"Пожар"
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Беляева Инна Алексеевна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pozhar.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательной беседы по ОБЖ с элементами нетрадиционного рисования  в подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности.

 «Правила пожарной безопасности запоминай и всегда их выполняй!»

Цель: 

Создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности о пожарной безопасности.
Задачи:

Образовательные:

Формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности.

 Познакомить со свойствами огня.
Учить доказательно, выражать свои мысли.
Продолжать закреплять  элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара.

Развивающие:

Развивать память, любознательность, логическое мышление, внимание.
Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
Продолжать развивать грамматически правильную речь.

Воспитательные:

Способствовать позитивному настроению и активному проявлению дружеских отношений в совместной деятельности детей.

Воспитывать у детей потребность в заботе о своей безопасности.

Корригирующие:

 Контроль за речевой активностью. Согласовывать род, число, падеж. Индивидуально корректировать речевые высказывания. Активизация и актуализация словаря детей. Повышать умственную и речевую активность.

Методические приёмы:

СЛОВЕСНЫЙ – вводная беседа,  указания, напоминание, индивидуальные указания (т.е. «повтори»), поисковые вопросы, пояснение,   художественное слово:  чтение стихов, анализ

НАГЛЯДНЫЙ – рассматривание, показ, проведение опытов

ПРАКТИЧЕСКИЙ – продуктивная деятельность

Материал:    

Демонстрационный:

Река времени, свеча, подставка, вода в ёмкости,  фарфоровое блюдце, банка, картинки о пожарных, картинки по правилам пожарной безопасности, лист бумаги, спички, красный фломастер

Раздаточный:

Рисунки с изображением  пожара, коктейльные трубочки, акварельные краски, кисточки, подставка, салфетки, раскраски по теме, влажные салфетки, картинки по теме, красные фломастеры

Словарная работа: первобытные люди, пещера, копоть, кислород, слова прилагательные, дивизион, секунды, легенда, миф, пламенем объят, сгореть дотла, дымом заволокло,

Предварительная работа:

 Беседы: «Огонь – важное открытие человека», «Как человек огонь приручил», «Миф о Прометее» - С.А.Козлова «Мой мир», рассматривание картин, обыгрывание проблемных ситуаций, чтение произведений о пожаре:  С Я. Маршак « Кошкин дом», «Рассказ о неизвестном герое»,  «Пожар», Л.Толстой «Пожарные собаки», «Пожар», Б. Житков «В дыму!, «Пожар», К. Чуковский «Путаница», заучивание стихотворений, сюжетно-ролевая игра «Пожарные»

                                                          Ход беседы

Воспитатель:

Сейчас я расскажу вам  о знакомом, но удивительном открытии человека. Отгадайте загадку: «Что дотронувшись едва, превращает в дым дрова?»

О.Д.

(рассказ и показ картинок на «Реке времени»)

В давние-давние времена, первобытные (древние) люди жили в пещерах, где было темно, сыро и холодно. Люди ели сырое мясо, сырую рыбу, боялись диких зверей. И вот однажды разразилась страшная гроза: гремел гром, сверкала молния. Люди в испуге спрятались в пещеру. Вдруг всё вокруг озарилось и стало светло как днём. Люди с опаской выглянули из пещеры и увидели горящее дерево – это молния ударила в него. Один смельчак подошёл к дереву, взял горящую палку и принёс её в пещеру, все разглядывали и удивлялись ярким лепесткам, огонь им казался живым, но когда человек дотронулся до него, то почувствовал сильную боль и выронил горящую палку на сухие ветки и в пещере вспыхнул огонь. Люди очень испугались, но стало светло и у костра было тепло… Так у древних людей появился домашний огонь, который помогал им согреться, приготовить еду, обороняться от хищных зверей,…

Воспитатель:

 Знают взрослые, знают дети:
В самых дальних концах земли:
Люди, сколько жили на свете,
Пуще глаза огонь берегли.
Ведь огонь в холода, в непогоду
У костра их всегда согревал,
И людскому великому роду
Замерзать никогда не давал.
Сохраняли его, как умели,
Всемогущий горячий огонь
И хоть тысячи лет пролетели,
Людям нужен по-прежнему он.
Ведь издавна до нашего века
Он помощник и друг человека.

Воспитатель:

Да, огонь помощник человека, но всегда ли огонь бывает добрым?

Игра «Хорошо – плохо» (ТРИЗ)

ХОРОШО: огонь это хорошо потому, что… топить печку – тепло, приготовит на костре еду, обжигают сырой кирпич, стекло делают, плавят сталь, нагревают в котле воду (паровоз), разбивает огромные камни,…

ПЛОХО: огонь это плохо потому, что… может загореться дом, лес, гибнут лесные звери, пригорает пища, от дыма можно задохнуться, человек может погибнуть,

      (обобщение) Много у огня и хорошего, и плохого, а мы  поговорим о безопасности. Как поступать что бы не случилась беда!

Воспитатель: сейчас вы будете наблюдать  проведение опытов, но их могут проводить только взрослые, ни в коем случае детям этого делать нельзя! ДОГОВОРИЛИСЬ!?

Опыт 1. «Бумага горит»

 Зажигаю свечу. Когда я зажгла свечу, что вы увидели?

О.Д. (огонёк)

Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?

О.Д. (Нет)

 Объясните, почему?

О.Д. (можно обжечься).

Вот у меня в руке лист бумаги, что произойдёт, если я зажгу её?

(скручиваю лист бумаги, зажигаю её, тети наблюдают, затем тушу в ёмкости с водой)

О.Д.
Как вы думаете, что может произойти , если нечаянно уронить свечу, горящую бумагу на ковёр или на пол?

