведения в случае, если ребенок потерялся на улице; о правилах  безопасного поведения на улице.
  9. Знает о правилах  обращения  с  предметами,  несущими в себе опасность.
  10. Знает телефоны милиции, скорой помощи, пожарной   части; правила пользования телефоном.

Вывод:

На начало 2015-2016 учебного года мониторинг по формированию основ безопасности жизнедеятельности показал, что дети нашей группы имеют средний балл 3,6, что составляет  72%


Результаты мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей подготовительной группы  (2015-2016 учебный год, на конец года).  Второй год обучения.

Вывод:

На конец 2015-2016 учебного года мониторинг в образовательной области «Познание» показал, что дети нашей группы имеют средний балл 4,5, что составляет  90% и является высоким уровнем усвоения основ безопасности жизнедеятельности.


Приложение №2.

Перспективное планирование по ОБЖ

для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Первый год обучения

Направления работы

Темы раздела

Основные задачи

1

Правила поведения с незнакомыми людьми

1. Кто нас окружает.

Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними.

2. Как себя вести с незнакомыми людьми.

Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (сказка «Колобок»).

3. Один дома.

Убедить детей в необходимости избегать ситуаций, аналогичных той, в которую попал петушок  из сказки «Петушок – золотой гребешок», способствовать осознанному выполнению правил безопасного поведения.

4. Если тебя обидели.

Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности и их защищенности со стороны близких.

2.

Безопасность в природе.

1. Ядовитые растения.

Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями и сообщать взрослым о нарушениях этого правила другими детьми

2. Насекомые вокруг нас.

Обратить внимание детей, как много вокруг разных насекомых. Убедить их в необходимости соблюдать осторожность в общении с ними. Научить детей оказывать себе помощь при укусе пчелы или осы

3. Собака бывает кусачей.

Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними

4. Такая разная вода.

Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой)

3.

Как вести себя в быту

1. Вещи, которые нас окружают.

Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать ее осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами.

2. Если ты дома один.

Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными.

4.

Пожарная безопасность.

3. Пожар.

Объяснить детям причины пожара и обратить внимание на его последствия. Знакомить с правилами пожарной безопасности.

5.

Как сохранить свое здоровье.

1. Как работает мой организм.

Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.).

2. Чтобы быть здоровым.

Формировать у детей навыки личной гигиены (ухаживать за ногтями, волосами, зубами, кожей). Учить видеть красоту в чистоте и опрятности.

3. Если у тебя что-то болит.

Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью.

4. Врачи — наши помощники.

Расширять представления детей о профессии врача, воспитывать понимание необходимости выполнять врачебные предписания и строго их соблюдать.

5. О роли лекарств и

витаминов.

Познакомить детей в доступной форме с лечебными средствами. Довести до сознания необходимость лечения.

6.

Эмоциональное

благополучие ребенка.

1. Ребята, давайте жить дружно.

Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни.

2. Всегда ли добрым быть приятно.

Уточнить знания детей о доброте. Обратить их внимание на негативное явление в нашей жизни — попрошайничество. Убедить в необходимости осознанного проявления отзывчивости.

3. Я не трус, но я

боюсь

Обратить внимание детей на причины возникновения страхов (сказка «Пых»), их  отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными.

4. И хорошее настроение не покинет больше нас.

Дать детям понятие, что такое настроение. Учить детей определять свое настроение и регулировать его.

7.

 Безопасность дорожного движения.

1. Мы пешеходы.

Познакомить детей с понятием «пешеход». Объяснить правила для пешехода, которые необходимо выполнять для безопасности жизни

2. Проезжая часть.

Познакомить детей с проезжей частью и тротуаром, их назначением. Довести до сведения детей, чем опасна проезжая часть для людей.

3. Советы Светофорчика.

Дать детям сведения о работе светофора. Убедить их в необходимости следовать сигналам светофора и выполнять правила пешехода.

4. Если ты — пассажир.

Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе.

