Индивидуализация образования в контексте ФГОС ДО
презентация на тему

Краева Елена Юрьевна

Раскрывается понятие индивидуализация образования, сравнивается индивидуальный подход и индивидуализация, предлагаются методы индивидуализации обучения

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 47 «Здравствуй» Старший воспитатель Краева Е.Ю. г.Саров 2016год Индивидуализация образования в контексте ФГОС ДО

Слайд 2

«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы , что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (Л.Н. Толстой) Ребенок—это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты

Слайд 3

1.3. В Стандарте учитываются : 1) индивидуальные потребности ребенка , связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; 2) возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. 1.4. Основные принципы дошкольного образования : 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования); 9) учет этнокультурной ситуации развития детей. 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 4) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями , развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 8) формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; ФГОС ДО :

Слайд 4

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества. Индивид - исходное состояние человека в развитии. Личность - это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей. Личность - результат развития индивида, воплощение человеческих качеств: самосознания, способности к аналитической и синтетической деятельности, самооценки, восприимчивости к новому; речевых способностей др. Личностью не рождаются, личностью становятся. Индивидуальность - это конкретный человек, который отличается от других людей уникальным сочетанием психических, физиологических и социальных особенностей, проявляющихся в поведении, деятельности и общении. Субъект - активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид. Объект - то, на что направлена познавательная и иная деятельность субъекта.

Слайд 5

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности. Индивидуальный подход – организация педагогом учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития .

Слайд 6

Обычное понимание: Индивидуализация – индивидуальный подход, индивидуальная работа – коррекционное воздействие в соответствии с выявленными недочетами, с имеющимися особенностями в развитии ребенка

Слайд 7

Индивидуализация – открытие и утверждение своего «Я», выявление своих склонностей и возможностей, особенностей характера, т.е. становление и осмысление индивидуальности (А.В.Петровский) Цель индивидуализации : одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы педагог признавал право ребёнка «быть самим собой».

Слайд 8

Достоинства и недостатки индивидуализации Достоинства Недостатки Позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям; следить за его продвижением от незнания к знанию Не формируется чувство коллективизма, взаимопомощи

Слайд 9

Уровни индивидуализации

Слайд 10

Групповая индивидуализация Группа детей - уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики Индивидуализация обучения и развития в группе проявляется стихийно . Свой собственный выбор ребенка: содержания партнерства материалов места и способа работы Каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом . Условия, для естественной индивидуализации: умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Слайд 11

Подгрупповая индивидуализация Подгруппа внутри одной группы детей. Примеры: несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке и даже хотели бы научиться (или уже учатся) играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. подгруппа детей, принадлежащих к какому-либо этническому меньшинству (общий стиль учения, мировоззрение и язык, который характерен только для их общей культуры). Удовлетворение потребности детей в данной подгруппе – осознание детьми полноценными и активными членами общей группы.

Слайд 12

Персональная индивидуализация Отдельные дети в группе: потенциал развития которых находится выше установленных условных норм (одаренные, талантливые, способные) потенциал развития которых находится ниже установленных условных норм (проблемы в усвоении программы, поведения) которые имеют какие - либо серьезные особенности развития (ОВЗ, инвалиды, прошедшие ПМПК).

Слайд 13

Создание условий для самостоятельного выбора вида деятельности детей дошкольного возраста Развитие социально – личностных качеств у детей дошкольного возраста в совместной деятельности, используя разнообразные формы Развитие интересов, способностей у детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи Формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

Слайд 14

Умение детей дошкольного возраста, применять самостоятельно, усвоенные знания по программе детского сада. Способность самостоятельно выбирать различные способы деятельности. Способность детей дошкольного возраста воплощать творческий замысел в различных видах деятельности.

Слайд 15

1. Определить цель деятельности 2. Спланировать 3. Реализовать намеченное 4. Умение осуществить самоконтроль 5. Умение осуществить самооценку

Слайд 16

Методы индивидуализации обучения Метод реагирования – предоставление права участвовать в планировании, обеспечение возможности выбора, реализации идей. Стимулирование и поддержка инициативы и самостоятельности детей. Модель трех вопросов: - Что знаем? Что хотим узнать? Как можем узнать?

Слайд 17

Обеспечение взрослыми гибкости в инициированной ими деятельности Возможность выбора : какое животное будет лепить каждый из них (лиса, волк и др) из какого материала (пластилин разных цветов, цветное тесто, глина, и пр.) . Задача педагога - помочь им вылепить то животное, которое они хотят: помощь словами приободрение физическая помощь (если они в ней нуждаются). Способные дети - несколько различных животных (разной сложности) Медлительные дети - большая зависимость от помощи взрослого. Все дети - широкое поле для обучения через наблюдение за работой сверстников.

Слайд 18

Тщательный отбор материалов Материал (глина, тесто, карандаши, краски, деревянный конструктор, лего ) Размер бумаги Форма Цвет фона

Слайд 19

Метод «строительных лесов» ЗБР - граница между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что он может осуществить только с посторонней помощью. Помощь ребенку перейти на новый уровень сложности ( параллельно выложить другую конструкцию или предложить ребенку подложить пару кубиков ) Помощь ребенку самому сделать следующий самостоятельный шаг.

Слайд 21

Цель: Способы общения: Тактика: «Хороший ребенок»: Убеждение: Вывод: Индивидуализация образования содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности признание права выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности сотрудничество и партнерские отношения инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий ребенок учится самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта индивидуализация распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего Индивидуальный подход организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии прямое обучение в соответстви и с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата диктат и опека следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых наиболее ценный способ развития индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).

