Гендерный подход в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_gendernoe_vosp._oleneva.pptx2.79 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гендерный подход в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста ГМО семинар воспитателей старшего дошкольного возраста «Реализация задач образовательной области «Социализация». Опыт работы Л.П. Оленевой, воспитателя МБДОУ д/с № 49 г. Североморск, 2014г .

Слайд 2

Актуальность Современный этап развития дошкольного образования характеризуется тем, что из наиболее значимых направлений в его реформировании является замена традиционных ценностей обучения ребенка на ценности развития качеств личности. В этой связи в ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы ДО в качестве их приоритетных задач развития дошкольника выдвигают задачу по обеспечению гендерной социализации дошкольников. Под «гендером понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и, включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками). Надо понимать, что не биология, а особенности культурных норм и требований в обществе, предъявляемых к людям в зависимости от их пола, делают из людей то, что мы понимаем под словами «женщина» и «мужчина». Поэтому справедливо будет говорить, что женщинами и мужчинами не рождаются, а становятся. Именно гендер определяет психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии мужчин и женщин. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников. Целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика в дошкольном возрасте, повлияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Именно в дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

Слайд 3

Принципы Принцип развивающего образования. Принцип научной обоснованности образовательного процесса Принцип практической применимости педагогических подходов. Принцип полноты, необходимости и достаточности содержания. Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста. Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями. Принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса. Принцип сбалансированности совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей в непосредственно образовательной деятельности и в проведении режимных моментов. Принцип адекватности дошкольному возрасту форм взаимодействия с воспитанниками

Слайд 4

Интегративные качества Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту. Любознательный, активный. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. Эмоционально отзывчивый. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Слайд 5

Художест. творчество Физическая культура Здоровье Безопасность Чтение Художеств. литературы Коммуникация Труд Музыка Познание Интеграция образовательных областей в обеспечении гендерной социализации дошкольников

Слайд 6

Цель - Сформировать у детей дошкольного возраста гендерную компетентность, ценностное отношение к себе, как к человеку соответствующего пола, способность к самореализации.

Слайд 7

Задачи Содействовать половой и гендерной идентификации, как основы будущих социальных и гендерных ролей. Формировать представление о себе (мальчик, девочка) и других людях, о делении всех людей на мужчин и женщин. Закладывать основы осознания своих особенностей и как они воспринимаются окружающими. Воспитывать правильное полоролевое поведение согласно представлениям о роли, положении в обществе и предназначении мужчины и женщины. Обогащать знания о своей семье, её основных функциях, роде , семейных реликвиях, традициях. Развивать чуткость и эмпатию, умение управлять своими эмоциями и поведением во взаимоотношениях с окружающими, понимание, что личное поведение зависит от возможных реакций других людей (как положительных, так и отрицательных).

Слайд 8

Условия гендерного воспитания знать типы гендерного поведения детей; знать особенности развития детей с учетом их гендерного поведения; учитывать гендерную составляющую игр и игрушек для детей разного пола; выявлять особенность усвоения знаний детьми и их предпочтения в выборе деятельности; создавать условия для позитивной трансляции мальчиками и девочками собственного опыта; оптимально подходить к выбору форм, методов и средств развития детей разного пола; знать педагогу собственную гендерную доминанту и учитывать ее во взаимоотношениях с детьми разного пола

Слайд 9

Типы гендерного поведения М аскулинный гендерный тип - взаимоотношения со сверстниками носят авторитарный характер, нуждается в мужском общении, независим в поведении, нетерпим к возражениям, самостоятелен, отстаивает свое мнение и занимает позицию лидера, воспроизводит соревновательный стиль поведения. Ф еминный гендерный тип - проявляет зависимое , подчиненное поведение, отличается осторожностью, не инициативен и не самостоятелен, сознательно ограничивает свое «исследовательское пространство », нуждается в постоянной моральной поддержке, в игровой деятельности избегает контактов с лидерами; у мальчиков проявляются трудности в общении. А ндрогинный гендерный тип - способен реально осмысливать и оценивать ситуации, самостоятельно преодолевать трудности, умеет активно и позитивно контактировать с детьми и со взрослыми любого пола, обладает хорошими организаторскими способностями и личностными качествами (защищать, оказывать помощь ), настойчив, самостоятелен, имеет высокий уровень достижений. Недифференцированный гендерный тип - отвергает и мужской и женский стиль поведения, не способен ориентироваться в традиционных нормах полоролевого поведения, пассивен, обладает низкими реальными достижениями, сознательно избегает контактов, в коллективе сверстников не пользуется авторитетом.

Слайд 10

А лгоритм организации НОД с учетом типов гендерных групп Начинать с заданий для детей феминной группы или супер интересны детям маскулинной группе . И спользовать раздаточный материал с учетом интеллектуальных интересов детей. Дифференцировать задания поискового характера для детей маскулинной и андрогинной групп и для тех , кто будет делать мелкую работу (дети феминной группы); Д авать возможность занимать лидерские позиции маскулинным детям и оценивать их креативные идеи. Использовать игры - задания в парах в соответствии с гендерными особенностями – мальчик-девочка, девочка-девочка, мальчик-мальчик.

Слайд 11

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЛАНА - ПРОГРАММЫ «Маленькие рыцари и маленькие принцессы» Разделы программы О СЕБЕ Мужчина и женщина – какие они? Я мальчик – будущий мужчина, Я девочка – будущая женщина Маленькие рыцари и маленькие принцессы Проект «Девочки и мальчики нашей группы» (что общего между мальчиками и девочками, отношения с учетом пола) Проект «Моя семья» (члены семьи и их качества, профессии) Проекты - «Какой должен быть настоящий мужчина», «Какая должна быть настоящая женщина» Этические беседы о мужественности и женственности

Слайд 12

Методы и приемы «Женские и мужские образы » в детской художественной литературе, в произведениях искусства; Г ендерные ситуации-беседы. Д етские гендерные рассказы, детские портфолио. Моделирование ситуации, схемы – действия полоролевого поведения . Этические беседы о мужественности и женственности – альбомы «Маленькие джентльмены и леди», «Какой я мальчик, какая я девочка». «Секретные разговоры» и « разговор по душам» (с мальчиками и девочками отдельно и коллективно). Проблемные (ролевые) ситуации, близких жизненному опыту детей. Имитационные игры с учетом полоролевого поведения. Праздники и досуговые мероприятия. И гры-драматизации , строительно-конструктивные, дидактические, сюжетно-ролевые, народные, подвижные игры. П олоориентированные обращения к детям по ситуации. Д ифференцированная оценка качеств деятельности мальчика (чего он добился) и девочки (восхищение в присутствии других детей). К омментарии педагога, задающие гендерный фокус. Х удожественное творчество. С портивные праздники и развлечения; Т ворческие гендерные задания «Что было бы, если….?»

Слайд 13

Взаимодействие с родителями Цель – расширить знания о развитии ребенка, заинтересовать проблемами гендерного воспитания, помочь родителям понять ребенка и раскрыть его возможности , которые даны ребенку своим полом . Задачи: Р асширение представлений родителей о гендерном подходе в воспитании мальчиков. Мотивирование родителей на изучение гендерной проблематики. Осознание родителями своей роли в воспитании гендерной идентичности. Р еализация системы совместных мероприятий.

Слайд 14

Формы работы Анкетирование ( выявить уровень знаний о гендерном подход е); Консультирование; Родительские собрания; Привлечение родителей к созданию условий; Участие в совместных проектах; «Клуб интересных встреч»; Сотворчество детей и родителей; Клуб ДОУ «Счастливая семья»; Информационные письма; информационные буклеты

Слайд 15

уровни гендерного воспитания Уровни Критерии Высокий Позитивная гендерная идентичность, неагрессивное поведение в межличностных отношениях с мальчиками и девочками. Умеет выстраивать добрые отношения, самостоятелен в решении своих проблем, считается с мнением сверстников и взрослых. Знает особенности деятельности мужчины (мальчика) и женщины (девочки ). Средний Дифференцированная гендерная идентичность, не в полной мере сформированы представления о социальной роли в жизни мужчины (мальчика), женщины (девочки). Во взаимоотношениях пассивный, ведомый. Знает особенности деятельности мужчины (мальчика) и женщины (девочки ). Низкий Негативный уровень идентичности, не сформированы представления о социальной роли в жизни мужчины (мальчика), женщины (девочки). Во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми проявляет агрессию.

Слайд 16

Уровни гендерного воспитания детей подготовительной группы 2012-2014г .

Слайд 17

Литература: Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М.: ТЦ Сфера, 2006г. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физическом воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. 1997г. №12. Еремеева В. Д ., Хризман Т.П. Мальчики и девочки. Два разных мира. М.,1998г.Мальчики и девочки : две половинки? // Обруч. 1998г. №6. Шипицина Л.М. и др. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со сверстниками и сверстниками (Для детей от 3 до 6 лет). М., 1998г. Велиева И. Диагностика в ДОУ: гендерный подход // Обруч. 2009. 3№ . Приказ № 655 Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009г. «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре Основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Щетинина А. М., Иванова О.И. Полоролевое развитие детей 5-7 лет. Метод. Пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2010. С. Курбатова. Книга для мальчика, книга для девочки // Дошкольное воспитание №10-2012г. стр.30. Л. Климина. Организация деятельности педагога ДОУ в процессе формирования гендерной принадлежности дошкольников // Дошкольное воспитание №7 – 2012г. стр. 116.

Слайд 18

Гендерный подход в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста Опыт работы Л.П. Оленевой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание нравственности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Инновационный проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

        Задачи:- давать представления о вежливом человеке;- знакомить с понятием "этикет";- формировать навыки использования в речи вежливых слов и выражений;- учить самосто...

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ИНТЕГРАТИВНОГО КУРСА «ДЕТИ И МЫ» ПО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ.

В настоящее время система дошкольного образования, как и все образование в целом, находится в стадии существенной модернизации и обновления содержания воспитательно-образовательной работы. . Пристальн...

Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста

Занятие по плаванию как средство физического воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста...

Устное народное творчество в воспитании и развитии детей старшего дошкольного возраста.

Изменения в  социальных сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проя...

самообразование Тема: «Театрализованная деятельность как средство воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста»

1.  Вызвать интерес у детей к театрализованной деятельности.2.  Побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности каждого ребёнка (мимика,...