Главные вкладки

    «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ»
    план-конспект занятия (старшая группа) на тему

    Елена Анатольевна Балахонова

    Тема: Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ekologiya_2018.docx33.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ»

    Балахонова Елена Анатольевна, воспитатель МАДОУ д\с «Зёрнышко»

    г. Балашов

    Возраст: старшая группа.

    Тема: Экскурсия – путешествие по экологической тропе в ДОУ весной.

    Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

    Цель: расширять представления об объектах экологической тропы и о сезонных изменениях в природе, формировать эстетическое отношение к окружающей действительности, систематизировать знания о пользе растений для человека и животных.

    Задачи:

    развивающие:

    -развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности;

    -развивать творческую активность, образное мышление и интерес к опытно-экспериментальной деятельности; желание изучать окружающий мир;

    -развивать наблюдательность, учить размышлять детей над тем, что они увидели;

    -развивать связную речь;

    образовательные:

    -обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках весны, о жизни перелетных птиц весной;

    воспитательные:

     -воспитывать умение слышать друг друга, работать в коллективе;

    - воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь;

    -формировать желание выступать в роли экскурсовода на путях маршрута экологической тропы.

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная

    Формы реализации детских видов деятельности: экспериментирование, решение  проблемной ситуации, физкультурная минутка

    Формы организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная

               

    Материалы: перчаточная кукла, конверт с маршрутной картой и  письмом от «хозяина тропы», плоды каштана и дуба, картинки с иллюстрациями птиц (для проведения дидактической игры), приборы из уголка для наблюдения за погодой, сюрпризный мешочек.

    Примерное содержание

    непрерывной образовательной деятельности

    Деятельность воспитателя

    Деятельность детей

    I. Вводная часть

    Создание благоприятного психологического климата

    Игра «Весёлые человечки»

    Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие. Для того что бы нам было весело и интересно, давайте поиграем.

    Цель: развитие произвольных движений и самоконтроля.

    Человечки в доме жили,

    Меж собой они дружили.

    Звали их совсем чудно –

    Хи-хи, Ха-ха, Хо-хо.

    (Хлопают в ладоши.)

    Удивлялись человечки:

    - Хо-хо-хо-хо-хо-хо-хо!

    (Пожимают плечами.)

    Им собака шла навстречу

    И дышала глубоко.

    Засмеялись человечки:

    - Хи-хи-хи-хи-хи-хи-хи.

    (Исполняют «пружинку».)

    Ты похожа на овечку. Прочитать тебе     стихи?

    Разобиделась собака и ушами затрясла.

    Потряхивают головой.

    Человечки же хохочут:

    - Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

    (Потопывают ногами).

    Выполняют движения согласно текста.

    Постановка проблемы

    Ребята, сегодня мы с вами пройдём по экологической тропе нашего детского сада.  Это будет увлекательное путешествие. Что такое  - экологическая тропа?

    Ребята, вы знакомы со Стариком – Годовиком?

    (держит в руках перчаточную куклу совы):   Посмотрите, к нам в гости прилетела помощница хозяина экологической тропы  - сова. Хотя совы летают только по ночам – эта сова волшебная, она может лететь и днем. Она принесла нам конверт. Что же в нем? Давайте посмотрим.

     «Дорогие ребята! Вот и прошла холодная зима. Я очень рад видеть вас на экологической тропе! Жду Вас к себе в гости, но попасть ко мне вы сможете, только выполнив мои задания. Ищите подсказки. Идите по маршруту, который я указал на карте. Я приготовил для вас много интересного и познавательного.  Жду вас в конце Вашего путешествия. Вас ждёт сюрприз!

    Хозяин тропы - Старик - Годовик».

    Ответы детей.

    Ответ: «Да! Он хозяин экологической тропы нашего детского сада».

    Ответы детей.

    Открывают конверт, вынимают маршрутную карту и читают письмо.

