Экономическое воспитание дошкольников
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания. В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. Трудовое воспитание в системе экономического образования. Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Средства, формы и методы экономического воспитания детей. Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации: решение проблемной ситуации, чтение художественной литературы, дидактические игры, логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку, занятия (в том числе с математическим содержанием). Так как игра-это ведущий деятельности у дошкольников, то конечно дети лучше всего усваивают элементарные экономические знания в различных играх. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_doklad.docx27.91 КБ
Файл ekonomicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 12» городского округа Самара

доклад на тему

Экономическое воспитание дошкольников

Соколова Н. Н.

Самара,2016

Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблема содержания экономического воспитания дошкольников сложна и неоднозначна. На самом деле, экономическое воспитание как процесс формирования экономического мышления, развития деловых качеств, общественной активности и предприимчивости лишь отчасти применимо к дошкольникам в силу возрастных особенностей их психического развития.

А.Д. Шатова полагает, что «смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь». Программа А. Шатовой «Дошкольник и … экономика» делает попытку заложить основы экономического образа мышления, осознания того, каков «я» в мире экономических ценностей и как вести себя в нем. Уже в дошкольном детстве из привычной роли беззаботного потребителя ребенок сначала становится сознательным потребителем, а позднее – созидателем предметов потребления. В этом – залог нового мышления, нового отношения к жизни.

Итак, каковы же цели программы, или зачем дошкольнику экономика:

  • Ребенок должен понимать и ценить окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей);
  • Уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги;
  • Осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества;
  • Видеть красоту человеческого творения;
  • Признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.);
  • Вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях;
  • Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.

В экономическом воспитании дошкольников необходимо особый акцент сделать на его взаимосвязи с нравственным воспитанием. В условиях капитализации экономики представления подрастающего поколения о справедливости, честности часто смещаются в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой.

Период старшего дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первоначальных представлений о морально-правовых основах рынка, которыми, по мнению Б.Т. Лихачева, являются «простые нормы человеческой морали: честность, прочность и надежность данного слова; вежливость, уважение к сотруднику, партнеру, потребителю».

Для эффективности процесса экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста исследователями определены оптимальные педагогические условия. Остановимся на первом условии – создание экономически воспитывающей среды, направленной на формирование таких нравственно-экономических качеств личности, как бережливость, ответственность, деловитость, предприимчивость, обеспечивающие жизнедеятельность в обществе (см. таблицу 2).

Опираясь на исследование И.И. Пидкасистого, под экономически воспитывающей средой понимается совокупность окружающих ребенка явлений, событий, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в мир социально-экономических отношений.

тп

Педагог, профессионально использующий влияние данных социальных агентов, придает этому влиянию целевую направленность, переводя социальную ситуацию развития в педагогическую - тем самым создавая воспитывающую среду, направленную на формирование ведущих нравственно-экономических качеств.

Таблица 2. Нравственно-экономические качества личности ребенка старшего дошкольного возраста

Нравственно-экономические качества

Характеристика нравственно-экономического качества

1.

Бережливость

Положительное качество личности, выражающееся в сохраняющем отношении к личному, общественному, семейному или государственному имуществу, экономном расходовании материалов и средств. Бережливость есть положительное отношение к результата чужого и собственного труда, личной собственности, к вещам, к природе.

2.

Ответственность

Нравственное качество личности, отражающееся в способности человека отвечать за свои поступки. Ответственность распространяется на всю социально значимую деятельность человека, осуществляемую им в условиях возможности свободного выбора. Формируется как результат требований, которые предъявляются к личности. Воспринятые ею, они становятся внутренней основой мотивации поведения ребенка.

3

Деловитость

Черта личности, включающая четкость и организованность в работе, умение находить наиболее рациональные способы решения возникающих практических задач, настойчивость и последовательность в преодолении трудностей и достижений поставленных целей.

4.

Предприимчивость

Деловое качество личности, проявляющееся в энергичности, находчивости, изобретательности, практической сметке и деловитости в решении поставленных задач. Она проявляется в выборе рационального решения, выборе рационального способа действия (например, какие выбрать материалы для поделки), выборе своей роли в предложенной игре.

Содержание данной таблицы позволяет сделать вывод, что при развитии этих нравственно-экономических качеств у детей старшего дошкольного возраста, можно говорить об эффективности экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие значение для развития порядочных взаимоотношений. Искреннее отношение взрослых к кому или чему-либо вскоре становится и отношением детей к этим же людям и явлениям, выражаясь в соответствующих нравственно направленных чувствах. Замечается деятельное стремление оказать взаимопомощь и поддержку. Возникновение дружбы между детьми, заботливого отношения друг к другу происходит на основе начальных форм чувства долга и ответственности.

