Перспективный план работы по теме самообразования
календарно-тематическое планирование по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Исламова Елена Алексеевна

Новшество опыта заключается в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы

№ п/п

Тема раздела

Тема занятия (НОД),

Цель

Задачи образовательной деятельности

Примерное содержание образовательной деятельности

1-2

Входная диагностика

Входная диагностика

Оценка уровня финансовой грамотности на начальном этапе

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Беседа «Зачем нужны деньги?»

Рассказ «Купюры и монеты»

Физминутка «Покупка»

Д/и «Что можно купить за деньги?»

Д/и «Доход - расход»

3

Раздел «Понятие об экономике»

Тема «Что такое экономика»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности

Познакомить с понятием «экономика».

Уточнить представления о доходах и расходах семейного бюджета.

Расширить представления детей о разнообразии природных, трудовых, экономических ресурсах; о видах рекламы; о потребностях людей.

Знакомство со словом «экономика»

Беседа «Что человеку надо?».

Чтение отрывков из стихотворений А.Л. Барто.

Экономические загадки

Инсценирование стихотворения «Так на так»

 А.Л. Барто

4

Раздел «Понятие об экономике»

Тема «Как жили первобытные люди и каковы их потребности»

Формирование представление детей о материальных и духовных потребностях человека.

Познакомить с потребностями  древних людей, раскрыть роль труда в удовлетворении потребностей,  формировать у детей умение сопоставлять свои желания со своими возможностями

Просмотр презентации «Что было до….»

Беседа «Что необходимо человеку?»

Рассказывание сказки о пшеничном зёрнышке

Дидактическая игра «Я хочу»

Задачи: развивать умение группировать потребности в соответствии со своими желаниями; раскрыть разнообразие потребностей каждого человека

Дидактическая игра «Собери цветок»

Задачи: познакомить с видами потребностей по признакам «материальные» и «духовные»

5

Раздел

«Потребности»

Тема «Разнообразие потребностей современного человека»

Формирование у детей понимания, что такое потребность, в чем она выражается.

Познакомить детей с понятиями: «потребности», «товары»«услуги». Формировать умение определять, от чего зависят потребности. Развивать интерес к экономической сфере жизнедеятельности,.

Беседа-размышление «Без чего вы не сможете жить?»

Знакомство с различными потребностями.

Эксперимент «Молчанка»

Беседа-уточнение «Одинаковые ли потребности у мальчиков и девочек?»

Знакомство с понятиями «товар» и «услуги».

Игра-обобщение «Виды товаров»

Игра-диалог «Товары-услуги»

6

Раздел «Потребности»

Тема «Потребности в пище, воде, воздухе, тепле»

Формирование у детей умения беречь хлеб, воду, тепло, свет.  Воспитание у детей культуры деятельности, навыков личной гигиены.

Закрепить понятие «потребности человека», закрепить названия основных потребностей и что к ним относится, уточнить от чего зависят потребности человека, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Игра-приветствие

Игра «Найди себе пару»

Беседа «Что такое потребности»

Игра «Не ошибись»

Блиц-опрос

Решение проблемных ситуаций.

7

Раздел «Потребности»

Тема «Что нельзя купить?» (Духовные потребности: общение, уважение, любовь, забота)

Формирование у детей доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, уяснение понятий: «можно», «нельзя».

Развивать умение определять и различать потребности человека: жизненно важные, духовные, семейные потребности.

Закрепить у детей понятие «потребности человека» путём рассуждений, через игровые проблемные моменты; закреплять знания основ безопасности жизни, экологические знания.

Игровая ситуация «У меня зазвонил телефон»

Работа со схемой «Пирамида потребностей»

Игра «Собираясь в дальний путь, взять с собою не забудь»

Игра «Доскажите вежливые слова»

Беседа-размышление «Без чего вы не сможете жить?»

Д/и «Можно-нельзя»

Игра «Правила уважения»

8

Раздел «Потребности»

Тема «Потребности семьи»

Формирование умений определять и различать потребности семьи.

Познакомить детей с понятиями «ложные потребности», «рациональные потребности», «материальные потребности» и «духовные потребности». Формировать стремление к разумным потребностям.

Игровая ситуация «Кому что нужно»

Беседа о потребностях (реальных и ложных)

Игра с карточками «Потребности»

Загадки о приборах помощниках

Дидактическая игра «Собери цветок»

Работа со схемой «Пирамида потребностей»

9

Раздел «Труд и продукт труда (товар)»

Тема: «Труд»

Уточнение понятия, что такое труд, какой он бывает, что получается в результате труда. Воспитание у детей желания трудиться.

