Главные вкладки

    Конспект непосредственно-организованной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром
    учебно-методический материал (средняя группа) по теме

    Черепанова Людмила Ивановна

    Конспект непосредственно-организованной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром

    Тема «Удивительные открытия»

     Воспитатель: Черепанова Л.И.

    Цель: сформировать у детей интерес к познавательно-исследовательской через опыты, эксперименты.

    Задачи.

    • Формировать у детей навыки экспериментирования.
    • Учить детей различать и называть качества предметов (камня и вата).
    • Учить анализировать и делать вывод об эксперименте.
    • Активизировать речь детей.
    • Упражнять в умении находить твердые и мягкие предметы на ощупь.
    • Развивать фантазию, творчество, умение участвовать в совместной деятельности.
    • Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.

    Предварительная работа.

    • Наблюдение на прогулках.
    • Рассматривание картинок.
    • Беседы о правилах поведения в лабораториях.
    • Дидактические игры “Из чего сделано”, “Волшебный мешочек”.

    Материал и оборудование.

    • Подносы для материалов (камни, вата).
    • Тазы с водой.
    • Лупа.
    • Картинка с изображением горы.
    • Карточки с контурами для художественного творчества (бабочка, цветок, облако, солнышко, гриб).

    Интеграция областей: познавательно-исследовательская деятельность, речевое развитие, художественное творчество.

    Словарная работа: ученый, лаборатория, эксперимент.

    Методы и приёмы: игровая мотивация, вопросы, указания, поощрения, напоминания, исследовательские действия.

    1. Организационный момент.

    Воспитатель.

    -Здравствуйте дети. Я ученый. Мне о вас очень много рассказывали, что вы дружные, умные. И сегодня я пришел к вам в гости и хочу с вами поиграть. Тогда давайте мы с вами подружимся. Вставайте в круг и возьмитесь за руки.

    Дружно за руки возьмемся,

    И друг другу улыбнемся.

    Мы не будем унывать,

    Будем весело играть.

    - Вот мы с вами и подружились.

    - Сегодня мы будем играть в необычную игру-эксперименты. А что бы все вы смогли заниматься интересными экспериментами- нам надо стать учеными. Я скажу волшебные слова, и вы превратитесь в ученых.

    Фокус, покус, покружитесь

    И в ученых превратитесь.

    (Дети кружатся и превращаются в ученых.)

    2. Исследовательская деятельность

    - Вот мы стали учеными. Все ученые работают в лабораториях. А лаборатория- это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты. И я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, где есть все необходимое оборудование, чтобы провести эксперименты. Присаживайтесь, кому где удобно.

    - Сейчас, ребята, я вам загадаю загадку.

    В сережках у мамы огнем он горит

    В пыли на дороге ненужным лежит.

    Меняет он форму, меняет он цвет,

    А в стройке годится на тысячу лет.

    Он может быть мелкий-

    В ладони лежать.

    Тяжелый, большой-

    Одному не поднять.

    - Кто, дети, загадку мою отгадал?

    - Кто этот предмет по приметам узнал?

    (Камень.)

    А чтобы узнать все секреты камней, мы проведем с вами эксперименты.

    Эксперимент №1

    1. Возьмите по одному камешку.
    2. Посмотрите на ваши камни.

    - Какие они?

    - У кого самый маленький?

    - У кого самый большой?

    1. Потрогайте камни. Какие они на ощупь?

    - Кому достался шершавый камень?

    - А кому гладкий?

    - А знаете, где можно встретить такой камень? (У моря)

    - Как вы думаете, почему у него нет острых углов?

    (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камень становится округлым.)

    1. Как называется этот предмет? (Лупа).
    2. Для чего он нужен? (Для увеличения предметов.)
    3. Посмотрите на свои ладошки. А теперь посмотрите на них через лупу. Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ним тоже самое.

    - Что интересного вы увидели?

    - Есть ли у вас одинаковые камешки? (Нет.)

    Вывод: все камни разные (большие, маленькие, гладкие, шершавые).

    Эксперимент №2

    Загадка:

    Что нужно к ране приложить

    Чтобы кровь остановить?

    Белое, пушистое

    И стерильно чистое.

    (Вата.)

    1. Возьмите вату.
    2. Какая она? Потрогайте вату на ощупь.

    Вывод: вата мягкая, белая, воздушная.

    Эксперимент №3

    1. Возьмите в одну руку камень, в другую вату.
    2. Сожмите обе ладошки.
    3. Что произошло с камнем?
    4. Что произошло с ватой?

    Вывод: камень твердый и его нельзя сжать; вата мягкая и сжимается.

