Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми с легкой умственной отсталостью третьего года обучения. Тема: «Путешествие в волшебный лес». Игра-драматизация сказки «Как снеговик нашел друзей».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Маненко Светлана Леонидовна

Занятие направлено на формирование у детей  с легкой умственной отсталостью социальных норм и правил поведения в обществе, коммуникативных навыков общения,  развития игровых умений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vknlukezko-kshrgon-shchknf.docx38.64 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста, с легкой умственной отсталостью социальные нормы и правила поведения в обществе, посредством игры-драматизации.

Задачи: 

Коррекционно – обучающие: Учить осмысливать содержание сказки «Как снеговик нашел друзей», оценивать поступки героев произведения. Закреплять знание детьми правил этикета,  через игру с мячом «Назови вежливые слова», словесную игру «Подскажи словечко».

Коррекционно – развивающие: Развивать диалогическую  речь детей, обогащать словарный запас. Формировать умение правильно оценивать поступки сверстников, регулировать свое поведение, через беседу с использованием слайдовой презентации «Что хорошо, что плохо». Упражнять в использовании  невербальных способов общения (мимика, жесты, позы, движения) через игру «На лесной опушке», «Твое настроение»,  для передачи характера и эмоционального состояния персонажей сказки «Как снеговик нашел друзей».

Коррекционно – воспитательные: Воспитывать сочувствие, доброжелательность, отзывчивость, желание оказать помощь в трудную минуту. Воспитывать чувство заинтерессованности в достижениии общей цели.

Используемая технология -  игры-драматизации.

Предварительная работа: Беседы с использованием презентаций, иллюстраций, фотографий («Что хорошо, что плохо», «Настоящий друг», «Будь всегда вежливым», «Какое бывает настроение»). Чтение художественной литературы (рассказов В. Осеевой, В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо», чтение книги «Правила поведения для воспитанных детей»). Заучивание мирилок, коротких стихов о дружбе, вежливых словах.

Игры и упражнения на развитие эмоций ("Определи эмоции", "Изобрази настроение"), на овладение вербальными и невербальными средствами общения ("Угадай кто я", "Изобрази героя сказки перед зеркалом», упражнения на формирование социальных навыков (игра в парах «Будем вежливыми» (поздороваться, попрощаться, попросить друг у друга мяч), «Как помириться без слов», «Поприветствуй друга»).

При подготовке к проведению игры-драматизации «Как снеговик нашел друзей» проводилась работа: чтение адаптированного сценария сказки, беседа по содержанию, перессказ с использованием игрушек.

Работа над развитием движений  и развитием речевых навыков (упражнение «Изобрази настроение» снеговик грустный, веселый, «Повтори радостно, повтори грустно».  Этюды: «Изобрази как неслышно двигается кошечка», «Лает озорной щенок», «Летает птичка», «Дети играют в снежки»).

Индивидуальная работа с персонажами сказки (заучивание слов сценария, отработка последовательных действий). Заучивание песни «Всем советуем дружить».

Оборудование: видеозапись м/ф «Песенка друзей», деревья, ширма, избушка, персонаж кукольного театра Баба Яга, мяч, книга, слайдовая презентация «Что хорошо, что плохо», шапочки – смайлики с разным настроением для детей и Бабы Яги, шапочки зайчика, белочки, котенка, щенка, сороки, костюмы двух снеговиков, магнитные смайлики, аудиофайлы (скрип, пение птиц), музыкальное сопровождение сказки.

Индивидуальная работа: при распределении ролей учитываются индивидуальные особенности, возможности каждого ребенка, интересы, расположенность к роли.

Ход:                              

1 часть: Организационный момент. 

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сказочный лес. Это не простой лес. Попадая в него,  люди меняются, становятся добрыми, вежливыми. Хотите поехать в путешествие? Тогда в путь.  В путешествие мы отправимся на поезде. Садитесь в вагончики. Руки кладем друг другу на плечи, поехали.

Видеозапись «Песенка друзей».

                                               2 часть: Основная

Воспитатель: - Вот и оказались мы в сказочном лесу. Ой, смотрите, избушка на курьих ножках. Кто в ней живет? Давайте  скажем все вместе слова: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, к нам передом.

Дети: - Избушка, избушка, повернись к лесу задом, к нам передом».

Воспитатель: - Не поворачивается. Наверно, заколдованая. Давайте скажем волшебные слова, попробуем ее расколдовать. Я вам кидаю мяч, вы называете волшебное слово.

Игра с мячом.

