Опыт организации взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с КИ.
презентация к уроку (подготовительная группа) на тему

Рикун Елена Юрьевна

опыт организации взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с КИ. ( кохлеарный имплант)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт организации взаимодействия с семьями, воспитывающими   детей с КИ.

Если спросить у любящего родителя «что он желает для своего ребенка?», то вероятнее, каждый пожелает крепкого здоровья, качественного образования, верных друзей, успешной карьеры, состояться в семье и быть просто счастливым. И появление в семье ребенка, с какими- либо отклонениями в развитии, всегда связанно с переживаниями родителей и близких родственников. Согласно исследованиям, были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях детей с ОВЗ:

1.Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребенка), избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребенка с КИ ограничивается семейным кругом, и это отрицательно сказывается на социализации ребенка.

2.Гиперопека: часто является единственным способом самореализации для родителей ребенка с КИ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.

3. Родители испытывают чувство ущербности, смотрят на проблему, как на свой «крест».

4.Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребенка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда специальные) условия для ребенка дома. (не позволяет родителям  создать  специальные условия для ребенка дома)

Учитывая проблемы, в семьях, где воспитываются дети с КИ, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей, направленную на повышение педагогической компетенции родителей и помощь в адаптации  детей с кохлеарным имплантом в социуме.

      После подключения речевого процессора  и его первичной настройки, начинается самый важный запускающий этап, реабилитация ребенка, в котором активная роль  принадлежит семье  имплантированного ребенка. Поэтому помощь такой семье заключается в активном воздействии на близких ребенку взрослых с целью изменить позиции в отношении к нему, вооружение родителей адекватными способами коммуникации.  Для этого мы используем различные формы  включения родителей в систему коррекционно – развивающей работы с ребенком с КИ.

С этой целью:

- Реализуя право родителей на получение методической, психологической, педагогической, диагностической и консультативной помощи в соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» мы проводим родительские тематические  проблемные собрания, цель которых – ознакомление родителей с АООП, методикой обучения, требованиями педагога.  Такие  собрания позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики коррекционно – развивающей деятельности педагога и проблем ребенка.

- изучение семьи мы  осуществляем через индивидуальные беседы, анкеты – это дает нам возможность знакомиться с условиями жизни ребенка в домашних условиях.

- организуются открытые занятия  специалистов и воспитателей, где родителям наглядно демонстрируются методы и приемы обучения ребенка с КИ, способы взаимодействия взрослого и ребенка.

- использование памяток, практических заданий, игр во время собраний позволяет активизировать родителей и не оставаться равнодушными.

- выполнение домашних заданий со своим ребенком, направленных на коррекцию слухового восприятия, речевого и познавательного развития.

Проанализировав особенности семей наших воспитанников и семейного воспитания, мы выбрали тактику общения с каждым родителем.

         На индивидуальных консультациях мы с родителями обмениваемся информацией, дающей реальное представление о ребенке, его проблемах. Родители рассказывают об особенностях здоровья ребенка, его увлечениях, интересах, поведенческих реакциях и особенностях характера. Мы совместно со специалистами представляем семье информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях и ресурсах, о вопросах воспитания и обучения.

Организация творческих мастерских позволяет укреплять взаимодействие детей и родителей в творческой деятельности. Для реализации творческого потенциала в уголке «Наши работы» еженедельно выставляются работы наших воспитанников с целью показать динамику развития  художественных умений, отметить затруднения. Любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы ребенка, трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как это делают другие, т.е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В приемной комнате вы могли видеть  ширму «Материал для организации коррекционно – развивающей деятельности, для ребенка с КИ» где размещается  информация наших специалистов.

Начав заниматься со своим ребенком с участием специалистов и воспитателей, родители учатся понимать, чувствовать его сильные и слабые стороны в обучении и воспитании. Поэтому все наши педагогические действия направлены на то, чтобы родители отказались от иждивенческой позиции и прониклись мыслью о том, что только они, а не кто-то другой, в ответе за будущее ребенка.

Эффективность нашего взаимодействия с семьями воспитанников прослеживается в следующем:

-происходят изменения внутренней позиции родителей, осознание необходимости участия в коррекционном процессе;

-родители стали адекватно оценивать состояние своего ребенка, начали проявлять готовность к полноценному сотрудничеству, стали продуктивно использовать психолого-педагогические рекомендации,  более ответственно подходить к выполнению домашних заданий со своим ребенком.

Для того чтобы детям с КИ легче адаптироваться в социуме,  мы рекомендуем  родителям других детей  придерживаться следующих правил:

  1. Когда вы разговариваете с  ребенком с КИ, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему, который присутствует при разговоре. При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребенка. Развивайте  у ребенка умение смотреть на лицо ( в глаза) взрослого ( контакт «глаза в глаза»).
  2. Моделируйте жесты, действия, мимику, звуки, слова, которым вы хотите научить ребенка. Ребенку с КИ еще трудно объяснить, что мы от него хотим, даже если он старается это понять. Взрослый  должен сыграть роль ребенка, т.е. сделать за ребенка то, чему хочет  его научить. Ребенок посмотрит и поймет. Ребенок с КИ  учится  разным вещам, подражая действиям или жестам взрослого.
  3. При общении с  ребенком с КИ говорите короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе ( не отдельными  словами, а немного нараспев) выделяя ключевые слова интонацией и повторяя  их. Именно так говорят  с нормально слышащим ребенком, облегчая ему восприятие речи, выделение и запоминание слов. Такая манера речи является адекватной не только для нормально слышащих детей, и наиболее легко воспринимается  детьми с нарушенным  слухом.
  4. Сопровождайте речь выразительной мимикой и естественными жестами, чтобы усилить эмоциональное воздействие  на малыша и помочь ему понять  просьбу взрослого, как мы это делаем с нормально слышащими.

5.   Когда вас знакомят с ребенком с КИ, вполне естественно пожать ему руку.

6.   Будьте спокойны и доброжелательны в общении. Если сомневаетесь, рассчитывайте на свой здравый смысл и способность к сочувствию.

7.   Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно.  Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Никогда не притворяйтесь, что вы поняли, если на самом деле это не так.

8.   Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или похлопайте по плечу.  Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам.

9.  Не смущайтесь, если случайно сказали: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может  слышать.

Мы  считаем, что проблемы речевого развития  детей с КИ могут быть сглажены или полностью преодолены в зависимости от времени имплантации, уровня слухоречевого развития на момент проведения операции и если коррекционный процесс не ограничится рамками занятий в дошкольной образовательной организации, а продолжится для ребенка в домашних условиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки

В статье рассматриваются вопросы организации психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, в условиях Лекотеки...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЯМИ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье рассматривается взаимодействие различных социальных институтов: дошкольного учреждения и семьи, необходимость их тесного сотрудничества в современных условиях.  Представлены формы взаимо...

Статья «Особенности взаимодействия педагога с семьей воспитывающих детей с речевыми нарушениями»

Речь - это система условно принятых символов, помогающих передавать слова, в виде сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение. Речевая деятельность человека является важной частью формир...

Методические рекомендации по организации работы с семьями, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра.

Ребенок с аутизмом, как и всякий другой ребенок, индивидуальность, поэтому, используя общие рекомендации, нужно также учитывать специфические реакции ребенка, и на их основе, строить обучение. Описаны...

«Организация взаимодействия ДОУ с семьями, воспитывающих детей с нарушениями речи»

Большую роль в появлении нарушений речевого развития и невротических речевых расстройств у детей играют такие факторы, как пассивность родителей, их психолого-педагогическая некомпетент...