Формирование страноведческих представлений у старших дошкольников
консультация (подготовительная группа) на тему

Ефременкова Ольга Валерьевна

Формирование страноведческих представлений входит в аспект нравственного  воспитания дошкольников. От знакомства детей  с нашей Родиной можно уже со старшими дошкольниками перейти  к знакомству  и с другими странами. Это предполагает  ДОУ и сама жизнь. Ведь не секрет, что наши дети стали много путешествовать и это послужило поводом для формирования страноведческих представлений  уже на ступенях детского сада. Тем более дети очень любознательны . Любят  путешествовать и узнавать  всегда что-то новое.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование страноведческих представлений у старших дошкольников

     Формирование страноведческих представлений входит в аспект нравственного  воспитания дошкольников. От знакомства детей  с нашей Родиной можно уже со старшими дошкольниками перейти  к знакомству  и с другими странами. Это предполагает ФГТ в ДОУ и сама жизнь. Ведь не секрет, что наши дети стали много путешествовать и это послужило поводом для формирования страноведческих представлений  уже на ступенях детского сада. Тем более дети очень любознательны . Любят  путешествовать и узнавать  всегда что-то новое.

       Где только не отдыхают наши дети!  

      С ними мы рассматриваем фотографии, слушаем их рассказы об отдыхе. Детям всегда хочется поделиться интересными фактами из своей жизни. Если путешествие было дальним, то мы ищем  страну на глобусе. Если в пределах нашей страны, то стараемся найти её на карте России. Рассказы детей очень эмоциональны. Оказывается, можно путешествовать на поезде или долететь на самолете. А лучше на автомобиле с мамой и папой и смотреть на всё из окна. У каждого города есть свое название. Что больше город или страна? Почему мы разговариваем на разных языках? Почему в самолет сели зимой, а прилетели в лето? Все больше и больше появляется вопросов.

     И в итоге возникла тема, что у каждого города и у каждой страны есть свои отличительные знаки, т.е. символы. С символами мы встречаемся в жизни постоянно. Символ – это изображение фигур или предметов, выражающих особый смысл. Это - условное обозначение какого-либо понятия. У каждого города и у каждой страны есть отличительные знаки. Это флаг, герб, и гимн.

      Для того чтобы, чтобы сравнивать гербы разных стран, хорошо бы знать герб и своей страны. Давайте рассмотрим герб России. Это темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел. Одна голова смотрит на запад, другая на восток. Над орлом золотая корона. Орел золотого цвета, потому что на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому он поклонялся. Неслучайно так много пословиц и поговорок о золотом солнышке придумано русскими людьми.

     Солнце встает, так и день настает.

     Солнышко, как родная матушка, никогда не обидит.

     Солнца не закроешь, а правду не скроешь.

      Для детей младшего дошкольного возраста можно рассказать притчу о том как, однажды (а это было давным-давно) на большой поляне собрались звери и птицы, которые живут в российских лесах. Стали они думать и решать, кому их них быть на гербе России. Первый выскочила попрыгунья белка: «Посмотрите, какой у меня красивый и пушистый хвост. Мы белки, живем почти во всех лесах этой страны. Мне быть на гербе!» Звери и птицы рассмеялись: «Да что ты, белочка! Ты вон, какая маленькая, а Россия большая. Куда уж тебе!» Ту вперед вышел огромный бурый медведь: «Ну, мне-то вы не скажите, что я ростом не велик. Я сильный и могучий, как сама Россия. Мне и быть на гербе!». Звери уже готовы были согласиться с медведем, но вдруг заговорила мудрая сова: «Вы, медведи, на земле живете и ничего, кроме своего леса, не видите. А мы, птицы, высоко в небе летаем, с высоты всю страну видим: и леса, и моря, и степи. Есть у нас король птиц - орел с двумя головами. Он самый умный, самый сильный, летает выше облаков и может смотреть сразу в две стороны: направо и налево. Он всегда знает, что в разных концах страны делается. Вот кому надо быть на гербе!» Все звери и птицы согласились с мудрой совой. И сразу же в лучах яркого света с неба спустился прекрасный двуглавый орел, а его изображение появилось на гербе.