Познакомить дошкольников с первичными финансовыми и экономическими представлениями.

Обогатить словарный запас детей основными финансово-экономическими понятиями: профессия, труд;

Чтение стихотворения «Кем хотите стать вы, дети?»

Беседа «Кем работаю ваши родители?»

Решение проблемных ситуаций «Что бы было, если бы не было…» (о важности профессий)

Игра «Кому что нужно?»

Физкультминутка «Профессии»

10

Раздел «Труд и продукт труда (товар)»

Тема: «Труд – важное условие в жизни человека»

Уточнение знаний о труде, трудолюбии. Воспитание у детей уважения к труду взрослых и детей.

Расширить представления детей о роли труда в жизни человека; побуждать детей к развитию своих трудовых навыков.

Чтение стихотворения Р. Рождественского  «Пока в пространстве пружинится планета…»

Рассматривание иллюстраций «Люди разных профессий»

Беседа «Труд помогает удовлетворять наши потребности»

Просмотр мультфильма «Самый главный»

Беседа «Какая профессия самая важная?»

Работа с пословицами о труде

11

Раздел «Труд и продукт труда (товар)»

Тема: «Почему все взрослые работают»

Формирование представления о труде, продолжать знакомить с профессиями

Систематизировать представления детей о различных орудиях труда и инструментах, которые нужны людям разных профессий, расширить представление о их роли в изготовлении продуктов труда

Беседа «Что такое труд?»

Дидактические игры и рассматривание иллюстраций

«Кому что нужно для работы»

«Какие ошибки допустил художник?»

«Город профессий»

Обсуждение сказки К. Д. Ушинского «Два плуга»

12

Раздел «Труд и продукт труда (товар)»

Тема: «Все профессии важны»

Уточнение знаний детей: «Люди каких профессий производят еду, жилище, обувь и т.д.». Воспитание уважения к труду людей, умения беречь и продлевать жизнь вещам.

Расширить представление детей о разнообразии профессий, конкретных трудовых действиях.

Формировать обобщенное понятие «профессия», обогащать активный словарь.

Воспитывать положительную мотивацию к обучению, уважение к труду взрослых.

Беседа «Кем работают ваши родители?»

Чтение отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»

Игра «Если не будет…»

Игра «Кому что принадлежит»

Физминутка «Профессии»

Просмотр мультфильма «Все профессии нужны, все профессии важны…»

Беседа «Что такое продукт труда?»

Загадка о товаре

13

Раздел «Труд и продукт труда (товар)»

Тема: «Кому что нужно для труда»

Уточнение знаний детей о профессиях, об орудии труда людей.

Формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий об их орудиях и продуктах труда.

Помочь детям осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий «труд-деньги-расходы».

Закрепить умение отличать товар от услуг.

Беседа «Что такое профессия?»

Загадки о профессиях

Физкультминутка: «Летчик»

Д/и «Расскажи, мы отгадаем» (используя план-схему)

Игра «Кто, чем занимается?»

Д/и «Доход-расход»

Игра «Товары – услуги».

Игра «Профессии»

Работа с пословицами и поговорками о труде.

14

Раздел «Деньги и цена (стоимость)

Тема «История денег»

Расширения представления об истории, функциях и видах денег, формирование  умения правильно обращаться с деньгами

Познакомить с понятием «Деньги», историей появления, функциями и видами денег: монеты, купюры, современные электронные деньги. Воспитывать правильное отношение к деньгам, дать представление о том, что деньгами оплачивают результаты труда людей.

Презентация и рассказ воспитателя «Как появились деньги»

Рассматривание купюр и монет

Рассказ воспитателя что изображено на купюрах и монетах.

Беседа «Электронный деньги»

Игра «Закончи пословицу»

Рисование денег

16-15

Раздел «Деньги и цена (стоимость)

«Путешествие денежки»

Формирование представлений о деньгах разных стран

Продолжать знакомить детей с денежными знаками разных стран, сформировать отношение к деньгам, как к части культуры каждой страны

Беседа «Откуда появились деньги»

Игра «Что можно купить за деньги»

Просмотр и рассказ воспитателя «Деньги разных стран»

Игра «Разбери купюры»

17-18

Раздел «Деньги и цена (стоимость)

Тема: «Цена и стоимость товара»

Формирование элементарных представлений о цене и качестве товара

Дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение определять материал , место производства и цену (стоимость)

Беседа «Места торговли: ярмарка, рынок, магазин»

Дидактическое упражнение «Дорого-дешево»

Сюжетно-ролевая игра  «Магазин игрушек»

Решение проблемной ситуации «Что подарить другу, когда нет денег»

Мини-практика «Что быстрее купят?»

