Статья музыкального руководителя "Берегите детский голос"
статья на тему

Агапова Галина Борисовна

В статье рассматривается здоровьесберегающая образовательная технология "Охрана детского голоса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_okhrana_detskogo_golosa.docx16.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Статья музыкального руководителя  Агаповой Г.Б.

                            «Берегите детский голос»

     Голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему. Ее основными частями являются органы дыхания-легкие с дыхательными путями и дыхательными мышцами, гортань с голосовыми складками, где зарождается звук, артикуляционный аппарат, совокупность резонаторов. Все части голосового аппарата  находятся в непосредственной взаимосвязи  и взаимозависимости  между собой.

     Во время певческого процесса все части голосового аппарата работают как единое целое. Деятельность голосового аппарата подчинена регулирующему влиянию коры головного мозга, центральной нервной системы.

        Голос ребенка проходит несколько этапов развития. Они связаны с общим физическим и нервно-психическим развитием. У детей 3-4 лет голосовой аппарат еще не сформирован, поэтому голос несильный, дыхание слабое, поверхностное.

           Требуется очень осторожное, бережное отношение к детскому голосу. В первую очередь нужен продуманный подбор детского песенного репертуара. Песни должны отличаться доступностью текста и мелодии (без больших скачков), простым ритмическим рисунком, доступным певческим диапазоном (ми-си),короткими музыкальными фразами , удобными для дыхания ребенка.

             Музыкальный руководитель должен работать над формированием устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания, не допускать форсирования звука как во время пения, так и в разговорной речи.

На пятом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре-си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное. Среди всех певческих навыков особое внимание надо уделить звукообразованию: петь естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, гибельно отражается на голосовых связках ребенка. Голос теряет необходимую легкость и приобретает неприятный  горловой звук. Следует обратить внимание на правильное формирование гласных, от  которых зависит качество звука, так как у детей тембр голоса очень неровен. Особенно это проявляется в пении различных гласных. Поэтому, обучая детей пению, надо учить их хорошо раскрывать рот, стараться привить навык плавного ведения звука, все время показывая своим голосом, как нужно спеть ту или иную фразу, тот или иной звук.

     Общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывает положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие, звук очень слабый. Поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.  Дети этого возраста могут петь уже в более широком диапазоне (ре-до2). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т.е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящие. Удобными (примарными) звуками для детей 5-6 лет чаще всего являются ми, фа-си. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.

Звук до первой октавы звучит тяжело, напряженно, поэтому его надо избегать.

             У детей седьмого года жизни достаточно развита речь, появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны, инициативны во время обучения. Все это положительно сказывается на творческих проявлениях не только в игровой и танцевальной деятельности, но и в певческой.

Но музыкальный руководитель должен всегда помнить, что голосовой аппарат  ребенка очень хрупок. Голос нежный очень небольшой по силе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте. При нормальном воспитании голос развивается плавно как у мальчиков, так и у девочек. Диапазон: до1-ре2.

              Огромную роль  в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей этого возраста увеличивается объем легких, дыхание становится более глубоким. Стимулом для развития дыхания в этом возрасте является дыхательная гимнастика, а также вокальные упражнения, развивающие длительность выдоха, умение правильно делать вдох.

Игры на развитие правильного звукообразования.

Благодаря вокальным занятиям с детских лет у человека вырабатываются  прочные навыки глубокого нижнереберного – диафрагматического дыхания, правильного звукообразования.

Одним из важных условий воспитания у детей певческого дыхания является правильная естественная  певческая постановка-положение корпуса, головы и рта во время пения: прямое, без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи, бодрая осанка; руки свободно опущены вниз при положении стоя или свободно лежат  на коленях при положении сидя. Голову  нужно держать прямо, без напряжения шейных мышц. Не следует  опускать или запрокидывать голову назад. Необходимо сохранять ощущение внутренней и внешней подтянутости. Музыкальный руководитель  должен постоянно наблюдать за выполнением правил певческой установки, а также демонстрировать на себе и отдельных ребятах правильное и неправильное  положение при пении.

                Необходимо постоянно следить, чтобы дети пели и разговаривали без напряжения. Разъяснять родителям и воспитателям вредность крикливого пения и разговора у детей, не разрешать им петь на улице в холодную и сырую погоду.    Берегите детский голос!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Охрана детского голоса у детей дошкольного возраста"

Статья включает в себя теоретическую часть и практическую-упражнения, примеры, игры, сказка....

Статья "Гигиена и охрана детского голоса"

Пение оказывает благоприятное влияние на организм ребенка и его интеллект. Но очень важно соблюдать правила охраны голоса....

Статья "Индивидуальный подход к детскому голосу"

На основе общих рекомендаций каждый педагог, варьируя методы, по-разному их сочетая, в зависимости от учебных задач, разрабатывает своюметодику обучения пению.    ...

Статья "Подготовка детского голоса к пению с помощью инновационных вокальных приемов"

Изучение темы "Подготовка детского голоса к пению с помощью инновационных вокальных приемов" в помощь музыкальным руководителям ДОУ.Эта статья является описанием опыта работы по данной теме....

Статья для музыкальных руководителей на тему: «Бережное отношение к детскому голосу»

Пение — наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного воспри...

Технология певческого дыхания как основа правильного звукообразования детского голоса на музыкальном занятии в детском саду

В этой статье описана методика подготовки певческого дыхания детей дошкольного возраста...

Статья музыкального руководителя для родителей "Берегите детский голос!"

Статья музыкального руководителя для родителей "Берегите детский голос!"...