Конспект занятия "Древний мир". Подготовительная группа.
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Григорьева Галина Робертовна

Очень мало материалов по теме "Древний мир" для дошкольников. Данная тема введена в программу "От рождения до школы" для выпускной группы лишь после введения новой редакции ФГОС, в связи с чем многие воспитатели до сих пор испытывают сложности при подготовке к занятию по данной теме.

Прилагаемый материал является авторским, неоднократно аппробирован самим автором и его коллегами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл drevniy_mir_zanyatie_okonchatelnoe.docx21.08 КБ
PDF icon zhizn_pervobytnyh_lyudey.pdf974.42 КБ

Предварительный просмотр:

Программное содержание:

Образовательные:

Познакомить с новым изобразительным материалом – углем, его техническими свойствами и приемами работы с ним; учить делать зарисовки животных по памяти и представлению, расширить знания о наскальных рисунках.

Формировать у детей элементарные представления об истории человечества (Древний     мир; современное общество).                                                                                                                Познакомить детей с профессией «археолог»

Закреплять умение детей размышлять, рассуждать, преодолевать трудности при решении лабиринтов, кроссворда, отвечать полным предложением.

Развивающие:

Развивать творческое воображение, логическое мышление, внимание, память, сообразительность.

Воспитательные:

Воспитывать познавательный интерес, любознательность, интерес к истории, уважение к предкам.

Активизировать в речи детей слова: археолог, первобытный человек, пещера, наскальный рисунок.

Предварительная работа:

Беседы «Кто такой первобытный человек»

Рассматривание иллюстраций.                                                                                                   -   Посещение музея.

Материалы и оборудование:

Мультимедийное оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация «Древний человек».

Энциклопедия «Динозавры», «История Мира», картинки с изображением наскальных рисунков.

Раздаточный материал: кроссворд, лабиринт, карточки для игры «Найди пару» или «Что было до, и что существует сейчас», картон в виде камня, угли, салфетки.

                        ХОД  ЗАНЯТИЯ

Дети заходят в зал и приветствуют гостей.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришло электронное сообщение . Интересно. Что бы это означало, Давайте прочитаем сообщение.

Слайд№1  Фотография археолога и  сообщение. (Я- археолог, занимаюсь раскопками и по найденным предметам, остатками поселений, орудия труда, украшениями узнаем, как жили люди раньше. Во время раскопок я нашел камни. Выполнив задания, и вы узнаете о чем я хотел вам рассказать.

-Кто же такие археологи?

-Чем они занимаются?

-Как вы думаете, для чего они это делают?

. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто мог нарисовать на камне? (Первобытные люди)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы всё верно сказали. А хотите  увидеть своими глазами, как жили люди в древности?

Дети: да, хотим!

Воспитатель:  Мы с вами отправимся в путешествие на машине времени.

Слайд: машина времени

 Давайте зажмурим глаза сильно- сильно и скажем волшебные слова: «1, 2, 3, в другую эпоху попади» (звук взлета)

 Слайд (Древние люди)

(Дети открывают глаза). Воспитатель: Мы очутились в прошлом. Посмотрите, кто окружает нас здесь? (первобытные люди).

(Давным-давно это было. На нашей зеленой и цветущей планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда же он появился? Произошел ли от обезьяны, прилетел ли из космоса – мы не знаем, но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далекий предок                  

   Слайд (один человек, первобытный)        

Воспитатель: Что вы можете сказать о нем? Посмотрите, во что был одет древний человек?

Дети: Древний человек был одет в шкуру.

Воспитатель: Почему они одеты в шкуру?

 Дети: , Тогда не было одежды из привычной нам ткани, -ткать еще не умели, приходилось использовать шкуры животных, выделанных своими руками.

Воспитатель: А  для чего одежда ему нужна?

Дети: Для защиты от холода.

Воспитатель: Что ещё нужно было человеку, чтобы выжить?

Дети: дом, еда, вода

Воспитатель: Да ему нужны были еда, вода, жилище. Утолить жажду он мог из … (ручья, реки, озера).

Воспитатель: А где он жил?

Дети: В пещерах.

Воспитатель:   Почему вы так думаете?    

 Дети: Человек ничего не умел - не знал из чего и как строить, не было орудий труда.

Воспитатель:   Хорошо или плохо было человеку в пещере? (ответы).

Когда человек только нашел пещеру и заселился в нее, ему было очень хорошо: пещера укрывала его от ветра и дождя,  

Воспитатель: А каким был первобытный человек?  

 Дети: Сильный, смелый, ловкий и т.д.

Воспитатель: Верно, он был быстр, ловок и сообразителен. Скажите мне, пожалуйста, как и в чем помогали ему эти  качества?

Дети: Охотиться, убегать от хищников и т.п.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, человек, убегая от хищников, заблудился, давайте поможем ему добраться до пещеры.

         Лабиринт «Помоги добраться до родной пещеры»

Слайд (появляется камень№1)

Вот мы разгадали 1 камень (на камне нарисована пещера)

-. А чем же они питались?

Дети: Ягоды, яйца птиц, мясо, коренья, рыба.