      А со старшими ребятами  можно обсудить уже более важные детали. В лапах орла символы власти – скипетр и держава, такие в старину были у русских царей. На груди орла – изображен всадник на белом коне, который поражает черного змея. Это добро побеждает зло. А всадника зовут Георгием Победоносцем. О нем рассказывают такую историю. Около одного города было большое озеро. В озере поселился ужасный змей-людоед. Однажды змей потребовал, чтобы правитель города отдал ему на съедение свою единственную дочку. Девушку отвели на берег озера и оставили там. Но вскоре на том месте появился святой Георгий. Он увидел плачущую царевну и спросил её, почему она плачет. Красавица ответила, что ее должен съесть страшный дракон. Георгий помолился Богу и, как только чудовище показалось из воды, вступил с ним в бой и победил змея. С тех пор все жители города стали почитать Георгия как великого героя. На протяжении тысячелетий в религиях и мифологии европейских и ближневосточных цивилизаций дракон и змей были воплощением тьмы и зла, а борющиеся с ними боги, герои и святые олицетворяли светлое начало, добро. Нам это история напоминает русские сказки, где добро всегда побеждает зло. Об том же говориться и в поговорках «Добро не умрет, а зло пропадет», «Кто доброе творит, того зло не вредит».

 Такой же щит как на гербе России, есть в гербе города Москвы. Это неслучайно, потому что Москва - столица, главный город страны. Давайте вспомним, где можно увидеть герб. Например, на монетах, на важных документах, на паспорте, на печатях, на фасадах правительственных зданий, на флаге президента Российской федерации и на специальных пограничных столбах.

 Образовательные задачи  формирования страноведческих представлений:

1. Формирование начального исторического и географического кругозора:

  •  Положение страны  на карте, глобусе в сравнении с Россией;
  •  положение на карте, глобусе столицы, сопоставляя с Россией;
  •  представление о правительстве этих стран;

2. Познакомить с основными символами страны:

  • флаг;
  • гимн.

3. Дать представление о людях (национальностях), населяющих страну:

  •  народности;
  •  национальные костюмы.

4. Познакомить с особенностями культуры в сравнении с Россией:

  • фольклор: музыка, сказки, детские игры и песни;
  • детская художественная литература;
  • архитектура;
  • праздники.

             5. Дать представления о некоторых современных традициях и культуре стран изучаемого языка:

  • современные имена;
  • домашние питомцы.

Воспитательные задачи страноведческого характера:

            1.Формировать навыки общения со сверстниками.

2.Воспитывать гордость и уважение к культуре своей страны.

3.Создать условия для осознания каждым ребенком себя как будущего гражданина России;

4.Воспитывать уважение и заинтересованность в познании культур людей других национальностей, других стран.

     Прежде чем познакомиться с другими странами стоит детей познакомить с образами России в мире.

ОБРАЗЫ РОССИИ В МИРЕ

     Береза

     С давних времен береза считается символом России. Почему же это дерево пользуется такой популярностью? Это одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Трудно представить русский пейзаж без кудрявой белоствольной красавицы-березки. Берёза любимое дерево всех русских людей. Ей посвящали свои лучшие произведения поэты и художники. О березке пели песни, рассказывали сказки, загадывали загадки. С этим деревом связано много русских обрядов и поверий. Мила она русскому сердцу.

      Изначально береза была символом плодородия и здоровья, а уже в следующие века она стала ассоциироваться с нежной и красивой девушкой, с женским началом.

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит берёза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

    С. Есенин.

     Берёзка

    Люблю берёзку русскую

    То светлую,   то грустную,

    В белёном сарафанчике,

    С платочками в карманчиках,

    С красивыми застёжками,

    С зелёными серёжками.

    Люблю её нарядную,

    Родную, ненаглядную,

   То ясную,  кипучую,         

    То грустную,    плакучую.

    Она всегда с подружками,

    Люблю берёзку русскую.

    Под ветром низко клонится

    И гнётся, но не ломится!

    А. Прокофьев

     Ромашка

      Ромашка, как и береза, символ русской природы. Ромашка издревле считается символом лета, солнца,  чистоты,  любви,  юности,  наивности,  нежности,  верности и доброты.