    II. Основная часть

    Ребята, давайте возьмем Сову с собой в путешествие? А сейчас найдем на карте то место, где мы сейчас находимся и  разберёмся, куда нам нужно идти, чтобы найти первый конверт с  заданием от Старика – Годовика.

    Дети рассматривают карту и отправляются в путешествие по экологической тропе

    Тропа здоровья

    (Сова – воспитатель ): А что это у вас?

    Ответ детей: «Это тропа здоровья!»

    Что бы пройти по  тропе,  и выполнить все задания Старика - Годовика, нам нужно много сил. Для этого нужно сделать разминку. Я буду читать вам стихотворение, а вы будете выполнять движения.

     Разминка «По дорожке, по дорожке».

     По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

     По тропинке побежим (бег на месте)

     На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки (прыжки на месте на двух ногах)

     Стоп. Немного отдохнём.

     По тропе пешком пойдём.

    А сейчас нам пора отправляться в путь, ведь хозяин тропы ждет нас. Ребята, а вы умеете летать, как совы? Давайте попробуем и полетим искать первый конверт с заданием.

    Дети рассматривают предметы

    Выполняют движения на тропе здоровья.

    Дети сверяются с картой.

    Дети «подлетают» к первому объекту. Находят конверт с заданием от хозяина тропы и выполняют его.

    Лесопарк  (лес)

    Задание: Ребята, назовите деревья, которые растут на территории вашего детского сада.

    Отгадайте, с какого дерева плод. Воспитатель показывает  плоды: дуба, каштана.

    Расскажите, чем полезны деревья.

    Проводится подвижная дидактическая игра: «Раз, два, три – к дереву беги!»
    Цель игры: закрепить знание видов деревьев, развивать внимание, быстроту реакции.

    Ребята, потрогайте стволы деревьев наощупь? Какая у них кора?

    Ребята, кто может наощупь найти спил липы? Попробуйте!

    Ребята, мы выполнили задание хозяина тропы?

    Сова, посмотри, какие ребята молодцы! Полетели за новым заданием?!

    Дети перечисляют.

    Дети угадывают, с какого дерева плод.

    Деревья очищают воздух, убивая своим волшебным запахом микробов, несущих нам болезни. Поэтому в любое время года в лесу хорошо дышится – легко и здорово. Этот воздух целебный.

    Подходят к спилам деревьев.

    Дети определяют.

    Отвечают на вопрос.

    Продолжают путешествие, сверяясь с картой.

    Лесная школа

    (Сова - воспитатель): А что тут у вас такое?

    Задание: Ребята, назовите птиц, которые живут на территории вашего детского сада.

    Проводится игра:  «Какая птица улетела?»

    Игра: «Какая птица улетела?»

    Цель игры: закрепить названия птиц.

    (Сова - воспитатель): А чем сейчас заняты птицы? Зачем птицы возвращаются к нам?

    (Сова - воспитатель): Так вот почему нельзя шуметь около гнезд! Нельзя пугать и тревожить птиц! Теперь мне все понятно. А какая птица вьет свое гнездо не на дереве, а на окне или под подоконником? Ребята, не все птицы сами себе строят дом. Например, скворцы. Люди начали делать специальные домики для скворцов, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих садам и огородам. Чтобы привадить полезную птицу к своим садам и огородам люди  стали делать простенькие домики из дерева. На передней стенке скворечника есть круглое отверстие, имитирующее вход в дупло, а под этим входом обычно делают небольшой шесток, похожий на сучок дерева. А теперь давайте поиграем в какую – ни будь игру.

    (Сова – воспитатель): Ребята, мы выполнили задание Старика – Годовика, назвали птиц которые живут на территории нашего детского сада. Молодцы! Продолжаем экскурсию.  «Летим» дальше.

    Ответ детей: «Это – лесная школа. А вот и конверт».

    Дети перечисляют. Проходят в беседку 

    Дети внимательно смотрят на картинки с изображениями птиц, которые демонстрирует воспитатель, запоминают их. Затем закрывают глаза, воспитатель убирает картинку, дети отгадывают, какой птицы не стало.

