Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в ДОУ
учебно-методический материал по обж

Калинина Любовь Николаевна

Опыт работы детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_ds_12.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма МДОУ «Д/с №12 «Дубок».

Проблема дорожно-транспортного травматизма в нашей стране в настоящее время стоит очень остро. На территории Челябинской области за 11 месяцев 2017 г. произошло 494 дорожно-транспортных происшествия с участием детей, в которых травмы различной степени тяжести получили 530 несовершеннолетних и 13 детей погибли. В 108 происшествиях дети пострадали по собственной неосторожности, что составляет 21,7 % от общего количества ДТП с участием детей.

 Условия современного дорожного движения сложные, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем участникам дорожного движения, которые должны быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Воспитывать культуру поведения на дорогах необходимо с детства. С этой целью  в течение многих лет в МДОУ «Д/с  №12 «Дубок» ведется систематическая работа по изучению детьми правил дорожного движения, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Здания детского сада расположены в отдаленном от магистральных улиц и крупных предприятий квартале, основными путями подхода к ним являются улицы Мира и Строителей, Павлова и Космонавтов, с достаточно большим движением автотранспорта. Дошкольное учреждение находится в окружении жилых домов, рядом расположена почта, магазины и другие важные объекты: МДОУ д/с №9 «Солнышко», администрация ЮГО, МОУ СОШ № 3, кинотеатр «Экран».

Педагогический коллектив дошкольного учреждения стремится обеспечить своим воспитанникам качественное образование, высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать для воспитанников осознанной необходимостью.

В проводимой работе с детьми мы руководствуемся следующими нормативно-правовыми документами:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральный закон от 29.12.2012 г.  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Конвенция ООН о правах ребенка;

- Федеральный Закон от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в редакции от 28.12.2013 г.);

-  Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 03.10.2013 г. №864;

- Правила дорожного движения РФ 2017 года.

В ДОУ реализуется Основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Д/с №12 «Дубок». В ней представлены основные принципы организации жизни и деятельности детей в дошкольном учреждении, планирования воспитательного процесса, создания развивающей предметной среды, сотрудничества с семьей и др. В образовательной области «Познавательное развитие», в подразделе «Безопасность», раскрывается содержание работы по обучению детей дошкольного возраста правильному поведению в общественных местах, на дорогах, в транспорте, при переходе улиц.

В своей работе мы также используем методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой и программу обучения детей дошкольного возраста ПДД «Светофор», автора Т.И. Даниловой.

Основной целью работы является создание условий для формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

         Реализуемые задачи:

- сохранение здоровья и жизни детей, предупреждение дорожно-транспортного травматизма;

- освоение детьми теоретических знаний о транспорте, светофоре, дорожных знаках, правилах безопасного поведения на улицах города;

- формирование практических навыков на прогулках, экскурсиях, в играх и другой повседневной деятельности;

- развитие таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, активность, дисциплинированность;

- развитие внимания, речи, мышления, памяти, произвольного восприятия у детей;

- формирование у родителей заинтересованности в безопасности детей как участников дорожного движения, активное привлечение взрослых к совместной деятельности с детьми;

В дошкольном учреждении созданы условия, обеспечивающие процесс обучения воспитанников правилам дорожного движения и формирования у них необходимых умений и навыков, выработку положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах. Макеты улиц города созданы и периодически обновляются в каждой группе, имеются атрибуты к сюжетно-ролевым играм, плакаты и дидактические пособия, а также мобильное оборудование (полоски «зебры», дорожные знаки, светофоры, велосипеды и самокаты), которое можно размещать по необходимости и в групповой комнате, и в музыкальном зале, и на улице. На территории детского сада оформлена разметка по дорожному движению, где воспитатели, используя выносные дорожные знаки, макетов домов, машины, закрепляют знания по правилам дорожного движения.

