Формирование основ пожарной безопасности детей 6 – 7 лет
методическая разработка по обж (подготовительная группа) на тему

Актуальность и перспективность:

В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников, которая признается одной из приоритетных в сложном современном обществе.

 Познание человеком объективного мира начинается с отражения отдельных свойств, а затем и целостных предметов окружающей действительности в форме ощущений и восприятий.

Являясь исходными, познавательными процессами, ощущение и восприятие интенсивно развиваются в детстве, и создают фундамент для развития основ безопасности собственной жизнедеятельности, как в дошкольном возрасте, так и во взрослой жизни.

Безопасное поведение ребенка – самое актуальное в современном мире. Очень важно с юного возраста формировать навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, что в дальнейшем сможет благоприятно повлиять на развитие личности, навыки самосохранения, формирование мировоззрения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ пожарной безопасности детей 6 – 7 лет

Актуальность и перспективность:

В настоящее время, когда внимание общества направлено на изучение условий, способствующих развитию социально активной личности, особенно значимой становится проблема безопасности жизнедеятельности воспитанников, которая признается одной из приоритетных в сложном современном обществе.

 Познание человеком объективного мира начинается с отражения отдельных свойств, а затем и целостных предметов окружающей действительности в форме ощущений и восприятий.

Являясь исходными, познавательными процессами, ощущение и восприятие интенсивно развиваются в детстве, и создают фундамент для развития основ безопасности собственной жизнедеятельности, как в дошкольном возрасте, так и во взрослой жизни.

Безопасное поведение ребенка – самое актуальное в современном мире. Очень важно с юного возраста формировать навыки правильного поведения в чрезвычайных ситуациях, что в дальнейшем сможет благоприятно повлиять на развитие личности, навыки самосохранения, формирование мировоззрения.

Научно - практическая новизна и обоснованность:

Основное условие правильного воспитания основ безопасности ребенка дошкольного возраста - обеспечение достаточного разнообразия внешних воздействий, организация зрительного и слухового мира, в котором существует ребёнок (Л.А. Венгер, Ш.А. Абдуллаева. Э.Г. Пилюгина, Н.П. Сакулина и др.). Для выполнения этого условия необходимо соответствующее оборудование помещения и особенно пространства, окружающего ребенка.

Возрастающее внимание современной педагогической психологии и практики образования к вопросам пожарной безопасности обусловлено главной особенностью современного мира – его высокой динамичностью. Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления активности, правильное поведение в экстремальных ситуациях, например при пожаре, является основным условием спасения. В соответствии с ФГОС ДО, одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Исследователи считают, что применение информационно-коммуникационных технологий в работе с дошкольниками— это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее достичь нового уровня отношений между участниками образовательного процесса на всех этапах педагогической деятельности

Рациональность использования информационных технологий детей 6-7 лет подтверждают работы как отечественных так и зарубежных исследователей (Н.П.Чудова, Е.Н.Иванова, Б.Хантер, С.Пейперт и др.).

Внедрение в образовательный процесс информационных технологий наравне с другими средствами призвано способствовать обогащению представлений детей о социальном мире, об окружающем мире, расширению опыта и знаний, повышению мотивации к познанию. Именно поэтому мы включили  в образовательный процесс интерактивные игры, направленные на формирование безопасного поведения дошкольников – организационную форму досуга с использованием интерактивной доски, либо просто ноутбука (компьютера), специально подготовленных игровых заданий,  видеоматериала. Тематика игр обширна, связана с образовательными задачами и интересами детей, дифференцирована с учетом возраста детей.

Соблюдается основной принцип дидактики – наглядность, что обеспечивает оптимальное усвоение материала дошкольниками и повышает мотивацию к деятельности.

Исходя из выше сказанного, возникла необходимость к разработке и реализации серии интерактивных игр, направленных на формирование пожарной безопасности дошкольников.

Практическая значимость:

        Интерактивные игры по обучению правил пожарной безопасности, направленны на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

        Поэтому значение пожарной безопасности ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного образования задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов пожарной безопасности в детском саду.

Серии интерактивных играх на тему «Основы безопасности»  могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе воспитателей и психологов в дошкольных учреждениях с детьми  и в консультативной практике для родителей.    

Участившиеся в последнее время пожары и их анализ причин возникновения, обязывают систематическую работу с детьми и родителями. По статистике: на тысячу пожаров - сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия.

Ознакомление дошкольников с правилами противопожарной безопасности должно проводиться и в семье, только систематическая, планомерная работа в содружестве с семьёй поможет сформировать у дошкольников прочные знания о правилах противопожарной безопасности.

Практика работы показывает, что многие родители сами не в ладах с правилами противопожарной безопасности. Зачастую спички дома хранятся в доступных для детей местах. Малыши нередко имеют доступ к электронагревательным приборам, топящимся печкам, газовым плиткам. Всё это чревато серьёзными последствиями.

Безопасность ребенка – это одна из главной приоритетности, как родителей, так и воспитателей дошкольного образования, именно на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и сформировать навыки необходимого поведения в разных жизненных ситуациях.

Целевая группа:

Дети старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет), родители.

Цель:

Формирование у дошкольников основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения.

Образовательные задачи:

•        Формировать у детей сознательное и ответственное отношение к пожарной безопасности;

•        Формировать у детей представления об опасных и вредных факторах, возникающих во время пожара;

•        Формировать умения правильного поведения в различных пожароопасных ситуациях;

•        Формировать умение применять знания в повседневной жизни, обеспечивающие безопасность в доме, детском саду;

•        Формировать компетентность у родителей в вопросе пожарной безопасности дошкольников.

Главное в организации интерактивной игры с дошкольниками — создание условий для обретения значимого для них опыта социального поведения. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме «Формирование основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста» для конкурса "Педагог года -2021"

Вся моя работа посвящена актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность опыта связана и ...

Родительское собрание на тему «Формирование основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста»

Цель: привлечь внимание родителей к проблеме пожарной безопасности.Задачи:Расширение кругозора родителей по правилам противопожарной безопасности.Привлечение внимания родителей к необходимости проводи...

Сценарий Спортивно-игрового досуга по формированию основ пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста «Пожарные на учениях»

Спортивно-игрового  досуга  по формированию основ  пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста....

Формирование основ пожарной безопасности у дошкольников. Краткосрочный педагогический проект: «Пожарная безопасность в детском саду»

Актуальность реализации проекта:Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме дать детям начальные знания пожарной безопасности. Ведь в современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастр...

Краткосрочный проект: Формирование основ пожарной безопасности в детском саду. «Юные пожарные»

Знание и  соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека,  когда они привиты с детства.  Именно в дошкольном возрасте возникают благопр...

Конспект занятия по формированию основ пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Юные пожарные»

Закрепить имеющиеся знания о правилах пожарной безопасности и действий в экстремальных ситуациях на практике....

Квест-игра для детей по формированию основ пожарной безопасности в старшей группе (5-6 лет) «Юные пожарные».

Закрепить имеющиеся знания о правилах пожарной безопасности и действиях в экстремальных ситуациях на практике....