5. Где должны играть дети.

В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части.


Приложение №3.

Перспективное планирование по ОБЖ

для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Второй год обучения

Направления работы

Темы раздела

Основные задачи

1.

Правила поведения с незнакомыми людьми.

1. Опасные люди и кто защищает нас от них.

Довести до сведения детей, кого мы называем опасными людьми: (психически больных, наркоманов, воров, насильников, убийц, похитителей, террористов). Объяснить, какую угрозу они представляют при встрече. Рассказать о работе сотрудников полиции.

2. Контакты с незнакомыми людьми и правила поведения с ними.

Обратить внимание детей на неприятности, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми. Способствовать осознанному восприятию правил поведения в таких ситуациях.

3. Чем опасны малознакомые ребята.

Объяснить детям, какие неприятности случается при контакте с малознакомыми ребятами. Убедить в необходимости быть разборчивыми в выборе друзей.

4. Если тебе угрожает опасность.

Вырабатывать у детей навыки правильного поведения в экстремальных ситуациях,  при контакте с опасными людьми на улице, дома.

2.

Безопасность в природе.

1. Сигналы опасности природы.

Приучать детей к осторожному обращению с объектами природы. Познакомить их с сигналами опасности у животных, растений (цвет, шипы, колючки, звуки, рога и другие атрибуты). Убедить в необходимости соблюдения мер предосторожности.

2. Когда съедобное становится ядовитым.

Обратить внимание детей на отравления, их причины и последствия. Дать сведения о непригодности испорченных пищевых продуктов к употреблению. Рассказать об оказании первой помощи.

3. Контакты с

животными могут быть опасными.

Познакомить детей, чем опасны контакты с

большими животными. Объяснить им, как определить больных животных по внешнему виду.

4. Вода, какая она.

Познакомить их с опасными ситуациями, возникающими около воды и на ней. Убедить в необходимости выполнения правил поведения на воде.

3.

Как вести себя в быту.

1. Наши помощники и враги дома.

Дать сведения детям, чем опасны некоторые приборы и бытовая техника дома. Добиваться, чтобы они четко соблюдали инструкции и запреты на пользование ими

4.

Пожарная безопасность.

2. Пожар в квартире.

Расширить сведения детей о предметах опасных в противопожарном отношении. Познакомить их с правилами поведения при угрозе или возникновении пожара. Рассказать о работе пожарной службы.

5.

Как сохранить свое здоровье.

1. Ценности здорового образа жизни.

Познакомить детей с основными ценностями здорового образа жизни. Способствовать осознанному приобщению к ним.

2. Поговорим о болезни.

Расширить и углубить знания детей о болезнях (инфекционных и простудных заболеваниях), их вреде. Убедить в необходимости профилактики заболеваний.

3. Изучаем свой организм.

Продолжать изучать с детьми свой организм. Знакомить их с функциями отдельных органов. Учить беречь свой организм и заботиться о нем.

4. Прислушиваемся к своему организму.

Учить детей внимательно относиться к своему организму, прислушиваться к нему и распознавать симптомы заболевания. Добиваться, чтобы дети о своих подозрениях своевременно сообщали взрослым.

6.

Эмоциональное благополучие ребенка.

1. Мы поссоримся и помиримся.

Познакомить детей с понятиями «конфликт», «ссора», с причинами их возникновения и негативными последствиями для человека. Учить детей избегать ссор, находить примирение и согласие

2. Добро и зло.

Учить детей различать добро и зло. Побуждать их совершать добрые поступки, влияющие положительно на окружающих.

3. Страхи.

Выяснить с детьми ситуации, вызывающие у них страх. Обратить внимание, как страх отрицательно влияет на человека, на его поведение. Убедить их в необходимости бороться со страхами и учить побеждать.

4.Мое настроение

Продемонстрировать детям, как может меняться у человека настроение. Рассказать, как оно отражается на состоянии здоровья.

7.

Безопасность дорожного движения.

1. Виды транспорта, спецмашины.