Слайд 22

Индивидуальный подход в «Хороший ребенок» Индивидуализация образования . Индивидуальный подход в образовании инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действия

Слайд 23

Идеи для осуществления индивидуализации в РППС: Индивидуальные творческие выставки Фотогазеты (я на море, мои любимцы, моя семья, я уже умею, мои мечты) Выставки «Мои любимые книги», «Мои любимые игрушки» Выставки коллекций Наличие уголков уединения Фотографии лучших построек (из конструктора, из снега, из бумаги), сделанных руками детей Материалы индивидуальных проектов Подписи на рисунках – название работы, придуманное ребенком, его фамилия и имя. Персональные альбомы фотографий на разную тематику Рубрика «Наши достижения», «Наши успехи», «Наши таланты», «Наша жизнь» с дипломами и грамотами детей и воспитателей. Через стены успехов должны пройти все дети по разному поводу – формирование положительной Я - концепции !!!!!!

Слайд 24

«Уголок именинника» ( красочный стул именинника, персональная именинная посуды, чудесный мешочек для подарков , шкатулка сюрпризов, корона именинника и т. д.) Портфолио детей Коврики для ограничения детьми своего игрового пространства Индивидуальные игровые пространства (макеты) Большие и маленькие ширмы Знаки – «Тут играю я» Стенды «Здравствуйте, я пришел!», «Уголок именинника», «Дерево желаний», «Звезда дня», «Я умею»(с набором карточек, символов), «Я люблю», «Я научился!», «Мое настроение», «Мы друзья» Игры-самоделки Бейджики с надписью роли или ее символом : "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" Мини-музеи (Музей шляп, Музей ключей, Это все из дерева, Музей часов, Чудо-телефон) Персональные коробочки (с набором необходимых ребенку материалов для развития в интересующей его области; с набором мелочей – для игры, для экспериментирования и т.д.) Материалы для индивидуальной работы по результатам педагогической диагностики Важно: Должна быть творческая активность в формировании данных компонентов среды самого ребенка !!!

Слайд 27

Обучение планированию нужно начинать от простого к сложному.

Слайд 30

Отражение индивидуализации в документах: ООП ДОУ Положение о системе индивидуального развития детей в сответствии с ФГОС ДО Материалы педагогической диагностики Индивидуальные траектории развития (заполняются и специалистами) Отражение в них ярко выраженных интересов и склонностей детей. Рекомендации педагога-психолога Отражение ИТР в КТП Рекомендации специалистов Корректировка планов Планирование мероприятий, нацеленных на выявление и поддержку интересов и способностей детей – конкурсов чтецов, соревнований, конкурсов построек, рисунков, выставок, индивидуальных и подгрупповых проектов и т.д. Программы саморазвития педагогов Программы взаимодействия с семьями воспитанников

Слайд 31

Индивидуальный образовательный маршрут как средство индивидуализации образования . Индивидуальный образовательный маршрут – это заранее намеченный путь следования или движения, который направлен: либо на воспитание (ответственности, трудолюбия и т.д.), либо на развитие (физических способностей и т.д.), либо на обучение ребенка. индивидуальный образовательный маршрут: связан с конкретной целью (он целенаправлен) и условиями её достижения; создаётся до начала движения и обусловлен уже имеющимися у обучающегося знаниями и опытом; оформлен как индивидуальная образовательная программа. индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями обучающегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.

Слайд 32

Советуем прочесть ! Индивидуализация образования детей дошкольного возраста Авторы: Михайлова-Свирская Л.В. Издательство: Просвещение , 2015 В книге идёт речь о таком важном аспекте дошкольного образования, как индивидуализация. Автор подробно рассматривает ; факторы, обуславливающие индивидуальное развитие ребёнка, вопросы организации индивидуальной работы с детьми педагогические стратегии, позволяющие обеспечить индивидуализацию дошкольного образования, Большое внимание уделено вопросу оценки индивидуальности детей и проблеме преемственности дошкольной и начальной ступеней образования в свете индивидуализации дошкольного образования.

Слайд 34

«Срез» реального положения дел по реализации принципа индивидуализации образования в группе

Слайд 35

Литература ФГОС ДО, Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г., № 1155 Л.В.Михайлова – Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация предметно-развивающей среды в контексте ФГОС.

Индивидуализация предметно-пространственной среды в контексте ФГОС.. Мотивационные знаки - как средство осуществления индивидуализации предметно-пространственной среды в группе....

ОТЧЕТ о реализации проекта региональной инновационной площадки по теме: «Разработка и апробация модели оценки качества условий реализации образовательной программы дошкольного образования в контексте ФГОС дошкольного образования»

В публикации представлен опыт работы муниципального дошкольного образовательного учреждения "Детский сад №19" города Кириши Ленинградской области по реализации проекта региональной инновацио...

«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»

Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...

Участие в модульном семинаре «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней» Экологическое воспитание дошкольников в контексте ФГОС ДО

Презентация. Буклет. Модульный семинар «Качество дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Образовательная деятельность в ДОО Мастер – класс «Роспись камней»...

Индивидуализация образования в контексте ФГОС ДО

Индивидуализация образования - создание условий для развития ребенка не только с учетом особенностей усвоения им программы, его интересов и склонностей, но и - особенностей его характера, темперамента...

Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития ребёнка».

Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития р...