Положение о смотре-конкурсе природоведческих коллекций и гербариев в ДОУ и методические рекомендации к нему
методическая разработка

Городецкая Наталия Александровна

Положение о смотре-конкурсе природоведческих коллекций и гербариев в ДОУ и методические рекомендации к нему

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_gerbarii_i_kol.docx33.83 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий _____________

Г.Л. Гологузова

От «____»__________2017г.

Приказ № _______________

Положение о смотре-конкурсе природоведческих коллекций и гербариев

  1. Основные положения
  1. Смотр-конкурс природоведческих коллекций и гербариев (далее – смотр-конкурс) проводится в целях повышения профессиональной компетентности педагогов по вопросу использования коллекционирования как разновидности культурной практики в работе,  способствующей повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса по приобщению воспитанников МДОУ «Детский сад №8 «Сказка»  (далее – ДОУ), к миру природы.

1.2. Данное положение определяет порядок и условия организации смотра-конкурса.

  1. Цель и задачи смотра-конкурса
  1. Целью смотра-конкурса является:

повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросу использования коллекционирования как разновидности культурной практики в работе с детьми по их приобщению к миру природы и в соответствие с ФГОС ДО.

  1. Задачами смотра-конкурса являются:
  • создать благоприятные условия для повышения качества воспитательно– образовательной работы с детьми по приобщению к миру природы разнообразив содержание центров наблюдения в природе и экспериментирования в группах ДОУ;
  • способствовать внедрению в работу с детьми и родителями такой практики приобщения к миру природы как коллекционирование;
  • активизировать инициативу, фантазию, творческий поиск педагогов ДОУ в процессе создания разнообразных природоведческих коллекций и гербариев;
  • обмен педагогическим опытом среди воспитателей детского сада по организации деятельности и обеспечению игровой активности детей в центре наблюдения в природе и экспериментирования;
  • приобщение родителей к обогащению РППС групп детского сада.
  1. Сроки проведения смотра-конкурса
  1. Смотр-конкурс проводится с "18"сентября  по "8" декабря 2017г.
  2. Подведение итогов "11" декабря 2017г..

4. Участники смотра-конкурса

Участниками смотра-конкурса являются воспитатели всех возрастных групп ДОО, а также специалисты (по желанию).

5. Жюри смотра-конкурса

В состав жюри смотра-конкурса входят:

  • заведующий ДОО – Г.Л. Гологузова
  • зам. зав. по ВМР – Н.А. Стрелкова;
  • старший воспитатель – Н.А. Городецкая ;

6. Содержание и порядок проведения конкурса 

6.1. Каждая группа или специалист представляет на конкурс:

- природоведческую коллекцию;

- методические рекомендации по использованию коллекции или еѐ отдельных экспонатов в
образовательной деятельности с детьми.

6. Критерии оценки

6.1. Оценка условий природоведческих коллекций и гербариев осуществляется на основании следующих критериев:

  • Соответствие содержания коллекции и гербария возрасту детей.
  • Наличие методических рекомендаций по использованию материалов коллекции или гербария  для решения разного вида задач: образовательных, развивающих, воспитательных в образовательной деятельности с детьми по реализации содержания из разных образовательных областей.
  • Эстетическое оформление коллекции или гербария и рекомендаций (в печатном виде). Желательно описать использование природоведческой коллекции и гербария в реализации содержания хотя бы 3-х образовательных областей.
  • Наличие в коллекции и гербарии не менее 6 - 10 экспонатов.
  • Грамотное оформление коллекции и гербария.
  • Прикладная ценность (Рассматривается в аспекте использования данного гербария в качестве дидактического пособия для разных возрастных групп обучающихся и т.д.).
  • Наличие к экспонатам коллекции или гербария художественного слова (загадки, стихи, короткие произведения писателей-анималистов, интересные факты, истории об экспонатах), описание, где обитает, где произрастает, отличительные особенности и др.

7. Подведение итогов смотра-конкурса

7.1. В ходе смотра-конкурса определяются участники, занявшие три первых призовых места.

7.2. Победители смотра-конкурса награждаются дипломами  на заседании педагогического совета.

  1. Самые активные родители (законные представители), принимавшие участие в смотре-конкурсе, отмечаются на общем родительском собрании.

Рекомендации и требования к оформлению природоведческих коллекций и гербариев смотри
методическом кабинете ДОУ.

