План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности "Путешествие по реке Волге" в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Безбородова Анастасия Анатольевна

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе 

Тема: «Путешествие по реке Волге»

 

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_konspekt_puteshestvie_po_volge.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект
интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Путешествие по реке Волге»

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи:

Познавательное развитие:

Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования с песком и камнем: быстрее опускается то, что тяжелее - камень, с бумагой: бумага в воде размокает, тонет.

Закреплять особенности строения  деревьев, листьев; уточнять названия деревьев: береза, липа, дуб. Познакомить с понятием «смешанный лес», где растут разные деревья, «степь» – это равнина, поросшая  травянистой растительностью, полное отсутствие деревьев.

Закреплять понятия возникновения солнечных зайчиков: солнечный луч отражается от зеркала и «превращается» в солнечного зайчика. Солнечный зайчик – это пятно солнечного света. Расширять и уточнять представления детей о лесе: в лесу растут различные деревья. В лес ходят не только за ягодами и грибами, но и наслаждаться тишиной, пением птиц.

Формировать представление о том, что соленая вода плотнее, чем пресная.

Закрепить представления о характерных природных особенностях России: на ее территории есть леса, поля, степи, горы, моря и реки. Волга – самая большая река страны. Совершенствовать умения классифицировать камни по форме: круглые, овальные; размеру: большие, маленькие, средние; цвету: коричневые, серые; особенности поверхности: гладкие, шероховатые.

Формировать умение конструировать из бумаги лодочку в технике «оригами». Закреплять умение складывать бумагу и проглаживать сгиб.

 Закреплять умение конструировать корабль из строительного материала по схеме.

Речевое развитие:

Развивать длительность плавного выдоха посредством игры с лодочкой.

Способствовать речевому развитию через обогащение словаря: «смешанный лес», «палитра», «степь».

Активизировать слова: река Волга, названия гор (Меловые горы, Змеевы горы, Жигулевские горы), пресная вода, огромная, глубокая, цветная, красочная.

Формировать умения в образовании относительных прилагательных (береза - березовый,  липа- липовый, дуб- дубовый, пшеница -пшеничный, рожь -ржаной).

Развивать интерес к непринужденной беседе и культуру речевого общения.

Социально-коммуникативное развитие:

Создать психологический комфорт, положительное эмоциональное состояние.

Формировать сочувствие, отзывчивость, способствовать установлению эмоционально доверительного контакта детей с педагогом и друг с другом.

Воспитывать умение работать в группах, помогать друг другу и радоваться результатам. Воспитывать самостоятельность, самообслуживание, желание готовить необходимый материал для рисования: вода, краски, кисти, бумага

Формировать навыки самоанализа и самооценки.

Художественно-эстетическое развитие:

Закреплять навыки рисования нетрадиционными методами, создавая рисунок мазками, печатками; ватными палочками изображать детали рисунка.

Развивать чувство композиции, творческие способности, чувство ритма.

Физическое развитие:  

Совершенствовать двигательные навыки: легкий бег, руки на поясе; наклоны влево-вправо, круговые движения руками, волнообразное движение руками. Создать условия для двигательной активности и снятия напряжения.

Методы и приемы:

Наглядные: демонстрация слайдов, презентация, показ наглядных пособий.

Словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы, объяснения.

Игровые: дидактическая игра, подвижная игра.

Практические методы: исследовательская деятельность, создание художественного продукта, конструирование из крупного строительного материала и бумаги в технике «оригами».

Оборудование и материалы: Презентация, записи звуков морского прибоя, камнепада, песня «Синяя вода», бумага, крупный строительный материал,"палитра", " краски", два стакана воды, соль, яйцо, различные камни, песок, гуашь, ватные палочки, кисти, печатки, деревья на фланелеграфе, листья деревьев, хлеб ( пшеничный, ржаной), зеркало, карта России.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

 Игровая

Сюрпризный момент

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Малоподвижная игра « Кораблик»

Игра  «Солнечные лучики»

Коммуникативная

Свободное общение по теме

Беседа

Познавательно-

исследовательская 

Опыты с водой, с камнями и песком

Работа со схемой

Рассматривание карты

Восприятие художественной литературы и фольклора

Чтение С.А.Пушкин отрывок из сказки «О царе Салтане….»

Конструирование

Лодочка из бумаги в технике «оригами»

Корабль из крупного строительного материала

Изобразительная деятельность

Рисование нетрадиционными техниками

Музыкальная

Музыкальное сопровождение динамической паузы «Синяя вода» (Сл. Ю.Энтина., муз.  Шаинского)

Двигательная

Подвижная игра, малоподвижная игра, динамическая пауза

Логика образовательной деятельности

        Этапы

  Деятельность воспитателей

  Деятельность воспитанников

    Ожидаемые результаты

Организаци-онный момент

Воспитатель:

-Ребята, хотите отправиться в путешествие по реке Волге?

Выражают согласие

Создание эмоционального настроя на предстоящую образовательную деятельность

Исследовательская деятельность

Воспитатель:

- Давайте с вами сделаем лодочки из бумаги.