Представление о нравственности у дошкольников богаче и правильнее, чем их поведение. Личный нравственный, а тем более экономический опыт детей ограничен, поэтому задачей родителей и педагогов является создание таких воспитывающих ситуаций, которые способствовали бы обогащению нравственно-экономического опыта дошкольников, формированию нравственно-экономических привычек.

Самое главное, утверждает А.С. Белкин, помнить, что нравственные представления не закладываются взрослым в голову ребенка, а формируются в его сознании на основе определенной последовательности умело направленных поступков.

Формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности. В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать тот факт, что отношения между людьми строятся на основе моральных норм, при этом отношение дошкольников к моральным нормам отличается следующими особенностями: большим интересом к содержанию моральных правил поведения, отсутствием негативного отношения к правилам морали, бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим.

Перспективной формой работы по формированию первоначальных нравственных представлений в процессе экономического воспитания старших дошкольников является привлечение детей к рассказыванию и обсуждению ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором. При этом особое внимание детей обращается на экономически значимые качества личности.

 Трудовое воспитание в системе экономического образования

Говоря об экономическом и нравственном воспитании, нельзя не сказать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Как отмечают И.А. Сасова, А.Д. Шатова и др., чем младше дети, тем теснее взаимосвязь этих сторон воспитания. Нравственность, почерпнутая из поучений, остается теоретической нравственностью. Без повседневного участия в нравственном деле, подкрепленного социально ценным продуктом, ребенок не научится ценить труд других людей, не приобщится к пониманию того, что значит трудовое усилие, настойчивость, добросовестность, удовлетворение и удовольствие от полученных результатов. Как следствие, не удастся воспитать деятельного человека, способного жить и эффективно работать в соответствии с морально-правовыми нормами.

В дошкольном возрасте труд имеет свою специфику: дети дошкольного возраста пока не могут создавать социально значимых ценностей, являясь потребителями того, что для них производят взрослые. Выход из этого положения - продуктивная деятельность, организуемая в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.

Н.А. Короткова отмечает, что понятие «продуктивная деятельность» охватывает целый ряд конкретных видов активности - рисование, конструирование, лепку, аппликацию, традиционно представленных в детской жизни и занимающих в ней существенное место. Особенность продуктивной деятельности в том, что, вне зависимости от материалов, она представляет собой «созидательную» работу, направленную на получение предметно-оформленного результата в соответствии с поставленной целью (замыслом). При этом воспитателю необходимо перейти от обязывающе-регламентирующих к более свободным, непринужденным отношениям с детьми и одновременно подобрать интересные по содержанию материалы, которыми можно привлечь и удержать внимание детей.

Значение продуктивной деятельности для экономического воспитания дошкольников состоит в том, что в ее процессе развивается «чувство инициативы», стремление к созидательной активности, способность к целеполаганию, волевому усилию, а также принятию и реализации цели в соответствии с заданными стандартами (условиями).

В заключение можно сказать, что период дошкольного детства является сензитивным для нравственного становления личности. А так как нравственные аспекты присущи всем видам деятельности, можно утверждать, что экономическое воспитание по-настоящему эффективно только при рассмотрении нравственных сторон экономической и трудовой деятельности человека. Особенно важно это учитывать в процессе экономического воспитания детей дошкольного возраста, так как многие значимые личностные качества, ценностные ориентации и нормы поведения, не сформированные в этот период, в дальнейшем сформировать будет гораздо сложнее.

 Средства, формы и методы экономического воспитания детей

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации: решение проблемной ситуации, чтение художественной литературы, дидактические игры, логические и арифметические задачи, задачи-шутки, выполнение задания по рисунку, занятия (в том числе с математическим содержанием)

Занятия по экономике можно проводитиь в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Прежде всего, нужно создать в группе предметно-развивающую среду-то пространство, в котором ребенок живет и развивается. Например, можно сделать так: на видном месте, на полке, расположить карточки с экономическими понятиями, положить экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же поставить кукол-гнома Эконома и царицу Экономики. Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить новые сложные понятия («потребности», «ресурсы», «товар» и т.д.). На стене повесить «экономическое дерево» с необычными листочками: «услуги», «товары», «бартер» и др.