О.Д. (пожар)
Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Опыт 2.  «Пожары загрязняют воздух».
Зажигаю свечу, держу над пламенем стекло, затем фарфоровое блюдце. Это материалы, которые не расплавляются, не загорятся и не нагреются быстро. Через некоторое время будет видно почернение (покрылось копотью). Предлагаю детям (когда материалы остынут) коснуться пальцами почернения и убедиться, что оно пачкается. (дать влажную салфетку)
Опыт показал, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.

Опыт 3.  «Огонь дышит».
Не удивляйтесь, он такой же живой, как и мы с вами. Чем дышит человек? О.Д.(воздухом, кислородом) .

 Накрываю горящую свечу пустой банкой. Пламя быстро погасло. Почему? Потому что в банке остался газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня. Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться?

О.Д. (его можно потушить).

Воспитатель: Чего же боится  огонь, нам сейчас расскажут и покажут дети:

(дети читают четверостишие и показывают картинки)
Если слаб огонь, скорей кружкою воды залей! (зажигаю спичку, бросаю её в воду)

1 ребенок:
 Сыпь песок, брось одеяло, чтобы все не запылало.
Победить огонь сумей, докажи, что ты сильней! (показ картинки)
2 ребенок: Если же большой огонь, дымом все объято,
Выбегать из дома вон надо всем ребятам. (показ картинки)

Воспитатель: Так чего же, боится  огонь? (обобщающий вопрос)

О.Д. (воды, снега, песка, земли,пены).

Воспитатель: 
Огонь приносит много бед, но есть такая профессия, которая считается самой опасной и ответственной — Пожарный. Пожарные постоянно живут напряжённой, полной тревог и опасностей жизнью. (показ картинок)

Ребенок: За сутками сутки и ночью и днем
Готовы пожарные к битве с огнем
И нет на службе секунды для сна
Секунда у них, дорогая цена.
Едва о беде сообщит телефон
Помчится на выручку  в битву с огнём!

Воспитатель: назовите, каким должен быть пожарный?

(О.Д.) Пожарный должен быть сильным, смелым, выносливым, ловким, здоровым, добрым. Пожарные много занимаются спортом, тренируются, могут быстро подняться по лестнице на любой этаж.

Воспитатель:
Ребята, расскажите о правилах пожарной безопасности !

(дети берут картинку по теме, читают четверостишие, затем перечёркивают её фломастером, дети за столами делают то же самое на своих картинках.)

1 ребенок: Костёр вы бросили в лесу-
И вот несчастье на носу.
Ты о пожаре услыхал-
Скорей об этом дай сигнал!

2 ребёнок: Не играй, дружок, со спичкой!
Помни ты: она мала,
Но от спички-невелички
Может дом сгореть дотла.

3 ребёнок: Чтоб он не стал твоим врагом,
Будь осторожен с утюгом.
Не суши бельё над газом-
Всё сгорит единым разом!

4 ребёнок: Для забавы, для игры
Спички в руки не бери.
Не шути, дружок, с огнём,
Чтобы не жалеть потом.

5 ребёнок: Если ты включил утюг,
Убегать не надо вдруг.
Закрывая в доме дверь
Все ли выключил? Проверь!!!

ФИЗМИН

Если вдруг стряслась беда (наклоны в стороны)

Не теряйтесь никогда (руки вперед, вверх, вниз)

Действуйте умело. (шагаем)

Нужно 01 набрать (рисуем в воздухе 01)

И пожарных вызывать. (прыжки)

Воспитатель: Ребята, мы с вами повторили правила пожарной безопасности, и теперь, я надеюсь, вы будете не только всегда помнить, но и выполнять их.

А теперь я вам предлагаю самим побывать пожарными. Нужно потушить горящий дом, (костёр) но хорошо что он нарисованный! Берите рисунки, коктейльные трубочки, что вам ещё нужно!? (О.Д. – вода!)

Продуктивная деятельность детей

(дети через коктейльные трубочки дуют на воду по направлению к пожару, тем самым тушат его)

Воспитатель: молодцы, помогли пожарному потушить огонь!

 Все вы силы приложили
И пожар вы потушили
Было трудно, тяжело,
Но умение и ловкость
Нас от бедствия спасло!

Заканчивая наше занятие,
Я хочу вам пожелать:
Бед пожарных и несчастий
В вашей жизни избежать.
Помните, что шалость с огнём
Обернётся пожаром и злом.

Вы  правила должны всегда соблюдать,
И с огнём никогда не играть.

Чтобы вы не забывали о правилах пожарной безопасности, возьмите раскраски пожарных машин и дома раскрасите их.

( Дети выбирают себе раскраски по теме для свободного пользования.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Экологическая сказка "Пожар в лесу".

Комплексное занятие: познавательное + лепка. Развивать нравственные чувства - сожаление, сочувствие, замечать эмоциональное состояние героя. Развивать у детей осознанное отношение к семье, любовь к б...

Проект по противопожарной безопасности « Искру туши до пожара, беду отведи до удара».

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность проекта связана и с тем, ...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой по пожарной тематике: "Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Пожар" и беседа по его содержанию"

Конспект занятия содержит  хороший программный материал по ознакомлению с  художественной литературой, а также много занимательного материала....

Беседы о пожаре с детьми.

Цель: Познакомить детей с правилами пожарной безопасности и как вести себя во время пожара с помощью бесед....

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Причины возникновения пожара. Что нужно делать при пожаре»

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста «Причины возникновения пожара. Что нужно делать при пожаре»...

Основные правила поведения при пожаре. Правила безопасного поведения при пожаре.

Презентация для детей "Основные правила поведения при пожаре. Правила безопасного поведения при пожаре"....