     Из ромашек любили плести венки. Белые лепестки с нежно-желтой сердцевиной очень гармонично смотрятся в русых волосах наших девушек.

     Кроме того, в славянской традиции ромашка - цветок, обладающий даром прорицания. До сих пор эти цветы используются для гаданий, особенно, для гаданий о любви. На ромашках гадали на любимого человека: обрывали белые лепестки, приговаривая: "Сбудется, не сбудется, любит, не любит..."

     Однако родиной ромашки, как ни странно, признают далекую Америку. В 1850 году она появилась в Швеции, примерно в это же время ее обнаружили под Петербургом и рассматривали как величайшую диковинку.

     Само    название    - ромашка - имеет длинную историю и связано с проникновением средневековой медицинской литературы на Русь. В них это растение называлось "Романовой  травой". От слова "роман" образовалось уменьшительная форма "ромашка", олицетворяющая собой королеву лугов и полей.

      Медведь

      Жители западных стран часто говорят, что Россия ассоциируется у них с медведем. Такое сравнение не очень льстит русским, потому что иностранцы порой воспринимают Россию как большую, неуклюжую, жестокую, агрессивную и нецивилизованную страну. Иногда русских называли в Европе "крещеными медведями".

      Иногда изображение медведя, как символ и олицетворение России используется и самими россиянами (особенно широко в XX веке). Медведь был героем многих сказок и мифов, встречался во многих гербах старых русских городов. На Олимпийских играх в Москве символом олимпиады стал Олимпийский Мишка, который был полной противоположностью "страшному русскому медведю".

     Русские люди вкладывают в образ медведя совсем другое содержание. Они отмечают добродушие этого зверя, его мудрость, бесхитростность, спокойствие. Для нашего человека медведь традиционно является признаком силы, причём силы не злой и разрушительной, а силы природной, от Бога данной.

      Медведь - это не только сила, мощь, интеллект, это тотем России, оберегающий её бесконечные просторы от разных ситуаций, это символ и сущность Природы, которая даёт нам жизнь. Даже карта России своим контуром напоминает лежащего медведя.

      Можно рассмотреть с детьми картину И.И. Шишкина "Утро в сосновом бору".

       Особенности русского национального характера

      Коль любить, так  без  рассудку,

      Коль грозить, так не на шутку,

      Коль  ругнуть , так сгоряча,

      Коль рубнуть, так уж сплеча!

      Коль спорить, так уж смело,

      Коль карать, так уж за дело,

      Коль простить, так всей душой,

      Коли пир, так пир горой!

      А.К. Толстой

       - поиск истины, смысла жизни, надежда на светлое будущее;

       - любовь к родине, патриотизм, верность традициям;

        -щедрость, гостеприимство, широта натуры, доброжелательное отношение к людям;

        - религиозность; ВЕРА в Бога, судьбу, провидение;

        - духовность,   всепрощающую любовь,  отзывчивость,  сердечность,  милосердие,  доброта,  сострадательность,  душевная мягкость,  способность пожертвовать собой ради других;

         - особенная любовь к детям, забота об их образовании и воспитании;

         - общительность, коллективизм, боязнь одиночества (любовь к праздникам, компаниям, постоянное телефонное общение, дружеская переписка, общение с незнакомыми людьми на улице, в поездах и т. д.);

        - постоянное несоблюдение установленных правил, норм, предписаний;

         - природный ум, смекалка, находчивость, изобретательность, творчество, умение находить нестандартные решения, практическая направленность ума;

         - неумение доводить дело до конца, планировать, просчитывать последствия и т. д., беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности;

        - постоянная оглядка на общественное мнение, на то, что скажут или подумают о тебе другие, серьезное отношение к репутации;

         - уважительное отношение к высшим ценностям:  уму , культуре,  интеллигентности , образованию , уважению в обществе (деньги,  вещи, личные успехи не являются мерилом человеческой значимости);

       - терпение, выносливость, консерватизм;

        - легкомысленное отношение к своему здоровью;

        - свободолюбие, стремление к свободе и независимости;

        - выносливость, способность к тяжелому и напряженному труду;

        - созерцательность, мечтательность;

        - лень, беспечность, недостаток инициативы, слабо развитое чувство ответственности;

        -медлительность, меланхоличность, подавленность;

         -противоречивость характера;

        -безудержность, надежда на удачу, способность идти на риск, экстремизм;

        - чувство вины и греховности .