    Ответ детей: «Птицы вьют гнезда, что бы продолжить свой род».

    Ответ детей: ласточка.

    Сверяются с картой.

    Метеоплощадка (термометр, солнечные часы, флюгер, ловец ветра, дождемер).

    Задание: Ребята, расскажите какая сегодня погода. Как определить – откуда дует ветер? Сильный ветер или слабый? Как определить,  сколько осадков выпало?

    (Сова - воспитатель):

    • Какая сегодня погода?
    • Как догадались
    • Почему?

    (Сова - воспитатель): Ребята, а вы заполняете календарь природы? Расскажите мне, какие обозначения вы будете использовать для сегодняшнего дня?

    Какой прибор – помощник поможет нам точно определить температуру воздуха?

    Посмотрите, сколько градусов показывает термометр на солнце?

    Где температура воздуха выше в тени или на солнце?

    Почему?

    Что может повлиять на погоду в течение дня?

    Есть ли сегодня ветер?

          Как это определить?

    (Сова - воспитатель): Что это такое?

    (Сова - воспитатель): Ах, какой кружочек! Что это!?

    А вы знаете, для чего эти камни  с нарисованными на них буквами? Это обозначение четырех сторон света (север, юг, запад, восток). Юг – это там, где солнце поднимается над горизонтом  на самую большую высоту.  Мы это заметили, и когда это произошло, стрелка на солнечных часах отбросила тень, мы поставили на то место камень с буквой «Ю», что означает - юг, а точка прямо противоположная югу получила название север. А если встать лицом к северу, то справа будет восток, а слева – запад. Ребята, делу время – потехе час. И это задание хозяина тропы мы выполнили.

    «Полетели» дальше. Помните, что хозяин тропы ждёт нас.

    (Воспитатель (сова) продолжает таинственным голосом).

    Ребята, мы сейчас с вами посетим птичий городок. В этом городке нужно вести себя тихо, передвигаться бесшумно, потому что птицы, живущие в городке свили гнезда, отложили яички и сели высиживать их. Совсем скоро из яичек вылупятся маленькие птенцы, поэтому птиц тревожить нельзя. Мы «полетим» бесшумно и будем говорить тихо. Хорошо?

    Дети находят конверт с заданием.

    (Ясная – пасмурная, теплая – холодная, сухая – дождливая, ветреная – безветренная).

    Дети отвечают утвердительно. Рассказывают об обозначениях.

    Термометр. 

    (Нужно сначала найти - 0ºС). Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз — градусы холода.

    Ответ: «Ветер».

    Ответ: «Посмотрим на ветряной рукав, флюгер».

    Это – дождемер. Когда идет дождь, то дождевая вода скапливается в нем, и мы можем видеть, сколько осадков выпало в интересующий нас период.

    Это – солнечные часы. Солнечные часы состоят из указателя, отбрасывающего тень и играющего роль стрелки, а так же циферблата с нанесенными на него делениями, обозначающими часы суток. Перемещение стрелки-тени, отражающей суточное вращение Земли, позволяет определять время.

    Сверяются с картой.

    Дети выходят на асфальтированную дорожку, раскрывают карту, уточняют маршрут.

    Дети находят в птичьем городке конверт с заданием.

    Птичий городок. Уголок нетронутой природы.

    Задание: Ребята, как называются домики для птиц?  Кто еще может жить в этих домиках? Зачем домики так высоко расположены на деревьях?

    (Сова):

    - Посмотрите, что это за домики на дереве?

     -Как называются эти домики?

    -Правильно, это скворечники.

    - А кто живёт в этом домике?

    -А кто еще может поселиться в этих домиках?

    (Сова - воспитатель): Как вы думаете, почему скворечник так высоко расположен на дереве?

    (Сова - воспитатель): Не будем мешать птицам и пойдём дальше, тем более, что и это задание Старика – Годовика мы выполнили.

    (Сова - воспитатель): Вот мы и пришли в гости к Старику – Годовику. Давайте с ним поздороваемся.

