диагностика и план работы
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

диагностика и план работы по финансовой грамоте в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_i_plan_na_podgotovitelnuyu_gruppu.docx41.66 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика уровня знаний детей по теме

«Экономическое образование и воспитание детей»

Экономика

Владеет понятием «экономика»

Умеет выделять экономическое содержание из художественных произведений

Потребности

Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей

Труд. Профессии

Умеет выделять цепочку трудовых действий

Осознает взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги»

Бартер

Владеет понятием «бартер»

Умеет определять выгодность бартера

Самостоятельно совершает обменные операции

Выгода и убыток

Владеет понятиями «выгода» и «убыток»

Определяет выгодность сделки

Деньги

Владеет понятиями «купюра», «банк»

Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу

Реклама

Владеет понятием «реклама»

Осознает взаимосвязь «реклама – продажа»

Бизнес и капитал

Владеет понятиями: «капитал», «бизнес», «купля», «продажа»

Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений

Методика оценивания:

По успешности выполнения заданий выявлялся  уровень экономических знаний  детей по трехбалльной шкале:

3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Высокий уровень  (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.

Средний уровень (2 балла) – с заданием спарвляется с помощью педагога.

Низкий уровень (1 балл ) – с заданием не справляется.

Высокий уровень:  дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.

Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.

Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели. Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех трех заданий, а также в процессе наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности.

Тема

Цель

              Диагностические задания

Материал

Дидактические игры

Беседа

1.Экономика

Выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).

Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»

Беседа по сказке

К.И. Чуковского «Муха – цокотуха»

Рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.

 2.Потребности

Выявить знания детей о потребностях и возможностях человека

Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин»

Потребности «Хочу и надо»

Схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями.

3.Труд, профессии

Выявить знания детей о последовательности трудовых действий

Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».

Беседа по сказке «Петушок и бобовое зернышко»

Алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.

4.Бартер

Выявить знания детей о бартере, о выгодности бартера.

1.Игра – ситуация «Бартер»

2.Дидактическая игра «Интересный обмен»

3.Дидактическая игра

«В стране Обмении»

Беседа по сказке «Как Иван корову менял»

1. Схема, раскрывающая сущность данной экономической категории.

2.Комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов.

3.Карточки, фломастеры, карандаши.

5. Выгода и убыток

Выявить знания детей о выгоде и убытке

Дидактические игры «Удачная покупка», «рынок»

Беседа по сказке «Как мужик гусей делил»

Товары, деньги

6. Деньги

Выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке.

1.Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк»

2.Дидактические игры «Магазин «Катюша»

Беседа по сказке «Как звери решили открыть свой бизнес»

1.Купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги

2.Разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т.п.

7. Реклама

Выявить знания детей о рекламе

Дидактическая игра «Мир рекламы»

Беседа по сказке «Звериная реклама»

Различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т.п.

8. Бизнес и капитал

Цель: выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже

Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия»

Беседа по сказке «Как барин овцу купил

Различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания.

Протокол диагностики уровня знаний детей по теме

«Экономическое образование и воспитание детей»

(подготовительная группа)

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Экономика

Потреб-

ности

Труд

Профессии

Бартер

Выгода

Убыток

Деньги

Реклама

Бизнес

Капитал

1

2

1

1

2

3

1

2

3

1

2

1

2

1

2

1

2

Всего детей с высоким уровнем -

Всего детей со средним уровнем -

Всего детей с низким уровнем -

               

                   Календарный план. Финансовая грамотности .Подготовительная  группа.

Месяц


Тема НОД


Цель


Материалы и оборудование


Основные понятия

Сентябрь.

Октябрь.

1. Почему взрослые работают? Труд и продукт труда.

Развивать представление о том, что труд является средством удовлетворения потребностей человека и источником дохода.

Картинки-путаницы с изображением людей различных профессий, фрагменты мультфильма "Уроки тетушки Совы (6 серия), лист-раскраска с заданием, картинка "Предметы труда", цветные карандаши, ноутбук.

Труд,  работа, продукт, продукция, заработная плата, рабочее место, рабочее время, профессии, предметы труда, товар, торговля, деньги.

2. Азбука юного финансиста.

Дать представление о денежных сбережениях, необходимости экономии и ведения учета денег.

Карточки "Валюта поросят", весы, мольберт, ноутбук.

Деньги, денежные сбережения, накопления, доход, расход.

3. Откуда пришли деньги?

Формировать элементарные экономические представления. Познакомить с историей денег.

Сундучок, картинка самовар, горшочек, скалочка, иллюстрации к сказкам "Дудочка и кувшинчик", "Петушок и бобовое зернышко", ноутбук, раскраска карандаши.

Бартер, обмен продуктами труда, товар, деньги.

4. Деньги. Банки.

Раскрыть сущность понятий деньги, монета, купюра. Закрепить знания детей о внешнем виде денег.

Копилка, монеты и купюры, пластиковая карта, ноутбук, изображение банка.

Копилка, монета, банкнота, купюра, аверс, реверс, номинал, пластиковая карта, банк, наличные деньги, безналичный расчет, доходы, кредиты.

Ноябрь.

5. Валюта - деньги других стран. Настоящие и фальшивые деньги.

Формировать первичные представления о валюте. Рассказать о фальшивых деньгах, о доступном для нас способе проверки денег на подлинность.

Ноутбук, изображения денег других стран, альбом "Деньги", карта мира.

Иностранные деньги, номинал, купюра, монета, карта мира, валюта, деньги, доллар, евро, франк., обмен валюты, фальшивые деньги, подлинность денег.

