ДОКЛАД
консультация на тему

Лихачева Лидия Семеновна

ГРАЖДАНСКО -ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование гражданско- правовой компетенции воспитанников организаций интернатного типа» (Слайд 1)

Слайд 2 . Проблема:  отсутствие эффективных механизмов формирования гражданско-правовых компетентностей в условиях образовательного процесса

Цель  проекта:

- разработать  и  реализовать  систему  работы  по  формированию  основ  гражданско-правового  воспитания  воспитанников.

Слайд 3 Задачи:

  • изучить  теоретические  источники  по  проблеме  в  педагогике  и психологии;
  • определить  содержание,  методы  и  формы  работы  по  гражданско-правовому  воспитанию;
  • представить  тематическое  планирование  по  теме: «Формирование гражданско-правовой  компетенции воспитанников организаций интернатного типа».
  • Провести с воспитанниками серию занятий, убеждающих в том, что знание своих прав и обязанностей, умение их сочетать, умение регулировать свои отношения со взрослыми - важная компетентность подростка, обеспечивающая его дальнейшую успешную жизнь в обществе.

Слайд 4 Основные термины:

Гражданственность - наличие  у  выпускника  системы  социально  значимых  нравственных ценностных  ориентиров,  питающих  чувство  причастности  к  судьбе  Отечества,  определяющих  готовность  принять  на  себя  моральную  ответственность  за  его  настоящее  и  будущее,  установку  на  активное  участие  в  развитии  своей  страны,  в  общественной  жизни  в  формах,  отвечающих  моральным  и  правовым  нормам.

Гражданско-правовая  компетентность  -  совокупность  знаний  в  области  права,  позволяющих  личности  безболезненно  ориентироваться  в  жизни  гражданского  общества,  правильно  определять  способы  своего  поведения  и  жизненные  планы (свободная  интерпретация  понятия).

Слайд 5  Гражданско-правовое воспитание представляет собой важный процесс целенаправленного воздействия на личность с целью формирования в ней положительных человеческих качеств и гражданских ценностей, к которым мы относим:

-самоопределение личности;

-уважение прав и свобод;

-уважение человеческого достоинства;

-уважение к институтам гражданского общества;

-уважение к нормам и правилам современной демократии ;

-справедливость;

-равенство человека  перед законом;

-общественное благо;

-уважение к национальным традициям; ценность политического многообразия;

-патриотизм;

-готовность к разумному компромиссу;

-толерантность;

-правдивость.

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения воспитанников  имеет особую актуальность и является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

Гражданско – правовая защита детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остается актуальным вопросом. Первые понятия права закладываются в детстве, где ребенок постигает границы дозволенного и запретного. Признание прав и свобод личности ребенка взрослыми, понимание ребенком права как формы свободы в реальных отношениях особенно важно для воспитанников школ - интернат. Они могут и должны осознать не только свои права, но и обязанности, научиться уважать другие мнения, изучать различные законы и нормы общества, в котором они живут, для того чтобы быть успешными в самостоятельной  жизни. По данным статистики большинство выпускников таких школ не могут успешно адаптироваться. Вступая в самостоятельную жизнь, они сталкиваются с проблемами жилья, поиска работы, организации быта, питания, обеспечения себя прожиточным минимумом, организацией свободного времени, получения медицинской помощи, создания и сохранения собственной семьи и многими другими проблемами, к которым они не готовы.

За последние десять лет большинство россиян убедились, что в современном обществе каждому из нас просто необходима правовая компетентность или правовая грамотность. Но если это необходимо взрослым, следовательно, и подросток должен быть осведомлён об основных правовых нормах бытия. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл

Школа-интернат - образовательное учреждение с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданное в целях воспитания детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни и всестороннего раскрытия творческих способностей детей.

В школе - интернате воспитываются дети, отверженные своими родителями, лишённые стабильной, уверенной привязанности к взрослому, отягощённые негативным семейным и личным опытом, патологической наследственностью, в большинстве случаев с задержкой физического и психического развития, т.е. в состоянии социальной дезаптации – наименее благоприятном для педагогического воздействия.

