Культурно-историческая концепция нравственно-патриотического воспитания
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Мартынова Нина Геннадьевна

Данный материал представляет опыт работы по теме "Развитие у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре". В нем описывается принципы, педагогические условия и содержание работы по приобщению детей 4-7 лет к культурному и историческому наследию русского народа и народов Росии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                     «Только тот, кто любит, ценит и уважает

                                                     накопленное и сохранённое предшествующим

                                                     поколением,  может любить Родину,

                                          узнать её, стать подлинным патриотом».

                                      С. Михалков

        Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности. Понятие патриотизм включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой, духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.

        В течение нескольких лет в нашем детском саду реализуется концепция нравственно-патриотического воспитания, основанная на развитии у дошкольников представлений о человеке в истории и культуре, которая  позволяет приобщать детей к культурным и общечеловеческим ценностям. В данной концепции  интегрируются основные направления нравственного, патриотического, познавательного, художественно- эстетического развития, что соответствует ФГОС дошкольного образования. 

Формирование самосознания ребёнка происходит через призму отношений с другими людьми, поэтому ознакомление дошкольников с ролью человека в истории и культуре – творца и созидателя, является основополагающим для социально-личностного развития, становления образа «Я», самооценки, толерантности в качестве основы жизненной позиции.

Культурно-историческая концепция строится на принципах доступности, постепенности, усложнения, повторения, исторической достоверности и позволяет в полной мере приблизить дошкольников к историческому и культурному наследию человечества. 

        В традиционной культуре любого народа все компоненты находятся в синкретичном виде, однако, следует выделить наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности.  Мы сделали попытку создать систему, позволяющую в полной мере приблизить дошкольников к историческому и культурному наследию человечества и рассматриваем данную систему как инновационное направление нравственного и эстетического воспитания дошкольников в условиях ДОУ.

        Уже в младшем дошкольном возрасте дети эпизодически приобщаются к истории и культуре своего народа. Например, детей знакомят с народной игрушкой (дымковская,  филимоновская, богородская игрушка), русским народным костюмом, но систематическую работу по формированию представлений о человеке в истории и культуре, начинаем в средней группе, т.к. после 4 лет дети способны осознавать факты, выходящие за пределы их чувственного опыта и непосредственного восприятия.

Составляя перспективный тематический план, мы условно разделили программный материал на пять блоков: «Человек в мире людей», «Человек-труженик», «Человек-изобретатель», «Человек – творец прекрасного», «Великие соотечественники». Для каждого блока определили цель и содержание программных задач для средней, старшей и подготовительной к школе групп. Деление программного материала на блоки очень условно, т.к на одном занятии возможна интеграция программного материала из разных блоков. Работа с детьми проводится в непосредственной образовательной деятельности и совместной деятельности воспитателя с детьми. Применяются следующие формы работы: беседа с рассматриванием иллюстраций, фильмов и слайдов, диспуты, проблемные ситуации, дидактическая игра, театрализованная деятельность, метод проектной деятельности.

        Система работы построена по концентрическому принципу, так, что в каждом блоке программные задачи в каждой возрастной группе повторяются с усложнением.

Цель блока «Человек в мире людей» - осознание дошкольниками социальной сущности человека, воспитание социально приемлемых отношений с окружающими, толерантного отношения к представителям мирового сообщества.

В средней группе рассматриваются сообщества людей в темах: «Семья», «Детский сад», «Наш город – Черногорск».

В старшей группе знакомим детей Республикой Хакасия и родной страной - Россией как сообществами сограждан. Дети получают исторические сведения о культуре и быте русского и хакасского народов. Используя наглядно-дидактическое пособие О.А. Ботяговой «Этнография для дошкольников» познакомим детей с культурой и обычаями северных народов России.

В подготовительной к школе группе знакомим детей с историей России, с жизнью людей на других континентах, с людьми разного цвета кожи, мировым сообществом, традициями, обычаями, культурой некоторых народов мира: Индия, Япония.

Воспитывая принятия абсолютной ценности человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, в старшей группе познакомим детей с основными правами человека. В подготовительной к школе группе расширяем представления о правах человека, знакомим с Международными документами, провозглашающими права человека.

        Цель блока «Человек-труженик» - воспитание уважения к труду, развитие представление об эволюции труда человека, о значении труда в достижениях человеческой цивилизации. При ознакомлении детей с профессиями, учим проводить исторические аналогии труда людей разных времён.

        Цель блока «Человек-изобретатель» - развитие у дошкольников представлений о многообразии рукотворного мира и техническом прогрессе. Работа над данным блоком проводится преимущественно в совместной деятельности, используя методическое пособие О.В. Дыбиной «Что было до…: Игры-путешествия в прошлое предметов».

        Цель блока «Человек-творец прекрасного» - приобщение детей к культурному наследию человечества, воспитание интереса к культуре других народов, воспитание толерантности средствами искусства.  Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, С.Г. Якобсон, А. Маслоу, К. Роджерс, Н. Роджерс отмечали ведущую роль искусства в формировании понимания человеком другого человека. При работе над данным блоком в средней группе знакомим детей с Филимоновской, Дымковской, Богородской народными игрушками; Городецкой росписью, русским народным фольклором: потешками, колыбельными песенками, русскими народными сказками; жанрами живописи: пейзажем и натюрмортом. В старшей группе расширяем представления о видах искусства, с которыми познакомили в средней группе, а так же знакомим с Хакасским народным орнаментом, Хохломской, Гжельской, Полхов-Майданской росписями; Русской матрешкой; фольклором народов России; портретом, как жанром живописи. В подготовительной к школе группе знакомим с Жостовской росписью, Жанровой живописью, графикой, архитектурой; Музеями – учреждениями сохранения истории и культуры; Фольклором народов мира. Особое внимание уделяляем произведениям жанровой живописи, т.к. в них запечатлены разнообразные исторические, культурные, бытовые события, отражающие исторические эпохи.

        Цель блока «Великие соотечественники» - воспитание уважения к родной стране, ее вкладу в развитие человечества и мировую культуру. Работа над данным блоком начинаем в старшей группе. Знакомим детей с художниками И.Шишкиным, И. Левитаном, И. Саврасовым, художниками-иллюстраторами детских книг, Хакасским художником –иллюстратором В.Тодыковым, космонавтом Ю.Гагариным, первопечатником И.Федоровым, писателем К.Чуковским. В подготовительной группе знакомим детей с художниками И.Айвазовским, Б. Кустодиевым, певцом Ф.Шаляпиным, писателем А.С. Пушкиным,  изобретателями паровоза Черепановыми, изобретателем И.Кулибиным, историческими личностями (Петр 1, Иван Грозный, Минин и Пожарский)

        При знакомстве с великими соотечественниками используем принцип интеграции: при ознакомлении с жанрами живописи знакомим детей с творчеством художников, знакомя с историей страны рассказываем детям о Минине и Пожарском.  С художником Б. Кустодиевым и певцом Федором Шаляпиным знакомим детей одновременно, используя картину Б. Кустодиева «Портрет Ф.И. Шаляпина».

Работая по данной системе, у воспитанников формируются представления о роли человека в истории, научно-техническом прогрессе, культуре, воспитываются патриотические чувства, толерантное отношение к представителям мирового сообщества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Защита педагогической концепции по теме нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста....

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...

Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"

Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к культурно историческим ценностям родного края

Я узнал, что у меня есть огромная родня:И тропинка, и лесок, в поле - каждый колосок,Речка, небо надо мною - это все мое, родное!»В. ОрловТема нравственности и патриотизма, пожалуй, одна из...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...