ПРОЕКТ «Осторожно, огонь!»
статья по обж (старшая группа) по теме

Наумкина Елена Владимировна

В последнее время, к сожалению, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. Виной всему – халатное отношение взрослых. Но нельзя не упомянуть, что виновниками пожаров бывают и дети. Зачастую они не имеют элементарных знаний и правил пожарной безопасности, не умеют вести себя в экстремальных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prekt_po_pozharnoy_bezop.docx35.52 КБ
Файл pravila_pozharnoy_bezopasnosti.pptx1.45 МБ
Файл Отчет о проекте14.82 КБ

Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Осторожно, огонь!»


Разработчик проекта: Наумкина Е.В.


Паспорт проекта

Пояснительная записка

В последнее время, к сожалению, выявляется закономерность роста такого стихийного бедствия, как пожар. Виной всему – халатное отношение взрослых. Но нельзя не упомянуть, что виновниками пожаров бывают и дети. Зачастую они не имеют элементарных знаний и правил пожарной безопасности, не умеют вести себя в экстремальных ситуациях.

Вид проекта: краткосрочный.

Время реализации проекта: 16.11.2017-23.11.2017 г.

Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.

  1. Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, инструктор по физической культуре, сотрудники пожарной части.

Проблема: у детей дошкольного возраста недостаточно знаний о правилах пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения.

Цель проекта: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности в ДОУ.

Задачи проекта:

 - уточнить, систематизировать и углубить знания детей о правилах пожарной безопасности, формировать привычки их соблюдения;

- учить детей правилам поведения в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);

- познакомить со средствами пожаротушения;

-способствовать овладению приемами элементарного практического взаимодействия с окружающими предметами, с помощью которых можно потушить пожар;

- расширить знания детей о профессии пожарного;

- воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить работу по преодолению страха перед огнем;

-развивать в детях желание заниматься физической подготовкой, чтобы быть ловкими, смелыми и сильными, как пожарные;

- формировать чувства ответственности за свои поступки и личное отношение к соблюдению и нарушению правил пожарной безопасности;

Аннотация к проекту:

 Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, что у детей                                                                             этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку.  Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями.                                                            

Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом. Чтобы сделать отношение человека к этой проблеме осознанным, необходимо уже с дошкольного возраста заниматься вопросами пожарной безопасности. Эта работа должна вестись целенаправленно и систематически. Нашему Центру  надо объединить усилия, чтобы уберечь детей от трагедии.

Предполагаемый результат

• углубление знаний детей о правилах пожарной безопасности, формирование привычки их соблюдения;

• правильное поведение в экстремальной ситуации (набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону: четко называть свой адрес);

• знать средства пожаротушения;

• уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара;

• знать о профессии пожарного;

• осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

Этапы проекта

1 этап. Подготовительный

• Составление паспорта проекта.

• Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

• Подбор презентаций для просмотра.

• Изготовление дидактических игр.

• Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.

• Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Выполнение проекта

• Проведение с детьми бесед о пожарной безопасности;

• Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр, спортивного развлечения;

• Чтение художественной литературы детям (заучивание стихов, загадывание загадок по теме).

• Рассматривание картин, рисование рисунков.

• Экскурсия по Центру (знакомство со средствами  пожарной безопасности.)                            

  • Работа с родителями:

Газета для родителей «Огонь – опасная игра»

Папка – передвижка «Основные правила поведения при пожаре»

Консультации для родителей: «Ребенок и огонь: обеспечим безопасность»

3 этап. Результаты

• Спортивное развлечение «Пожарные-люди отважные »

• Презентация «Правила пожарной безопасности

Схема реализации проекта

ДНИ

НЕДЕЛИ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ

РАБОТЫ.

