Анализ педагогической деятельности
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Щукина Галина Викторовна

Анализ педагогической деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Свою педагогическую деятельность в качестве воспитателя начала в 2008 году. Работу веду в соответствии  с федеральными государственными образовательными стандартами к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, на основе примерной  общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, а также использую парциальные программы:

-  «Конструирование и ручной труд в детском саду» (Л.В. Куцакова)

- «Юный эколог» (С.Н. Николаева)

- «Математические ступеньки» (Е.В.  Колесникова )  и современные образовательные технологии.

Самостоятельно изучаю современную методическую литературу, используя ресурсы интернета и применяя все это в своей работе.

За последние 3 года прошла курсы повышения квалификации:

По теме: «Формирование элементарных математических представлений и конструирование» (72 часа) с 17 марта 2014г.  по  28 марта 2014г.  в  НИПКиПРО.

Участвовала  во всероссийском заочном  конкурсе  «Призвание - Воспитатель » по экологическому воспитанию дошкольников.

Свою профессию я выбрала неслучайно.  Я мечтала работать с детьми. Проработала 5 лет  в школе и преподавала биологию, химию и географию. И вот уже десять лет я работаю воспитателем, с детьми дошкольного возраста и очень горжусь своей профессией.

Я с удовольствием иду на работу к своим воспитанникам.  И я  чувствую, что им со мной интересно. Всегда радуюсь успехам моих воспитанников. Искренне радуюсь, когда у ребёнка  что-то получается.

Воспитательно - образовательный процесс осуществляю в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Ведущие цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

В своей работе я выбрала экологическое направление. Экологическое воспитание- это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребенка огромно: она встречает его морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться к тому месту, где родился и живешь, и, конечном счете, любовь к Отечеству. Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего, и к людям, которые живут рядом.  Дети наши должны быть милосердными.

Детская любознательность, отзывчивость и восприимчивость к явлениям и объектам природы и должны стать для взрослого, той отправной точкой, с которой будет осуществляться всё дальнейшее воспитание и образование ребенка.

Важным положением ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые определяются документом как «возможные достижения ребенка» - не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы... склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире... Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания». Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания.

Чтобы правильно относиться к природе, осознанно с ней взаимодействовать, не нарушать природного баланса, люди должны знать эти нехитрые законы. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

Цель моей педагогической деятельности – воспитание и развитие социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним; формирование системы ценностей соответствующей задачам экологического образования; гармоничное развитие личности каждого ребёнка с учётом его возраста.

Основные задачи экологического образования дошкольников:

  1. Формировать целостное представление о природном и социальном окружении как среды жизни человека.
  2. Формировать экологическое сознание и мышление, нравственно- этического восприятия природы.
  3. Совершенствовать воспитательно-образовательную работу через интеграцию всех видов деятельности.
  4. Воспитывать  у детей ответственное отношение к окружающей среде и формировать основы здорового образа жизни.
  5. Пропагандировать экологические знания, приобщать родителей к вопросам экологического воспитания детей в семье.

Формируя основу экологической культуры в условиях ДОУ, необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы.

Образовательные области:

  1. Художественно-эстетическое развитие
  2. Речевое развитие
  3. Физическое развитие
  4. Познавательное развитие
  5. Социально-коммуникативное развитие.

Исходя из образовательных потребностей детей группы, а также имеющихся в ДОУ условий, в своей практической деятельности использую следующие современные образовательные технологии, которые эффективно использую в совместной деятельности с детьми, а также с семьями воспитанников:

- здоровье - сберегающие технологии;

- личностно-ориентированные технологии;

- игровые технологии;

- информационно-коммуникативные технологии;

- технологии предметно-развивающей среды;

- технология «метод проектов»;

- технология исследовательской деятельности;

Задача сохранения и укрепления здоровья как физического, так и психологического, приобщение детей к здоровому образу жизни в нашей работе является одной из приоритетных. И здесь я использую  здоровье - сберегающие технологии.

Каждое  утро в детском саду начинается с зарядки, которая проводится в спортивном зале, а в тёплый период зарядка проводится на свежем воздухе, что даёт бодрый заряд на весь день. В течение дня соблюдаются режимные моменты, физкультурные минутки, гимнастика для пальцев рук, для глаз, дыхательная гимнастика, релаксация, прогулки, гимнастика после сна, подвижные игры.

Для массажа ступней использую массажные коврики изготовленные из крышек от пластиковых бутылок, из больших пуговиц, а также из напольных пазл с выпуклой повехностью.

