Доклад "Воспитание патриотизма посредством казачества."
материал на тему

Звездарска Людмила Викторовна

Данный материал для воспитателей о необходимости воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством  культуры  и обычаев казачества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста, посредством казачества».

Воспитатель: Звездарска Л.В.

Меняются эпохи, люди, времена, но вечным остаётся стремление человека к добру, свету, красоте, любви, истине. Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Дошкольный возраст – старт общего развития ребёнка, период всех высоких человеческих начал. Важнейшей нравственной ценностью является возрождение в российском государстве чувства истинного патриотизма, формирование в молодом человеке граждански активных, социально – значимых качеств. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – это основные задачи образовательных учреждений, в том числе и дошкольных. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, внимания и чуткости к каждому ребёнку, так, как в молодых семьях вопросы воспитания вообще и патриотизма, гражданственности в частности, не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно исторического опыта поколений – одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.  Желание стать защитником Отечества имеет каждый мальчик, а заслужить это звание может лишь лучший. Стать хорошей хозяйкой, хранительницей очага, хочет каждая девочка, но возможности для этого есть не у всех.

В.А. Сухомлинский утверждал, что детство – каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтоб оно, прежде всего, стало познанием человека и Отечества, их красоты и величия. Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, семья, дом , улица, город… Наследование нравственных и эстетических ценностей родной культуры в самом нежном возрасте – это есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания. Одним из направлений развития и воспитания патриотических чувств в наше время является возрождение казачества. "Мне очень приятно, что происходит возрождение казачества, возрождение уникальной и самобытной культуры казаков, повышается их роль в жизни государства российского и, что, может быть, самое главное - растет чувство патриотизма, которое всегда было присуще казачеству", - сказал наш президент В.В. Путин . Что же ценного в нынешних условиях можно перенять  от такого культурного наследия как казачество? Основную ценность воспитания в казачьей семье несут этические принципы.  В духовной культуре казаков особо выделяется «народная нравственность», то есть моральное сознание. Народ как духовная общность выступает носителем нравственной жизни, закрепляя его в будущих поколениях. Так как основы будущей личности закладываются в семье  важным был и остаётся культ семьи, который ведёт за собой стремление к созданию семьи, своего дома. Авторитет родителей  непререкаем, они стремились воспитывать в детях правдивость, смелость, вежливость, почтительное отношение к старшим, любовь к Родине, а также старались развивать чувство собственного достоинства, самостоятельность. Величайшим пороком считалась трусость. В труде ковалась сила духа, умение справляться с трудностями. С ранних лет дети усваивали мудрость: «Работящим рукам нет цены». Ценили они трудолюбие и презирали лень: «Труд – богачество, а лень – дурачество». Честный труд, честная служба являлись показателем духовной силы, порядочности и благородства. Учитывая, что игра – это основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте, то приемущества казачьих игр это-лаконичность, выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли, не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

Испокон веков в этих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе. Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций и улучшает работу внутренних органов. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.


Честь и достоинство занимают заметное место среди понятий нравственного самосознания личности. Понятие достоинства тесно связано с понятием гордости. Гордость – прекрасное моральное качество, позволяющее личности реализовывать в полной мере человеческое в себе. Долг, честь, достоинство и гордость воспитывались в казаках с раннего детства. «Быть честным – значит держать данное слово» – внушали старшие казачатам. Быть порядочным – не нарушать общественных этических норм; соблюдать достоинство – значит не пресмыкаться перед начальством, перед любым «благодающим», не подлаживаться к чужому мнению. Казачья семья развивалась по законам этики, в ней царили мир и согласие, добро и справедливость. Казаки справедливо считали главным богатством человека доброту и щедрость. С раннего детства родители внушали детям, что быть добрым, значит, соблюдать Божьи заповеди: не убий, не укради, не лги, почитай родителей, люби ближнего, как самого себя. Они считали: быть добрым – значит поступать всегда по совести и защищать справедливость, стремясь к истине. Применив на практике элементы  приёмы и игры культуры казачества очень заметна настоящая, искренняя заинтересованность детей. Одним не мало важным аспектом можно заметить гендерный подход так как приёмы ,методы и игры для девочек значительно отличаются от методов, приёмов и игр мальчиков. Поэтому, иногда целесообразно проводить организованную деятельность раздельно.  На ряду с ведением работы по воспитанию патриотических чувств должна изменяться и пополнятся окружающая среда: фотографии, альбомы, иллюстрации, предметы одежды, быта, доступное игровое оборудование. Очень важную роль должны принимать и родители, необходимо их заинтересовать, привязать к воспитательно-образовательному процессу: беседы, открытые показы организованной деятельности, выставки, чаепития, совместные игры, праздники, проекты дают возможность сотрудничать ,делая общее дело.

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Патриотизм в современных условиях – это с одной стороны, преданность  своему Отечеству , а с другой , - сохранение самобытности каждого народа, входящего в состав России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"

Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...

« Приобщение детей дошкольного возраста к системе культурных ценностей посредством использования регионального компонента – казачества»

Отчет по внедрению регионального компонента в образовательную деятельность дошкольников среднего возраста группы №12 «Казачок»...

Перспективное планирование по методической теме: "Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям"

Формирование чувства патриотизма посредством приобщения старших дошкольников к родной культуре и традициям...

"Казачество,патриотизм, Родина - кто такие казаки?"

С ранних лет ребёнок слышит слово мама,Родина, Россия. Слушая сказки и песни, читая рассказы и поговорки ребёнок осознает свою сопричастность к региону, Родине, в которой он живет. Во время проведения...

«Воспитание патриотизма на основе культурно – исторических традиций Донского казачества»

Одна из важнейших задач современного общества – духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения.Чувство Родины начинается у ребенк...

Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения их к культуре казачества.

Изучение истории развития Волгоградской области, воспитание уважения к героическому прошлому, приобщение детей к духовному богатству многих поколений, знакомство с культурой, обычаями и традициями каз...

Мастер – класс Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями.

Цель: передача педагогического опыта по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредствам ознакомления с историей, культурой кубанского казачества его обычаями и традициями....