Самообразование воспитателя коррекционной группы ДОО
рабочая программа

СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА ФАЙЗУЛЛИНА

НЕМНОГО ТЕОРИИ

План самообразования воспитателя входит в обязательную часть дополнительного развития педагога. Сами воспитатели относятся к подобным планам негативно, называют их «бумаготворчеством, бесконечной и пустой тратой времени, тогда как хочется просто работать с детьми». Несмотря на это, план помогает систематизировать работу воспитателя, отражает результативность его деятельности, позволяет выработать перспективу дальнейшего общения с детьми.

Этапы работы над планом самообразования

План самообразования воспитателя можно разделить на несколько частей:

1. Следует обосновать свой выбор, почему была выбрана именно эта тема для работы.

2. Каким образом коррелирует выбранная тема с основными задачами и целями функционирования дошкольного учреждения?

3. Какая предварительная работа велась перед тем, как начать самообразование?

4. Какие программы и методики были изучены во время работы над темой? Какие методические рекомендации были учтены и приняты на заметку?

5. Практическое применение теории. Какие формы взаимодействия с детьми были выбраны воспитателем: на занятиях, вне занятий, на совместных встречах с родителями и другое.

6. Собственные методические наработки, cделанные в ходе работы над темой.

7. Результат работы по теме согласно диагностике.

8. Каковы выводы? Какова положительная динамика развития у детей?

9. Перспективы дальнейшей работы по теме. Как можно улучшить работу? План будущих разработок.

10. Подведение итогов самообразования.

Выбор темы

При подготовке плана самообразования у педагога возникает много вопросов. Первая проблема, с которой сталкивается воспитатель — это выбор темы. «У меня проблема с выбором темы по самообразования! Не знаю, что хочу! Помогите!». Такие крики о помощи можно часто встретить на форумах для педагогов дошкольного образования. Тему, как правило, дает старший воспитатель. Ее также можно выбрать самостоятельно. Здесь важно определиться, как вы планируете развиваться и самообразовываться в ближайшие годы. Помните, вы всегда можете предложить свою тему, обосновав ее актуальность и практическую значимость для улучшения образовательного процесса в саду. Молодые специалисты, которые имеют небольшой опыт работы в детском саду, могут проверить свою готовность к самообразования по карте Г.М. Коджаспировой.

Следует учитывать, что темы можно условно разделить на две категории. В зависимости от того, какой вариант вы выберете, будет строиться вся ваша дальнейшая образовательная деятельность:

• Каждый год воспитатель выбирает новую тему.

• Воспитатель планирует работу над темой на несколько лет. То есть каждый последующий год педагог дорабатывает старую тему, привнося в нее новые идеи, наработки. Срок работы над одной и той же темой варьируется в разных садах – от 3 до 5 лет. Если вы придерживаетесь второго варианта, то работу можно строить проектным методом, более узко, соответственно возрасту детей. В этом случае тема в последующие годы будет звучать так, к примеру: «Использование блоков Дьенеша в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста» (пополнение знаний по уже имеющемуся опыту). Тема должна затрагивать актуальные вопросы дошкольного образования и быть перспективной.

Примерные темы:

• Экологическое воспитание: «Экологическое воспитание через познавательное развитие», «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста».

• Здоровьесберегающие технологии: «Методика воспитания правильной осанки и профилактика ее нарушения у дошкольников», «Пропаганда здорового образа жизни среди родителей воспитанников», «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях».

• Патриотическое направление: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства», «Мини-музей «Родной край» — источник приобщения детей к истории своего народа».

• Роль семьи: «Праздники и развлечения с привлечением родителей, как средство эстетического воспитания», «Формирование у родителей гуманистических позиций к воспитанию детей», «Роль семьи в воспитании познавательных интересов и любознательности ребенка».

• Творческое развитие: «Детский оркестр – форма развития музыкальных способностей дошкольников», «Виды орнамента в декоративной резьбе по дереву» и другие.

Несколько воспитателей могут быть объединены в работе над темой, имеющей непосредственное отношение к годовой задаче ДОУ. Если на базе детского сада работает стажировочная площадка, то тема может освещать ее экспериментальную или исследовательскую деятельность.

При разработке последней своей темы самообразования на просторах интернета нашла интересный сайт в котором можно не только посмотреть темы самообразования, а также обратиться к администратору с просьбой скорректировать тему в соответствии с ФГОС и последними требованиями -

В предлагаемых мною планах содержатся мои программы методической деятельности: на 2014 - 2017 года (на три учебных года) и на 2017-2018 учебный год. Они включают планирование, представление результатов и выводы (в первом случае). Все, что мною сделано, я оформляю как методические разработки и складываю в отдельные папочки. Таким образом, за прошедший период накопилось очень много материала, который не только наглядно представляет меня, как активного педагога. Этот материал можно использовать в дальнейшей работе и как представление авторского материала.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

воспитателя МДОБУ д/с № 11 комбинированного вида

городского округа г. Нефтекамск РБ

Файзуллиной С.В.

на 2018-2019уч. год

Тема: Использование информационно - коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя и формировании патриотизма и межнационального сознания у дошкольников.

Проблема

Наступил важный во всех отношениях для нашей республики юбилейный год. К этому событию в республике запланировано много значимых масштабных мероприятий.  

Я тоже не осталась в стороне и мы с педагогами, детьми и родителями проводим мероприятия по формированию патриотических чувств наших детей.

2019 год для республики станет насыщенным во всех планах. Мы отметим вековой юбилей народного поэта Мустая Карима, 100-летие Башкирского драмтеатра, 100-летие архивной службы республики. У нас пройдут крупные международные спортивные соревнования – Летние Детские игры. Продолжится подготовка к Всемирной фольклориаде 2020 года и Конгрессу по пчеловодству «Апимондия» 2021 года.

И всё же главное событие 2019 года – это юбилей республики. Он должен стать нашим общим праздником, который будет отмечаться и за пределами Башкортостана как знаменательная дата в истории российского федерализма.

Юбилей несёт мощный идеологический посыл, и его нужно в полной мере использовать, не сводить праздник к дежурным концертам художественной самодеятельности, хотя это тоже важная часть работы. Необходимо вовлекать детей и родителей в идеологическое, историческое пространство юбилея. Я должна принять активное участие в обсуждении вопросов, имеющих важное значение для объективного освещения нашей истории и воспитания молодёжи. Нужно акцентировать внимание на достижениях республики за прошедший век, которые стали результатом упорного труда жителей нашего многонационального края.

Официальной датой 100-летия образования республики является 23 марта 2019 года. Исходя из этой даты, я планирую проведение основных мероприятий. Юбилейный год в нашей группе станет насыщенным, я постараюсь охватить все направления – презентации, выставки, участие в конкурсах и научно-практических конференциях у нас в республике, Москве, других регионах. Инициатив много, нужно внимательно отнестись к содержанию, достойному уровню мероприятий.

Тема самообразования прошлого учебного года "Использование информационно - коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе воспитателя" также актуальна для меня сегодня. так как идея взаимодействовать с отсутствующими детками через видеосвязь свежа и актуальна в рамках нашей группы и я собираюсь продолжить внедрении информационных технологий в образовательный процесс

Все это определило тему и цели моего самообразования.

Цель

  1. Продолжить повышение качества образования на основе внедрения новых информационных технологий;
  2. Разнообразить обеспечение развития познавательной и исследовательской деятельности воспитанников, в частности по ознакомлению с историей и достопримечательностями республики, родного города и семьи.

Задачи:

  1. Внедрить новые, современные информационно-образовательные технологии  в воспитательно-образовательный процесс по изучению родного края.
  2. Собрать и проанализировать инновационные формы и методы работы с детьми и родителями по формированию патриотизма и межнационального согласия дошкольников.
  3. Пополнять персональный сайт педагога, сайт группы, библиотеку группы.
  4. Развивать творческий потенциал воспитанников и создавать необходимые условия для активизации познавательной исследовательской деятельности.
  5. Привлекать общественные просветительские организации к проведению мероприятий с детьми и родителями.

Практические выходы:

  1. Продолжить оформление игровых и развивающих центров в помещениях группы с учетом ФГОС и контингента воспитанников с использование ИКТ:
  • Продолжить пополнять в игровой зоне различных видов современных технических устройств (интернет, камера и др.) для осваивания азов компьютерной грамотности.
  • Совершенствовать различные игровые действия воспитанников с атрибутами, использовать игровые модули и конструкторы, позволяющие проявить фантазию и творчество в обыгрывании различных ситуаций, связанных с применением технических устройств и направленных на формирование патриотических чувств воспитанников.
  1. Организация проектной деятельности по созданию и практическому использованию Виртуального музея на сайте группы:
  • Продолжить создавать с помощью видеокамеры ролики-экскурсии по историческим местам и музеям родного города, других городов и стран с привлечением родителей.
  • Использовать виртуальные туры и экскурсии с сайтов государственных музеев и предприятий республики и родного города (с целью ранней профориентации дошкольников).
  1. Внедрение технологии дистанционного обучения в совместной деятельности детей и взрослых по изучаемым лексическим темам:
  • Использовать и пополнять картотеку домашних заданий по лексическим темам в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников.
  • Разнообразить и пополнять видео - картотеки утренней гимнастики, физминуток, ознакомительных, музыкальных, игровых презентаций по лексическим темам  с учетом регионального компонента
  • Разнообразить и пополнять картотеку советских мультфильмов и видеороликов по ознакомлению с художественной литературой при знакомстве с художественными произведениями, с  учетом регионального компонента.
  • Внедрить проведение онлайн-занятий с отсутствующими в ДОО по уважительной причине воспитанниками с использованием скайпа.
  1. Совершенствование интерактивной формы сотрудничества с семьями воспитанников:
  • Активизировать работу по привлечению родителей к выполнению домашних заданий и ознакомлению с экскурсиями виртуального музея на сайте группы и персональном мини-сайте педагога.
  • Продолжить использовать мультимедийные презентации при проведении родительских собраний.
  • Продолжить изготавливать буклеты, памятки, консультации для информирования родителей воспитанников с использованием программ Оffice, Publisher, Word и др.
  • Продолжить создание авторских электронных пособий - тренажоров для обучения родителей азам развития детей с включением регионального компонента.
  • Поощрять и транслировать фото-видео-презентации семейных экскурсий с детьми по родному городу и республике, в музеи и картинные галереи, созданные родителями.

Используемая литература:

  1. Соловьева Л.А. Компьютерные технологии в развитии познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста \ Справочник педагога - психолога. Детский сад.- 2011. –№ 10.
  2. Никитенко С.Г. Интернет для педагогов: ресурсы и технологии \Школьные технологии.– 2002.– № 2.
  3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском сад Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5.
  4. Калинина Т.В. Управление ДОУ. Новые информационные технологии в дошкольном детстве.- М.: Сфера, 2008.
  5. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. - М.: Новая школа, 1997.
  6. Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
  7. Лопатина Л.В., Серебрякова П.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. СПб.: Изд-во РГПУ им. Л. И. Герцена; Изд-во “Союз”, 2001. 191 с.
  8. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М.: Педагогика. 1988. - 191 с.
  9. Репина 3.А., Лизунова Л. Р. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и внедрения //Вопросы гуманитарных наук. 2004, № 5, стр. 283-285.

Перспективный план самообразования на 2018-2019 уч. год

Тема

Мероприятия

Форма отчета

Сроки

Усовершенствование компетентности педагога и компьютерной грамотности.

Вхождение в профессиональные интернет – сообщества.

Список с ссылками, свидетельства

Май 2019 г.

Обучение на КПК, обучающих семинарах и тд.

Сертификаты, дипломы, справки

По запросу руководства

Участие в тестировании, вебинарах, медианарах, исследованиях и тд.

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Публикации авторских методических разработок на личном сайте и сайтах различных сообществ

Список с ссылками, дипломы

Май 2019 г.

Публикации детских семейных работ, выполненных под руководством педагога на личном сайте и сайтах различных сообществ

Участие в конкурсах различного уровня:

  • педагога;
  • детей под руководством педагога.

Дипломы

Ежемесячно

Выступления на педсовеах, педвторниках, ГМО, участие в выставках и тд

Справки, приказы

По заказу руководства

Совершенствование РППС группы с применением современных технических

средств

Пополнение игрового самодельного оборудования, картотек и библиотеки группы

Ресурсное обеспечение группы

В течение года

Участие в конкурсах РППС в ДОУ

Дипломы, приказы

По плану ДОУ

Участие в конкурсах, выставках РППС МКУ ОО

Дипломы, приказы

По запросу

Организация экскурсий для педагогов в помещение группы.

Фотоотчет

По запросу

Повышение качества образования.

Использование ИКТ в организации образовательного процесса

 

 

Проектная деятельность  «Виртуальный мини-музей, как инструмент успешной социализации и развития воспитанников ДОО».  Пополнить экскурсиями по родному городу и республике.

Презентации

для детей, родителей  и педагогов

Постоянная рубрика

Проектная деятельность "Образовательный проект "Мой любимый город"

Создание книги группы "Путеводитель по городу Нефтекамск"

Презентация

По плану ДОУ

Создание и дальнейшее использование  авторских электронных пособий на занятиях, в дистанционном образовании родителей и детей. Представление их на конкурсах ДОУ, МКУ ОО, ИРО РБ

Фото,

дипломы, приказы

 По плану ДОУ

Публикация домашних заданий для родителей и детей на  странице сайта группы «Технология дистанционного обучения. Совместная деятельность детей и взрослых по изучаемым лексическим темам»

Ссылка на страницу

Два раза в месяц

Выпуск газет группы «Капельки»

Печать

1 раз/мес

Социальный проект «Клуб выходного дня», привлечение родителей к семейной проектной деятельности.

Организация экскурсий по родному городу, изучение с достопримечательностями.

Оформление выставки

Апрель 2019

Презентация работы консультационного центра для родителей группы на сайте КЦ.

Ссылка на сайт

Апрель 2019

Презентация по итогам использования ИКТ в совместной деятельности педагогов, детей и родителей на итоговом родительском собрании.

Разработка, фотоотчет

Май 2019 г.

Представления результатов самообразования

Форма представления

Отметка о выполнении

ВХОЖДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА

2.

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

  • Повышение квалификации "Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС ДО для детей с ОВЗ", ООО "Высшая школа делового администрирования", 72 часа,  г. Екатеринбург, Удостоверение о повышении квалификации.

3.

ПУБЛИКАЦИИ ПЕДАГОГА

4.

УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ ПЕДАГОГОВ

  • I степень, Международная профессиональная олимпиада для работников ОО и студентов педагогических специальностей, Портал целеустремленных натур "Совушка", "Художественно-эстетическое воспитание", Диплом I степени.
  • I степень, Региональный конкурс методических разработок РБ, Педагогическое сообщество "Созидательный педагог" Официальный сайт 02-7.ru, Название конкурсной работы: "Электронное пособие: Тренажёр для пересказывания в детском саду «Белочка и зайчик», Web-адрес итога: https://02-7.ru/concurs_itog_baskiria-1/, Диплом I степени.
  • I степень, Международная профессиональная олимпиада для работников ОО и студентов педагогических специальностей, Портал целеустремленных натур "Совушка","Включенное (инклюзивное) образование: основные аспекты ", Диплом I степени.
  • Участник городского конкурса видеопоздравлений "Поздравляем с новым годом!"
  • Участник, Городской конкурс "Моя заботливая мама" среди ДОО г. Нефтекамск, приказ МКУ УО  № 132 от 11.02.2019 г.
  • Участник, Всероссийский конкурс им. Л.С. Выготского 2018, Организатор "Рыбаков Фонд", Сертификат участника.
  • Участник, Республиканский конкурс "Лучший электронный образовательный ресурс", ДПО ИРО РБ, Минобр, Сертификат участника.

5.

УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ ДЕТЕЙ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПЕДАГОГА

  • I степень, Международная викторина для дошкольников «Финансовая грамотность, Портал для целеустремленных натур «Совушка», Султаншин Арслан, Диплом I степени.
  • I степень, Республиканский творческий конкурс «Мелодии родного края», Центр творческого развития детей и профессионального мастерства педагогов «Перспектива», номинация «Декоративно-прикладное творчество», работа «Мой любимый город», Тимофеев Миша, Диплом I степени.
  • I степень, Международная викторина для дошкольников «Совушка всезнайка», Портал для целеустремленных натур «Совушка», Ахматханов Данил, Диплом I степени.
  • I степень, Международная викторина для дошкольников «Совушка всезнайка», Портал для целеустремленных натур «Совушка», Сафаров Рудольф, Диплом I степени № 245142 В1.1.2019.1. Приказ № 8. Протокол 2019.1/9
  • Участник, IX Республиканский интернет-конкурс "Птицы Башкирии", Свидетельство участника, Тимофеев Миша.
  • II степень, Международный творческий конкурс "Спртивная планета", посвященный Дню зимних видов спорта в России", Всероссийский информационный портал "Лидер", Номинация "Фотография", Название работы "Лыжник", возрастная категория участников: дети с 5-7 лет, итоги на сайте № 190, Диплом № ДП-0 № 15882, Насхутдинов Фарид
  • 1 место, Всероссийский педагогический конкурс, проводившийся с 19.02.2019 по 23.03.2019 Всероссийским информационно-образовательным порталом "Академия педагогических проектов РФ", АНО "Научно - образовательный центр педагогических проектов", номинация для дошкольников "23 февраля - День настоящих мужчин", Название работы "Аппликация "Портрет моего папы", Диплом ЕА № 14473, Сафаров Рудольф.
  • Участник, "Открытый республиканский конкурс "Узнавая Мустая Карима", ГБУ Реабилитационный центр для детей и подростков с ОВЗ  г.о.г. Уфа РБ, Название работы "В березовой роще" (пластелинография), Сафаров Рудольф

6.

ТРАНСЛИРОВАНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ ОПЫТА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ СВОЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Доклад "Электронное обучение в коррекционной работе с семьями особых детей" на интернет-конференции "Электронное обучение: опыт, проблемы, перспективы",  ИРО РБ, Сертификат участника.
  • Участник "Фестиваля инновационных практик в образовании", ИРО РБ, Сертификат участника.
  • Выступление на ГМО педагогов коррекционных групп с докладом "Новая философия взаимодействия детского сада и родителей в социализации личности дошкольников с ОВЗ", справка.

7.

ЬЛАГОДАРНОСТИ

ПООЩРЕНИЯ

НАГРАДЫ

  • Благодарность за подготовку победителя/участника в мероприятии Международная викторина для дошкольников "Совушка-всезнайка". Портал для целеустремленных натур "Совушка", Хантымансийский автономный округ - Югра, г. Сургут.
  • Благодарность за активное участие в работе социальной сети работников образования nsportal.ru.
  • Благодарность за активное участие и помощь в организации муниципального этапа Всероссийского конкурса "Читаем! Творим! Развиваемся!". МБУ "Централизованная библиотечная система" г.о.г. Нефтекамск РБ.

8.

СОЗДАНИЕ ППРС

Выводы: Анализируя проделанную работу, хочу отметить, что

  1. Полученные знания и умения продолжают формирование моего профессионального мастерства и творческой активности.
  2. Работа по совершенствованию умений и знаний дала свои положительные результаты, потому что ведется планомерно, целенаправленно и систематически.
  3. Продолжается рост эффективности решения поставленных в начале учебного года задач по устранению проблем: совершенствование форм и методов оказания консультационной и просветительской помощи родителям, организация инноваций в образовательной деятельности в ДОУ и в случаях отсутствия ребёнка в ДОУ (например, в период болезни или реабилитационных мероприятий).
  4. Общий уровень развития детей за определённый промежуток времени повысился: дети общительны, идут на контакт со сверстниками и взрослыми, с большим удовольствием участвуют в жизни группы.
  5. Родители стали активными помощниками в создании развивающей среды и участниками семейной проектной деятельности.

Отчет составлен воспитателем Файзуллиной С.В. май 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»

Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...

Консультация учителя-логопеда для воспитателей коррекционных групп «Речевая среда в группе»

Данный материал предназначен воспитателям групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.......

СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ для воспитателей коррекционных групп "Оснащение коррекционного уголка в коррекционной группе ДОУ ".

Использование коррекционного уголка  позволяет расширить речевую среду в группе, создать у детей эмоциональную отзывчивость и желание участвовать в речевом общении со взрослыми и с...

Конспекты НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе с использованием приемов мнемотехники. Для учителей - логопедов и воспитателей коррекционных групп.

Вашему внимаю предоставляются конспекты занятий, разработанные для старшей логопедической группы. В конспектах отображена последовательная работа по использованию приемов мнемотехники на занятиях по р...

Конспекты НОД по развитию связной речи в подготовительной логопедической группе. Для учителей - логопедов и воспитателей коррекционных групп.

Вашему внимаю предоставляются конспекты занятий, разработанные для подготовительной логопедической группы. В конспектах отображена последовательная работа по использованию приемов мнемотехники на заня...