Творческие способности дошкольников
методическая разработка на тему

Кабурова Любовь Ивановна

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой  личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В свою очередь перед образовательным учреждением встаёт важная задача развития творческого потенциала ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskie_sposobnosti_doshkolnikov.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования г.Братска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА - ДЕТСКИЙ САД № 9"

«Солнечный город»

                     

Развитие творческих способностей дошкольников

Кабурова Л.И.,

педагог-психолог,

высшая квалификационная категория

г. Братск


« Творчество – это наибольшая, содержательная форма психической активности, универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности»

                                              Л.С. Выготский.    

Творчество, творческие способности, креативность … Эти слова в настоящее время приобрели актуальность.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творческой  личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В свою очередь перед образовательным учреждением встаёт важная задача развития творческого потенциала ребёнка.

Поскольку психологами доказано, что наиболее сензитивным периодом для выявления и развития творческих способностей является дошкольное детство, наше ДОУ поставило перед собой именно такую задачу: способствовать развитию творческого потенциала ребёнка.

Несколько лет на базе нашего ДОУ проводится экспериментальная работа: «Развитие творческих способностей детей в креативном пространстве «открытая система». Суть инновационной модели «открытая система» состоит в предоставлении ребёнку свободы выбора деятельности, партнёров, материалов, возможности для опробования себя в различных видах деятельности и самореализации в интересном деле. Дать ребёнку свободу выбора, право на самоопределение, самореализацию – это положение отражено в Конвенции о правах ребёнка. Это право лежит в основе нашей экспериментальной работы по развитию творческих способностей детей.

На психолога в эксперименте ложится большая ответственность. Он должен быть одновременно и помощником и экспертом, координатором, и непосредственным участником, и руководителем какой – то деятельности. Целью психологического сопровождения экспериментальной деятельности является: психологическая помощь и поддержка всех участников экспериментальной работы: администрации, педагогов, родителей и  детей.

Одной из важных задач психологического сопровождения является мониторинг развития способностей ребенка.

Для этой цели на констатирующем этапе определена экспериментальная группа – 36 детей из 120 и контрольная группа – 36 детей, не участвующих в эксперименте. Определена периодичность диагностических процедур – 2 раза в год - с целью изучения динамики.

По результатам исследований составляются графики, таблицы, диаграммы, которые обсуждаются на заседаниях творческих лабораторий с руководителями творческих студий. Даются рекомендации по прогнозированию перспектив развития и коррекционным мероприятиям. Психологический мониторинг позволил сделать вывод о положительной динамике в развитии творческих способностей на формирующем этапе по сравнению с констатирующим. Общие творческие способности имеют тенденцию к улучшению у 24 %  детей, а специальных творческих способностей – 29 % детей.

Роль психолога на формирующем этапе заключается и в непосредственной помощи детям. Наблюдение за деятельностью детей, беседы с руководителями творческих студий, анализ продуктов детского творчества, а также психодиагностические исследования привели к выводу о том, что на пути творческого самовыражения, самореализации у некоторых детей встречаются трудности. Чаще всего отмечаются: неразвитость эмоциональной сферы, бедность чувственного опыта, несформированность «Я – концепции», низкий уровень воображения. Неумение правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость или неадекватность мимико-жестовой речи затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми, являются барьерами в творческой самореализации. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку не могут еще управлять  своими чувствами, что приводит к импульсивности поведения, осложнениям в общении с окружающими. Но научиться общаться с другими, понимать их может только тот ребенок, который осознает свои мысли, чувства, оценивает свое поведение. Самосознание, самопонимание, самооценка – представляются нам важными областями развития. У многих творчески одаренных детей напротив чрезвычайная чувствительность к окружающей среде, у них обостренное восприятие своих достижений и неудач, наличие динамической связи между эмоциональным настроем и творческим самовыражением. Отсюда следует, что аффективное развитие должно быть предметом работы с творческими детьми. Резервы повышения действенности нравственных представлений ребенка, а так же его креативности мы увидели в эмоциональном насыщении его чувств, сенсорного опыта, в развитии его воображения, фантазии, а так же в гармонизации его представлений о себе и об окружающих. Возникла необходимость одной комплексной программы развития, учитывающей именно эти параметры. Опыт наблюдений за творческой деятельностью детей, психологический мониторинг в ходе экспериментальной работы МДОУ №9 позволили прийти к выводу о необходимости разработки системы психологической помощи детям, имеющим трудности в творческом самовыражении. Таким опытом работы с детьми, имеющими барьеры в творческом самовыражении, стала психологическая программа «Страна Вообразилия».