        Ф.И. Тютчев сказал о России:

        Умом Россию не понять,

         Аршином общим не измерить.

         У  ней особенная стать -

        В Россию можно только верить.

      Сувениры из России

         Во всем мире с Россией ассоциируются матрешка, самовар, блины, лапти, балалайка и т. д., хотя далеко не все эти атрибуты являются исконно русскими.

       МАТРЁШКА

         Матрешка - "полуовальная полая разнимающаяся посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера" (словарь Ожегова). Удивительная кукла стала символом русской культуры и традиционным русским сувениром, хоть и родилась она отнюдь не в России. В конце XIX века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с "сюрпризом" - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок... Всего таких куколок насчитывалось пять.

         Эта фигурка и натолкнула русских мастеров на создание своего варианта разъемной игрушки. Только выполнена она была в образе русской крестьянской девочки.

         Выточил первую матрешку токарь Василий Звездочкин, а расписал - художник Сергей Малютин. Внутри большой девочки помещалось еще семь мальчиков и девочек поменьше. Так появилась первая русская матрешка. Расписывали первых куколок обычно гуашью. У нее обязательно был расписной передник, сарафан и косынка.

       Почему же куклу назвали МАТРЁШКОЙ? Одни историки утверждают, что имя "матрешка" произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Маня, другие - что это название от женского имени Матрена, Матреша, в основе которого лежит латинское слово mater, означающее мать. А третьи считают, что название "матрешка" связано с именем индуистской богини-матери  Матри.

        Первые русские матрешки появились в мастерской С. Мамонтова, а потом производство этих куколок было налажено в Сергиевом Посаде.

        САМОВАР

         Иногда кажется, что самовар - это исконно русское изобретение, но на самом деле это не совсем верно. Приборы по принципу работы самовара были известны ещё во времена античности: в ёмкость, наполненную водой, бросали большой раскалённый камень, благодаря чему вода закипала. Позже в Европе стали появляться подобные приборы, уже более совершенных конструкций.

         В России же самовар появился во времена Петра  Первого. Первый самовар был изготовлен в 1778 г. в Туле мастерами Иваном и Назаром Лисицыными. Братья стали основателями первой самоварной фабрики. Тула стала центром самоварной промышленности, самовар сейчас является символом города. Самовар представляет собой устройство с краном для приготовления кипятка. "Сам варит" - отсюда и название прибора. Внутри него находится топка - высокая трубка, которую наполняют углем.

         Самовар - это не просто предмет быта, он всегда был центральной фигурой русского стола и стоял на почетном месте. Вокруг него собирались на  чаепитие,  как члены семьи, так и их родственники и друзья. Ни одно из гуляний или застолий не обходилось без самоваров. Самовар - это символ гостеприимства, достатка, покоя и благополучия в доме. Без самовара невозможно представить традиционное русское чаепитие.

        ВАЛЕНКИ

           Россия известна на весь мир своим суровым климатом. Конечно, без теплой одежды и обуви нам не обойтись. Именно поэтому одним из любимых предметов одежды на Руси испокон века были валенки-сапожки из овечьей шерсти.

         Они пришли к нам от азиатских народов. Самые древние были обнаружены археологами на Алтае и датируются IV веком до Рождества Христова.

         Еще до тех валенок, которых мы привыкли видеть, жители суровых азиатских просторов носили валяные коты, чуни, кеньги, которые были с суконным голенищем или вообще не имели его. Высокие валенки с голенищами стали изготавливать позже. Первоначально, вплоть до 17 века, валенками называли войлочные шапки. Обувь из войлока тогда тоже существовала, но её не валяли целиком, а шили из отдельных кусков, как сапоги. На Руси "пимы", "самовалки", "катанки", изобретенные ремесленниками Нижегородской и Ярославской губерний, появились только к XVIII веку и сразу же стали очень популярны. Крестьянин из Нижегородского села Семеновского начал делать обувь целиком из войлока.

