Внедрение программы "Основы финансовой грамотности" в деятельность дошкольного образовательного учреждения (статья)
методическая разработка по основам финансовой грамотности

Сергачёва Елена Владимировна

Обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду. Проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом ФГОС дошкольного образования и концепцией развития дошкольного образования в Красноярском крае.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vnedrenie_osnov_finansovoy_gramotnosti.docx37.88 КБ

Предварительный просмотр:

УКД 373.24

ВНЕДРЕНИЕ «ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Сергачёва Е.В.,

МБДОУ Новосёловский детский сад «Росинка» №24, старший воспитатель,

Россия, Красноярский край, Новосёловский район, с. Новосёлово

sergachyova1971@mail.ru

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду. Проблема экономического воспитания дошкольников определяется социальным заказом, ФГОС дошкольного образования и концепцией развития дошкольного образования в Красноярском крае.

Финансовая культура – это  новое направление в дошкольной педагогике, в

настоящее время актуально и востребовано. А так же является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка. Вся суть экономического воспитания дошкольников заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. На мой взгляд, формирование основ финансовой грамотности должно проходить на основе сюжетно-ролевых игр. А так как игры развивают психические процессы, интеллект ребенка, совершенствуют личностные качества, создают предпосылки для психологической подготовленности в будущий мир финансов, то это не будет чем-то вырывающимся из контекста дошкольного образования, а поможет ребенку социализироваться в мире экономики.

Свою работу мы начали с изучения программы социально-педагогической направленности «Приключения кота Белобока или экономика для малышей», методических рекомендаций к ней и пришли к выводу, что формирование финансовой культуры дошкольников находится в тесной взаимосвязи с игровой деятельностью. Так как в практике, нашего, детского сада вопросы формирования  финансовой грамотности использовались  эпизодически, было принято решение  создать рабочую  программу «Основы финансовой грамотности» с элементами игры в соответствии с интересами детей, их потребностями и способностями, на основе программы «Приключения кота Белобока или экономика для малышей». 

Цель программы:  формирование финансовой культуры и азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Помимо цели, мы определили задачи по формированию финансовой грамотности дошкольников.

Образовательные:

- знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена);

- сформировать у детей начальные навыки обращения с деньгами, правильное отношение к финансовым ресурсам и их целевому предназначению;

- заложить азы ответственного отношения к денежным ресурсам, управлению и контролю над ними, мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

- подготовить детей к жизненному этапу, когда будут появляться карманные (личные) деньги.

Развивающие:

-развивать у детей положительную мотивацию к познанию финансовой грамотности

-развивать ответственность, предприимчивость, расчетливость, самостоятельность.

Воспитательные:

- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;

- воспитание нравственно-экономических качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в финансовой сфере;

- обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой культуры ребёнка.

Разделы  программы «Основы финансовой грамотности»  знакомят детей с основами экономики в тесной взаимосвязи с занятиями по формированию элементарных математических представлений, развитию речи, с театрализованной и изобразительной деятельностью, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности. Дети играют, не подозревая, что осваивают знания, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения. Различные виды игр включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет интегративно решать задачи по формированию у дошкольников финансовой культуры.

В рамках данной программы предполагается, осуществление комплексного подхода к вопросам обучения финансовой грамотности дошкольников, начиная  с младшего возраста. Дети 3-4 лет усваивают элементарные нормы и правила поведения, связанные с определёнными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»). Овладевают навыками самообслуживания (становление предпосылок трудовой деятельности), имеют представление о профессиях ближнего окружения. Можно сказать, что у них формируются начальные экономические связи: дети понимают, что взрослые ходят на работу, чтобы зарабатывать деньги и сделать покупки. В данном возрасте ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции (например, осуществление покупок в магазине, посещение кинотеатра, покупка билета на автобус для поездки в город, оплачивание проезда в такси), где взрослый расплачивается деньгами, тем самым показывая назначение денег. Желание ребёнка выполнить такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Отличительной особенностью данной программы является концентрический подход к изучению материала. Использование наглядного и дидактического материала (иллюстрации, схемы, картинки, пазлы, ребусы, презентации и мультфильмы к отдельным темам программы). Наглядные образы, связанные с основными понятиями курса, дополняются художественными рассказами о приключениях кота Белобока. Освоение материала  происходит в игровой и интерактивно-игровой форме. Материал образовательного курса объединен общим сюжетом о приключениях домашнего кота Белобока и его лесных друзей. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с котом Белобоком проходит, через чтение сказки. Для детей младшего дошкольного возраста мы придумали сказку про кота Белобока и его приключениях, когда он был маленьким котенком Белобоком.