В методическом кабинете имеются наглядные пособия для разных возрастных групп, демонстрационные картины, плакаты, альбомы, дидактический материал, схемы, мультимедийное оборудование; а также методическая, художественная литература для чтения и заучивания наизусть, перечни, конспекты, материалы консультаций. Недавно были приобретены новые пособия: «Безопасность на дороге» (плакаты для оформления родительского уголка), «Дорожная безопасность», «Один на улице, или безопасная прогулка», «Правила дорожного движения для дошкольников» (автор И.Л. Саво), «Как вести себя в чрезвычайных ситуациях», «Автомобильный транспорт», «Профессии», «Правила маленького пешехода» (2 части). Для педагогов организуются выставки пособий, дидактических игр, сделанных своими руками, в 2016 году была организована выставка поделок из природного и бросового материала совместно с родителями «Транспортное средство будущего». В 2015-2016 учебному году в зданиях детского сада появились новые стенды для обучения детей – «Безопасность дорожного движения».

Ежегодно разрабатывается и утверждается План работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста, включающий мероприятия с детьми, родителями и педагогами. План согласуется с инспектором по пропаганде безопасности дорожного движения ГИБДД МО ОВД г. Южноуральска. В 2015 г. был разработан, утвержден и размещен на официальном сайте ДОУ Паспорт дорожной безопасности, в 2017 году в паспорт были внесены коррективы

Заведующим ДОУ издаются приказы об организации работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, о назначении лица, ответственного за организацию работы по данному направлению, о пропускном режиме для въезда транспорта на территорию ДОУ; ежедневно ведется Журнал учета и регистрации въезжающего транспорта.

Педагогический коллектив принимает активное участие в ежегодном городском месячнике безопасности, акциях «Внимание – дети!» (2015-2016;2016-2017;2017-2018 учебные годы), мероприятиях «Осенние каникулы», «Зимние каникулы», «Весенние каникулы», мероприятиях по распространению опыта в рамках работы опорной (базовой) площадки «Управление и организация безопасного образовательного процесса в ДОУ» (для заведующих ДОУ на базе МДОУ д/с №16 «Елочка»). В 2015 году детский сад принял участие в городском смотре-конкурсе «Зеленый огонек», получив оценку материалов – на хорошем уровне.

Наши педагоги ставят перед собой задачу воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Мы понимаем, что обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП.

В детском саду разработаны перспективные планы, где определены цели и задачи для каждой возрастной группы. Обучение детей  безопасному поведению на улице мы целенаправленно интегрируем с другими образовательными областями основной образовательной программы ДОУ. Подбираются и систематизируются дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Вопросы о состоянии работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма были рассмотрены на заседаниях педагогического совета (протокол №1 от 02.09.2015 г., протокол №1 от 02.09.2016 г., протокол №4 от 31.05.2017 г., протокол №1 от 01.09.2017 г.), общих родительских собраниях (протокол №1 от 16.09.2015 г., протокол от 12.02.2016 г., протокол №1 от 29.09.2016 г., протокол №2 от 25.05.2017 г., протокол от 23.06.2017 г., протокол №1 от 29.09.2017 г.). На итоговых педагогических советах, при подготовке к летней оздоровительной кампании, ежегодно проводятся дополнительные инструктажи с педагогами по мерам соблюдения безопасности, в том числе дорожно-транспортной, с отметкой в журнале инструктажей.

Работа по изучению ПДД осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования: игре, непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, на прогулках и целевых экскурсиях. Формирование навыков безопасного поведения проходит через ознакомление с окружающим, развитие речи, чтение художественной литературы, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество, театрализованную деятельность.

Педагоги владеют всем комплексом методических приемов, способствующих решению вопросов и проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации поставленных задач воспитатели исходят из следующего: главная ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в формировании ряда навыков и привычек, и чем их больше у ребёнка, тем легче ему будут даваться знания.

В рамках Плана мероприятий по профилактике  дорожно - транспортного травматизма у детей дошкольного возраста, ежегодно осуществляется непосредственно образовательная деятельность с детьми во всех группах; организуются целевые экскурсии к светофору, к перекрестку, по улицам города; проводятся игры, беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов, энциклопедий.

Доброй традицией является  проведение с воспитанниками развлечений по изучению правил дорожного движения: «Правила движения каникул не знают» (2016 год); «Знай правила движенья, как таблицу умноженья» (2017 год); а также оформление выставок детских рисунков, поделок на темы: «Безопасное колесо», «Страна Светофория» и т.д.

