Роль совместной деятельности в формировании социальной компетентности у старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы дошкольного воспитания - роль совместной деятельностив со сверстниками  в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muhametkulova_statya.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Роль совместной деятельности  в формировании социальной компетентности  детей старшего дошкольного возраста

Мухаметкулова Р.Н.,

городского округа Стрежевой

Томской области

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека.

        В ФГОС ДО большое внимание уделено развитию дошкольников по  усвоению норм и ценностей, принятых в обществе,  развитию общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и  сверстниками, становлению  самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитию социального  и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формированию готовности к совместной деятельности со сверстниками, формированию чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых.

        Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обоснованы и определены условия для проявления воспитанниками социальной активности, так как формирование социальной компетентности напрямую связано с инновациями в технологиях воспитания, содержании и формах развития.

Моделировать социальное поведение ребенка, давая возможность формировать и развивать социальную компетентность, приобретать опыт самореализации может развивающая среда образовательного учреждения и  взаимодействие воспитанников ДОУ со сверстниками и взрослыми, которые его окружают.

Исходя из вышесказанного, проблема формирования социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ приобретает особую теоретическую и практическую значимость.

Совместная деятельность начинает  складываться в период дошкольного детства и, прежде всего, на ступени старшего дошкольного возраста, когда во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться социальная компетентность, а общение и стремление к совместным действиям со сверстником становятся одной из важнейших потребностей ребенка старшего дошкольного возраста.

Проблема формирования социальной компетентности детей крайне важна. Дети испытывают сильную психологическую нагрузку, так как увеличивается число их контактов с окружающим миром и в разных жизненных ситуациях они должны уметь правильно вести себя.

Представим характеристику содержания совместной деятельности в ДОУ, направленной на  формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность взрослого и детей - основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

Это деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время. Предполагает: индивидуальную, подгрупповую, фронтальную формы организации работы с воспитанниками.

В нашем детском саду № 4 «Лебедушка» города Стрежевой Томской области основными направлениями совместной деятельности педагогов с детьми дошкольного возраста стали такие направления как:

  • познавательно-игровая деятельность;
  • проектная деятельность;
  • трудовая деятельность.

Процесс формирования социальной компетентности у дошкольников – сложный, комплексный, систематический процесс, который должен проводиться по плану, быть теоретически обоснован и методически обеспечен.

Важной формой организации совместной деятельности является игровая деятельность. Игры помогают сблизить детей, объединить их общей интересной для всех деятельностью. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатлениями, будет способствовать формированию навыков социальной компетентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности.

Приемы и методы игровой деятельности: коммуникативные игры:      «Доброе животное», «Паровозик», «Дракон кусает свой хвост», «Жучок», «Аплодисменты по кругу», «Пирамида любви», «Разноцветный букет», «Волшебный стул», «Солнечные зайчики», «Капитан», «Клеевой дождик», «Горячая картошка»; дидактические игры «Что такое хорошо и что такое плохо», «Мир профессий», «Что в имени твоем» и др.; ролевые игры «Кафе – кондитерская», «Гараж», «Стройка», «Скорая помощь», «Туристическое агентство», Мы - журналисты» и пр.;  игры-драматизации, теневой театр (по известным сказкам и рассказам).

Методы и приемы трудовой деятельности: рассматривание картин и репродукций, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых, целевые прогулки и экскурсии, беседы, чтение, дидактические и сюжетно-ролевые игры, дежурство, коллективный труд, трудовые поручения, мини-мастерские.

Очень важным словесным приемом в формировании социальной компетентности является создание проблемных ситуаций, групповых разговоров с элементами дискуссий: «Говоришь ли ты себе: «Я хороший, я добрый?»,  «Как можно благодарить за добро?», «Что значит быть доброжелательным?»,  «Что значит простое «Здравствуйте?»,  «Умей сказать «нет!»

Прием «занятие - беседа»: « Можно ли обидеться на маму?», «Я и моя семья», «Что я люблю и умею», «Страшно», «С кем я хочу дружить», «Спор, ссора» и др.

Прием «Чтение с последующим обсуждением»: С.Маршак. «Сказка о глупом мышонке», «Чем болен мальчик»; Г.Остер. «Вредные советы»,  К.Чуковский «Федорино горе»,  А.Барто. «Вовка- добрая душа» и др.

Темы проектов дошкольников: «Мое родословное древо», «Праздники моей семьи»,  «Наша семейная традиция», «Стрежевских улиц имена» и др.

Таким образом, целесообразно организованная социальная среда детского учреждения, совместная деятельность, объединенная дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, может полноценно обеспечить развитие индивидуальности дошкольника, подготовить его к новому социальному качеству.

Список использованной литературы

        1. Решетова Светлана Геннадьевна. Формирование социальной компетенции дошкольника на современном этапе развития дошкольных образовательных учреждений // www.gramota.net/materials/3/2014/10-2/40.html

        2. Захарова Т. Н. Механизмы и условия формирования социальной компетентности дошкольников // Ярославский педагогический вестник. 2011. № 2.

        3. Крулехт М. В. Новые формы дошкольного образования как средство социально-педагогической виктимологии. Социальная работа: проблемы и перспективы // материалы VI Межвузовской научно-практической конференции, 22 марта 2012.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Проектный метод в формировании социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста"

Одной из главных задач воспитания ребёнка-дошкольника является формирование компетентности - базисной характеристики личности, включающей в себя ряд аспектов: интеллектуальный, языковой, социальный и ...

Социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников

Объектом исследования является социально-педагогическая деятельность по формированию социальных навыков у старших дошкольников в условиях образовательной организации. Целью исследования является ...

Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста посредством организации совместной деятельности в ДОУ

Развитие социальной компетентности будет успешным, если будут обос­нованы и определены условия для проявления воспитанниками социаль­ной активности, так как формирование социальной компетентности напр...

«Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.»

laquo;Формирование социальной компетентности детей старшего дошкольного возрастав сюжетно-ролевой игре.»...

Статья " ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

Статья посвящена проблеме развития социальной компетентности старших дошкольников. Основываясь на положениях нормативных документов, автор рассматиривает развитие социальной компетентности как составл...

Формирование коммуникативной компетентности у старших дошкольников в процессе изобразительной деятельности

Отношения с другими людьми  зарождаются и наиболее интенсивно  развиваются в дошкольном возрасте....