Четверг.         16.11.2017 

«Осторожно, огонь! »

Разобрать с детьми ситуации возникновения пожара, углубить и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожара. - беседа «Почему огонь полезен и опасен? »

- чтение С. Маршак «Пожар»

- загадывание загадок по теме (см. приложение 1)

- рассматривание сюжетных картинок «С огнём играть нельзя! »

- д/и «Да или нет» (см. приложение 2)

Пятница.                17.11.2017

«Знает каждый гражданин, этот номер - 01»

Познакомить детей с основными правилами пожарной безопасности, с первыми действиями при обнаружении пожара. Учить правильно сообщать о пожаре по телефону,  экскурсия по Центру (знакомство  со средствами  пожаротушения)

- Практикум «Учимся сообщать о пожаре по телефону»

- заучивание стихотворения.

- д/и «Как избежать неприятностей»

- Игра «Это я, это я, это все мои друзья»)

- разгадывание кроссворда «Что может вызвать пожар»

- инсценировка сказки С. Маршак «Кошкин дом»

-«Кошкин дом» Пальчиковая игра (см. прложение 4)

Понедельник.        20.11.2017

«Детские шалости с огнём и их последствия»

Сформировать представление детей о предметах, которыми пользоваться категорически запрещено: спички, газовая плита и т. д.

- Чтение «Сказка о спичке и добром огне», К. Чуковский «Путаница», С. Михалков «Дядя Стёпа»

- ситуация «Что делать если… »

-Беседа «Эта спичка невеличка» (см. приложение3)

- рисование «Спички детям не игрушка»

Вторник.    21.11.2017

«Школа пожарников»

Ознакомить детей с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильные решения в экстремальных ситуациях. Воспитывать чувство ответственности перед товарищами.

Дидактическая игра                     (см. приложение 5)

Среда    22.11.2017.

«Пожарные»

• побуждение участников игры к проявлению фантазии и выдумки в реализации замысла;
• поддержание ролевого диалога;
• смена ролей в ходе игры.

Сюжетно-ролевая игра:             введение игровых ситуаций типа                                           «В горящей квартире остались дети»,                           «Дима увидел пожар в лесу» и т.п.

Четверг 23.11.2017

Спортивное развлечение «Пожарные-люди отважные »

Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, умение найти выход в случае опасности.                             Развивать двигательные качества: ловкость, силу, быстроту, выносливость.            Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки, дружеского отношения детей друг к другу.

- загадывание загадок.

- чтение стихов.

- эстафеты:                               1«Кто быстрее сообщит опожаре?»

2«Сбор пожарной команды»

3«Пожарные едут на помощь»

4«Спаси животного и людей из пожара»

5«Потуши полжар»

(см. конспект развлечения)

Приложение 1

Загадки
Где с огнём беспечны люди,
Там взовьётся в небе шар,
Там всегда грозить нам будет
Злой
…(пожар)
В маленькой коробке – сестрички-невелички;
Лежат – молчат, чиркнешь – горят.
(спички) 
В коробке лежат сестрички –
Очень маленькие…(
спички)
Долго я стою в шкафу,
Но когда отключат свет,
И меня выводят в свет.
Поджигают – я пылаю
И тихонько убываю.
(свеча)

Приложение 2
Дидактическая игра «Да - нет»
-Можно спичками играть?(нет)
-На скакалочке скакать?(да)
-А петарды поджигать?( нет)
-Не затушенный в лесу костёр бросать?( нет)
-А конструктором играть?( да)
-Траву сухую поджигать?( нет)
-Газ без взрослых зажигать?( нет)
-А с трансформером играть?( да)
-Электроприборы включать?( нет)
-Фломастерами рисовать?( да)
-Можно свечи зажигать?( нет)
-Можно в кубики играть?( да)
-С зажигалкой играть?( нет)

Приложение 3

Беседа «Эта спичка невеличка»
Цель: довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного и безответственного человека; познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.
Пособия: коробок со спичками, тематические картины.