Ежегодно планируется и проводится неделя изучения ПДД, где воспитатели не только обучают детей правилам дорожного движения, но и формируют навыки безопасного поведения у дошкольников на улицах, на дорогах, в транспорте. Для работы с детьми используются сюжетно – ролевые, дидактические, подвижные игры, чтение художественной литературы, беседы из личного опыта и игровые обучающие ситуации, заучивание стихотворений, загадок о дорожном движении, выполнение индивидуальных и коллективных работ в изодеятельности по теме.

Наши воспитатели проводят занятия-тренинги в рамках Всероссийской широкомасштабной кампании «Автомобильное кресло – детям!» для детей старших и подготовительных к школе групп, подготавливают родителям - водителям памятки по использованию детских удерживающих устройств. Такие занятия - тренинги с автокреслом очень нравятся детям.

В настоящее время все более широкое распространение получают интерактивные технологии, в том числе информационно-коммуникационные, оказывающие дополнительную поддержку дошкольникам в освоении программы, развитии познавательной деятельности, стимулирующие и повышающие мотивацию к обучению и развитию. Педагоги в своей работе использует познавательные мультфильмы «Смешарики: Азбука безопасности», «Уроки тётушки Совы». В 2015 году воспитанники старших и подготовительных к школе групп (32 ребенка, 4 педагога) участвовали во Всероссийской викторине «Юный пешеход», проводимой ООО «Пятое измерение». В 2016 году во Всероссийской викторине «Смешарики: Азбука безопасности» приняли участие 3 педагога и 21 ребенок. На Всероссийский творческий конкурс «Созвездие талантов» в октябре представлена презентация работы детского сада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, получен Диплом за I место. В 2016-2017 учебном году воспитанники и педагоги приняли участие во Всероссийской детской эстафете безопасности «Дорога – символ жизни».

В детском саду оформлена подписка на Всероссийскую газету «Добрая Дорога Детства», которая на протяжении многих лет является советчиком и верным другом для наших воспитанников и педагогов.

На сайте детского сада, на страничках «Информация для родителей» и «Наша безопасность» систематически размещаются и обновляются материалы о работе дошкольной организации по данному направлению: План профилактических мероприятий ДДТТ; план Месячника безопасности; Детская декларация по безопасности дорожного движения; анализ ДДТТ в Челябинской области; памятки, консультации, фотоматериалы.

Работая с дошкольниками, наши педагоги применяют такие методы, как убеждение, пример, проблемная ситуация, упражнение, поощрение. Детям необходимо усвоить, что выходить самостоятельно за пределы детского сада нельзя, а на улице можно находиться только со взрослым и обязательно держать его за руку. Этому учим воспитанников постоянно: в процессе игр, прогулок, режимных моментов, специальных упражнений, при выполнении заданий по рисованию, конструировании, аппликации и т. д. по дорожной тематике, в НОД по развитию речи с использованием дорожной лексики, при разборе опасных и безопасных дорожных ситуаций.

Большое значение в работе с детьми имеет чтение художественной литературы: С.Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица»; Жидков Б. «Что я видел, светофор», Г.П.Шалаева «Дорожные знаки для маленьких пешеходов»; С Волков «Про правила дорожного движения», «СМЕШуроки на дороге» и другие. Воспитанники ДОУ с удовольствием изучают «нескучные уроки для безопасности» вместе с игровым персонажем – зеброй Копытичем (пособие «ПДД для детей»), разыгрывают дорожные ситуации с пособием «Машины-спасатели», рассматривают книги «Кот-шофер», «Быстрый транспорт», «Транспорт», «Машины».

В своей работе с детьми воспитатели широко используют дидактические игры «Азбука безопасности», «Чрезвычайные ситуации на прогулке», «На улице», «Сложи светофор», «Дорожные знаки» и др. С их помощью дети учатся сравнивать и группировать по внешнему виду различные виды транспорта, закрепляют знание сигналов светофора, правила для пешеходов, правила поведения при возникновении ЧС.

Во всех группах периодически оформляются выставки детских рисунков на тему безопасности дорожного движения.  В рисунках дети выражают свои эмоции и отношение к происходящему на улицах и дорогах города, изображают дома, пешеходов на пешеходных переходах, дорожные знаки, рисуют сюжеты о том, что нельзя делать на проезжей части дороги.

В играх и развлечениях дети легко и быстро запоминают то, что может показаться им скучным и неинтересным. Музыкальными руководителями ДОУ подобран и систематизирован музыкально-песенный и танцевальный репертуар для детей на тему безопасности дорожного движения, оформлена папка с материалами в помощь педагогам.

