Формы ознакомления детей с людьми разных национальностей
статья на тему

Целик Оксана Сергеевна

Статья предназначена для педагогов и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы ознакомления детей с людьми разных национальностей

Для раннего формирования национального самосознания детей дошкольного возраста посредством положительных стимулов рядом авторов была разработана система научно обоснованных психолого-педагогических принципов: целостное гармоничное восприятие национальной культуры, создание активной национальной языковой среды, этническая самоидентификация, эмоционально-ценностное отношение к своему народу и его культуре, связь национальной культуры с мировой культурой, творческая направленность личности педагога.

В современной практике существуют педагогические технологии раннего формирования национального самосознания старших дошкольников, которые предполагают включение как внешних стимулов, содержащихся в арсенале воспитательных средств народной педагогики (сказки, загадки, песни, игры, национальная кукла, национальная одежда, национальная кухня), так и внутренних (создание ситуации успеха, поощрение, проблемная ситуация и средства развития познавательного интереса).

Формирование глобальных представлений о категориях добра и зла способствует межэтническому сплочению народностей страны, укреплению их дружбы и сотрудничества, воспитывает такт и взаимоуважение людей различных национальностей.

Первые три года жизни

Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является народная культура. Воспринимаемая ребенком через материнский фольклор (колыбельные песни, пестушки, потешки), народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социального общежития, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Детский фольклор объединяет мир детей и мир взрослых. Сегодня это ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей ребенка.  Детский фольклор включает в себя:

- «Поэзию пестования» детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, докучные сказки);

- детский бытовой фольклор (песенки, заклички, дразнилки, сказки, обрядовые произведения, страшилки);

- потешный фольклор (словесные игры, скороговорки, молчанки-голосянки, небывальщины, загадки);

- игровой фольклор (ролевые игры с текстом и без, считалки, жеребьевые сговорки, игры импровизации) и пр.

Игры с куклой.

Младший возраст (3-4 года)

Национальная культурная среда, воздействуя на ребенка, вовлекает его в процесс усвоения содержания этносоциального опыта, через механизмы сочувствия, сопереживания, соучастия. Постепенное введение ребенка в мир элементов национальных культур (народной игрушки, народного костюма, сказок, фольклора) помогает ему осознать свое единение с окружающими людьми (вне зависимости от национальной принадлежности), с природой, обществом в целом; развивает чувство общности, вызывает совместную радость, удивление по поводу увиденного, услышанного. Эмоционально-выразительные образы эталонного поведения, представленные в произведениях народного творчества, помогают ребенку идентифицировать себя с формами поведения героев народных сказок, былин. Эмоциональная окраска, позитивное настроение создают основу для развития социального опыта, опыта взаимодействия с окружающими людьми.

В этом возрасте особое внимание уделяется таким темам, как «Семья», «Детский сад», «Родная страна».

Для самостоятельного рассматривания воспитанникам предоставляются картинки, книги, рекламные буклеты, наборы предметов.

В работе с детьми можно использовать поздравительные открытки, детские работы.

В группе детского сада создаются специальные игровые ситуации, способствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия. В этом возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской праздничной культуре, отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря.

Сказки и другие произведения позволяют расширять представления детей о доброте, о людях с добрым сердцем, показать их красоту.

Средний возраст

На 5-ом году жизни у детей появляется интерес к истории предмета. С этой целью проводятся игры-путешествия, игры-турне.

В этом возрасте продолжается работа по расширению представлений о семье: беседы о маме, рассказы о профессиях отцов.

Детям дают первоначальные представления о родственных отношениях в семье.

В средней группе продолжается работа по ознакомлению ребенка с дошкольным учреждением.

Необходимо продолжать деятельность по воспитанию симпатии к сверстникам, для чего целесообразно проводить беседы, упражнения, игры.

С целью формирования элементарных представлений о социуме воспитатель может проводить целевые прогулки. (Темы указаны в ксероксе книжки).

Для создания радостной обстановки проводятся праздники. Их цель – приобщить детей к жизни страны, народным обычаям и традициям.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

В этот период педагог закрепляет представления детей о явлениях окружающей действительности, формируя умение наблюдать и выделять существенные признаки и явления окружающего мира.

Расширяются представления детей о родной стране, о государственных и народных праздниках; воспитывается любовь к Родине и уважение к людям, населяющим ее. Педагог уделяет внимание такой теме, как семья.

Эффективными формами взаимодействия педагога с детьми являются беседы; встречи с близкими взрослыми, игры, рассматривание семейных альбомов, изготовление групповых газет.

Дошкольникам этого возраста уже доступно знакомство с флагом, гербом и мелодией гимна России.

Воспитатель поддерживает интерес к событиям, происходящим не только в стране, но и в мире, формирует чувство гордости за Россию. Для обобщения знаний о России создаются образовательные ситуации, включающие игры, беседы. В этом возрасте можно более широко знакомить детей с национальными традициями, костюмами, обычаями.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что на Земле живет много людей разных рас и национальностей, они и похожи друг на друга, и отличаются друг от друга.

Организация работы с детьми в старшем возрасте, направленная на приобщение к иным национальным культурам и формированию толерантного отношения к их носителям, осуществляется в единстве с обогащением информации о собственной национальной культуре и в тесном взаимодействии с семьей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление детей с народами разных стран, с жизнью, бытом, традициями разных народов»

Консультация для родителей. Данный материал поможет родителям расширить круг озор ребенка используя разные формы работы, методы и приемы....

Мультимедийная экскурсия как форма ознакомления детей дошкольного возраста с природой

Из опыта работы по использованию мультимедийной презентации в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края....

«Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со сказками разных народов»

Проект: «Формирование поликультурной личности посредством ознакомления детей со  сказками разных народов»Тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческийПродолжительнос...

Авторская программа «Ознакомление детей дошкольного возраста с национальной культурой, традициями и обычаями народов Республики Саха»

Сегодня перед дошкольным образованием стоитсложнейшая задача – воспитать культурную, творческую личность,умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейсядействительности. В данных усло...

Методы и формы ознакомления детей с природой.

Формирование у детей научного познавания природы....

Конспект ООД по краеведенью для детей подготовительной группы: «Разные национальности»

Конспект ООД по краеведенью для детей подготовительной  группы: «Разные национальности»Цель: Формирование у детей представлений о многообразии национальностей, проживающих...

"ИГРОВЫЕ ПРОЕКТЫ КАК ФОРМА ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРОФЕССИЯМИ ВЗРОСЛЫХ».

Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выяв...