Ход занятия.
Мы знаем, дети, что огонь может принести большие бедствия, если допустить пожар. Он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные просторы.
-От чего происходят пожары?
-От молнии, от искры, от не затушенной спички.
-Посмотрите на эту картину. Что вы на ней видите?
-Здесь нарисован пожар. Горит дом.
-А как вы думаете, почему случился пожар?
-А может кот-то из детей брал спички и пытался зажигать их?
-А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили пользоваться спичками? А ну-ка покажите, как зажигать. Не надо торопиться. Спичку надо держать так, чтобы она, загораясь, не обожгла пальцы. Иначе её приходиться бросать, когда она ещё не погасла. А к чему это может привести?
-Правильно, это может привести к пожару. Как в стихотворении, которое написала Елена Хортинская. Послушайте, какую историю затеял непослушный мальчик Вова:
Можем мы костёр разжечь
Поиграем, а потом
Всё затушим и уйдём…
Вова быстро чиркнул спичкой,
И вспорхнуло пламя птичкой.
Красной стружкой завилось,
Дунул ветер - и по стружкам,
По дощечкам, по кадушкам.
По дровам огонь разнёс…
Больше пламя, выше пламя!
«Ой, боюсь, сгорим мы сами…»
И ребята со всех ног
Поскорее наутёк…
-Почему убежали ребята? Как в этом случае мальчикам нужно было поступить?
-Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете? И пожар был бы затушен, не причинив дому большого вреда. А то чуть-чуть не пострадала маленькая Тома:
Дымом комната полна,
На полу у батареи
Плачет жалобно и тонко,
Пламя мечется кругом…
Командир схватил ребёнка,
Пробирается ползком…
Вот мелькнул он на балконе,
Ношу бережно храня…
Вынес Тому из огня…
-Много пришлось поработать пожарным, чтобы справиться с огнём. Но дом

всё-таки пострадал. И всё от чего?
-Правильно, ребята со спичками играть нельзя. Хорошо запомните:
Ростом спичка невеличка,
Не смотрите, что мола,
Эта маленькая спичка,
Может сделать много зла
Крепко помните друзья,
Что с огнём шалить нельзя. 

Приложение 4
Пальчиковая игра «Кошкин дом»
Тили-тили-тили, хлопки
бом! шлепок по коленям
Загорелся помахать кистями
кошкин «ушки на макушке», руки ладошками вперёд
дом. руки «домиком» над головой
Кошка выскочила! топнуть ножкой
Глаза «бинокль»
выпучила. ладошки около глаз
Бежит пальчики «бегут»
курочка большой и указательный пальцы сложить в клювик
с ведром ладошки горсточкой
заливать пальчики как бы брызгают
кошкин дом. руки «домиком» над головой.

Приложение 5

Дидактическая игра «Школа пожарников»
Цель. Ознакомить детей с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильные решения в экстремальных ситуациях. Воспитывать чувство ответственности перед товарищами.
Игровое задание. Не допускать пожара.
Правила игры. Не повторять предложенные детьми варианты разрешения ситуации. Правильно оценивать ответы.
Материалы. Картинки, изображающие разнообразные случаи возникновения пожара, например, от неправильного пользования спичками, электроприборами, от костров в поле, лесу и т.д.                                                                         Разработайте проблемные ситуации, ставящие детей перед выбором: 1) предупредить пожар, 2) гасить его, звать на помощь взрослых, 3) ничего не делать. Фишки под такими же номерами.
Игра. Картинки по одной выставляют на доске, задают проблемные ситуации. Дети, решившие, как надо поступать, подходят к ведущему и по секрету

сообщают о своём решении. Ведущий оценивает его одной из трёх фишек. Когда желающих больше нет, каждый вслух называет ответ и показывает фишку. Дети убеждаются в разнообразии или единстве вариантов разрешения данной ситуации, сверяют правильность предложенных ими решений с решением ведущего.
Затем выставляется другая картинка и игра продолжается.
В конце игры на доске нужно записать, сколько и каких фишек набрал каждый ребёнок.

Стихи

Уходя тушите свет!

Знай, любые провода

Повреждённые – беда!

Ведь они опасны слишком

Замыкание как вспышка!