Приложение 1

Комментарии к оформлению и монтажу гербария

1. Растение с корнями (для травянистых) листьями, цветами и /или плодами, засушенное в гербарном прессе, плоское, не потерявшее окраски. Для растений рода Ива можно вложить кусочек коры. Если у растения отличаются по прикорневые и стеблевые листья, в гербарии они должны  присутствовать.

Растения только с вегетативными органами и/или без корней снижают ценность гербария.

При монтаже следует полнить, что растение желательно размещать по середине листа, не сдвигая вверх-вниз, вправо – влево. Если растение мелкое, то на листе можно разместить несколько экземпляров.

На одном листе должны быть размещены растения одного вида. Если на лист попадают растения двух (и более) видов, это считается ошибкой и снижает оценку.

При монтаже можно использовать клей ПВА (не канцелярский! Не клеящий карандаш!) или белые нитки. Нельзя использовать скотч, прикреплять растение степлером и использовать другие, не стандартные способы крепления.

2. Подложка: лист плотной бумаги –30 х 40 см. (формат А3)

3. Этикетка на белой бумаге 12 х 9 см. Правила этикетажа гербарных образцов и примерный образец этикетки приведены ниже.

На этикетке заполняется:

Название растений (желательно): русское и латинское с автором

Местонахождение (географическая привязка: область, район, окр. села, города)

Местообитание: экологические условия произрастания (луг, лес, газон, обочина дороги и пр.).

Этикетка приклеивается не полностью, а на 4 «уголка». Как правило, этикетка располагается в правом нижнем углу. Гербарий монтируется таким образом, чтобы этикетка не закрывала фрагменты растения.

4. «Рубашка» – газетная бумага, калька и т.п. Подложка со смонтированным растением вкладывается в «рубашку». «Рубашка» к подложке не приклеивается!

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ ЭТИКЕТКИ

ЭТИКЕТАЖ ГЕРБАРНЫХ ОБРАЗЦОВ

Временные этикетки могут быть двух типов:

1. В лист с собранным растением вкладывается кусочек бумаги с порядковым номером сбора; все данные о месте сбора заносятся под этим же номером в полевой дневник (можно делать одну запись для нескольких номеров, если они собраны в одном и том же месте).

2. В каждый лист вкладывается листок бумаги с указанием необходимыми сведениями о месте сбора и о самом растении. Это лучший способ, гарантирующий избежание путаницы при дальнейших манипуляциях с растениями.

На каждой этикетке обязательно указывается:

1. ВИД РАСТЕНИЯ, СЕМЕЙСТВО - русское и латинское название. Если растение не определено, то оставляют соответствующее место на этикетке, а название вписывают позже

2.  МЕСТО СБОРА - Географическое понятие. Прежде всего, указывается крупная область (физическая или административная), в которой сделан сбор: «Кемеровская область», «Камчатка», «Тихий океан», «Западный Тянь-Шань». Затем - более мелкое подразделение или ориентир: «окрестности г. Кемерово», «Тисульский район», «Горная Шория», «бассейн р. Кия». Эти ориентиры должны быть легко находимы на самой заурядной мелкомасштабной географической карте. Далее указываются еще более детальные ориентиры: названия горных вершин, небольших рек, небольших деревень, поселков и т. д. («оз. Глубокое», «6 км на северо-запад от г. Крутая», «верхняя треть г. Бухтай»),

3.  МЕСТО ОБИТАНИЯ - Экологическое понятие. Даются краткие сведения о: 1) рельефе (например: «плоский водораздел», «старица реки», «западина», «склон реки, северная экспозиция» и т. п.); 2) субстрате («гранитные скалы», «стоячая вода», «легкий суглинок» и пр.); 3) типе растительности («ельник-черничник», «зарастающая вырубка в березовом лесу», «злаково-разнотравный луг», «сфагновое болото», «картофельное поле» и пр.). 4) В горах указывается высота над уровнем моря.

4.  ДАТА СБОРА - число, месяц, год

5. АВТОР СБОРА - кто собрал и/или определил растение. Указываются фамилии (полностью, не роспись) и инициалы.

6. СПЕЦИАЛИСТ, определивший гербарный образец. Указываются фамилии (полностью, не роспись) и инициалы.