6. Цена на товары и услуги.

Формировать элементарные представления о цене и качестве. Показать зависимость цены от качества товара или услуги.

Ноутбук, презентация "Качественный ли товар?", муляжи фруктов и овощей, ценники, чеки из разных магазинов.

Цена, товар, услуги, стоимость, чек, качество, ценник, этикетка, качество, спрос, дорого, дешево, коммунальные услуги.

Декабрь.

7. Семейный бюджет.

Формировать первичные представления о семейном бюджете.

Ноутбук, презентация "Семейный бюджет", раздаточный материал, альбом "Моя семья", карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы семьи.

Доходы, расходы, уровень жизни, достаток, богатство, бедность, семейный совет, планирование, приоритетность, потребности, финансовые возможности. карманные деньги.

8. Как правильно делать покупки?

Формировать первичные экономические представления о выгодных покупках.

Ноутбук, презентация "В магазине", муляжи овощей и фруктов, предметные картинки с изображением продуктов и непродовольственных товаров.

Торговля, торг, купля-продажа, выгода, переплата, рынок, магазин, супермаркет, ярмарка, аукцион.

Январь

9. Чем пахнут ремесла?

Закреплять понимание экономических категорий (потребности, труд, продукт труда, деньги, профессия, специальность

Ноутбук, презентация "Профессии", картинки с изображением предметов труда

Профессии, работа, труд, рабочее время, рабочее место, предметы труда, продукт труда, заработная плата.

10. Путешествие в страну "Экономград".

Содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей-дошкольников.

Деньги бумажные и металлические, касса, кошельки, чеки, атрибуты для игры "Магазин", ноутбук, презентация "Экономим воду, электроэнергию и газ"

Дороже, дешевле, торг, фиксированная цена, качество, природные ресурсы, коммунальные услуги.

Февраль

11. "Хочу" и "надо".

Обобщить знания о потребностях человека, финансовом планировании семьи, разумных покупках.

Ноутбук, презентация "Потребности человека", картинки на тему "Экономим воду, электроэнергию и газ".

Потребности, возможности, коммунальные услуги, бюджет, доходы, расходы, запланированные покупки, сбережения.

12. Источники дохода.

Обобщить знания об источниках дохода семьи.

Карточки-схемы по теме "Доходы семьи", деньги, ноутбук, картинки с изображением пенсионеров, инвалидов, студентов, маленьких детей, альбом "Моя семья".

Заработная плата, пенсии, пособия, стипендии, премия, благотворитель, меценат, спонсор, инвалиды, пенсионеры, "всем миром".

Март

13. По страни-цам сказки "Цветик-семицветик".

Формировать первичные представле-ния о нравственном вы-боре как задаче, не имеющей готового ответа.

Ноутбук, мультфильм "Цветик-семицветик", иллюстрации в книге "Цветик-семицветик".

Покупка, желания, сострадание, благородство, милосердие, помощь ближнему, инвалид.

14. Деловая игра "Магазин Детский мир".

Содействовать финансовому просвещению, созданию необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.

Ноутбук, презентация "Детский мир", касса, детские игрушки, "деньги", чеки, ценники, разноцветные флажки.

Профессии, чек, касса, деньги, директор магазина, продавец, покупатель.

Апрель

15. Реклама: правда и ложь. Как спасти деньги от ловушек?

Формировать первичные представления о возможности избегать лишней траты денег.

Ноутбук, презентация "Реклама", рекламные листовки, буклеты.

Финансовые возможности, рекламировать, воздействие рекламы, стихийные покупки.

16. Полезные экономические привычки.

Закреплять знания и умения по финансовой грамотности посредством игровой деятельности.

Ноутбук, презентация "Разумно или неразумно?", "деньги", карточки с товарами.

Предметный (вещный) мир, семейный совет, экономия, неряшливость, расточитель-ность, бережливость, разумное использование, карманные деньги.


Май

17. Что важнее денег?

Обобщать знания о потребностях человека, способствовать формированию нравственных качеств.

Ноутбук, презентация "Что важнее денег?"

Жадность, щедрость, трудолюбие, леность, бережливый, хозяйственный, экономный, рачительный, запасливый.

18. Мы - ребята деловые!

Развивать социально-личностные качества и ценностные ориентиры, необходимые для рационального поведения в сфере экономики.

Ноутбук, презентация "Ситуации выбора", магнитная доска, магнитики, красные и синие карточки, "деньги", предметные картинки.

Товары и услуги, разумный подход, клад, дорого - дешево, тратить - копить, профессии, бережливость, доходы, расхо-ды, желания и потребности, безналичные, наличные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельно разработанные диагностика и планирование работы по теме "Ознакомление детей с городом Санкт-Петербургом и его пригородами".

Планирование работы и методика диагностического исследования по теме"Ознакомление детей с городом Санкт-Петербургом и его пригородами" в рамках основной общеобразовательной Программы "От рождения до ш...

Консультация "Методы диагностики и приемы работы при стертой дизартрии"

В данной методической разработке описаны методы диагностики и приемы работы с детьми со "стертой" дизартрией....

«Правильная диагностика—успех в работе»

Проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный с...

Диагностика и коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе – важнейшая задача. Эта подготовка предусматривает разностороннее развитие каждого ребенка и в первую очередь его полно...

Презентация « Использование проективных диагностик личности в работе педагога-психолога ДОУ»

Презентация « Использование проективных диагностик личности в работе педагога-психолога ДОУ»   на методическом объединении педагогв-психологов "Одаренные дети. Проективные м...