Дать детям представление о появлении первых машин. Рассказать о видах транспорта (водный, воздушный, наземный, подземный) и преимуществах при движении спецмашин. Довести до сведения детей понятие «тормозной путь автомобиля» и способствовать осознанию его при перебежке перед едущим транспортом.

2. Перекресток и движение.

Дать детям представление о перспективе. Убедить их в необходимости соблюдать указания светофора. Познакомить с милиционером-регулировщиком и ролью его на улице.

3. Дорожные знаки.

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками (запрещающие, предупреждающие и т.п.), их назначением. Расширять представление о том, к чему приводит незнание или несоответствие действий дорожным знакам.

4. Правила поведения в транспорте.

Учить детей правилам поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать их осознанию

   


Приложение №4.

Календарное  планирование по ОБЖ

(Старшая группа)

Первый год обучения

Месяцы

Работа с детьми

Работа

с родителями

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность

1

2

3

4

Сентябрь

Индивидуальные разговоры о доме. Презентация «Мой дом» (по фотографиям детей)

Анкетирование.

 Предложить сфотографировать ребенка дома и принести фотографии.

1-я неделя

2-я неделя

 «Один дома» Игровой тренинг  «Звонят в дверь…»  Упражнять в умении правильно действовать, если звонят в дверь, а ты дома один.

Чтение сказки «Петушок – золотой гребешок»

Материал о важности темы «Безопасность вашего ребёнка».

3-я неделя

Д/и: «Опасные ситуации»

Игровой тренинг  «Если случился пожар» Тренировать действовать в экстремальных условиях.

Круглый стол  «Безопасность детей дошкольного возраста»

4-я неделя

 «Спички не игрушка, огонь не забава»

Д/и: «Детям спички не игрушка»

Индивидуальные беседы с родителями о безопасном поведении в быту детей 6-7 лет.

Октябрь

 «Вот они грибочки»

Чтение сказки  Т.А.Шорыгиной  «На лесной тропинке»

Совет родителям: соберите в лесу грибы вместе с детьми.

1-я неделя

2-я неделя

Д/и: «Так, не так».

Чтение: «Чик-чик, ножницами» Е. Казаковой, «Торопливый ножик» Ю.Пермяк.

 Совет родителям: попросите детей порезать хлеб.

3-я

неделя

 «Острые

предметы»

Отгадывание загадок об изучаемых предметах, рисование отгадок.

4-я неделя

«Если тебя обидели».

Беседа «Родственники – люди, которым можно доверять»

Индивидуальные беседы с родителями по волнующим вопросам.

Ноябрь

Экскурсия на кухню – опасные предметы, как повар пользуется ими.

Семинар «Как обучать ребёнка безопасному поведению».

1-я неделя

2-я неделя

«Врачи — наши помощники».

Оформление папки-передвижки «Прививка – это важно»

3-я неделя

Беседа на тему: «Ребята, давайте жить дружно». Показ мультфильма «Кот Леопольд»

Консультация психолога «Детская агрессия. Как её избежать»

4-я неделя

«Проезжая часть».

Интерактивная игра «Перекресток»

Игровой тренинг «Перехожу улицу». Тренировать правильно переходить улицу при работающем светофоре и если нет светофора.

Совет родителям: погуляйте с ребенком по городу, запомните, где были, и что видели, чтобы рассказать в группе.

Декабрь

«Мебель для Ванюши»

Моделирование: «Ванюша наступил на кнопку, гвоздь»

«Школа для занятых родителей»; «Чем занять своего ребёнка».

1-я неделя

2-я неделя

Практическая деятельность. «Приготовление салата из моркови, свеклы, картофеля, лука, чеснока»

Беседы с детьми: «Моя помощь дома».  

Досуговая программа:

«Как организовать досуг дома»

3-я неделя

« Мы поссоримся и помиримся».

Игровой тренинг «Давай помиримся». Тренировать в умении мириться, находить компромисс.