19

Раздел «Бюджет»

Тема: «Бюджет семьи. Доход. Расход»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений.

Формировать умение различать понятия «хочу» и «надо».

Дать представление с экономической точки зрения о происхождении окружающих нас предметов, товаров и т.п.

Воспитывать чувство меры в своих желаниях, чувство благодарности к тем, кто помогает нам удовлетворять наши желания и потребности.

Чтение стихотворения Ш.Галлиева «Три копейки на покупку»

Просмотр фрагмента мультфильма «Простоквашино»

Беседа «Что значит «Экономить»

Игра «Экономические загадки»

Беседа о доходах и расходах в семье.

Работа с пословицами о бережливости и экономии.

20

Раздел «Бюджет»

Тема «Поход в магазин»

Расширение представлений детей о том, как складывается семейный бюджет.

Раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный). Воспитывать бережливость, желание принимать участие в экономии бюджета семьи.

Беседа «Что такое семья? Обязанности членов семьи»

Д/и «Продолжи предложение: Для того, чтобы…»

Рассказ «Из чего складывается семейный бюджет»

Словарная работа со словами пенсия, стипендия.

Беседа «Что такое расходы?»

С/и «Супермаркет»

21

Раздел «Бюджет»

Тема: «По страницам сказки «Цветик-семицветик»»

Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Дать детям возможность осознать, что в жизни не все, как в сказке, что наше желание мы можем осуществить с помощью покупки нужных нам предметов и что купить можно многое, но не все; активизировать словарь за счёт таких терминов, как покупка, сделать покупку.

Формировать у детей понятия «хочу», «надо».

Воспитывать нравственные понятия, чувство сострадания, желание помочь.

Игра «Уточним цвет лепестков».

Чтение сказки «Цветик-Семицветик»

Беседа по содержанию.

Рассматривание картинок с изображением купюр разных стран

Д/и «Подбери пару»

Д/и «Да - нет!»

Задание «Товар или услуга?».

Физкультминутка

Задание «Назовите важные потребности человека»

Д/и «Хочу и надо»

Д/и с мячом «Можно купить – нельзя купить»

22

Раздел «Бюджет»

Тема: «Рождение новых вещей»

Закрепление у детей умения правильно использовать все, что необходимо нам в повседневной жизни; умения продлевать жизнь вещам, которыми пользуются дети.

Расширить представления детей о знакомых предметах, историей их происхождения, разнообразием.

Развивать мышление, любознательность.

Воспитывать бережное отношение к вещам.

Беседа «Что нас окружает?»

Рассказ «История обыкновенных вещей»

Чтение стихотворения.

«Мне приснился чудный сон»

Игра с мячом «Помощники»

Физминутка «Помогатор»

Игра «Кто главный»

Отгадывание загадок

Опыт с шариком

23-24

Раздел «Реклама»

Тема «Что такое реклама»

Формирование представлений о назначении рекламы

Дать представление о рекламе, её назначении, развивать интерес к рекламе, воспитывать умение правильно воспринимать  рекламу, разумные потребности

Видеоролик рекламы

Беседа с детьми о рекламе

Презентация «Какая бывает реклама»

Беседа «Профессии людей, делающих рекламу»

Чтение В Драгунского «Он живой и светиться»

С. Михалков «Как старик корову продавал»

25

Раздел «Реклама»

Тема: «Сочиняем рекламу»

Создание условий для активного исследования темы

Формировать положительное отношение к доступной, яркой и понятной рекламе, вызвать желание создать собственную рекламу

Беседа «Для кого делают рекламу?»

Презентация  «Виды рекламы»

Игра «Рекламное агентство»

Игровая ситуация «Лучшая реклама»

Практическая деятельность - создание коллажа

26

Раздел «Реклама»

Развлечение  «Ярмарка»

Умение использовать рекламу для продажи, развитие связной речи посредством придумывания рекламы, поддержание интереса к русским народным традициям

Развивать положительное отношение к рекламе, закрепить знания детей о необходимости использования рекламы для реализации товаров, развивать коммуникативные навыки

Стихи и беседы об экономике

Персонажи – скоморохи

Исценировка сказки С. Михалкова «Как старик корову продавал»

Игра «Продажа товаров»

Итог

27-28

Раздел «Полезные привычки в быту»

Тема: «Учимся экономить»

Формирование понятий «экономность. бережливость, хозяйственность»

Продолжать формировать у воспитанников потребность в экономном пользовании водой, сохранении тепла, в энергосбережении.