        В старину валенки считались очень ценным подарком. Стоили они дорого, потому что делались вручную, и далеко не каждая семья могла позволить себе приобретение валенок. Даже русские цари (Петр I, Екатерина Великая) пользовались этим видом обуви.

        В Улан - Удэ есть памятник валенку, а в Мышкине и в Москве открыты музеи, посвященные этому уникальному явлению русского быта.

         В изготовлении валенок используется преимущественно ручной труд. До сих пор даже при фабричном изготовлении валенок более 60 % операций производится вручную. Традиционно валенки изготавливались из белой, черной и смешанной шерсти (серые).

        ШАПКА-УШАНКА

        Шапка-ушанка - зимняя меховая, суконная или комбинированная шапка (первоначально - мужская), широко распространённый головной убор в России.

         "Шапка-ушанка ведет свое происхождение от похожих головных уборов кочевников Великой Степи (в том числе Южной Руси) и таким образом является традиционным головным убором для данного региона. Шапки, прообразы шапок-ушанок, использовали скифы, потом жители Монгольской империи, в том числе воины-ордынцы, потом казаки и т. д. Такой тип шапки был очень удобен для кочевника или путешественника, так как позволял носить её в самых разных климатических условиях (перепады температур, сильный ветер и т. д.)". Подобный фасон был распространен и в Прибалтике. Предки современных латышей и эстонцев еще в V-X вв. знали меховые "ушастые" шапки. В 20 веке шапки-ушанки получили распространение в Петербурге, а потом и по всей России. С 1940 года шапка-ушанка стала официальным головным убором советской армии и милиции.

         Свое название шапка-ушанка получила благодаря тому, что имела два меховых отворота, которые завязывались или застегивались на макушке, а иногда опускались вниз. Эти "уши" и послужили поводом для названия шапки-ушанки.

         Шапки-ушанки очень удобные и теплые. В сильные морозы с неприятным колючим ветром опускаешь "ушки", и никакой холод не страшен. Шапка-ушанка давно уже стала настоящим символом России. Теплые и красивые зимние меховые шапки были и останутся предметом нашей национальной гордости.

         Флаг Российской Федерации (флаг России)

        Описание:

         Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов.

       Значение цветов флага

        Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.

       Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:

       - белый цвет - благородство и откровенность;

       - синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;

        - красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

        Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка     значений этих цветов, например:

       - белый - цвет свободы;

       - синий - цвет Богородицы;

       - красный цвет - символ державности.

        Было также толкование этих цветов (подобно символике династического флага Романовых), как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

       - белый цвет - символ православной веры;

        - синий цвет - символ царской власти;

      - красный цвет - символ русского народа;

       Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют "Веру, Надежду, Любовь".

       Существуют и другие толкования.

        Герб Российской Федерации (герб России)        

        Описание:

        Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона.

        Что же символизирует российский двуглавый орел?

          С древнейших времен орел воплощал собой божественность, солнечную силу, царственность, высшую власть, величие и бессмертие. Он выражает также мужественность, бесстрашие, обороноспособность, активность, духовность и возвышенные устремления.

        Российский двуглавый орел указывает на евроазиатский состав России как на уникальное, по мнению Д. С. Лихачева, соединение в ней двух великих культур - Востока и Запада. Две орлиные головы, бдительно смотрящие по сторонам, символизируют надежную охрану страны с Востока и Запада.

         Композиция из трех корон в гербе России стала изображаться с 1625 года, а царь Алексей Михайлович объяснял это дополнение присоединением к Руси трех царств: Сибирского, Казанского и Астраханского. Три короны символизировали также христианскую троицу и три христианские добродетели: Веру, Надежду и Любовь. Когда в 1699 году три короны скрепили лентой Святого апостола Андрея Первозванного, их символику стали связывать с идеей братства и единой, общей истории трех восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Сегодня три короны олицетворяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Как символ благословения и награды  России: за героическое прошлое, мученическое настоящее и богоизбранное  будущее.

        На груди орла помещен щит с изображением всадника, поражающего копьем крылатого змия. Долгие годы всадник олицетворял великого князя, государя, царя или его наследника. Со времен Петра I его стали величать Святым Георгием, считавшимся покровителем не только русских князей и военных, но и всей России, символом борьбы добра со злом.