    Эксперимент№4

    1. Сожмите кулачки. Поднимите кулачки вверх и аккуратно отпустите камень. Что произошло?
    2. Опустите вату. Что произошло?

    Что вы услышали?

    Вывод: камень падает быстро и издает звук. Вата падает медленно и тихо.

    Эксперимент №5

    1. В один тазик опустите камешки.

    Что произошло с камнями?

    1. В другой тазик опустите вату.

    Что произошло с ватой?

    Вывод: камни тонут быстро, а вата медленно.

    Воспитатель:

    - Все эксперименты закончились. Ребята, мы исследовали с вами сегодня камни и вату. Давайте подведем итоги.

    - Назовите свойства камней?

    (Камни бывают разные: большие, маленькие, гладкие, шершавые. Камни твердые, быстро тонут и быстро падают.)

    - Назовите свойства ваты? (Вата белая, мягкая, воздушная, легкая, медленно тонет и медленно падает.)

    3. Физминутка

    Воспитатель(ученый):

    - А сейчас ребята, я предлагаю вам послушать сказку и немного отдохнуть.

    Сказка “Путешествие гнома” (с движениями)

    Жил был гномик. Он жил в большой горе. Однажды гномик проснулся и решил пойти погулять. Но гулять просто так гномик не хотел. Он решил посмотреть, что находится на вершине горы. И полез гномик на гору. Лез он высоко вверх, а по пути собирал камешки и бросал их вниз. Залез гномик на самую вершину и стал смотреть вокруг. Ничего не видно. А потом он посмотрел вниз и увидел там маленькие дома, маленькие деревья, и маленьких людей. Вдруг мимо горы проплыло облако. Гномик прыгнул на облако, и облако полетело по небу. В небе гномик увидел птичек. Они летали и громко чирикали. Но вдруг в небе раздался гром. Это начиналась гроза. Гномик испугался и попросил птичек отвезти его домой. Птички построились в большую стаю и полетели с гномиком к его дому. Возле горы птички отпустили гномика на землю и улетели. Гномик долго махал им вслед. Гномик устал, а дома он попил чай и лег спать.

    - Ребята, а вы знаете, что из камней можно сделать интересные рисунки. Хотите попробовать? Я приглашаю вас пройти в новую лабораторию художественную мастерскую.

    - Посмотрите, в нашей лаборатории есть разные пособия и материалы (камни и картинки).

    (Дети выбирают по желанию то, что они будут делать.)

    Воспитатель (ученый) помогает детям сделать картинки из камней.  

    - Из какого предмета вы сделали картинки? (Из камней.)

    - Ребята мне очень понравилось у вас, вы такие умные, воспитанные. Я принес вам подарок (Показывает коробочку.)

    В этой коробочке лежат волшебные разноцветные камешки. Нужно загадать желание, опустить камень в воду и тогда ваше желание обязательно исполнится.

    Воспитатель (ученый):

    - До свидания ребята, в следующий раз я приду к вам в гости, и мы еще поэкспериментируем.

    Ожидаемые результаты.

    В ходе экспериментирования дети узнают свойства камней, сравнивают их с ватой, осваивают сенсорные эталоны, простые орудийные действия – происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, дети узнают окружающий мир, развивается интеллект.

    Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

    В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, анализирует, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.

     

    Литература.

    1. О.В. Дыбина «Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников».
    2. О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду».

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспекты непосредственно организованной образовательной деятельности в средней группе в разных областях.

    Конспекты по коммуникацииКонспект по художественному творчествуКонспект в области познание ( ФЭМП)...

    Конспекты непосредственно организованной образовательной деятельности в средней группе в разных областях.

    Конспекты по коммуникацииКонспект по художественному творчествуКонспект в области познание ( ФЭМП)...

    Конспекты непосредственно организованной образовательной деятельности в средней группе в разных областях.

    Конспекты по коммуникацииКонспект по художественному творчествуКонспект в области познание ( ФЭМП)...

    Конспект обучающей образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «Земноводные и пресмыкающиеся».

    Цель: познакомить детей с земноводными и пресмыкающимися животными. Задачи:- закрепить знания ребёнка о земноводных и пресмыкающихся животных;- формировать представления о внешнем виде и особенно...

    Конспект взаимодействия педагога и воспитанников средней группы по ознакомлению с окружающим миром на тему:"Путешествие в страну - Здоровье"

    Материал открытого занятия по здоровому образу жизни для детей средней группы детского сада....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром на тему "Зима полна серебра".

    Программное содержание: обобщать представления о зиме; закреплять знания о характерных признаках зимних месяцев. Знакомить с поговорками и пословицами о зимних месяцах. Учить устанавливать связи ...