«Как организовать досуг, если вам некогда» - продолжение досуговой программы

4-я неделя

Аппликация «Кухонная посуда»

Д/пособие: «Убери на свои места».

Совет родителям: покажите и расскажите ребенку, что может быть горячим, как действовать, чтоб не обжечься.

Январь

Игра-придумывание: «Как непослушный котёнок обжёг лапу».

Совет родителям: Ввести в обязанность ребенка мыть посуду (экран дежурства)

1-я неделя

2-я неделя

«Домашние электроприборы»

Д/и: «Соедини по точкам» - электроприборы. Моделирование ситуаций (пылесос и уборка и др.)

Совет родителям: Помогите ребенку найти дома опасные электроприборы, объясните, почему детям нельзя их брать без разрешения.

3-я неделя

Д/и: «Так и не так». Моделирование ситуации в кукольном  уголке «Прием гостей».

Февраль

Чтение с обсуждением «Как Ваня наступил на иголку». Пособие «Я иголки не боюсь» (брать только с разрешение взрослого)

Совет родителям: закрепите знание ребенком ФИО, домашнего адреса, телефона.

1-я неделя

3-я неделя

«Изучаем свой организм»

Д/и. «Чистота – залог здоровья»

Март

«Опасные растения»

Презентация «Такие разные растения»

1-я неделя

2-я неделя

«В гостях у Айбо-лита» (участие медсестры)  

Интерактивная игра «Поможем Ванечке и Танечке»

Азбука для родителей: «Как обучать ребёнка безопасному поведению».

3-я неделя

Игровой тренинг  «Первая помощь». Тренировать оказывать разные виды первой помощи.

Апрель

Беседа «Я не трус, но я боюсь»

Консультация психолога «Детские страхи»

1-я неделя

2-я неделя

«Такие разные  автомобили»

(презентация).

  Беседа о том, чем опасен автомобиль для человека.

3-я неделя

«Насекомые вокруг нас».

Игровой тренинг «Меня укусило насекомое, что делать». Тренировать правильно действовать при укусе насекомого.

Совет родителям: понаблюдайте с ребенком за насекомыми.

4-я неделя

«Правила поведения при встрече с незнакомыми людьми».

Игровой тренинг «Со мной заговорил незнакомец». Тренировать в умении отвечать или действовать при встрече с незнакомцем.

Май

«Кошка и собака наши друзья»

Показ мультфильма «Собака бывает кусачей»

1-янеделя

2-я неделя

«И хорошее настроение не покинет больше нас»

Интерактивная игра «Мое настроение»

Круглый стол «Причины плохого настроения у детей»

3-я  неделя

«Всегда ли добрым быть приятно»

Беседа « Что такое попрошайничество. Кого можно назвать отзывчивым»

4-я неделя

Мониторинг.

Рекомендации, чтение и беседы летом.


Приложение №5.

Календарное  планирование по ОБЖ.

(подготовительная группа).

Второй год обучения

Месяцы

Работа с детьми

Работа

с родителями

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная деятельность

1

2

3

4

Сентябрь

Беседа: «Правила, если ты один дома».

Беседа: «Правила, если ты один дома».

Игровой тренинг «Звонят в дверь, а я дома один»

Анкетирование.

 Консультация « Один дома».

1-я неделя

2-я неделя

Д/и «Что для чего?» Беседа о правилах личной гигиены

Материал о важности темы «Гигиена ребенка – залог здоровья»».

3-я неделя

 «Огонь – друг или враг»

Интерактивная игра «Огонь друг или враг»

Игровой тренинг «Пожар. Выход в дыму» Закрепить умение действовать в экстремальной ситуации.

Выставка литературы для родителей Т. А. Шорыгина «Правила  пожарной безопасности» для детей 5-8 лет»

Круглый стол «Шалости детей с огнем»

4-я неделя

« Мы пешеходы»

Интерактивная игра «Перекресток»

Д/и: « Пешеход»

Интерактивная игра «Перекресток»

Консультация «Правила дорожного движения нужно не только знать, но и выполнять»

Октябрь

«Острые предметы»

Чтение: «Чик-чик, ножницами»

Игровой тренинг «Я порезался» (оказание первой помощи). Закрепить умение оказывать первую помощь.