 Периодизация изучаемого материала:

  • во 2 младшей группе  - это  формирование у детей первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека. Раскрывается  сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»;
  • в средней группе - это формирование первичных экономических представлений об экономических категориях «потребности», «труд», «товар», «деньги», «семейный бюджет»;
  • в старшем дошкольном возрасте – это повторение основных разделов программы на более сложном уровне: от осознания собственного опыта – к пониманию экономических, в том числе финансовых категорий.

Программа «Основы финансовой грамотности» рассчитана на 4-х годичный срок обучения, для  детей дошкольного возраста 3 – 7лет.

1 – 2 год обучения рассчитан на базовую подготовку дошкольников, в ходе которых формируются первичные экономические представления дошкольников;

3 - 4 год обучения - направлен на совершенствование знаний, умений экономической культуры и грамотного финансового поведения в будущем.

Организация и режим проведения занятий зависит от возраста ребенка. Для детей всех возрастных групп занятия проводятся 1 раз в неделю.

Помимо основной организованно - образовательной деятельности реализуются другие формы работы с детьми в свободной или совместной деятельности с воспитателем: деловые, сюжетно-ролевые, настольные игры с экономическим содержанием, экскурсии, увлекательные ситуационные задачи, беседы с привлечением родителей (законных представителей), досуги и т.д.

Учебная нагрузка рассчитана на весь учебный год, представлена в виде таблицы, в которых отражено количество занятий и суммарное время занятий в течение недели. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки разработан в соответствии с СанПин и в соответствии с учебным планом учреждения.

Название программы

Возраст

Продолжительность занятий

Количество занятий в неделю/объём недельной нагрузки (в минутах)

 «Основы финансовой грамотности»

3-4

10-15

1/15

4-5

15-20

1/20

5-6

20-25

1/25

6-7

25-30

1/30

Для различных возрастных групп детей предусмотрены задания различной степени сложности.

Так же мы продолжили работу по созданию предметно-пространственной среды и подготовки методического обеспечения для формирования элементарных экономических знаний у детей. Во всех возрастных группах нашего детского сада созданы игровые зоны, которые способствуют погружению детей в мир экономики. При создании развивающей предметно-пространственной среды, оформлены центры сюжетно-ролевых игр. С помощью сюжетно – ролевых игр мы имеем возможность формировать у детей знания о мире профессий, а также развивать финансовую грамотность.

В ходе сюжетно-ролевой игры «Семья» у детей формируются такие понятия, как «профессии в семье: мамы, папы, бабушки, дедушки»; «домашние обязанности по дому»; «планирование расходов в семье»; «бюджет семьи: заработная плата, пенсия», «планирование покупок для семьи».

Сюжетно-ролевая игра «Салон красоты» знакомит ребят с профессией «Парикмахер - мастер, который помогает людям поддерживать в порядке  внешний вид»; учит детей благодарить мастера за оказанную услугу, согласно прейскуранту цен: стрижка мужская/женская, укладка волос, окрашивание.

С целью выявления заинтересованности родителей (законных представителей) в формировании финансовой культуры их детей было проведено анкетирование «Мой ребенок и финансовая грамота».  Результаты анкетирования показали, что:

 65% признают важность формирования финансовой культуры ребенка в семье;

 23% недостаточно компетентны в этом вопросе, нуждаются в

педагогической помощи, в ознакомлении со специальной литературой, помогающей организовать работу с детьми в семье;

 12% родителей считают, что ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание.