Дети: - Здравствуйте, до свидания, пожалуйста, спасибо, извините.

Воспитатель: - Ой, как много вы знаете волшебных слов!

Давайте еще раз повернем избушку. Только надо добавить слово «пожалуйста». Вы же вежливые дети. Скажем: «Избушка, избушка, повернись к нам, пожалуйста».

Дети: - Избушка, избушка, повернись к нам, пожалуйста.

Избушка поворачивается (звукозапись скрип).

Баба Яга: - Кто посмел меня потревожить?

Воспитатель: - Здравствуйте, уважаемая баба Яга. Мы приехали в ваш лес учится вежливости, доброте.

 

Баба Яга: - Хотите вежливыми стать? Я вам помогу. У меня есть волшебная книга, в которой много вежливых слов.  Я вам ее подарю. Любите книжки читать?

Дети:- Да.

Баба Яга: - Вот и читайте, а я уже ее всю прочитала.  

Баба Яга дарит книгу.

Воспитатель: - Спасибо.

Баба Яга прячется.

Воспитатель: - Давайте сядем, прочитаем книгу. В книге ничего нет! Книга закалдована! Потерялись вежливые слова, помогите найти. Подскажите вежливое словечко.

Словесная игра «Подскажи словечко».

1. Если наступил на ножку, хоть случайно, хоть немножко. Сразу говори: «Простите», или лучше - «Извините».

2. Если бабушка с утра пирожок тебе дала, ты возьми, скажи: «Спасибо»-станет бабушка счастливой.

3. Каждый скажет на прощанье, уходя всем: «До свиданья». Другу уходить пора скажем мы ему: «Пока».

4. Если вы на именины друга Петю пригласили, он принес цветок красивый, ты скажи ему: «Спасибо».     

5. Если ты сломал игрушку друга  или вдруг подружки, ты скажи им: «Извини», и свою им предложи.

6. Угостил вдруг кто конфетой, или что-то подарил, «Спасибо» говори  за это, чтобы вежливым ты был.

7. Просишь маму поиграть? Вежливым ты должен стать, ей «Пожалуйста» скажи, будете играть с ней вы.

8. Если друг чихнуть готов, вспомни фразу: «Будь здоров!».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите в книге нашлись вежливые слова. Слова «до свидания», «спасибо»,

 «простите», «пожалуйста»,

 «здравствуйте» –всем людям дарите,

 Без них невозможно прожить.

 Слова эти нужно с улыбкой дарить.

Баба Яга: - Порадовали вы меня, вы вежливые дети, но зато вы наверное не знаете, как зверюшки в моем лесу умеют здороваться.

Воспитатель: - Ребята, мы же в волшебном лесу. Давайте превратимся в зверушек? Кто хочет показать?

Дети одевают шапочки зайчика, белочки. Баба Яга проводит игру «На лесной опушке», на развитие жестов и движений.

Баба Яга:

- На лесной опушке

- Встретились зверюшки:   (здороваются ручками)

- Серенький зайчонок,        (показывает ушки)

- Рыженький бельчонок)    (прыгает)

- Подружились мигом        (обнимаются)

- И давай тут прыгать        ((прыгают)

- Серенький зайчонок

- Рыженький бельчонок.

Баба Яга: - Какие у меня замечательные зверушки. А вот мои знакомые ребятишки прислали мне фотографии. Хотите посмотреть?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Давайте посмотрим на этих детей и скажем какие они совершают поступки хорошие, или плохие.

Рассматривание слайдов презентации «Что хорошо, что плохо»

1 слайд.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, это хороший или плохой  поступок?

Дети: - Хороший.

Воспитатель:  - Почему?

Дети: - Дети кормят котенка.

Воспитатель: - Какое правило знаем?

Дети: -  Надо любить животных, заботиться о них?

Воспитатель: - А вы заботитесь о животных, помогаете им?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Молодцы, надо помогать животным.

2 слайд. 

Воспитатель: - Почему дети играют, а мальчик стоит в стороне?

Дети: - Обиделся на детей. 

Воспитатель: - Обижаться, плакать это хорошо, или плохо?

 Дети: - Плохо.

Воспитатель: - Как помочь мальчику?

Дети: - Пожалеть, позвать играть.

3 слайд. 

Воспитатель: -  Это хороший поступок или плохой?  

Дети: - Плохой.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Мальчик обижает собаку.

Воспитатель:- Какое правило знаем?

Дети: - Животных обижать нельзя.

4 слайд. 

Воспитатель:  - Нравится поступок, или нет? Почему?