Индивидуальные беседы с родителями по волнующим вопросам.

1-я неделя

2-я неделя

Чтение с обсуждением Е.Пермяк «Торопливый ножик»  

Совет родителям: научите детей резать, вареные овощи.

3-я неделя

 «За грибами в лес пойдем»

Д/и. «Собери съедобные грибы» Рисование опят ладошкой.

Совет родителям: соберите в лесу грибы вместе с детьми.

4-я

неделя

Д/и. «Мы пассажиры»

Обсуждение правил поведения в транспорте.

Беседа с родителями о важности использования детских кресел в автомобиле.

Ноябрь

Экскурсия на кухню – опасные предметы, как повар пользуется ими.

Демонстрация реальных предметов.

Дискуссия «Как обучать ребёнка безопасному поведению».

1-я неделя

2-я неделя

Игровой тренинг «Вызываю скорую помощь». Тренировать в вызове скорой помощи.

3-я неделя

Моделирование ситуации: «Приготовим пищу…» (игровой уголок).

Рубрика «Приучайте детей к домашнему труду».

4-я неделя

«Бытовые приборы»

Беседа о том, какие бытовые приборы есть дома и для чего они нужны.

Декабрь

«Правила общения с незнакомыми людьми»

Игровой тренинг «Ко мне подошел незнакомец». Тренировать в умении отвечать незнакомцу.

«Школа для занятых родителей»; «Чем занять своего ребёнка».

1-я неделя

2-я неделя

Практическая деятельность. «Приготовление салата из моркови, свеклы, картофеля, лука, чеснока».

Беседы с детьми: «Моя помощь дома».  

Досуговая программа:

«Как организовать досуг дома»

3-я неделя

Презентация.

«Шалости на кухне».

Игровой тренинг «Что делать, я обжегся». Тренировать в умении оказывать помощь при ожоге.

«Как организовать досуг, если вам некогда» - продолжение досуговой программы.

4-я неделя

«Витаминная семья».

Презентация «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Январь

Игра-придумывание: «Как непослушный котёнок обжёг лапу».

Совет родителям: введите  в обязанность ребенка мыть посуду (ведите экран дежурства)

1-я неделя

2-я неделя

«Наши помощники  дома».

Д./и. «Осторожно!» (Неправильное обращение с электроприборами)

3-я неделя

Презентация « Лед на реке – это опасно»

Совет родителям: понаблюдайте с ребенком лед на реке.

Февраль

Игровой тренинг «Вызываем пожарных». Закрепить умение правильно и четко вызывать пожарных.

Совет родителям: закрепите знание ребенком ФИО, домашнего адреса, телефона.

1-янеделя

3-я неделя

Аппликация «Пожарная машина»

Просмотр мультфильма «Про медвежонка Тишку», Показ слайдов: пожарные машины.

Рубрика: «Свод жизненно важных правил для всей семьи"

Март

Игровой тренинг  «На мне загорелась одежда». Тренировать действовать в экстренной ситуации.

Беседа с  родителями  «Если ваш ребёнок один дома».

1-я неделя

3-я неделя

«Подарок Айболита».  (Книга с алгоритмом оказания первой помощи)

Игровой тренинг  «Первая помощь» упражнять в умении оказывать себе и другому первую помощь (кровь из носа)

Азбука для родителей: «Как обучать ребёнка безопасному поведению».

Апрель

«Собака бывает кусачей»

Обсуждение, что делать, если тебя укусила собака.

1-я неделя

2-я неделя

Беседа « Что делать, чтобы быть здоровым»

Круглый стол «Закаляйся, если хочешь быть здоров»

Май

«Такая разная вода» (опыты с водой: лед, кипяток).