Согласно результатам анкетирования можно сделать вывод: родители беседуют дома с детьми о происхождении денег в семье, о стоимости товаров, о бережливости, экономичности и расчётливости, о труде взрослых; 65% родителей (законных представителей) имеют элементарные знания о финансах и считают не обходимыми занятия по основам финансовой грамотности в ДОУ; 12% родителей (законных представителей) не нуждаются в оказании помощи по формированию основ финансовой грамотности у детей; 23% родителей (законных представителей) считают, что им необходима информации по данному вопросу.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. В процессе взаимодействия с семьями воспитанников изучали и обобщали лучший опыт семейного экономического воспитания, старались повысить уровень педагогической компетентности родителей в вопросах экономического воспитания, через консультации, семинары-практикумы, беседы, родительские собрания. Во всех группах оформлены информационные уголки, памятки, буклеты по экономическому воспитанию дошкольников. Открытость детского сада, сотрудничество педагогов и родителей в экономическом воспитании детей помогло родителям быть не только наблюдателями, но и активными участниками в создании развивающей среды, в открытых занятиях. Принимать участие в проектной деятельности, мастер-классах. Объединение двух форм экономического воспитания: дома и в детском саду позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада. Применять полученные, детьми, знания и умения на практике, в кругу семьи.

В старшей группе при активной помощи родителей  создана ширма для сюжетно – ролевой игры «Автосервис». На ширме в распоряжении детей имеется набор инструментов, который они могут использовать при монтаже колёс. Чтобы машины вышли в рейс и своевременно доставили грузы, их не только ремонтируют, чистят, смазывают, но и  заправляют топливом. А происходит это на автозаправочной станции. Шофер, подъехав в автозаправке, говорит оператору АЗС, какое количество бензина ему необходимо для бака. В процессе игры дети знакомятся с работой транспорта, его видами, особенностями, профессиями людей.

После трудоемкой работы все желающие могут посетить уютное кафе, где повара готовят вкусную еду на кухне, варят пельмени, борщ, супы, пекут пирожки, жарят котлеты. Официанты подают еду посетителям, вежливо с ними разговаривают, дают книжечку с меню, чтобы выбрать еду по желанию посетителя. Посетители платят за обед.

Данные сюжетно-ролевые игры направлена на самостоятельное развитие сюжета, формирование  понятий деньги, цена, товар, расходы.

Чтобы максимально приблизить дошкольников  к реальной жизни взрослых в группах старшего дошкольного есть переносная ширма «Банкомат». В  «банкомате» имеется прорезь для карточек, лоток для выдачи наличных, клавиатура для набора пин-кода где можно снять наличность с карты, просто вставив карту в прорезь и робот-кассир выдаст сумму, указанную на карте, первоначально роль робота-кассира исполнял педагог. Затем дети стали выбирать, кто из них сегодня будет роботом-кассиром. На распашных створках расположены различные кармашки, с дидактическими играми. Пословицы, загадки, раскраски, картинки различных профессий. В отдельных кармашках лежат распечатанные  бумажные деньги и банковские карты для игры.

В результате совместной и слаженной работы педагогов, детей и родителей в младших группах появились  атрибуты для  магазинов потребительского характера сделанные своими руками. «Магазин игрушек», «Магазин полуфабрикатов», «Магазин хлебобулочных изделий», «Пиццерия».  

Педагоги, дети и родители старшей группы решили поэкспериментировать и создали магазин ювелирных изделий. Магазин регулярно пополняется украшениями, которые родители с детьми делают своими руками. Наблюдая, с каким интересом, дети относятся к этой работе, воспитатели решили расширять представления о профессиях людей, работающих с драгоценными камнями и ювелирными изделиями. В ходе несложных опытов ребята получили первоначальные знания о различных видах ювелирных камней, его свойствах (камень твердый, не рассыпается; камни разнообразны по цвету, форме, величине). Сделанные работы своими руками ребята сами продают их в магазине «Ювелирочка».

Педагоги, дети и родители подготовительной группы совместными усилиями создали «Цветочный магазин» и разбирались в особенностях работы флориста.