Напомнить о правилах работы в технике «оригами»: складывая бумагу, тщательно проглаживать сгиб.

Воспитатель:

- А сейчас отправим наши лодочки в плавание. Предлагаю подуть на лодочки и посмотреть, как они плавают.

- Что случилось с лодочками?

- Как вы думаете, можно ли на бумажных лодочках отправиться в дальнее плавание? Почему?

- На чем же нам отправится в дальнее плавание по Волге?

Конструируют лодочки в технике «оригами»

Дети опускают лодочки в воду и дуют

- Бумага намокла. Лодочки плохо держатся на воде.

- Лодочка утонет.

- На корабле.

Активизация стремления к общению.

Умение делать логические выводы на основании практической деятельности, предлагать альтернативное решение.

Закрепление умения конструировать объемную фигуру из бумаги.

Конструирование  корабля

- Из чего же мы можем сделать корабль?

-Давайте сделаем большой и красивый корабль, чтобы все уместились.

Предложить схему корабля.

Билет- это будет ваша улыбка. Размещайтесь по своим местам

- Из крупного строительного материала.

Конструируют корабль по схеме.

Закрепление умения конструировать объемную фигуру из крупного строительного материала по схеме

Беседа с художником

Раздается видеозвонок. На экране появляется художник.

Вася Кисточкин:

- Здравствуйте, ребята. Я, художник Вася Кисточкин. Я люблю много путешествовать и узнавать новое. Потом я рисую красивые картины о том, что видел в своих путешествиях. В какую страну я сейчас попал?

Воспитатель:

-Мы отправляемся в плавание по реке Волге и хотим пригласить тебя с нами, но почему ты грустный?

Вася Кисточкин:

-У меня случилась беда, у меня закончились краски. Моя палитра пустая. И теперь я не смогу нарисовать свои картины.

Воспитатель:

-Ребята, поможем найти краски Васе Кисточкину? А краски мы будем искать во время путешествия по реке Волге. Вы согласны?

Здороваются.

- В Россию.

Дети соглашаются

Мотивация на предстоящую деятельность. Активизация стремления к общению.

Уточнение названия нашей страны –

Россия.

Беседа о лесе

Мы проплываем мимо леса. Посмотрите, какие деревья растут в этом лесу?

Уточнение: это смешанный лес, так как здесь растут разные деревья.

Предложить сойти на берег и погулять по лесу.

Воспитатель:

- В нашей стране очень много лесов. И все они разные.

Если растут березы, то это какой лес?

Если дубы, то..

Если липы, то…

Если сосны, то..

- Березы, дубы, липы, сосны.

- Березовый лес

Дубовый лес

Липовый лес

Сосновый бор

Уточнение понятий о смешанном лесе. Умение образования относительных прилагательных.

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Воспитатель:

- Давайте подберем листочки для каждого дерева.

- Молодцы, посмотрите,  как наши деревья ожили с листочками! 

В лесу много красок посмотрите, какие мы здесь можем найти краски?

Определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву

Зеленый, белый и т.д.

Накладывают «краски» на «палитру»

Умение узнавать деревья по внешнему виду, особенностям строения листьев.

Развитие цветового восприятия

Исследовательская деятельность

Воспитатель:

- Отправляемся дальше по реке. Как называется река?

Посмотрите сколько гор Меловые горы, Сидоров бор, Змеевы горы, Жигулевские горы.

- Кто запомнил название гор?

- Давайте, сойдем на берег. Посмотрите какие красивые горы. ( Звучит шум камнепада, находим камни).

Обратить внимание на цвет, форму камней.

Воспитатель:

- Чем похожи камни?

- Чем отличаются?

- В горах есть не только камни, но и песок. Давайте сравним их.

- Что будет если мы опустим камень и песок в воду, что быстрее опустится на дно?

Вывод: камни осели на дно раньше — они тяжелее. Песок осел на дно позже камня — он легче.

Вот мы с вами нашли еще краски. Какие?

- Волга

Дети повторяют запомнившиеся названия.

Дети рассматривают их.

Высказывают свои предположения.

Дети в банку с водой опускает одновременно камень и песок, наблюдают за оседанием природных объектов на дно.

- Коричневую, серую. Накладывают «краски» на «палитру» 

Сформированность умения классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые)

Активизация познавательного интереса в процессе экспериментирования с песком и камнем.

Физминутка «Кораблик»

Ветер по морю гуляет                       

И кораблик подгоняет                     

Он бежит себе в волнах         На раздутых парусах.   

Начался вдруг сильный шторм,   

Прогремел на небе гром

Наш кораблик закачался,               



Вверх с волной сперва умчался

А потом упал он вниз.               Вверх-вниз, вверх-вниз.          

Руки наверху раскачивают, ноги поочереди сгибают

Дуют

Руки на поясе, легкий бег
Сильно раскачивают руки и делают круговые                   движения

Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаются

Руки волнообразно поднимютт вверх, вправо, влево

Садятся

Выполнений движений в сочетании и со словами

Беседа о хлебе

Воспитатель:

- Отправляемся дальше в путешствие. Мы проплываем с вами поля.