Продолжать знакомить детей с правилами безопасного обращения с электроприборами.

Беседа с детьми об экономии воды, света и тепла. Для чего нужно беречь и как беречь? Значимость полезных привычек – бережливость, экономия

Беседа «Способы экономии»

Игра «Оцени поступок»

Работа с пословицами и поговорками об экономии.

Загадка об электричестве

Игра «Доскажи словечко».

Физкультминутка «Провода».

Опыт с батарейкой.

Беседа об экономии воды

29

Раздел «Полезные привычки в быту»

Тема: «В гостях у сказок»

Создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности детей.

Показать детям, какое большое значение имеет в нашей жизни бережное отношение к вещам, деньгам.

Развивать  внимание, мыслительные операции, речь.

Воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.

Беседа «В каких сказках герои находят деньги?»

Игра «Хочу и надо»

Физкультминутка «Колобок»

Знакомство с понятием «бартер»

Драматизация «Соседи на базаре»

Работа с поговорками о бережливости, экономии

30

Итоговое

Квест-игра «Финансовые дети»

Формирование предпосылок познавательных способностей при выполнении финансовых логических и математических задач

Закрепить экономические понятия: «валюта», «бюджет», «доход», «расход»;

содействовать развитию познавательного интереса к решению математических и логических задач с использованием вышеперечисленной терминологии;

сформировать навыки командной игры

Участники делятся на две команды по 4 человека.

Этапы движения по сюжету        

Цель для команд – за определённый промежуток времени набрать как можно больше игровых баллов и пройти все этапы игрового сюжета.

  1. «Выбери и заработай"
  2.  «Финансовый бурелом»
  3. "Собирай-ка"
  4. "Назови наоборот"
  5. "Отгадай-ка"
  6. «Банк» (Выгодно вложи!)
  7. "Черный ящик"

31-32

Мониторинг

Определение  уровня освоения знаний финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраст

Определить уровень освоения знаний финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраст

См. рабочую программу

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Сценарии образовательных игр и образовательных событий по финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева – Калининград: КОИРО, 2018.- 47 с.
  2. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / Сост. О.А. Блохина, О.В. Терешева. – Калининград: КОИРО, 2017. – 53 с.
  3. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. М. О. Еремина [и др.]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с.
  4. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5–7 лет /Авт-сост. А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кириллов и др. – М.:  Банк России. – 32 с.
  5. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. Сборник методических материалов

на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет /Авт-сост. А.Д. Шатова, Ю.А. Аксенова, И.Л. Кириллов и др. – М.:  Банк России. – 76 с.

6. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/12/proekt-russkaya-yarmarka

7. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-jarmarka.html.

8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/scenarii-prazdnikov/2019/02/17/stsenariy-folklornogo-razvlecheniya-yarmarka

9. https://dohcolonoc.ru/utrennici/10577-stsenarij-russkaya-yarmarka.html

10. https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/65536-scenariy-russkaya-yarmarka-1-klass.html

11. https://kopilkaurokov.ru/muzika/meropriyatia/iarmarka-mastierov-stsienarii-fol-klornogho-prazdnika-na-raionnyi-sieminar-russkoie-narodnoie-tvorchiestvo.

12. https://znanio.ru/media/stsenarij_russkaya_yarmarka-7827.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы воспитателя по самообразованию. Тема "Правовое воспитание детей дошкольного возраста"работы

Материал раскрывает систему работы по формированию правовой культуры детей старшего дошкольного возраста....

Перспективный план работы по теме самообразования "Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста"

Актуальность: В настоящее время проблема профилактики и коррекции отклонений в состоянии здоровья детей дошкольного возраста приобрела особую актуальность. Это обусловлено, прежде всего, наличие...

Перспективный план работы по теме самообразования «Развитие словаря детей дошкольного возраста»

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования....

Перспективный план работы по теме самообразования "Развитие мелкой моторики дошкольников".

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников».Цель: Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего тео...

Перспективный план работы воспитателя по самообразованию.

Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста....

Перспективный план работы по теме самообразования с детьми младшей группы с использованием нетрадиционной технологии «Пластилинографии»

Перспективный план работы с детьми младшей группы с использованием нетрадиционной технологии «Пластилинографии»...

Перспективный план работы по теме самообразования с детьми средней группы с использованием нетрадиционной технологии «Пластилинографии»

Перспективный план работы с детьми средней группы с использованием нетрадиционной технологии «Пластилинографии»...