Ребёнок из школы - интерната  преимущественно оценивает себя на основе оценки окружающих; эмоциональное отношение к себе (любовь или нелюбовь) у него практически не выражена. Нет чувства уверенности в себе. Обычно повторяют оценки окружающих, не имея собственного мнения о себе, отсутствует самооценка себя и своих поступков.

Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном социуме – основная задача учреждений общественного воспитания. Одним из важнейших вопросов успешной постинтернатной адаптации является правовая компетентность выпускников школ - интернатов.

Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В школе - интернате у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта. Низкий уровень социальной компетентности, свойственной воспитанникам-сиротам, впоследствии нарушает процесс включения их в жизнь общества, снижает возможность усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.

Формы и методы работы с детьми были выбраны, с учетом специфики жизни в школе - интернате, в частности, закрытость учреждения и оторванность его от реальной жизни. Поэтому основными формами и методами стали: словесные, наглядные (демонстрация плакатов), использование карманных книжек, карточек (иллюстраций); использование технических средств – проектор, компьютер; просмотр кино- и телепрограмм); практические (игры, анализ и решение противоправных ситуаций, социальные экскурсии).

  Слайд 6 Разработана тематика внеклассных занятий по данной теме:

Тема

1.  Что такое государство?  Символы нашего государства.

2. Человек в мире правоотношений.

3. Игра-аукцион «Час суда».

4. Закон и правонарушения.

5. Игра «Мой выбор».

6. Юридическая ответственность.

7. Игра – путешествие «Россия – Родина моя»

8. Игра«Справедливые воины».

9. Конституция - основной закон государства.

10. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

11. Игра «Правовой практикум. Права человека в обществе».

12. Что такое административное правонарушение?

13. Закон и семья.

14. Игра «На приеме у нотариуса».

15.  Материально-правовые основы лишения и ограничения родительских прав.

16. Встречи с сотрудниками комиссии по делам несовершеннолетних.

17. Игра «Что? Где? Когда?»

Например, при проведении внеклассного занятия «Россия – Родина моя»

Ставилась цель: Показать значение родины в жизни каждого человека,  закрепить знания детей о символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства.

Слайд 7, 8 Например, на станции «Гражданская» ребята  дали понятие что такое конституция, вспоминали свои права и обязанности.

Слайд 9 На станции символической дети готовили сообщения о государственных символах

 Слайд 10 Учащиеся должны: знать: название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения.

Понимать: назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры.

 Должны знать значение терминов:

–герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, обязанность, ответственность, потребность, право на жизнь, на имя и гражданство, на образование ,на медицину, на защиту, на отдых и досуг, на информацию, на семью , равноправие граждан, ребенок, семья.  

Применять: закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения

Проект будет способствовать расширению правовых знаний подростков, воспитанники станут более информированными и компетентными в различных областях права, что позволит им быть более успешными в самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичный доклад МДОУ №2 "Рябинка"

Приоритетным направлением деятельности МДОУ № 2«Рябинка» является обеспечение психологического благополучия , охрана  и укрепление  здоровья  детей  и духовно-нравственное во...

Доклад - выступление на научно-педагогической конференции для специалистов занимающихся с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Тема доклада - Народная игра в музыкальном развитии детей с ОНР

     Мы все без исключения желаем видеть своих детей здоровыми, счастливыми улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но это не всегда получается. Особенно сложно дет...

ДОКЛАД- ПРИЗИНТАЦИЯ ДОКЛАД

1слайдФормы и методы работы с родителями и детьми по экологическому воспитанию2слайднастоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эт...

Доклад к семинару «Формирование коммуникативных навыков дошкольников в процессе игры ». Тема доклада: «Становление социально-коммуникативных умений посредством культурных практик».

С выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое внимание уделяется различным видам детской деятельности и решению задач ...

Доклад ДОКЛАД на тему: « ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТОВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ БЕЗОПАСНОСИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» .

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких дет...

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ. Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».

ДОКЛАД НА ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ.Тема доклада: «Интеллектуальные игры, как средство развития элементарных математических представлений».Задолго до того, как игра стала предметом научных иссл...

Доклад для педагогической конференции. Тема доклада "Ребенок и семья в цифровом пространстве".

пять плюсов дистанционного взаимодействия для родителей: Возможность оперативно получать информацию о текущих и предстоящих событиях в группе.Отсутствие ограничений во времени...