13 семей, от нашего детского сада, в октябре 2021года стали участниками конкурса II Краевого семейного финансового фестиваля. В рамках фестиваля был организован конкурс «Финплакат». Ребята вместе родителями придумывали финансовый слоган и рисовали рисунки на популярные темы: «Семейный бюджет», «Доходы и расходы», «Мошенники». По итогам конкурса 3 семьи получили дипломы победителей и подарки от Красноярского регионального центра финансовой грамотности.

В марте 2022 года один воспитанник, вместе со своей семьёй, принял участие в Краевом семейном творческом конкурсе «Финансовые истории моей семьи», номинация «Финансовая поэзия и песни». Где родители были операторами и видеомонтажёрами ролика «Куплеты про монеты», ребенку отводилась роль исполнителя частушек. За подготовку команды в данном конкурсе отвечал воспитатель, он же творческий руководитель. По итогам конкурса команда награждена сертификатом участника, творческий руководитель – благодарственным письмом.

Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что совместная работа детского сада и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

В апреле 2022 года мы представляли опыт своей работы на вебинаре регионального центра финансовой грамотности «Финансовая среда». В ноябре 2022 года  представили опыт своей работы на муниципальном Форуме успешных практик.

Для более углубленного и интересного изучения экономики мы  используем интерактивные игры по финансовой грамотности, которые повышают эффективность образования и воспитания детей, усиливают уровень восприятия информации. Для закрепления знаний по финансовой грамотности дети участвуют в онлайн – викторинах.

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале и в конце года. В результате целенаправленной работы изменились качественные показатели уровня сформированности знаний воспитанников. Увеличилось число детей с высоким уровнем, а с низким уровнем развития снизилось. Представленные результаты свидетельствуют о положительной динамике сформированности экономического мышления дошкольников.

2021-2022 учебный год

2022-2023 учебный год

начало года

конец года

начало года

конец года

Высокий уровень

14% - 16 детей

23% - 26 детей

27% - 31 ребенок

Низкий уровень

54% - 61 ребёнок

51% - 58 детей

51% - 58 детей

Средний уровень

32% - 40 детей

26% - 30 детей

22% - 25 детей

У большинства детей проявляется ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками, появляется интерес к людям разных профессий. Использование всех приемов, средств и методов игровой деятельности привело к положительной динамике формирования финансовой грамотности у детей. Можно сделать вывод, что создание условий и игровая (практическая) деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В дальнейшем мы продолжим работу по развитию экономического мышления и повышению уровня финансовой грамотности детей, так как эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества, развивает интеллект, расширяет кругозор ребенка, помогает его нравственному становлению.

Список литературы:

- Методические рекомендации по изучению курса «Финансовая грамотность для дошкольников»

- Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.

- Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. – Москва: АРКТИ, 2001.

- Беседы об экономике: методическое пособие / авт..-сост. Т.АШорыгина – М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

- Большая книга загадок с картинками / [ сост. Т.В.Скиба]. – Ростов и /Дону: Владис; М.: РИПОЛ классик, 2013. – 384с.

- Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.. –сост. А.А,Смоленцева. – СПб., 2001.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ( Статья для издания в РГПУ им. А. И. Герцена)

Одна из важных задач воспитателя – понять индивидуальные особенности духовно-нравственного опыта ребёнка: какие предметы и события вызывают переживания прежде всего; насколько они сильны; в каких усло...

Современные педагогические технологии в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения в условиях ФГОС ДО Сценарий педагогического совета

Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическ...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В. В. ВОСКОБОВИЧА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ"

В данной статье рассматривается вопросс воспитания интеллектуально- творческой личности...

Удостоверение о повышении квалификации "Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях". 2022г

Удостоверение о повышении валификации."Методика обучения финансовой грамотности в дошкольных образовательных организациях"....

Статья «Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения»

laquo;Игра - не пустая забава. Она необходима для счастья детей,  для их правильного развития» Д. В. Менджерицкая....

Значение финансовой грамотности в дошкольном образовательном учреждении

Статья на тему значение финансов и грамотности дошкольном образовательном учреждении...