Дать друзьям такой совет

Просто каждый может:

Уходя тушите свет

И приборы тоже


Ребята, вам твердят не зря:
Играть со спичками нельзя!
Огонь опасен, к сожаленью,
Для всех людей без исключенья!
Его так трудно потушить –
Он может всё вокруг спалить!
И вот уже в огне – весь дом…
Опасны шалости с огнём!

Без взрослых с огнём развлекаться опасно –
Закончиться может забава ужасно.
В лесу очень сухо бывает порой,
Костёр обернётся серьёзной бедой!
Представьте, что пламя легко разгорится,
Начнёт полыхать, разбегаться, искриться –
Его потушить невозможно тогда…
Пожары лесные – большая беда!
Погибнут деревья и звери, и птицы…
Без взрослых костёр зажигать не годится !

В поход спешат ребята!
Но знать туристам юным надо:
Чтоб не страдали звери, птицы,
Природу портить не годится!
С поляны мусор соберите
И на костре его сожгите!
Костёр в лесу не оставляйте –
Песком, землёю засыпайте,
Чтоб не дымился, не искрил,
Беды в лесу не натворил…

Не берите в руки спички!

Чтобы лес, звериный дом,

Не пылал нигде огнём,

Чтоб не плакали букашки,

Не теряли гнёзда пташки,

А лишь пели песни птички,

Не берите в руки спички!

Анализируя работу проекта по пожарной безопасности, можно сделать вывод, что благодаря систематизации мероприятий у детей сформировался фундамент знаний правил пожарной безопасности и умение регулировать своё поведение в соответствии с различными чрезвычайными ситуациями.

Список используемой литературы:
1. Артёмова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников.- Москва, Просвещение, 1992г.
2. Бардышева Т.Ю. Здравствуй, мальчик. – Издательский дом «Карапуз», 2004г.
3. Бурдина С.В. Игровой дидактический материал по основам безопасной жизнедеятельности.- Киров, 2004г.
4. Карисова Ж.М. Сценарии мероприятий по пожарной безопасности.- Издательский торговый дом Корифей, Волгоград, 2010г.
5. Маршак С.Я. Пожар. Рассказ о неизвестном герое.- Москва, Детская литература, 1989г.
6. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чюдо- всюду. Мир людей.- Академия развития, 2000г.
7. Шорыгина Т.А. Основы безопасности. – Москва, 2006г.
8. Шпагин М. Что было до… - Москва, Детская литература, 1989г.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Казённое дошкольное образовательное учреждение Воронежской области «Кантемировский ЦППМСП» Правила пожарной безопасности Инструктор по физической культуре: Наумкина Е. В.

Слайд 4

Скучно маму ждать с работы, Очень хочется компоту. В кухню Юленька вошла, Под кастрюлей газ зажгла. Час прошёл–кипит кастрюля, Испугалась наша Юля. Мало сделалось воды, Так недолго до беды… Сам к плите не прикасайся, Лучше взрослых дожидайся .

Слайд 5

Жарко вспыхнула квартира, Плачет маленькая Ира. Ваня –старший брат- кричит: «Убегаем, дом горит!» Ире боязно бежать; «Лучше спрячусь под кровать». А Иван не оробел и сестру спасти успел. Теперь малышка точно знает: С пожаром в прятки не играю т.

Слайд 6

У костра играли дети, Куртка вспыхнула на Пете, Заметался он с испугу, Но помог Никита другу: Петю на бок повалил И водой его облил… Забросать землёй пришлось Чтобы пламя унялось. В горящей одежде Бежать запрещается, От ветра сильнее Огонь разгорается!

Слайд 7

Предложил однажды Рома Фейерверк устроить дома Из двенадцати ракет. Пока папы с мамой нет. Рома взял ракеты в руки. И поджёг четыре штуки, Не пришлось повеселиться. Оба мы лежим в больнице. Обожгли носы и щёки. С фейерверком шутки плохи.