6.  Дополнительные сведения - такие о собранном растении, которые невозможно будет получить при изучении сухого образца: запах цветков или листьев, наличие и цвет млечного сока, окраска венчика, для деревьев - высота и т. д. Особенное внимание следует уделять точному описанию окраски цветков (например, ирисов, фиалок, вероник и др.), различия в окраске которых имеют важное таксономическое значение, а также тех цветков, чей цвет меняется в ходе сушки.

Гербарии бывают очень разными.

На них могут быть представлены:

- растения со всеми частями — от подземных но надземных, включая не только цветки, но и плоды;

- целые группы различных растений;

- отдельные части растений (к примеру, листья или цветки, лепестки и плоды).

Варианты гербариев:

- сорняки;

- лечебные травы;

- цветы / цветковые растения (полевые, садовые);

- комнатные растения;

- различные формы соцветий;

и любые другие классификации.

Приложение 2

Примеры коллекций

  1. Коллекции «летающих» семян

Можно выделить две основные группы этой коллекции. Первая группа — семена, которые
имеют «крылышки» разной формы: клен, ясень, береза, липа, тополь, сосна, ель. Ко второй группе относятся семена с «парашютиками»: одуванчик, осот, мать-и-мачеха, бодяк, козлобородник (есть луговые и степные виды), белокопытник (растет на открытых берегах рек, озер, похож на мать-имачеху, но с более крупными листьями).

  1. Коллекции других семян и плодов

Подберите как можно больше разнообразных семян и плодов, классифицируя их по разным
признакам, например: коллекция семян и плодов деревьев (кустарников, трав), коллекция
«орехов» (каштан, желудь, грецкий орех, лесной орех и др.), коллекция «ягод» (засушенные ягоды или их косточки — шиповник, боярышник, вишня, лимонник, слива, абрикос), бобовых (горох, бобы, фасоль, мышиный горошек), коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений, — и другие. В коллекциях обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть даже малыши. Вариантов коллекций может быть очень много.

  1. Коллекция соцветий

Весной можно собрать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников,
известных нам как «сережки» (береза, осина, тополь, орешник, ива, ольха). Опавшие соцветия
можно также найти под ясенем и кленом. И осенью наши цветники богаты разнообразным материалом.  Все они легко высушиваются и хорошо сохраняются в
сухом месте. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под
лупой или микроскопом.

Оформление растительных коллекций: Образцы семян, плодов и соцветий можно разместить в прозрачных баночках из-под кофе или конфетных коробках. Для этой цели хорошо подходят банки из-под кофе, какао, майонеза с большими круглыми крышками. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Например, банку с кленовыми семенами будет украшать лист этого дерева.

Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.

Коллекцию семян и плодов можно оформить и в обычных коробках из-под конфет типа «ассорти».
В каждую ячейку положите определенный вид семян, предварительно наклеив на дне ячеек
небольшие кружочки бумаги с цифрами. Перечень растений, семена которых представлены в
коробке, напечатайте или напишите на отдельном листе бумаги, обозначив каждое растение
соответствующей цифрой. Прикрепите лист бумаги на внутреннюю сторону крышки. На внешней стороне можно наклеить или нарисовать сами растения, семена и плоды которых представлены в коллекции.

  1. Коллекция камней

Если в школе работа с коллекцией камней направлена только на обучение, то в детском саду — на игру, через которую осуществляется и обучение, и развитие ребенка. В детском саду коллекции должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру, тяжести и т.п., подбрасывать, конструировать, стучать друг об друга, сжимать в ладошке, бросать в воду, — и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем вам сделать собственную коллекцию.
Предложите ребенку во время прогулки найти как можно больше разных камешков
(отличающихся по цвету, форме, размеру). Можно представить, что вы ищете остатки старинного клада, ведь любой камень для ребенка может стать драгоценным, стоит лишь немного разбудить его воображение. Как показал наш опыт, дошкольники на территории любого детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни вдоль железных или автомобильных дорог (не забывая о безопасности), по берегам рек, озер, на морском пляже, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Если названия камней вам известны, приклейте на каждый образец бумажку с номером. Пронумерованный список камней поместите на обратной стороне крышки. Если не знаете названий, не беда — главное, чтобы камни хорошо отличались друг от друга. Ребенок даже может дать им свои условные «имена», в зависимости от тех или иных особенностей. Хорошо, когда в коллекции есть гранит, мрамор, кремень, мел, песчаник, известняк, каменный уголь. В отдельную коробку можно поместить коллекцию окатанной морской гальки.