Беседа «К чему приводит неправильное поведение на воде летом»

Совет родителя: проведите с ребенком опыт: заморозьте лед, а потом нагрейте. Наблюдения зарисовать.

1-я неделя

2-я неделя

Д/и. «Полезно – вредно»

Дискуссия «Еда полезная и вредная»

3-я  неделя

Рисование «Насекомые вокруг нас»

Наблюдение за насекомыми.

Игровой тренинг «Если меня укусила пчела». Тренировать оказывать помощь.

Папка - передвижка « Осторожно, клещи!»

 4-я неделя

Мониторинг.

Рекомендации родителям «Что читать детям  летом»


Приложение №6.

Эффективность использования тренингов по обучению ОБЖ.

Как научить детей жизненно важным правилам поведения, чтобы сохранить их жизнь и здоровье? Мы,  взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используем долгие наставления и нравоучения, либо регулируем поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь малоэффективен. В первом случае у взрослого возникает иллюзия, что ребенок понял смысл того или иного правила поведения, тогда как на самом деле это не всегда соответствует действительно, и в изменившихся обстоятельствах ребенок снова может допустить опасную ошибку. Второй путь неизбежно приводит к необходимости постоянного внимания и контроля со стороны взрослого, что не всегда возможно. Кроме того, если запреты будут налагаться на многочисленные действия ребенка, он не сможет выполнять их в полной мере, и некоторые из правил неизбежно будут нарушаться. А это может привести к несчастным случаям и травмам.

Для того, чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации. Вот тут и помогут тренинги. Тренинг — особый метод получения знаний, который отличается от своих аналогов тем, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента. Благодаря тому что ситуация тренинга обучающая, ни один из участников не рискует, а приобретает и использует новый опыт. Тренинг всегда практичен, его задачи жизненны, предназначены для воплощения в повседневной реальности.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Дети по своим физиологическим особенностям не могут  самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на воспитателя и родителей возложена миссия защиты ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

В тренингах ребенок проигрывает опасные ситуации под присмотром воспитателя, получает жизненно важный опыт.

При разработке тренингов я придерживалась следующих принципов:

  • Принцип системности.

Работа должна проводиться системно весь учебный год.

  • Принцип последовательности.

При работе с детьми разного возраста содержание тренингов выстраивается с соответствующим усложнением от группы к группе.

  • Принцип полноты.

Содержание тренингов должно быть реализовано по всем разделам ОБЖ.

  • Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи

Содержание работы по ОБЖ должно проводиться не только в ДОУ, но и в семье. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

Формирование опыта по ОБЖ осуществляю по трем этапам.

  1. Этап уточнения и систематизации знаний дошкольников о правилах безопасного поведения в быту преимущественно через дидактические игры;
  2. Этап освоения умений безопасности жизнедеятельности через имитирование и моделирование возможных угрожающих ситуаций, обращение с ними;
  3. Этап практических действий с доступными потенциально опасными предметами быта.

Критерием эффективности тренингов является умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода с соблюдением мер предосторожности, умением оказать себе и окружающим первую помощь, умением правильно реагировать в экстремальных ситуациях, соблюдать правила поведения на улице, в транспорте и природе. Как показывает опыт работы и итоги мониторинга, к концу учебного года дети подготовительной группы успешно овладевают этими знаниями.


Приложение №7.

Список литературы.

  1. Горбунова Н.А. « ОБЖ». – В., 2002.
  2. Интернет – ресурсы.
  3. Новикова И.М. «Формирование представлений  о здоровом образе жизни  у дошкольников». – М.,2009.
  4. Саулина Т.Ф. « Три сигнала сфетофора». М.,2009.
  5. Шарова О.Г. Основы пожаробезопасного поведения. – СПб.,1997.
  6. Т.А.Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей 5-8лет», М.2005г
  7. .А.Г.Макеева,И.Л.Лисенко «Долго ли до беды»
  8. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.