        Красный  цвет  поля  в современном  гербе  -  символ  животворной силы,   русской идеи,  героизма,  красоты  и победы,  а золотой  цвет орла  -  символ  достоинства,   величия,   богатства,   великолепия,   вечности  и славы.

         Гимн Российской Федерации (гимн России)

        (слова С.Михалкова)

        1-й куплет:

        Россия - священная наша держава,

        Россия - любимая наша страна.

       Могучая воля, великая слава -

       Твое достоянье на все времена!

        Припев:

         Славься, Отечество наше свободное,

       Братских народов союз вековой,

       Предками данная мудрость народная!

       Славься, страна! Мы гордимся тобой!

       2-й куплет:

       От южных морей до полярного края

       Раскинулись наши леса и поля.

       Одна ты на свете! Одна ты такая -

        Хранимая Богом родная земля!

       Припев:

        Славься, Отечество наше свободное,

         Братских народов союз вековой,

       Предками данная мудрость народная!

       Славься, страна! Мы гордимся тобой!

       3-й куплет

      Широкий простор для мечты и для жизни

       Грядущие  нам открывают года.

        Нам силу дает наша верность Отчизне.

       Так было, так есть и так будет всегда!

       Припев:

       Славься, Отечество наше свободное,

        Братских народов союз вековой,

       Предками данная мудрость народная!

       Славься, страна! Мы гордимся тобой!

       Чтобы проводить страноведческие занятия можно определить либо какую-то удобную дату или следовать календарю национальных праздников (например, национальный праздник  Германии отмечается - 3 октября, Италии -12 сентября, Швеции -6 июня, Франции- 14 июля).

       Каков же план действий?

         Можно почитать сказки, которые были написаны в выбранной стране, можно нарисовать понравившихся героев. Для мальчиков  можно распечатать раскраски с изображениями автомобилей производства этой страны. Девочкам можно предложить раскраски  кукол в национальных костюмах. Детям  можно предложить раскрасить государственный флаг, а детям постарше – еще и герб. Из пластилина  можно слепить название страны или один из ее символов. Можно подготовить познавательную или шуточную викторину. Интересным вариантом будет викторина вопросов «Верите ли вы…». Верите ли вы,  что во Франции лягушки являются деликатесом, который подают к столу? Верите ли вы, что живущие в Китае панды съедают по 40 килограммов бамбука в день? Можно составить простой тематический кроссворд или нарисовать несложные шуточные ребусы.

         Можно попросить детей при помощи родителей, подготовить

презентацию о стране, подготовить рассказ о животных  или   известных

актерах, мультфильмах, кулинарных традициях. Можно выпустить газету  с

интересным    о   данной стране. Можно попросить родителей при участии

самих детей  приготовить для них национальные деликатесы.

      Можно рассмотреть слайды достопримечательностей выбранной страны.

Можно познакомиться  с символами страны и традиционными сувенирами.

       Стоит позаботиться о небольшой коллекции национальной музыки –

народные и эстрадные мелодии, под которые дети могут потанцевать или

просто отдохнуть. Можно выбрать мультфильм о традициях, обычаях,

природе той или иной страны.

       Можно сделать подборку литературы страны,  о которой идет речь.

Можно распечатать фотографии известных поэтов  и писателей. Можно

устроить конкурс «Угадай цитату». Можно вместе с детьми изучить

национальные праздники и сопутствующие им традиции. Что-то можно

обыграть  в кукольном театре.

        Почувствовать атмосферу чужой страны поможет ее язык. Можно

выучить вместе с детьми слова приветствия и вежливые слова изучаемой  

страны.

       Можно нарисовать тантамареску - стенд с отверстиями для лиц – и

сфотографироваться на фоне Эйфелевой башни  или Великой китайской

стены. Можно  на лица детей нанести, используя аква грим,  флаг страны,

надеть что-то напоминающее национальные костюмы.

       Рассмотрим пример  на дне Италии:

       Кухня:  пицца, паста, итальянский сыр.

       Книги: сказки Джанни  Родари.

      Музыка: Тото Кутуньо, Аль Бано и  Ромина   Пауэр.

       Кино: мультфильмы «Пиноккио» или «Чипполино».

       Достопримечательности: собор Святого Петра в Ватикане, Дворец дожей в Венеции, Миланский собор, вулканы Везувий и Этна.

       Праздники: Венецианский карнавал,  Палио  в Сиене.

      Известные итальянцы: Леонардо да Винчи, Америго  Веслуччи, Джузеппе Верди, Марчелло Мастроянни.

        Такие познавательные праздники-занятия развивают  детскую фантазию и учат учиться. Дети понимают, что узнавать новое интересно и весело. Перед детьми  (да и перед взрослыми)  открывается мир, он становится ближе и понятнее, страны перестают быть просто  разноцветными пятнами на карте, мы не только приобщаем детей, но и приобщаемся сами к чужой культуре.

          Вполне возможно, что,  изучив со всех сторон ту или иную страну, и

посетив, ее позже потом, ребенок сможет воочию   познакомиться  сам    и

познакомить своих родителей с культурой другой страны.


Список литературы

       1. Берестов В. Д. Матрешкины  потешки. М.: Изд. «Малыш»,1982.

    2.Бредихин В. Б. Веселый трамвай.  М.: Изд. Фламинг,2012.

        3. Вещева Н.  В. Москва - столица России. Наглядное  пособие. Информационно - деловое  оснащение ДОУ

        4. Вострухина Т. Н., Кондрыкинская  Л.А. Знакомство с окружающим миром детей 5-7 лет. М.:ТЦ Сфера, 2011.

        5. Географический атлас. Мир и человек. М.: «Картография», 2010

        6. Дерягина Л. Б. Наша Родина – Россия. Наглядное пособие.       Информационно – деловое  оснащение ДОУ.

         7. Добрынин Ю. Самоварец, Самовар, Самоварище!  М.:  Изд. «Малыш»,1989

8 . Журнал  для мам и пап « Лиза «Мой ребенок»»05 /2013, Открываем

мир,  стр.230-232.

9. Кулиева И. Про страну Бразилию и кота Василия.Тверь: « Алтей-Бук»,

2012.

10. Лабонте Э. Мой первый атлас в картинках.- М.: Мой мир Гмбх  &

Ко.  КГ , 2007.

11. Михайлов С.Российские машины. М.: Изд. Дом  «Детский мир»,

2010.

12.  Мой первый атлас Мира с наклейками. Костюмы  народов мира. М.: «АГТ Геоцентр»,2011.

13.  Мой первый атлас мира с наклейками. Страны. М.: «АГТ Геоцентр» 2011.

14. Познанская Е. Флаги. Атлас с наклейками. М.: « Эгмонд  Россия Лтд,

2010.

15.Попов И. Савик Д. Атлас мира для самых маленьких. М.: Изд.

« Астрель», 2012.

16.Складная карта мира .  Серия «Мир в руках ребенка» Народы и

страны. Изд. «ДИ ЭМ БИ», 2012

17. Шмырева И. Серия  «Сложные раскраски» Чудеса света.  «Росмен-

Пресс»,2005.

18.  Шуйская Ю. В. Наша Родина. М.: Изд. «Эксмо».2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование геометрических представлений у старших дошкольников.

В данной работе представлен теоретический и практический материал по формированию геометрических представлений у старших дошкольников. Описаны традиционные и нетрадиционные формы и методы...

ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Данный   методический материал можно использовать как консультацию для родителей на родительском клубе,собрании, семинар-практикуме. Консультация включает подборку дидактических игр направленных ...

Картотека игр по формированию пространственных представлений у старших дошкольников.

Использование дидактических игр являетсяэффективным средством формированияпространственных представлений в старшемдошкольном возрасте .Дидактические игры как своеобразное средствообучения и воспитания...

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (первый год обучения).

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР  посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ....

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников с ОНР (второй год обучения).

Перспективный план работы по формированию фонематических представлений у старших дошкольников посредством дидактических игр адресован логопедам ДОУ....

Формирование временных представлений у старших дошкольников

Опыт работы по формированию временных представлений у старших дошкольников...

конспекты занятий по формированию временных представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня

Разработанная мною компьютерная игра "Времена года"с конспектами занятий с ними предназначена для оптимизации корреционного процесса по формированию временных представлений у старших дошкольников с об...