  1. Коллекции ракушек

Коллекции ракушек также могут быть разнообразными, но прежде всего раковины можно
классифицировать по трем типам: пресноводные (речные, озерные или прудовые), морские и
наземные. Пустые раковины первой группы легко собрать по берегам рек ранней весной после
половодья. Это под силу родителям и сотрудникам сада, у которых есть дачные участки вблизи
водоемов. Раковины надо тщательно промыть и высушить. В средней полосе чаще всего
попадаются прудовики (удлиненные, с острым верхом), катушки, перловицы. Коллекции морских
ракушек пополняются детьми вместе с родителями после отпускных поездок. Из наземных
моллюсков наиболее известны виноградные улитки.

  1. Морские коллекции

Со временем у вас может набраться довольно большое количество предметов, привезенных с
морских побережий: высушенные морские звезды, панцири крабов, крупные красивые раковины,
кораллы и т.п.

7.  Коллекция коры деревьев (кустарников)

Кора разных деревьев отличается по толщине, трещиноватости (количество и вид трещин),
шероховатости, цвету. Желательно, чтобы в коллекциях присутствовали образцы разных пород.
При этом нужно помнить, что снимать кору можно только со старых, упавших или спиленных
деревьев (в лесу, на даче), а не с живых. Прежде всего рекомендуется иметь кору известных
деревьев: например, дуба (толстая, трещиноватая, темная), березы (у берез разного возраста кора
отличается), сосны (разная по толщине, цвету, имеет хорошо выраженный запах), — и других.
Коллекцию можно дополнить веточками деревьев и кустарников и корой с лишайниками, мхами,
небольшими наростами. Коллекция коры является прекрасным объектом для работы: дети могут
определять кору на ощупь, по запаху.

  1. Коллекции песка, глины, почвы

Как правило, ни дети, ни взрослые не представляют себе, насколько разными бывают песок,
глина, почва. Песок, например, различается по размерам зерен (крупные и мелкие зерна,
одинаковые и разные по размеру), цвету (оттенкам), примесям (например, глинистый песок).

Приложение 3.

Памятка по написанию методических рекомендаций по использованию природоведческой
коллекции и гербария.


Методические рекомендации по использованию природоведческой коллекции и гербария
Название коллекции (гербария)  «…………………..».
Данную коллекцию (гербарий) можно использовать в работе с детьми по реализации содержания
образовательных областей.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи (выбираются в соответствие с возрастом детей).
Описывается, как можно использовать в процессе НОД, образовательной деятельности в
режимных моментах, самостоятельной деятельности детей.
Материалы коллекции (гербария)  можно использовать для заданий типа (привести примеры заданий…….)
Или материалы коллекции (гербария)  можно использовать в дидактической игре «………», если игра авторская указать цель игры, игровую задачу, игровое действие, правила. Если игра известная
достаточно названия.
Или материалы коллекции (гербария) можно использовать как демонстрационный материал в ходе НОД (например, по математическому развитию  при обучении детей количественному и порядковому счѐту до 5, при сравнении предметов (по величине, длине, высоте) и.п.
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи
Материалы коллекции  (гербария) можно использовать при проведении с детьми викторин
Материалы коллекции (гербария) можно использовать для составления парного описательного рассказа об экспонатах коллекции (гербария), сравнительно-описательного рассказа.
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи
Можно добавить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе «Самый лучший гербарий»

Положение о смотре-конкурсе «Самый лучший гербарий»...

Конкурс природоведческих коллекций и гербариев "Природа родного края"

Сценарий конкурса природоведческих коллекций и гербарием "Природа родного края"...

Методические рекомендации по оформлению центров театрализации во всех возрастных группах. Положение о смотре-конкурсе «Лучший центр театрализации ДОУ»

Цель - создать оптимальные условия для развития творческих, коммуникативных и речевых способностей через театрально-игровую деятельность1.3. Задачи - способствовать повышению компетентности ...

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе педагогических проектов «Литературный калейдоскоп» и методические рекомендации к созданию проекта...

Положение о смотре-конкурсе «Тематический модуль «Все профессии нужны, все профессии важны» и методические рекомендации к созданию и разработке тематического модуля

Положение о смотре-конкурсе «Тематический модуль  «Все профессии нужны, все профессии важны» и методические рекомендации к созданию и разработке тематического модуля...

Положение о смотре-конкурсе проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь! и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе  проектов «Программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитанников» Тема: Мой ребенок. Я могу ему помочь!...