Воспитатель: правильно ли вы ответили узнаем, отгадав кроссворд.

      Кроссворд (слайд)

  После выполнения кроссворда появляется камень№2 (на камене нарисована рыба)

Воспитатель: Ребята. А как же они добывали мясо?

Дети: Древние охотники делали ямы- ловушки, забрасывали их ветками, после чего гнали зверя в сторону ямы, а когда зверь проваливался в яму, добивали его камнями и стрелами, а потом разделывали тушу на мясо.

Воспитатель: Давайте – ка и мы с вами тоже поохотимся на зверя как в древности. Поиграем в игру «Мы охотились на мамонта »

(дети с воспитателем играют:  

Ровным кругом.

Друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте,

Дружно вместе

Сделаем вот так…

(Дети образуют круг, в центре находится водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст. По окончанию они останавливаются, а водящий показывает какие-либо движения, как древние люди охотились; дети повторяют их. Затем выбирается новый водящий и игра повторяется)

-  Оказывается, древние люди общались  с помощью рисунков.

-На чём же рисовали первобытные люди? (на камне, скале)  Почему рисунок называют «наскальным»? Ответы детей. Обобщение ответов: тогда еще не было бумаги, древние люди рисовали на стенах пещер. Человек жил в пещере, не умел шить одежду, ел полусырое мясо диких животных, но уже рисовал. Отсюда и название - наскальный рисунок.

(Демонстрируется слайд с наскальным рисунком)

А вы знаете, что первоначально это были не рисунки, а сообщения, планы охоты.

Какие удивительные эти наскальные рисунки!

Слайд с изображением наскальных рисунков.

А вот другой не менее, прекрасный рисунок. Скажите, какое здесь изображено животное? Варианты ответов детей.

Дети, это бизон. Большое, сильное животное. Посмотрите, с какой точностью художник передает пластику форм и грациозность движения.

Так кто же учил первобытного человека рисовать? (Ответы)

Да, человек в древние времена сам учился. Смотрел вокруг, запоминал и рисовал по памяти. Для первого художника учителем была природа.

Дети, а вы бы хотели оставить послание в будущее?

-А о каких изобретениях мы бы могли рассказать людям в будущем?

-А на чём бы могли нарисовать наше послание?

. Я приготовила для вас сюрприз: дощечки, на которых можно нарисовать углем, как и делали наши предки (дети рисуют свои письма углем)

 Давайте попробуем прочитать письмо  Саши.
– Правильно мы поняли? (заслушиваем рассказ 3-4 детей)

Слайд, получили камень №3 (на камне нарисован человек рисующий на скале)

Вот так жили наши предки. Им предстоял долгий путь развития, прежде чем стать современными людьми. Человечество не стояло на месте, постоянно развивалось. Составьте пары. Что было до, и что существует сейчас. Например: Раньше были пещеры, а теперь мы живем в домах.

  • Дом - пещера
  • Иголка – кость
  • Лопата – палка-копалка
  • Нож – скребок
  • Ружье – лук, стрелы
  • Удочка – гарпун
  • Спички – камни
  • Одежда – шкуры
  • Лодка – бревно
  • Плита газовая – костер
  • Молоток – дубинка
  • Топор – рубило 
  • Бумага-скала
  • Веревка-лыко
  • Бусы-древние бусы
  • Краски-уголь

Слайд (проверяем на слайдах правильно ли нашли пары).    Появился камень в виде сердечка с изображением часов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на форму камня, он похож на сердце. Вот что хотел сказать нам археолог, что надо знать прошлое и ценить. А часы показывают, что нам пора возвращаться в группу.

Для этого мы встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и скажем волшебные слова: «Раз, два, три – в нашу эпоху попади!».

Вот мы и вернулись в наш мир, в нашу группу

. попутно задавая вопросы для закрепления. О чем хотел рассказать нам археолог?

- Как назывались люди, у которых мы побывали?

- Во что они одевались?

- Что ели?

- На кого и с помощью чего охотились?

- Где жили?

Дети отвечают на каждый вопрос.

Сможем ли мы с вами , если оказаться в Древнем мире выжить?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект ООД в подготовительной группе. Образовательная область – познавательное развитие. Занятие-прогулка в подготовительной группе «Экскурсия в осенний лес»

Конспект требует хорошей подготовки. Но я считаю что нужно вносить какое-то разнообразие в занятия с дошкольниками. Результат будет положительным....

Конспект занятия в подготовительной группе «Зимующие птицы» для детей подготовительной группы

Программное содержание: закрепить знания детей об известных им зимующих птицах, изучить их особенности и особенности поведения в зимнее время, развивать у детей наблюдательность, воспитыват...

Конспект занятия в подготовительной группе по окружающему миру и развитию речи (подготовительная группа)

МБДОУ ВМР «Васильевский детский сад общеразвивающего вида»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи с детьми подготовительной группы.Воспитатель: Смирнова М. Б., март 2...

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы.

Конспект занятия в подготовительной группе: Развитие эмоционального интеллекта «Театр эмоций» для детей подготовительной группы. Подготовила Педагог-психолог:Винничук Ирина Мирославовна Цель занят...