    .

    Ответы детей:

    Скворечники.

    В домике живут скворцы. Эти  скворечники сделали дети нашего детского сада вместе со своими родителями.

    Синички и воробьи.

    Скворечник располагают на дереве, чтобы никто не мог напугать птиц, ни кошка, ни собака. Скворечники и гнёзда птиц нужно особенно оберегать, так как там выводятся из яиц маленькие птенчики.

    Дети  делают несколько шагов и оказываются перед домом (шалаш) Старика – Годовика.

    Дети здороваются с хозяином тропы.

    III. Заключительная часть

     (Сова - воспитатель) подходит к Старику – Годовику «разговаривает» с ним.

    Ребята, Старик – Годовик, говорит мне, что давно наблюдает за вами. Он знает, что вы любите природу, бережете её, и он хотел бы задать вам несколько вопросов. Тех, кто будет отвечать правильно, он будет награждать дарами вот из этого волшебного лукошка.

    В лукошке лежат желуди, каштаны, шишки, семена гороха ит.д.

    Вопросы от Старика – Годовика:

    • Как называются плоды дуба? (Желуди).
    • Для чего используют цветы липы? (Для заваривания чая от простуды).
    • Зачем люди стали делать специальные домики для скворцов? (Люди начали делать специальные домики для скворцов, когда подметили, что скворец активно уничтожает насекомых, вредящих садам и огородам).
    • Как называется прибор для измерения температуры воздуха на улице? (Термометр).
    • Как называется прибор для измерения направления и скорости ветра? (Флюгер).

    (Сова - воспитатель) (продолжает): Ребята, хозяин тропы говорит Вам, что вы ему очень понравились,  он ещё многое может  рассказать вам о природе. На прощание хозяин тропы дарит вам «Лесную  книгу»,  в которой размещены ваши фотографии во время экологических прогулок и мешочек с угощениями. Приходите ещё! И обязательно нарисуйте картинку о том, что вам особенно запомнилось.  Я остаюсь с хозяином тропы в его доме. Мы говорим вам: «До свидания! Приходите к нам ещё!».

    Рефлексия:

    Воспитатель:

    -Каким было наше путешествие? (увлекательным, интересным, трудным, познавательным, веселым, волшебным, поучительным)

    -Скажите, ребята, кто приходил к нам в гости? (Сова)

    - К кому пришли в гости мы в конце нашего путешествия? (к хозяину экологической тропы)

    -Для себя вы что – то новое узнали? (Ответы детей)

    -Понравилось ли вам путешествие?  (Ответы детей)

    -Что же мы  делали? (Ответы детей)

    Итог:

    Воспитатель:

    -Молодцы, мне понравилось наша экскурсия и то,  как вы  сегодня отвечали на вопросы.

    - Ребята, а как вы думаете, почему мы сумели ответить на все вопросы? (потому что мы смелые, дружные, умные, любознательные, трудолюбивые).  

    -Сегодня в группе мы нарисуем картины о том, что вам особенно запомнилось во время нашего путешествия.

    Дети отвечают на вопросы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    педагогическое мероприятие с детьми раннего возраста "Кошка в гостях у ребят"

    игровое занятие по приобщению детей к чтению художественной литературы с использованием народных потешек и авторских литературных произведений...

    Педагогическое мероприятие с детьми

    конспект занятия по теме " театр"....

    итоговое педагогическое мероприятие с детьми по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группы "Цирк!Цирк! Цирк!"

    итоговая непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы...

    "Педагогическая находка" педагогическое мероприятие с детьми «Безопасность дорожного движения»

    Цель: Расширять представления детей о правилах дорожного движения Задачи:Расширять представления детей о дорожных знаках («Пешеходный переход, «Автобусная остановка», «Ост...

    Педагогическая находка - Конспект педагогического мероприятия с детьми в старшей группе 5-6 лет "Путешествие в страну сказок", 2020 год

    Педагогическое мероприятие по познавательному развитию (формирование элементарных математических представлений)...