Кроме задач, можно предложить детям много интересных и познавательных заданий: ребусы, головоломки, проблемные ситуации, загадки на темы экономики. При изучении новых тем и при закреплении старых активно использовать элементы теории решения изобретательских задач: дети определяют различные потребности человека, животных, растений, используя морфологические таблицы, фантастические гипотезы, игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно».

Особенно любимы детьми «практические занятия». Например, во время экскурсии в разные магазины дети видят, что у каждого продавца есть свое рабочее место, инструменты и оборудование. Отмечают, как оформлены витрины, рассматривают ассортимент товаров с ценниками, прослеживают за процессом купли-продажи, а затем, конечно с разрешения родителей, делают свои первые покупки. Посещение рынка раскрыло его отличия от магазина, специфику купли-продажи (свободные цены, больше продавцов и покупателей, возможность поторговаться с продавцом). Обсуждая в группе, чем отличвется продажа товаров на рынке от продажи товаров в магазине, ребенок познает такие экономические явления, конкурентность, свободные цены.

Очень заинтересовывают ребят и рекламные игры. На занятии они наперебой рекламируют лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущества. Даже когда в качестве «объекта» предлагают бывшие в употреблении, имеющие не очень привлекательный вид игрушки, дети придумали рекламу о том, как по-другому можно их использовать в деле.

Так как игра-это ведущий деятельности у дошкольников, то конечно дети лучше всего усваивают элементарные экономические знания в различных играх. Вот например такие игры:

Игра «Хочу и надо».

Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».

Правила: определить, к какому понятию-«хочу» или «надо»,-относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку.

Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы; игровое поле.

Игра «Где пригодится».

Цель: уточнить использование данного продукта.

Правила: соединить линиями кушанья и растения, из которых они готовится.

Материал: слева на карте изображены растения, справа-готовые блюда.

Слева: яблоко, земляника, огурец, рис, морковь.

Справа: гречневая крупа, плов, салат, каша, варенье, повидло, сок.

Игра: «Кто что производит».

Цель: подчеркнуть, что для выполнения различных работ необходимы определенные знания и умения.

Правила: соединить стрелочкой, кто что производит.

Материал: изображения готовой продукции, людей разных професий; карандаш. Повар у плиты, Токарь у станка. Садовод в саду, художник за мольбертом, портной за швейной машиной.

Проведение игр у дошкольников способствует: формированию экономического сознания дошкольника; приближению к реальной жизни; пробуждению экономического мышления; получению знаний об основных профессиях и умению рассказывать о них; умению честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремлению доводить начатое дело до конца и строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Сделать экономику понятной помогут сюжетно-дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Одним из перспективных методов является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Например, родителями совместно с детьми можно разработать несколько информационно – практико - ориентированных проектов на тему «Магазин моей мечты». Перед родителями ставится задача – узнать у своего ребенка, каким он видит магазин его мечты: обсуждение в ходе беседы вопросов о том, что такое товар, группы товаров, витрина, продавец, касса. Что делают люди в магазине? Как надо детям вести себя в магазине? Выделение личных предпочтений.

Следующий этап работы над проектом - сбор иллюстративного и познавательного материала с использованием книг, учебных пособий, журналов. Оформление папки по проекту: аппликация вывески магазина, коллаж здания магазина, работа над рекламным текстом и внешним оформлением витрин.

На заключительном этапе проекта дети расскажут о том, каким они видят магазин своей мечты детям детского сада.

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать объективный вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Целесообразно применение игр с использованием экономических моментов не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Изд. центр «Академия»; Раритет, 1997. С. 497
  2. Белкин А.С. Основы возрастной педаго­гики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2000)
  3. Курак Е.А. «Экономическое воспитание дошкольников».-М., 2001.
  4. Лихачев Б.Т. Рыночные отношения и воспитание // Воспитание школьников. 1991, № 5. С. 56
  5. Смоленцева А.А. «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику. -М., 1998.
  6. Сасова И.А. «Экономика для младших школьников».- М., 1997.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование нравственно-трудовых представлений у дошкольников в процессе экономического воспитания муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 12» городского округа Самара Соколова Н. Н.

Слайд 2

Формирование нравственных представлений дошкольников в процессе экономического воспитания

Слайд 3

«Смысл работы по экономическому воспитанию состоит в том, чтобы привить детям правильное отношение к тому, что сделали и делают для них взрослые, уважение к труду людей, благодаря которому создан «предметный мир, облагораживающий жизнь». А.Д . Шатова Ребенок должен понимать и ценить окружающий предметный мир (вещный мир как результат труда людей); Уважать людей, умеющих хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; Осознавать на доступном ему уровне взаимосвязь понятий «труд - продукт – деньги» и то, что стоимость продукта зависит от его качества; Видеть красоту человеческого творения; Признавать авторитетными качества человека – хозяина: бережливость, расчетливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.); Вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях; Контролировать свои потребности в соответствии с возрастом.