Целью развивающей работы является: активизация творческого потенциала детей через развитие эмоциональной сферы и гармонизацию взаимоотношений с окружающим миром и самим собой. Формирование самостоятельности, инициативности, творческой активности детей.

Общую концептуальную основу программы составляют идеи:

 _  Л.С. Выготского: «Воображение – основа творчества»;

  • Г.В.Залевского, С.Мальцмана, Дж.Фокса, Моррисетта о тесной связи эмоциональных факторов и процессов творчества;
  • Э Торренса, Дж. Гилфорда о торможении эмоционального самовыражения;
  • В.И. Панова, Е.Л. Яковлевой о развитии творческих способностей через развитие и

разблокировку эмоциональной сферы – « эмоциональный интеллект».

В известной иерархии потребностей, предложенной А.Маслоу, потребность в безопасности и  потребность принадлежности являются доминирующими по сравнению с потребностью в самоактуализации и личностного самосовершенствования Отсюда следует ,что подняться до высших потребностей может только тот человек, который чувствует себя любимым, принятым, без чувства тревоги, умеющий  чувствовать и понимать эмоциональное состояние свое и окружающих. Исходя из данных положений, мы предположили, что свободное использование средств эмоционального выражения разблокируют интеллектуальные и творческие возможности ребенка и позволят реализовать его творческий потенциал.

Значимой для нас является позиция Л.С.Выготского, который считал, что в основе творческой деятельности ребенка лежит прошлый опыт, который ребенок либо воспроизводит, либо комбинирует, творчески перерабатывает. Неоспорима и точка зрения многих ученых о том, что креативность – понятие многогранное. В структуру творческого потенциала входят наравне со многими другими, такие компоненты: творческое воображение, способность к преобразованиям (вариативность, инверсивность мышления), синестезия ( сенсорный уровень), эмоциональный опыт  (эмоциональный компонент), эмпатия ( коммуникативный компонент).  В связи с этим логично предположение: полноценное творческое развитие – это гармоничное сочетание личностных качеств и творческих способностей.

Предлагаемая программа разработана для детей 4–6 лет. Система занятий рассчитана на 2 года (4-5 лет и  5-7 лет.) и состоит из тем, которые повторяются и во второй год, но содержание их качественно расширяется и углубляется. Т.о. происходит развитие от простого к сложному. При необходимости занятий в разновозрастной группе тему можно объединять без ущерба содержания, варьировать задания в соответствии с возрастом ( Пример: тема «Тайны моего имени». Цель для детей младшего и среднего возраста: способствовать осознанию ребенком своего имени, а для более старших -способствовать самопознанию, формировать адекватную самооценку).Количество занятий-32. Занятия проводятся с подгруппой из 6-10 детей, 1 раз в неделю, продолжительность от 20 до 30 минут в зависимости от возраста. В соответствии с поставленными задачами занятия строятся в интересной, занимательной форме, чаще всего это ТСИ - творческая сюжетная игра. Каждая тема имеет самостоятельный сюжет, развитие действия, чаще сказочного, в ходе которого ребенок является действующим лицом. Особенностью работы с детьми младшего и среднего возраста является то, что они воспринимают информацию как реальную и все предложенные игры, упражнения проживают всерьез, «здесь и сейчас». Со старшими дошкольниками учитываются важнейшие новообразования возраста: начало развития произвольности и самоконтроля. Наряду с заданиями на самопознание, эмоциональную рефлексию и коммуникативные способности присутствуют задания на развитие воображения и фантазии, творческого мышления. Т.о. каждое занятие- комплекс заданий на развитие различных сфер личности ребенка.

Принципы программы:

  1. Главный принцип - приоритет процесса над результатом в любой деятельности (даже если у ребенка мало что получается, он должен почувствовать радость от интересной, творческой деятельности). Роль творчества во всестороннем развитии личности представляется нам  столь велика, что мы рассматриваем творчество не только как развивающее средство, но и как коррекционное для отдельных детей.