Дети: - Нравится.

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Дети заботятся о бабушке.

Воспитатель: - А вы заботитесь?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Какое правило знаем?

Дети: - Старших надо уважать, малышей не обижать?

5 слайд. 

Воспитатель: - Почему девочка держит в руках так много игрушек?

Дети: - Она жадничает.

Воспитатель: - Правильно она поступает?

Дети: - Нет. 

Воспитатель: - Почему?

Дети: - Надо делиться игрушками, играть вместе.

 6 слайд. 

Воспитатель:  - Нравится поступок, или нет? Почему?

Дети: - Нравится. Дети помогают мальчику. 

Воспитатель: - Надо помогать друзьям в трудную минуту?

Дети: - Да.

Воспитатель: - А вы помогаете? 

Дети: - Да.

Воспитатель: - Ребята, добрый человек всегда помогает другим: малышам, друзьям, родным. Он делится игрушками  сладостями, выручает тех, кто попал в беду. Любит птиц, животных, заботится о них.

Баба Яга (на голове смайлик - радость): - Ну, молодцы все знаете, порадовали вы меня. У меня такое хорошее настроение стало, даже петь охота: «Ля - ля, ля - ля, ля - ля, ля - ля, ля – ля».

Воспитатель: - Ребята, как баба Яга радуется. А мы порадуемся вместе с ней. Настроение может быть разное, давайте покажем, как оно меняется.

Дети стоят в кругу. Всем одеть шапочки – смайлики. Один ребенок выходит в круг, показывает всем настроение мимикой и жестами,  дети повторяют.

Мимическая игра «Мое настроение»

Воспитатель:

- Настроение мое, каждый день меняется,

- потому что каждый день, что нибудь случается.

- То я злюсь, (- Глаза прищурили, наморщили лоб, уголки губ вниз).

- То улыбаюсь, (- Глаза сияют, уголки губ вверх).

- То грущу. (- Глаза вниз, уголки губ вниз)

 -То удивляюсь. (- Глаза  рот широко открыли)

 -То бывает, испугаюсь. (-Глаза  рот широко открыли)

 -То бывает , посижу, помечтаю, помолчу (- Глаза вверх, уголки губ вверх)

Баба Яга в смайлике – грусть.

Воспитатель: - Что-то баба Яга загрустила. Что такое, что случилось?

Баба Яга: - Вот я вам всем книгу подарила,  фотографии показала и про зверят рассказала.

А вы мне что подарите?

Воспитатель: - Ребята, подарим бабе Яге сказку.

Дети одевают шапочки героев.

Воспитатель:  - Сказка называется «Как снеговик нашел друзей».

На сцене стоит снеговик.

Ведущий: - Был зимний морозный день. Выпало много снега. Ребята слепили снеговика и убежали домой. Снеговик остался один во дворе. Ему стало грустно и одиноко.

Снеговик: - Я-снеговик, я – снеговик.

                    Совсем я ростом не велик.

                    Ребята во дворе играли.

                    Меня слепили, убежали.

                    Грустно одному стоять

                    Друзей хочу я отыскать.

Ведущий: - Мимо пробегал котенок. Вдруг он увидел снеговика.

Котенок: -  Раньше я тебя не видел.

                   Скажи мне: -«Кто тебя обидел?»

Снеговик: -Я не нашел еще друзей

                    Поиграй со мной скорей!

Котенок: -  Извини, не могу.

                    По делам своим бегу.

                    Я вернусь, ты не грусти.

                    Меня немного подожди.

Ведущий: -  Котенок убежал,  снеговику стало грустно.

Снеговик: - Один я снова остаюсь.

Ведущий: - По двору пробегал щенок.

Щенок:  -    Какой красивый ты стоишь!

                    Только почему грустишь?

Снеговик: - Я не нашел еще друзей

                    Поиграй со мной скорей!

Щенок:  -    Извини, но не могу.

                    Вот косточку нашел

                    Бегу, чтоб маму угостить.

                    Ты только перестань грустить.

                    Я обязательно вернусь.

Ведущий: -  Щенок убежал. Снеговик загрустил еще сильнее.

Снеговик: - Один я снова остаюсь.

Ведущий: - Тут во двор прилетела сорока.

Сорока:    - Снеговик, ты что не весел?

                   Что ты голову повесил?

Снеговик: - Я не нашел еще друзей

                    Поиграй со мной скорей!

Сорока: -    Пока играть я не могу.

                    По делам своим лечу.

                    Но скоро я к тебе вернусь!