Слайд 4

Нравственно-экономические качества личности ребенка старшего дошкольного возраста Нравственно-экономические качества Характеристика нравственно-экономического качества Бережливость Положительное качество личности, выражающееся в сохраняющем отношении к личному, общественному, семейному или государственному имуществу, экономном расходовании материалов и средств. Бережливость есть положительное отношение к результата чужого и собственного труда, личной собственности, к вещам, к природе. Ответственность Нравственное качество личности, отражающееся в способности человека отвечать за свои поступки. Ответственность распространяется на всю социально значимую деятельность человека, осуществляемую им в условиях возможности свободного выбора. Формируется как результат требований, которые предъявляются к личности. Воспринятые ею, они становятся внутренней основой мотивации поведения ребенка. Деловитость Черта личности, включающая четкость и организованность в работе, умение находить наиболее рациональные способы решения возникающих практических задач, настойчивость и последовательность в преодолении трудностей и достижений поставленных целей. Предприимчивость Деловое качество личности, проявляющееся в энергичности, находчивости, изобретательности, практической сметке и деловитости в решении поставленных задач. Она проявляется в выборе рационального решения, выборе рационального способа действия (например, какие выбрать материалы для поделки), выборе своей роли в предложенной игре.

Слайд 5

Создание экономически воспитывающей среды - предметно-пространственное окружение (создание игровой экономической зоны); - социально-поведенческое окружение (родители, педагогический коллектив ДОУ); - событийно-познавательное окружение (экскурсии, встречи с интересными людьми); - информационное окружение (кроссворды, иллюстрации, макеты вывесок магазинов, банков, сервисных центров, образцы монет, карта промышленных предприятий города).

Слайд 6

Р ассказывание и обсуждение ситуаций «воображаемой моральной дилеммы», когда человек находится перед нравственным выбором, игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно ». Ролевая игра дошкольника – своеобразная форма участия их в жизни взрослых.

Слайд 7

Игра «Хочу и надо». Цель: познакомить детей с многообразием потребностей и ограниченными возможностями. Научить определять разницу между «хочу» и «надо». Правила: определить, к какому понятию-«хочу» или «надо»,-относится изображенный на картонке предмет, и приклеить картинку. Материал: карточки, на которых изображены дом, одежда, продукты питания, вода, кошка, собака, велосипед, сладости, мороженое, автомобиль, кукла, компьютер, телевизор, цветы; игровое поле.

Слайд 8

Трудовое воспитание в системе экономического образования

Слайд 9

В играх «Кондитерская фабрика», «Ателье для маленьких красавиц», «Рекламное агентство», «Супермаркет» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения.

Слайд 10

Игра «Чудо-дерево » - взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепив их к нашему Чудо-дереву, вы сможете оживить его ! И гра «Сделай комплимент » Игра-драматизация Игра «Кто что производит » Метод проектной деятельности

Слайд 11

Экономическое воспитание приближает дошкольников к реальной жизни, помогает ориентироваться в происходящем, формирует деловые качества личности, что обеспечивает преемственность в обучении между детским садом и школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников

использование проектного метода в экономическом воспитании дошкольников...

экономическое воспитание дошкольников

непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Именноо в этот период преобретается опыт ориентировки детей в элементарных явлениях...

Выступление на педсовете на тему"Экономическое воспитание дошкольников на примере сказочных героев ."

Любая сказка (народная, авторская) «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал. У сказки множество функций:• сказка помогает реализовать ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Конспект образовательной деятельностив старшей группе.Тема: «ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»Воспитатель:  Гладкова   Любовь ИвановнаМАДОУ – ЦРР-Д/С №14Краснодарский край г....

«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, всех ее...

Проект в подготовительной группе «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Для старших дошкольников.

Помочь детям 5-7 лет войти в социально- экономическую жизнь, способствовать формированию основ грамотности у детей данного возраста....

Анализ содержания вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников: «Тропинки» и «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности"

Анализ содержания двух вариативных программ дошкольного образования, направленных на формирования предпосылок финансовой грамотности у дошкольников.Основная образовательная программа дошкольного образ...