2. Ориентация на личность и ее индивидуальное развитие. Апробация своих возможностей в самых разных ситуациях позволяет ребенку осознать собственную уникальность.

3. Принцип погружения. Каждое занятие-это единое тематическое действо, в котором ребенок - полноправный участник воображаемой ситуации, которую он воспринимает как реальную и переживает ее «здесь и сейчас»

4. Принцип сотрудничества с родителями. Существует тесная взаимосвязь с родителями: ведение дневников, консультирование, совместные занятия с детьми.

Средства достижения цели: полимодальная, мультисенсорная система взаимодействия с ребенком, с использованием различных видов творческой деятельности: игровой, изобразительной, театрализованной. Содержание программы построено на современных технологиях: личностно-ориентированного взаимодействия, психологической поддержки, индивидуализации и дифференциации, проектирования. Основные формы занятий: занятие-встреча, занятие-визитка, занятие-игра, театр, путешествие, исследование, тренинг, занятие «открытых душ и сердец», ТСИ, занятие-погружение. Структура занятий включает: приветствие, игровую мотивацию, разминку, основную часть, рефлексию, самооценку.

Достичь развивающего эффекта позволяют приемы на основе креативных методов:РТВ, моделирование, ТРИЗ, психогимнастика, игротерапия,  арттерапия, драматическая психоэлевация, а также: развивающие игры (с/р игры, драматизации, игры на общение, имитационные игры, д/и), упражнения    подражательно-исполнительского    и   творческого   характера, этюды (мимические, пантомимические, танцевальные), рассматривание иллюстраций и фотографий, чтение художественных произведений, просмотр фрагментов мультфильмов.

Система работы состоит из 4 разделов:

1. «Тайны моего Я». В нем собраны игры, упражнения, направленные на самопознание, самосознание, самоанализ, развитие способности различать индивидуальные особенности, ощущения, мысли. Целью блока является формирование позитивной Я- концепции.

2. «Радуга эмоций». Занятия знакомят с основными базовыми эмоциями, эмоциональными состояниями, развивают умение адекватно выражать свои эмоции.

3.   «Уроки дружбы». Раздел формирует навыки доброжелательного общения и социального взаимодействия, развивает эмоциональную произвольность.

4.    «Путешествие по Вообразилии». Занятия способствуют формированию творческой активности детей, развивают воображение. Поддержанию интереса способствует использование сказочных сюжетов: в гости к детям приходят волшебники -добрый и злой, в которого вселились «драконы»( гнев, злость, обида), дети отправляются в путешествие на облаках, гостят у Смешинки и Грустинки, спасают фею страны Вообразилии и т.д.

 В ходе всех 4 разделов ставятся задачи на развитие творческого воображения.  

Самовыражению ребенка, развитию рефлексии, самооценки способствуют рисуночные методики, в основе которых лежит моделирование ситуации успеха и ощущения удовольствия (лесенки успеха, «добрые сердечки», дорисовывание пиктограмм, кляксография и др.). Итогом детского самовыражения являются  «Дневники самонаблюдения», а также альбомы с «Фантастическими историями», придуманными сказками, «Волшебными ладошками», выставки рисунков, панно из подручных средств и бросовых материалов на темы занятий…

Критерием эффективности работы служат (полученные результаты): развитие адекватной Я - концепции и самоуважения, понимание эмоционального состояния, преобладание положительных эмоций, умение выражать чувства различными  выразительными средствами, способность сдерживать нежелательные эмоции или применять приемлемые способы их проявления (физические, словесные, творческие),умение входить в воображаемую ситуацию, богатая фантазия, творческая активность в различных видах деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...

«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»

Развитию творческих способностей дошкольников  придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...

Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей дошкольников.

             Творческий проект по изобразительной деятельности как средство развития...

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника».

«Творческий проект по изобразительной деятельности, как средство развития творческих способностей дошкольника»....

Развитие творческих способностей дошкольника через художественно-творческую деятельность.

Рисование для ребенка - это игра. Дети с удовольствием и интересом чертят на бумаге каракули. Дай детям возможность, они изрисовали бы все вокруг. Как только ребенок поймет, что карандаш, ручка оставл...

«Методы и приёмы развития творческих способностей дошкольников в художественно-творческой деятельности (в рисовании) в соответствии с ФГОС ДО»

ü    Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);ü    Развитие детского творчества;ü    Приобщение к изобр...