Ведущий: -  Сорока улетела. Снеговику стало  совсем грустно.

Снеговик: - Один я снова остаюсь.

Ведущий: - Может час прошел, а может больше,

                    Друзья снова тут, как тут. Они снеговика ведут.

Котенок: -  Мы тебя не позабыли. Друга мы тебе слепили.

Щенок: -    Веселей вдвоем стоять.

                     Будем мы вас навещать.

Котенок:   -   Играть мы вместе будем,

                     Вас уже не позабудем.

Снеговик: - Друзья, давайте поиграем.

                    Снежки  друг в друга покидаем.

Кидают снежки друг в друга.

Снеговик: - Я наконец нашел друзей, теперь мне будет веселей.

Песня «Всем советуем дружить».

Воспитатель: - Вот и закончилась наша сказка.

3 часть: Заключительная.

Баба Яга: - Это хорошо, что все со всеми дружат. Спасибо, ребятишки. Мне сказка очень понравилась. 

Воспитатель: - Если вы будете помогать другим людям в трудную минуту, жалеть их, дружить - все у вас будет хорошо.

Всем советуем дружить

Очень дружбой дорожить.

В обиду друга не давайте.

В любом несчастье помогайте.

Баба Яга: - Молодцы, порадовали вы меня

Я вам подарю улыбочки.

Дарит магниты-смайлики.

Воспитатель: - Спасибо, мы отнесем их в группу, чтобы в группе у нас всегда было хорошее настроение. Давайте скажем «До свидания» бабе Яге

Дети: - До свидания.

Баба Яга прячется.

Воспитатель: - Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Садитесь в вагончики. Руки кладем друг другу на плечи, поехали.  Видеозапись м/ф «Песенка друзей».

                                           

                                                     Самоанализ НОД

Тема: «Уроки дружбы. Что такое хорошо, что такое плохо».

      Считаю, что структура непосредственно образовательной деятельности

соответствует поставленным целям и задачам.

      Все этапы были логически взаимосвязаны единым игровым сюжетом.

Подача заданий способствовала профилактике переутомления детей.

      Материал, излагаемый детям, был доступен, достоверен.

      Использовалась технология игры – драматизации. Считаю, что методы,  

приемы, воспитательные средства для реализации образовательного

процесса выбраны правильно. Они соответствовали  содержанию материала,

поставленным задачам.

      Наглядные пособия, информационно – компьютерные технологии

использовавались эффективно.

      Дети были активны и адекватны на всех этапах совместной деятельности.

      Новым в совместной деятельности было проведение игры-драматизации по рассказам В.Осеевой, слайдовая презентация с иллюстрациями из рассказов В.Осеевой.

      Применяемые формы оказались эффективными. Общение с детьми

проходило эмоционально, поддерживались партнерские отношения.

      Я считаю, что совместная деятельность с детьми удалась.

В проекте я указывала, что 20% детей могут не справится с заданиями,

потому что не уверены в своих действиях, дети справились со всем

материалом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение методов интерактивного и активного обучения в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы» Тема: «Путешествие в волшебную страну математики»

Дети отправляются в "волшебную страну математики" чтобы помочь чебурашке. считают до 10  на остановках выполняют задания, и каждое задание приближает к "волшебной стране".Помогают Чебурашке и воз...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовки руки к письму в подготовительной группе на тему «Путешествие в волшебный лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовки руки к письму в подготовительной группе на тему «Путешествие в волшебный лес»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей ...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми с лёгкой умственной отсталостью по социально-коммуникативному развитию. « Угощение для матрёшек»

Уважаемые коллеги! Я работаю с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья. Для детей данной категории наиболее значимым является овладение навыками самообслуживания, общения, приспособление ...

Образовательная деятельность с детьми с легкой умственной отсталостью 2 года обучения на тему "Домашние птицы"

Данная образовательная деятельность может проводиться с детьми младшей группы общеобразовательного детского сада....

План-конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми младшего возраста по формированию элементарных математических представлений тема: «Путешествие в страну Кругляндия»

Предлагаю вашему вниманию конспект НОД  по формированию элементарных математических представлений у детей 3-4 лет. Конспект разработан в игровой форме. Дети отправятся в путешествие на автобусе, ...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по познавательному развитию в средней группе на тему: «Путешествие в сказку».

Цель: Сформировать устойчивые сенсорные эталоныЗадачи:1.Развивать различные ощущения детей – зрительную, тактильную; познавательный интерес; мышление.2.Закрепить знания геометрических фигур.3.По...