Слайд 8

В зажигалке или спичке - Огонёчек- невеличка. Просит: «Поиграй со мной, Я ведь робкий и ручной». Но плохая он игрушка: Подожжёт диван, подушку, Книжки, стол, ковёр, обои И большой пожар устроит. Что запомнить мы должны? Спички детям не нужны !

Слайд 9

Свечи ёлку украшают- Огоньки на ней мигают. Вдруг схватился огонёк За серебряный флажок. Разом вспыхнули иголки, Пять минут – и нету ёлки. А ведь всех предупреждали, чтоб свечей не зажигали!

Слайд 10

Мы в лесу костёр зажгли, Посидели и пошли. А огонь не затушили, «Сам погаснет!»,-мы решили. Ветром пламя разметало, И вокруг, как в печке стало. До небес огонь поднялся, И за нами вслед помчался. Гибнет лес, пропали звери. Всех несчастий не измерить .

Слайд 11

Огонь и дым со всех сторон, Нам срочно нужен телефон. Просто цифры набирай И адрес точный называй. Примчится на помощь Пожарный расчёт И всех нас пожарный Геройски спасёт!

Слайд 12

Подожгли мальчишки пух, А огонь-то не потух. Тополиный пух горит, Пламя по двору бежит… Чья-то вспыхнула машина- Очень страшная картина! Надо помнить, надо знать, Пух опасно поджигать!



Предварительный просмотр:

Отчёт о реализации проект по пожарной безопасности                      

Безопасность детей и взрослых является одной из основных задач нашего общества, а детский сад – это целостный организм, где все, начиная от руководителя и заканчивая техническими работниками, должны осознавать и нести полную ответственность за сохранение жизни и здоровья, за безопасность доверенных нам детей.

В нашем Центре был проведён комплекс мероприятий по пожарной безопасности.

В течение недели был проведён краткосрочный проект «Осторожно, огонь!» по пожарной безопасности с детьми подготовительных групп. Я  старалась                                                            построить свою работу таким образом, чтобы ребятам было не только интересно, а самое главное, чтобы они запомнили правила пожарной безопасности.

В работе с детьми я использовала разнообразные формы:

- Дидактические игры. 

- Занятия-беседы. - Составление творческих рассказов

- Просмотр мультфильмов на противопожарную тематику. Ознакомление с научно-популярной и художественной литературой                                         -.

- Конкурс рисунков.

- Подвижные игры «Пожарные на учении»«Костёр»«Спички в коробке».

 - Рассматривание плакатов и иллюстраций по пожарной тематике.

Дети с большим энтузиазмом учились правильно вызывать пожарную охрану, внимательно слушали о том, как следует вести себя, если вдруг в квартире или на улице случится пожар, упорно спорили: «Огонь – он друг или враг?».

Итоговым проектом стало развлечение «Пожарные - люди отважные», на котором продолжили познавать азбуку пожарной безопасности в подвижной игровой форме. К детям в гости пришли спасатели МЧС, которые с удовольствием оценивали соревнования двух команд.                                                                                               В завершении гости загадывали загадки детям и  призвали беречь себя, соблюдать правила безопасности дома и на улице.

Даже пришедшую Шапокляк убедили в том, что спички – это не игрушка и шутить с огнём опасно.

Анализируя  свою работу проекта по пожарной безопасности, можно сделать вывод, что благодаря систематизации мероприятий у детей сформировался фундамент знаний правил пожарной безопасности и умение регулировать своё поведение в соответствии с различными чрезвычайными ситуациями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Осторожно, огонь!"

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с...

Проект "Осторожно огонь!"

Проект посвящен проблеме обучения детей правилам пожарной безопасности. На занятии дети в игровой форме получают знания о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огн...

Проект "Осторожно, огонь!"

Цель проекта: формирование у детей осознанного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстримальных ситуациях....

проект "Осторожно огонь"

формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности....

Проект "Осторожно-огонь!"

Актуальность проекта, задачи и перспективное планирование на год....

Проект "Осторожно огонь"

Данный проект ориентирован на формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников...

Проект "Осторожно огонь!"

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуаци...