Нравственно-патриотическое воспитание в работе музыкального руководителя.
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Грибкова Светлана Васильевна

Нравственно-патриотическое воспитание в работе музыкального руководителя.

1Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и конечно нравственно-патриотическое развитие.

Нравственно-патриотическое воспитание на музыкальных занятиях осуществляется в соответствии с индивидуальной возрастной категорией ребенка

2. Огромное значение играет подбор репертуара. В связи с этим в качестве его важнейших критериев можно выделить такие, как художественная ценность. воспитательная ценность, педагогическая целесообразность и доступность, программные требования.

3 Музыкальные занятия— основная форма организации воспитания, обучения, развития детей — базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. Это форма учебного процесса, в котором одновременно участвуют все дети того или иного возраста. Они коллективно поют, играют, пляшут. Объединенные общими переживаниями, стремлением выполнить общее дело, ребята чувствуют, что успех и неудача каждого — успех и неудача всего коллектива. Такая форма организации детской музыкальной деятельности является наиболее эффективной.

4. Остановимся на конкретных произведениях в разной возрастной группе, младшая группа-.малыши знакомяться с небольшими русскими народными попевками-"Заинька", "Ладушки", "Лошадка", "Петушок""Где ты, заинька"Эти простые народные попевки учат сопереживанию, воспитывают любовь к животным воспитывают любовь к русской народной культуре. Во время слушания, я пытаюсь вызвать эмоциональный отклик, слушание таких народных мелодий как "Из под, дуба", "Полянка", ", "Ай, да", "Пляска с платочком"вызывают радость, настраивают детей на позитивное мировосприятие.

Ведь чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Огромное значение играет и музыкально ритмическая деятельность в этом возрасте. Я начинаю приобщать детей к исполнению простым танцевальным элементам, которые являются частью народных танцев, дети постепенно проникаются истоками народной культуры. Это исполнение хороводов-"Маленькая елочка", "Елочка" А ведь мы знаем, что хоровод старинный коллективный народный танец у славянских народов, участники которого с пением ходят по кругу, обычно взявшись за руки. Культура русского народа прививается ненавязчиво на положительном восприятии, вызывая эмоциональный отклик. Огромную роль играют игры-"Догонялки"Александровой, "Погуляем"Арсеева, " и "Зайки на лужайке "Во время проведения игр, я детям прививаю чувство коллективизма, воспитыва ю любовь к ближнему. У малышей очень важно ласковое интонирование музыкальных произведений, тем самым передавая настроение добра и ласки. Пропевание колыбельных знакомит с обычаями русской народной культуры. Укачивая мишку и раскачивание его на руках я приобщаю детей к обычаям и традициям нашей культуры

5. В средней группе прививают детям навыки правильного и организованного поведения в саду, на улице, дома. Формируются простейшие представления о том, что плохо или хорошо. Творчество и музыкальный слух также усовершенствуются, дети с удовольствием начинают принимать участие в праздниках, посвященых "Дню города", "День Защитника Отечества", хотя это пока только зрительское участие, но дети проникаются настроением праздников, а дети более старшего возраста, являются достойным примером для подражания.

6. Старшая группа-На всех разделах музыкального занятия я стараюсь обогатить музыкальный опыт детей, усложняю репертуар, знакомлю с произведениями русских авторов, это музыка Чайковского" Вальс цветов", Свиридова"Метель", "Песенка листьев"Красева. Остановлюсь на более конкретных музыкальных моментах музыкального занятия. Слушание таких произведений как"Осенняя песенка", "Листопад"Попатенко, "Метель" Свиридова, "Зима"Чайковского раскрывают природу Росссии через музыку, приобщая к музыкальному восприятию, я предлагаю детей закрыть глаза и представить визуально картину, которая рисуется после прослушивания этих произведений. Дети проникаются настроением этих музыкальных произведений. У детей возникает познавательное интерес к музыке. Занимаясь с детьми пением, воспитываю у детей любовь к родной природе. Ведь проявления нашей природы в любое время года прекрасны, Такие песни как"Дождик, Парцхаладзе, "Осень"ЗРотт, "Урожай собирай"Филиппенко ", "Снежинки"Шаинского, "Веснянка"Руск нар мелод. рассказывают о красоте русской природы. Огромноу роль играет и муз, ритмические движения. Дети очень любят играть в народные игры-"Плетень", "Догонялки", "Ручеек", водить хороводы. Проникновение русской народной культуры происходит во все разделы музыкального занятия, мы не замечаем что истоки уходят в далекое прошлое и сейчас мы встречаем адаптированные варианты соприкосновения некоторых жанров, например в русском языке слова хоровод, корогод, карагод, харагод ещё не забыты, хотя хороводы сегодня уже нигде не водят, и значения этих слов чаще всего объясняют только со значением хор - пение и вод - водить, т. е хождением с песней по кругу. И любые игры и песни в хороводе это отголоски нашей родной культуры, в наши время дети любят новогодние хороводы, а также игры в хороводах.

7Подготовительная группа .-Я стараюсь формировать музыкальный вкус, закладываю основу уважительного отношения к родной культуре, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительностиПрослушавая песню "Гимн о Воронеже".""Зимушка зима"рус.нар. мел, "Родные просторы"Антонова, "Вальс цветов"Чайковского- дети расширяют кругозор музыкальных поняний, -гимн, хоровод, вальс, музыка современных композиторов. И все это является частью и достоянием нашей русской культуры, это заставляет детей гордится достижениями наших композиторов. Пение патриотических песен "Бравые солдаты", "День победы", "Капитан", "Песня фронтового шофера", "Пилоты"вызывают гордость за непобедимость нашего народа. Перед разучиванием песни я рассказываю о значимости музыкального произведения, рассказываю о событиях предшествующих написании песни. В музыкально-ритмическом развитии дети прислушиваются друг к другу, воспитывается чувство коллективизма ., которое так необходимо при адаптировании ребенка к социуму. Это и исполнение танцевальных элементов и марширование и игра в музыкальные игры"Кто скорей? ., Кот и мыши". и многие другие.

7. Интегрирование с другими областями делает нравственно-патриотическое воспитание более полным. Это и разучивание стихов наших земляков Кольцова и Никитина, интегрирование таким образом в речевую область .

.

8. Особое место в нравственно патриотическом воспитании детей дошкольного возраста зани­мает праздник. Праздник - это смена будничной обстановки на яркую, радостную, торжественную. Одно только слово «праздник» заставляет быстрее биться сердце каждого ребенка. С праздником связаны самые большие надежды и ожидания детей. Именно о праздниках детства, проведенных вместе с родителями и друзьями, чаще всего вспоминают взрослые. Для многих эти воспоминания являются самыми светлыми и радостными в жизни.

Праздник объединяет в себе различ­ные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, дра­матизацию, изобразительное искусство; поэтому он прежде всего развивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности, воспитывает основы нравственности.

Особенное внимание в воспитании нравственно-патриотических качеств хочется уделить таким праздникам как"День города", "Праздник русской матрешки", "День Победы", "День Защитников Отечества""Масленница", "Каляда"

Таким образом, педагоги­ческое значение празднований в детском саду заключается в глубоком воздействии на чувства детей, на их моральный облик. На праздниках в тесной взаимосвязи осуществляется нравствен­ное и эстетическое воспитание. 10Каждый праздник дополняет и расширяет кругозор детей о нашей Родине

На "Дне города"дети с удовольствие исполняют песни, стихи родных авторов, слушают рассказ о нашем замечательном городе

Праздник" русской матрешки "ввел детей в атмосферу веселья и доброты, а русский народный костюм ведущий наглядно познакомил с одеждой русского народа прошлых лет.

На празднике "День Победы" и "День Защитника Отечества" дети прониклись гордостью за непобедимость своего народа

9. Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Музыка и нравственно – патриотического в воспитание в семье»

Сообщение на педсовете по теме«Музыка и нравственно – патриотического в  воспитание в семье»...

Сообщение из опыта работы " Развитие нравственно- патриотических чувств в процессе музыкальной деятельности"

Формирование патриотизма возможно не только через знания, но и через эмоции. Музыка способна воздействовать на чувства ребёнка, преобразовывать его нравственный м духовный мир. Автор делится опытом ра...

Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  (из  опыта  работы  музыкального  руководителя)Музыкальный  руководитель: ПоповаЛ.С. Дошкольный   возра...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...