"По тропинкам родного села"
проект (подготовительная группа) по теме

Лордугина Елена Николаевна

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм, просмотру мультфильмов, мало знают о родном селе, стране, особенностях народных промыслов, традиций, фольклору, часто равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, не знают свою родословную,  редко сострадают чужому горю, равнодушны к природе, проблемам экологии. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_tropinkam_rodnogo_sela1.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов – центр повышения квалификации

«Региональный социопсихологический центр»

Итоговая  работа

по программе курсов повышения квалификации

«Психолого-педагогическое сопровождение реализации ФГТ»

по теме «Нравсвеннон-потреотическое воспитание дошкольников»

Проект выполнил(а):

Лордугина Елена Николаевна

воспитатель

ГБОУ СОШ с. Алексеевки

СП- детский сад «Солнышко»

м. р. Алексеевский

 

                           

Работу проверила:

Сечкина Ольга Константиновна,

начальник отдела психолого-педагогического

 сопровождения образовательного процесса в ДОУ,

доцент кафедры социально-гуманитарных наук, к. псх. н.

Самара

2013

 «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

К. Паустовский

Что мы Родиной зовем?

 Дом, где мы с тобой растем

 И березки у дороги,

 По которой мы идем

 Что мы Родиной зовем?

 Солнце в небе голубом.

 И душистый, золотистый

 Хлеб за праздничным столом

 Что мы Родиной зовем?

 Край, где мы с тобой живем.

В. Степанов

- Актуальность темы:

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети много времени уделяют компьютерным играм, просмотру мультфильмов, мало знают о родном селе, стране, особенностях народных промыслов, традиций, фольклору, часто равнодушны к близким людям, к товарищам по группе, не знают свою родословную,  редко сострадают чужому горю, равнодушны к природе, проблемам экологии. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

   Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории возникновения родного села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил их край, начнут проявлять интерес к событиям сельской жизни  и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

   

- Цель проекта:

Воспитание гражданских чувств, чувства любви к малой Родине, родному краю, людям живущим на родной земле; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям, развивает творчество и музыкальные и физические  способности.

- Задачи проекта:

-Дать знания детям о родном селе: история, символика, достопримечательности, социальные культурные объекты, природа родного края, экологическая ситуация в крае.

- Познакомить с основателями Родного села.

- Расширить знания детей о флоре и фауне Алексеевского края.

- Воспитывать любовь к родному селу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

- Познакомить с культурой, традициями, ремёслами Алексеевского края.

- Познакомить с национальностями людей живущих в Алексеевке.

- Воспитывать уважение к ветеранам войны и труженикам села

- Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.

- Познакомить с интересными людьми нашего края.

- Направления проектной деятельности:

-Информационный блок: Переработка теоретических материалов, написание познавательных рассказов

-Технологический блок: Разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.

-Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

- Вид проекта: познавательный, групповой.

Участники: дети подготовительной  группы, родители воспитанников, педагоги группы, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, ветераны войны, работники музея и библиотеке.

- Сроки реализации: апрель, май 2013 года.

- Методы проекта:

Наблюдение,

совместные игры,

анкетирование,

познавательные игровые, занятия,

беседы, изготовление макетов, книжек самоделок, рисунков поделок из природного и бросового материала, экскурсий, слушание музыки, песен и стихов, подвижных игр, посещение музеев и выставок.

-  Ожидаемые  результат:

*дети расширили и закрепили знания об истории возникновения своего села.

*знают дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес; имена и отчества родителей; адрес детского сада.

* герб, флаг Алексеевского района.

*проявление внимания и уважения к ветеранам, пожилым людям, оказание посильной помощи.

*имеют представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде  своих родителей и т.д.;

*имеют представление о творчестве местных поэтов и художников.      

*имеют элементарные представления об охране природы, о заповедниках местах своего края.

*понимают сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.

-Основной раздел программы: познавательно - исследовательское развитие.

- Разделы программы, содержание которых включено в проект:

развитие речи, изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром, физическая культура.

- Обеспечение проектной деятельности:

-Методическое:

Е.С.Евдокимова «Проектирование модели гражданского воспитания в ДОУ». Управление ДОУ 2002 №6.

И.В.Штанько «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2004 № 4.

Л.Н.Коротовских «Методическое сопровождение краеведения в ДОУ. Управление ДОУ 2006 № 8.

Т.И.Доможакова «Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста». Управление ДОУ 2006 № 8.

М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Управление ДОУ 2005 №1.

Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005 №1.

И.В.Жирякова «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников через музейную педагогику». Управление ДОУ 2008 № 4.

З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…»

Материалы Интернет.

- Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

- подбор  литературы

 - подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),

- подготовка разного вида бросового и природного материала

- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,

дидактические игры,

- выставки книг , рисунков, поделок, макетов,

- создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала)

- музыкальный центр, ноутбук, проектор.

- Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный:

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический.

-Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Алексеевка – село родное», «Край в котором мы живем»

- Беседы:

«Я и моя семья»

«Наш детский сад»

«История возникновения нашего села»

«Река Съезжая»

«Животные нашего края»

«Растения»

«Жители нашего села»

«Наши защитники»

«Возникновение названий улиц»

«Кто хлеб растит»

«Чем богат наш край»

- Оформление альбомов:

 «Улицы нашего села»,

«Люди прославившие родной край»,

 «Парк «Победы»»,

«Флора и фауна нашего края»,

 «Национальности людей живущих в нашем селе»,

«Достопримечательности нашего края»,

 «Умельцы»

-Словотворчество с родителями:

 Сочинение рассказов,

 стихов о родном крае,

об интересных людях нашего села.

- Оформление дидактических игр по краеведению:

 “Узнай, где я нахожусь?»,

«Собери картинку»,

«Бабушкин сундучок»,

 «Мой край родной»,

«Я - фотограф»,

 «Вот моя улица, вот мой дом родной».

-Оформление стенгазеты:

 «О героях былых времён»

«Мая семья»

-Выставка книг самоделок:

«Я и моя Алексеевка»,

 «Времена Года»,

«Степные просторы»,

«О героях земляках».

- Выставка творческих работ:

Рисование «Мой дом »,

 «Наш детский сад»,

«Праздник Победы»,

«Природа родного края».

Лепка «Животные и птицы нашего края»,

Пластилинаграфия  «То берёзка, то рябина», «Кони в степи»

Аппликация коллективная работа «Улицы нашего села»

Конструирование из бросового материал   «Здания нашего села»

- Посещение фотовыставки   С.Н.Рязанцева.

-Встреча с ветеранами войны.

-Экскурсии:

Музей краеведения,

библиотека, парк «Победы»,

центральная улица и площадь с памятником Ленину,

 доска почёта труженикам села,

церковь Казанской Божьей матери,

мост через реку Съезжая,

 стелы Льву Толстову, Титову, Чапаеву,

 административные здания.

- Чтение стихов Ф.Вострикова, Р. Хижняк о родном крае,

- Разучивание стихов Ф. Вострикова,

- Слушание степных напевов, звуки степи,

- Изготовление макета села Алексеевки.

- Викторина «Люби и знай свой край»

III. Презентационно - завершающий

- Открытое занятие «Люблю тебя моя Алексеевка»

- Выставка продуктов детской деятельности.

- Оценка этапов реализации проекта детьми.

IV. Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

- Необходимые условия реализации проекта:

интерес детей и родителей;

методические разработки,

интеграция со специалистами детского сада, музея, библиотеки.

Выводы: Проведя, работу с детьми и их родителями мы выяснили, что они стали больше проявлять интереса к своей малой родине, внимательнее относится друг к другу и окружающим их людям. Интересуются экологической обстановкой в крае,приняли участие в высадке деревьев на участке детского сада, и парке «Победы».Охотно совместно с детьми посещают музей краеведения, выставки, праздники.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к электронному дидактическому пособию «Люблю тебя моя Алексеевка»

    Электронное дидактическое пособие предназначено для формирования патриотического воспитания, чувства любви к родному краю, гордости и уважения к его жителей.

    Презентация ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.   

Цель электронного дидактического пособия: 

Обобщить и систематизировать знания детей об и истории возникновения родного села, достопримечательностях, и людях прославивших родное село.

формировать связную  речь детей дошкольного возраста.

Практическое применение презентации «Люблю тебя моя Алексеевка» позволяет решить следующие задачи:

   -  выразительно, с естественными интонациями читать стихи;

  -  развивать интерес к поэзии;

   -развивать мыслительную активность, умение согласовывать речь с                  движением тела, память;

  - Создавать условия для расширения представлений детей о малой родине;

  - Расширить  и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о     своём селе;

  - Активизировать употребление в речи детей название села его улиц, реки, административных зданий;

  -  Развивать умения поддерживать беседу;

  -  совершенствовать диалогическую речь;

  -  закреплять умение слушать и понимать вопрос и давать на него чёткий и  полный ответ;

  -  развивать умения связно и логически последовательно делиться  впечатлениями и знаниями не перебивая друг друга, выслушивая своих товарищей;

  - Воспитывать любовь к малой родине, уважение к его жителям;

Предварительная работа

Беседы:

-об истории возникновения села

-улицы нашего села

-животный и растительный мир

-достопримечательности нашего села

-о создатели музея краеведения

-об известных  людях нашего села

-о транспорте

-о полезных ископаемых

Рассматривание альбомов

- «Наша Алексеевка»

-«Люблю тебя мой край родной»

-«Алексеевскому району 70 лет»

-«Как люди хлеб растят»

Экскурсии

-в «Парк Победы»

-музей

-библиотеку

-к церкви

-к памятнику Ленина ,и зданию администрации

-административным зданиям

Выставки рисунков и поделок

-«Мая Алексеевка»

-«Люблю тебя мой край родной»

-«У родного дома»

-«День Победы в нашем селе»

Чтение

стихи Ф. Вострикова

Народные подвижные игры

- «коршун и наседка»

-«ручеёк»

При разработки электронного дидактического пособия использовала свой фото архив ,фотографии Сергея Ивановича Рязанцева, фотоматериалы музея краеведения села Алексеевка.

№ слай-да

Содержание работы со слайдом

Примечания

1

Титульный лист

2-10

Послушайте стихотворение С. Дрожнин. «Привет тебе, мой край родной». О чём говориться в этом стихотворении. Дети говорят о содержании стихотворения, делятся своими впечатлениями. Высказывают свою точку зрения.

 

11-18

Педагог организовывает беседу об истории возникновения родного края, о его прошлом и настоящим, задаёт вопросы. Ребята охотно вступают в диалог, отвечая на вопрос  педагога.

.Как называется наше село?

Почему его так называют?

Как наше село называлось раньше? Почему?

Как назывались улицы нашего села в далёком прошлом?

Как называется самая новая улица нашего села?

На какой улице находится старая школа?

В честь кого названа одна из старейших улиц нашего села?

Как называются улицы где живёте вы?

Как называется наша река? Почему?

18-31

Воспитатель предлагает физминутку в которой рассказывается о центральной части села. Дети проговаривают слова одновременно выполняя движения.

   Любим мы по  Алексеевке гулять (ходьба на месте)

   Любим всё видеть, замечать (повороты в разные стороны)

   Мы по  Ленинской пойдём  (обычная ходьба)

    И на мост большой свернём  (поворот налево)

    Мимо площади центральной (обычная ходьба)

    В парк «Победы» попадём

   К обелиску подойдём (ходьба с продвижением вперёд)

   Имена солдат прочтём (повороты головой влево, и вправо)

   Мимо церкви с куполами (смыкание рук над головой)

   На Советскую пройдём (обычная ходьба)

   В детский сад свой попадём.

   Много здесь у нас друзей  (дети берутся за руки в стают в круг)

    Сними интересней, веселей.

32-48

Педагог рассказывает о людях оставивших свой след в истории села, родного края, ребята дополняют рассказ воспитателя

Афанасьев И. П. создатель музея о нашем крае, родном селе.

Востриков Ф.В. поэт прославивший свой край и его жителей.

Литвинов В. Я. Заслуженный художник СССР написал много пейзажей о красоте родного края.

Ивченко В. И первый лесничий нашего района ,он создал лесничество и под его руководством были посажены лесопосадки озеленившие наш степной край.

Л. Н. Толстой известный писатель посещал наш край, его именем названа улица в нашем селе. Несколько лет подряд проводились скачки на кубок «Л. Н. Толстого»  в них принимали участие наездники из многих районов и города Самары, на которых присутствовали его потомки.

49-64

Дети и воспитатель рассматривают слайды с достопримечательностями,  зданиями села. Закрепляют их название ,для чего они предназначены, закрепляют название профессий, учатся обобщать, делать выводы.

65

Подведение итогов, анализ, оценка деятельности, поощрение детей. Исполняется песня «Наша Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол с родителями "Воспитание любви к родному селу и природе в детском саду"

Материал по работе с родителями по приобщению детей к окружающему миру....

Сюжетно-ролевая игра "Путешествие по родному селу"

Эта игра очень понравилась детям моей группы. В ходе игры дети закрепили свои знания о родном селе....

Конспект занятия "Мое родное село"

Этот конспект разрабатывался мной для детей старшей разновозрастной группы. Дети знакомятся со своим родным селом....

КОНСПЕКТ НОД: «ЗНАКОМИМСЯ С РОДНЫМ СЕЛОМ»

Знакомимся с родным селом. Конспект занятия (старшая – подготовительная группа) Воспитатель: Большакова О. Н. октябрь 2010 год ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: Продолжать формировать понятие «Родина», ...

нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с родным краем, с родным селом

В настоящее время актуальной стали проблема гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылк...

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Мой дом родной, село родное" с детьми старшего дошкольного возраста

Данное занятие можно использовать педагогам в сельской местности для ознакомления с понятием Родина, малая родина....