- Что выращивают на полях?

- Что получают из зерен пшеницы, ржи?

- Что выпекают из муки?

- Если хлеб из пшеницы, то он...

- Если хлеб из ржы, то он…

- Я предлагаю вам попробовать хлеб.

- На полях мы с вами можем увидеть и взять с собой для Васи кисточкина какой цвет?

- Растет в полях рожь, пшеница.

- Из их зерен делают муку.

- Пекут хлеб.

- Пшеничный.

- Ржаной.

- Желтый.

Накладывают «краски» на «палитру».

Упражнять в образование относительных прилагательных, закреплять умение наблюдать

Перерыв 10 минут

Рисование кисточкой, используя нетрадиционные техники

Воспитатель:

- Мы с вами останавливаемся в степи. Что мы здесь видим?

А вы хотите нарисовать свою степь? Тогда давайте нарисуем цветы, бабочки, траву.

- Вот и у нас с вами получилась своя степь с цветами. - Какие краски в степи мы можем взять для палитры Васи Кисточкина?

- Цветы, травы, бабочки летают.

Дети рисуют цветы с помощью приложения кисти.

Красный, черный.

Накладывают «краски» на «палитру».

Закрепление навыка рисования мазками, печатками, ватными палочками, умения дополнять рисунок деталями, тщательно их прорисовывая.

Динамическая пауза «Синяя вода»

Синяя вода

Море без следа,

Без конца и края.

Синяя вода,

Ты спешишь куда?

Ты спешишь куда?

К морю синему,

Там, где волны сильные

Плещутся всегда.

К морю синему

Поскорей неси меня

Синяя вода!

Волнообразное движение рук в стороны

Присели обхватили плечи руками

Кружатся на месте руки в верх

Волнообразные движения рук

Создание условий для детской потребности в движении, снятия напряжения

Исследовательская деятельность

Воспитаель:

- Наша река Волга впадает в Каспийское море.

Рассмотреть карту, видео. Посмотрите на море, какое оно?

- Хотите узнать. Чем морская вода отличается от речной? У меня два стакана воды соленая и обычная, опустим яйца в воду, где яйцо утонет там простая вода, где всплывет там соленая. Вывод: соленая вода гораздо плотнее, чем пресная, она выталкивает яйцо вверх. В море легче научиться плавать. Почему?

- Какие краски для палитры Васи Кисточкина нашли в море?

- Огромное, не видно берегов, голубое, глубокое.

Дети опускают яйца в воду.

- Потому, что вода поддержит дело плавающего.

Синюю, голубую.

 Накладывают «краски» на «палитру»

Стимулирование мыслительной активности. Формирование представлений о том, что соленая вода плотнее, чем пресная.

Релаксация

Воспитатель:

- Посмотрите какое красивое солнце заходит над нашей страной (видео).

Дети наблюдают за закатом под спокойную музыку.

Создание психологического комфорта, положительного эмоционального состояния

Игра «Солнечные зайчики»

Зайчик солнечный резвится.

Забрался на потолок,

Заглянул он к нам в окошко

И запрыгал скок да скок.

- Когда получается солнечный зайчик? Хотите поиграть с солнечным зайчиком?

- При свете от предметов, отражающих свет.

Дети пускают солнечных зайчиков, прячут их.

Закрепления понимания возникновения солнечных зайчиков

Рефлексия

Воспитатель:

- Вася, вот вся палитра твоя палитра и заполнена. Теперь ты снова можешь рисовать свои картины.

Вася Кисточкин:

- Спасибо, ребята, теперь я снова могу рисовать свои картины. До свидания!

Воспитатель:

- Ребята, мы помогли художнику Васе Кисточкину найти много красок, путешествуя по нашей стране, по реке Волге.

- Какая наша страна?  Понравилась вам наше путешествие во Волге? Что больше всего запомнилось?

Большая, красивая, цветная, красочная

Дети делятся своими впечатлениями.

Анализ усвоенного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по музыке в старшей группе «Город-Здравгород»

Цель: повышение интереса детей к здоровому образу жизни посредством использования здоровьесберегающих технологий в различных видах музыкальной деятельности....

План-конспект НОД ФГОС Непосредственно образовательной деятельности С дошкольниками в старшей группе по теме: « Лунтик в гостях уребят » «Познавательно-исследовательская» ФЭМП

Формировать умение подбирать пары и группы предметов, совпадающих по заданному признаку, выбирая их из других предметов.- Продолжать знакомить детей с цветами спектра (красный, оранжевый, желтый, зеле...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»....

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»

План-конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе "Составление рассказа: «Как животные к зиме готовятся?»...

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с дошкольниками в старшей группе по теме: «Составление описательного рассказа по иллюстрации И. Билибина : «Баба Яга»

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность с дошкольниками в старшей группеТема: «Составление описательных рассказов по иллюстрации И. Билибина : «Баба Яга»Интеграц...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука».

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми в старшей группе по теме «Дорожная азбука»....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по аппликации в старшей группе №1 «Птица - Снегирь».

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельностипо аппликации в старшей группе №1 «Птица - Снегирь»....