Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожной безопасности
учебно-методический материал по обж (подготовительная группа)

Митрович Марина

Опыт работы по обучению дошкольников ПДД 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mitrovich_m.a._opyt_raboty.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 компенсирующего вида» г.Сосногорска

Опыт работы по обучению детей правилам дорожной безопасности

«Возрастные особенности обучения детей

дошкольного возраста правилам дорожной безопасности»

Воспитатель  Митрович Марина Анатольевна

Сосногорск 2018

Я работаю воспитателем в  МБДОУ «Детский сад №8 компенсирующего вида» г Сосногорска. Мы реализуем  «Адаптированная образовательная программа МБДОУ «Детский сад №8 компенсирующего вида» г Сосногорска» разработанную на основе примерной образовательной программы «Детство».  Дополнительно педагоги используют программу «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (под редакцией Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стёркиной), раздел «Ребёнок на улице города». Программу  «Светофор» Т.И. Данилова

Расположение детского сада недалеко от дороги обусловило повышенное внимание коллектива к проблеме профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Почти каждое третье ДТП происходит по вине самих несовершеннолетних. Среди этих детей процент дошкольников составляет небольшую часть. Связано это с тем, что они, как правило, на дороге находятся вместе со взрослыми. Но как только они становятся более самостоятельными в начальной школе число детей, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, резко возрастает.

Поэтому, считаю эту тему актуальной , необходимо учить дошкольников правилам безопасного поведения и сделать это лучше заранее, чтобы к школе у них уже были сформированы навыки.

В образовательный процесс по данному направлению включен весь коллектив: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Началом работы по теме опыта стал детальный анализ образовательного процесса по обучению правилам дорожного движения  и создание на базе нашего детского сада ресурсного центра по обучениям правилам дорожной безопасности.

Предпосылками к  данной работе  явились:

 - видоизменение и совершенствование развивающей среды;

 -использование инновационных технологий;

 -адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

 -многофункциональное взаимодействие с социумом.

Разработаны все этапы обучения дошкольников на разном возрастном этапе. Данная работа  привлекает к участию всех участников образовательного процесса детей, педагогов, родителей,   представителей ГИБДД  г.Сосногорска, работа направлена на ознакомление детей с правилами дорожного движения , развития у них самостоятельности, внимательности, воспитания навыков личной безопасности, что особенно актуально для старших дошкольников, которым скоро предстоит идти в школу. Проект имеет широкий социальный охват, так как в реализации проекта участвуют 7 дошкольных образовательных организаций, расположенных в микрорайоне Сосновка, г.Сосногорска., Управление образования МР «Сосногорск», Отдел пропаганды дорожной безопасности ГИБДД по г. Сосногорску  

Цель: Выработать у детей дошкольного возраста стереотип безопасного поведения на дороге.

Задачи:

- Уйти от эпизодических мероприятий к системе работы проводимой коллективом детского сада в работе с детьми ,родителями , педагогами.

-Выйти за рамки традиционных форм и методов работы - как организационных , так и методических и образовательных

- Организовать сотрудничество, сотворчество и совместную деятельность сотрудников ГБДД , педагогов, детей дошкольного возраста и родителей микрорайона Сосновка.  

- Обобщение и распространения опыта работы по обучению ПДД дошкольников на муниципальном уровне.  

Планируемые результаты:

1.Организованная система работы по профилактике дорожного травматизма среди детей дошкольного возраста.

2. Повышение качества знаний у дошкольников по безопасному поведению на дороге.

3. Повышение ответственности родителей, за безопасность детей на дороге

Этапы обучения дошкольников правилам безопасного поведения на дороге в соответсвии с возрастом

В I-й младшей группе  у детей формируются представления об улице, о дороге, легковых и грузовых видах транспортных средств; некоторых видах маршрутных транспортных средств (автобус, трамвай); труде водителя. Следовательно, в центре «ОБЖ» блока «Безопасность дорожного движения» рекомендуем иметь:

Картины с изображением улиц и дорог с движущимися по ним транспортными средствами

 Наборы различного вида транспортных средств, крупного и среднего размера

 Картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые, грузовые, маршрутные (автобус, трамвай))

Картины с изображением различного вида транспортных средств с сидящими в них водителями.

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт» (разноцветные рули, шапочки разных видов транспортных средств, нагрудные знаки  и т.п.)

Художественная литература: А.Барто «Игрушки»: «Грузовик»,

Дидактические игры: «Собери легковой автомобиль» (из 4-х частей), «Собери грузовой автомобиль»

Во II-й младшей группе у детей расширяются знания и навыки, полученные в первой младшей группе: продолжается  работа по знакомству с транспортными средствами: легковые, грузовые;  маршрутные транспортные средства (автобус, трамвай,троллейбус); специальный транспортные средства - «Скорая помощь», «Пожарная»; дети получают новые знания о труде водителя;  знакомятся с правилами поведения в маршрутных транспортных средствах; знакомятся с понятием «светофор» и его сигналами; продолжают знакомиться с элементами дороги: «тротуар», «проезжая часть», «пешеходный переход»; у детей формируются первичные представления о безопасном поведении на дорогах. Поэтому, к предметам, имеющимся в центре «ОБЖ» блоке «Безопасность дорожного движения» первой младшей группы, рекомендуем добавить:

Простейший макет улицы (желательно крупный), где имеются дома по обеим ее сторонам и между ними обозначена дорога, на которой ярко выражены  тротуар, проезжая часть, пешеходный переход

 Набор карточек «Дорожная азбука»

Картины с изображением различного вида транспортных средств (легковые, грузовые, маршрутные (автобус, трамвай, троллейбус))

Макет светофора и кружочки, в соответствии с сигналами светофора -  красного, жёлтого и  зелёного цвета.

 Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Автобус» (руль, макет автобуса, знак автобусной остановки и т.п.)

Художественная литература: А.Барто «Игрушки»: «Грузовик», С.Михалков «Светофор»

Дидактические игры: «Собери легковой автомобиль» - пазл из 6-ти частей, «Собери грузовой автомобиль» - пазл из 6-ти частей, «Угадай, что это за транспортное средство?» - игра на знание спецтранспорта; лото «Транспорт» - с изображением  автобуса, трамвая, троллейбуса; «Светофор» - на знание сигналов светофора

В средней группе  развивается наблюдательность, умение ориентироваться в помещении, на участке детского сада и в ближайшей местности. Дети этого возраста продолжают знакомиться с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка маршрутного транспортного средства»  и элементарными правилами поведения на дорогах. Расширяются знания детей о различных видах транспортных средств, особенностях их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», «Полиция», автобус, трамвай, троллейбус). Дети знакомятся с работой полицейского.

 Задача педагогов подвести детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Решение этой задачи начинается со знакомства с дорожными знаками, в средней группе это «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»,«Место остановки трамвая». 

Педагоги продолжают формировать у детей культурное поведение в маршрутных транспортных средствах.

Поэтому, к предметам, имеющимся в центре «ОБЖ» блоке «Безопасность дорожного движения» второй младшей группы могут рекомендуется добавить:

Макет электрического светофора с переключающимися сигналами

 Макет улицы с ярко обозначенным перекрестком дорог, на которых имеются  тротуар, проезжая часть;

Картина «На улице города»

Иллюстрации с изображением остановок маршрутных транспортных средств (автобуса, трамвая, троллейбуса), пешеходных переходов (наземных, подземных)

Набор карточек «Дорожная азбука»

Художественная литература: Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги), С.Михалков «Моя улица» (отрывок), Э.Мошковская «К нам бегут автобусы»; А.Северный «Светофор»

 Атрибуты к сюжетно-ролевым играм  «Автобус», «Пожарные», «Полиция»

Дидактические игры:  «Найди свой цвет», «Собери светофор», «Собери маршрутное транспортное средство», «Узнай дорожный знак», «Можно-нельзя», лото «Транспорт», лото «Дорожные знаки»

В старшей группе у детей дополняются знания об элементах дороги (тротуар, проезжая часть, обочина), о правостороннем движении, о работе светофора. Дети продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, правилами передвижения для пешеходов и велосипедистов.  Расширяют свои знания в области дорожных знаков: «Пешеходный переход»,  «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса»,«Место остановки трамвая», «Дети», «Велосипедная дорожка», «Пункт медицинской помощи»», «Пункт питания», "Полиция", «Въезд запрещен», «Дорожные работы». Продолжают знакомства с правилами поведения во время игр, правилами езды на велосипеде. Уточняют знания о работе пожарных, знакомятся с работой регулировщика, службы МЧС. Следовательно, в центре «ОБЖ» блоке «Безопасность дорожного движения» старшей группы должны появиться:

Макет перекрёстка, с помощью которого ребята смогут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения, отрабатывать навыки безопасного перехода проезжей части. Макет должен быть со съёмными предметами, для того чтобы дети сами могли моделировать различные ситуации на дороге

Набор дорожных знаков, в который обязательно входят такие дорожные знаки, как: информационные– «Наземный пешеходный переход», «Подземный пешеходный предупреждающие знаки – "Пешеходный переход", «Дети»,"Дорожные работы"; запрещающие знаки– «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено», «Въезд запрещен»; предписывающие знаки– «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка»; знаки сервиса– «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания». Знаки должны быть на подставках, для работы с макетом, и крупные знаки на подставках для театрализованных, сюжетно- ролевых игр.

Художественная литература: С.Михалков «Шагая осторожно», Г.Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино», Я.Пишумов «На улице нашей…»

Дидактические игры: «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица» и т.п.

Схемы жестов регулировщика, дидактическая игра «Что говорит жезл?», атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В подготовительной группе дети продолжают знакомиться с работой ГИБДД, знания детей о безопасном поведении на дорогах  систематизируются. Содержание центра «ОБЖ» блока «Безопасность дорожного движения» дополняется:

Картотекой «опасных ситуаций» по решению задач безопасности на дорогах.

 Картой ближайшей к детскому саду местности (отработка навыка ориентировки в указанных пределах)

Художественной литературой: Н. Кончаловская «Самокат», Л. Гальперштейн «Трамвай и его семья»,А. Дмоховский «Чудесный островок»; Л. Клименко «Происшествие с игрушками», «Зайка велосипедист»;  «Здравствуй, друг, дорожный знак!»

Различными дидактическими играми на знание правил дорожного движения, дорожных знаков и  правил поведения в маршрутных транспортных средствах: «Правила дорожного движения», «Узнай дорожный знак», «Законы улиц и дорог», «Правильно-неправильно», игра-лото «Внимание! Дорога!» и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дорогах.

Дорога, правила дорожного движения, безопасное поведение на дорогах....

Система работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения

Формировать у детей дошкольного возраста основы безопасного поведения, на улице, дороге и в транспорте....

Перспективно - тематический план работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения

Задачи:1. Уточнять и расширять представления детей о понятиях «улица», «правила дорожного движения».2. Учить различать и называть элементы дороги, транспортные средства, средства регулирования дорожно...

Перспективное планирование работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице (вторая младшая группа)

Перспективное планирование на учебный год по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на улице (вторая младшая группа)...

Выступление из опыта работы Тема: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»

Все мы живём в обществе, где надо соблюдать правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего...

Дорожный калейдоскоп. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения.

Жизненных правил много на свете,Безопасность на дороге необходимо обеспечить детям.Система работы должна быть во всёмИ будет эффективен метод и приём....