Во время прогулок и совместной деятельности с детьми  проводятся подвижные игры с элементами ПДД: «Автобус», «Автоинспектор и водитель», «Будь внимательным!», «Светофор», «Воробушки и автомобиль».

Педагоги проявляют мастерство при проведении работы по развитию у детей навыков безопасного поведения на дорогах: вместе с детьми создают книги, куда включены рассказы, придуманные детьми, а иллюстрациями служат рисунки детей.

В целях обогащения развивающей среды в методическом кабинете ДОУ подобран и систематизирован материал: сценарии праздников и развлечений, конспекты занятий и бесед, картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц по дорожной тематике; методические рекомендации и консультации для воспитателей, материалы по работе с родителями, дидактические игры, наглядно-игровые пособия.

В дошкольном учреждении сложилась определенная система педагогического просвещения родителей по правилам дорожного движения. В вопросах соблюдения детьми правил дорожного движения, культуры поведения в транспорте родители должны быть примером, поэтому на них лежит большая ответственность. Задача педагогов - максимально использовать авторитет семьи в прочном и сознательном освоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улице. В начале каждого учебного года для родителей организуется просмотр видеофильма «Туфельки» о важности соблюдения родителями правил перевозки детей в автомобиле и соблюдения правил безопасности на дороге.

Взаимопонимание детского сада и семьи помогает вырабатывать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, дисциплинированность, которая побуждает подчиняться порядку.

С этой целью мы широко используем:

- информационные стенды для родителей, папки-передвижки, сайт детского сада;

- родительские собрания, беседы с участием педагога-психолога, учителей и других заинтересованных лиц;

- издание семейных газет на различную тематику, например, «Мы – за безопасность!»;

- совместные детско-родительские проекты по изучению правил дорожного движения.

Эффективной формой профилактики детского дорожного травматизма и ознакомления детей с дорожной азбукой является выпуск буклетов для родителей, педагогов и детей. Педагогами детского сада оформлены яркие, привлекающие внимание консультации «Использование светоотражающих элементов на одежде детей», «Пристегнуть ремень просто, но очень важно!», «Безопасное поведение детей на дорогах», «Правила поведения на велосипеде», «Сбавим скорость движения – сохраним жизнь!» и другие.

Родители оказывают активную помощь в изготовлении макетов, пособий, игр, атрибутов для работы с детьми по изучению правил дорожного движения, участвуют в проводимых смотрах-конкурсах.

Таким образом, тесное сотрудничество родителей и педагогов, единство их требований,  обеспечивают формирование у детей прочных навыков поведения на улице и дороге, отсутствие случаев травматизма и ДТП.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и воспитанию навыков безопасного поведения на дорогах"

В презентации рассказано о работе воспитателя в соедней группе по обучению детей правилам дорожного движения, о работе с родителями по данной теме. Презентация состоит из трех частей. 1ч-27 слай...

Опыт работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма в ДОУ

Правильная и заблаговременная  подготовка маленьких детей – пешеходов имеет большое значение в решении проблемы обеспечения безопасности движения/ В ДОУ накоплен опыт по обучению детей дошкольног...

План по дополнительной образовательной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, изучению правил дорожного движения и основ безопасности на дороге

АктуальностьВ современном мире опасности подстерегают человека на каждом шагу. Одной из них, угрожающей жизни и здоровью человека, является опасность на улице и дороге. Как известно, в нашей стране, к...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО – ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Опыт работы  « Использования икт в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»Цель работы -  формирование у детей навыков осознанного безопасного пове...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «РАДУГА»

Жизнь и здоровье человека является наивысшей ценностью. Государство берет на себя ответственность за защиту, охрану и обеспечение безопасности жизнедеятельности человека. Одной из составляющих общей б...

Методическая разработка по теме: Организация работы по профилактике детского-дорожно-транспортного травматизма опыт работы ГБДОУ детский сад № 10 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по проведение педагогического совета в дистанционной форме для воспитателей ДОУ по теме: "Организация работы по профилактике детского-дорожно-транспортного травматизма опы...

Доклад для воспитателей на тему:«Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ «Детский сад «Ветерок»

Доклад для воспитателей на тему: «Опыт работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в МДОУ «Детский сад «Ветерок» п.Наваринка»...