Для развития мелкой моторики рук применяю в своей работе массажные мячики Су –Джок. Для игры с массажером  используем стихи. Например :

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

Всё это способствует закаливанию детского организма и снижению заболеваемости.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни, мною были разработаны ряд мероприятий: спортивные праздники с родителями и детьми, консультации, наглядная агитация, анкетирование, встреча с мед. персоналом. С детьми принимали активное участие  в проведении программы по здоровье – сбережению от компании Бифилин.  Дети участвуют в соревнованиях «Весёлые старты», «Мама, папа, я - спортивная семья».

Разработала с детьми проекты на темы: «Мое тело», «Вредные и полезные микробы», «Бифилин».

В работе с детьми наиболее эффективным являются личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный познавательный процесс. Я стараюсь быть партнёром детей во всех видах деятельности. Способ общения - это понимание, признание и принятие личности ребёнка. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу. Предлагаю детям оценивать друг друга, использую самоконтроль. Стараюсь поддерживать детей с заниженной самооценкой, провожу с ними индивидуальную работу вне занятий.

Предоставляю возможность детям выбирать занятие по интересам (в свободной деятельности, во время прогулок), откликаюсь по возможности на любую просьбу ребёнка в совместной деятельности. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса.

Также использую игровые технологии. Основной вид деятельности дошкольника - игра. В процессе игры ребёнок познаёт мир, накапливает личный опыт. Игра-это образ жизни ребёнка. Проведение занятий в игровой форме позволяет мне вовлечь каждого ребёнка в образовательный процесс. Для социального развития ребёнка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности использую все виды игр: сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, режиссёрские, строительные, игры-драматизации, словесные и т.д., которые  включаю в ежедневный план работы. Во время игры у детей более успешно идёт развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

Дидактические игры: «Подбери пару», «Что изменилось», «Чудесный мешочек», «Поможем козе с козлятами», «Найди маму», «Назови животное», «Весёлая ферма», «Помоги Незнайке», «Найди что покажу (назову)», лото «Животные».

Словесные игры: «Кто как кричит?», «Узнай по описанию», «Так бывает или нет», «угадай по голосу».

Дидактические игры: «Назови самое высокое (низкое) животное», «Кто больше?», «Кто какого цвета?», «Подбери по цвету», «Трафареты», «На что похоже», «Кого сколько?», «Больше – меньше».

Игры на развитие речевого дыхания

  1. Игра «Бабочка» (формирование направленной струи воздуха; обогащение знаний о бабочках; закрепление в речи глаголов «летает», «перелетает», «садится»).
  2. Игра «Помоги колобку» (формирование длительного выдоха; закрепление знаний о диких животных).
  3. Игра «Одуванчик» (формирование умения выдыхать направленной струёй воздуха; закрепление знаний об одуванчиках)

Игры на закрепление звукопроизношения

  1. Игра «Волшебные кубики» (формирование умений выкладывать слоги и проговаривать чистоговорки; обогащение словарного запаса детей).
  2. Игра «Послушай, повтори» (закрепление произношения гласных и согласных).
  3. Игра «Назови картинки» (формировать умение правильно называть изображения на картинках с заданным звуком).

Для того, чтобы достичь определённых результатов, в группе создана предметно-пространственная  среда(приложение), которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребёнка: книжный уголок, уголок для сюжетно-ролевых игр, уголок природы и экспериментирования, уголок для изобразительной деятельности, спортивный уголок,  уголок конструктивной деятельности, уголок настольно-печатных игр, математический уголок, уголок для театральных игр и музыкальной деятельности, уголок познавательно-исследовательской деятельности.

Большое значение имеет  экологизация  развивающей предметной среды, создание комплекса условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри образовательного учреждения (уголок природы, наличие растений и животных) так и вне образовательного учреждения (огород, клумбы, экологическая тропа и т.д.). ( приложение: схема 2)

Чтобы возрос интерес к уголку природы, я даю детям возможность общения с ее обитателями в любое время.  Даю задания связанные с  наблюдением и требующие определенного времени общения. Большой интерес вызывает экспериментальная деятельность в уголке природы. Из этих бесед, наблюдений, опытов дети делают выводы. Заметив индивидуальность каждого растения, дети научились составлять о них сказки и загадки.

Все уголки расположены в группе так, чтобы детям был доступен материал. Каждому ребёнку предоставлена свобода в выборе средств  для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую), но и становится объектом самостоятельной деятельности ребёнка, являясь своеобразной формой самообразования.

В своей работе я активно использую информационно-коммуникативные технологии, так как они позволяют:

- создание презентаций для повышения эффективности образовательных занятий с детьми, педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний;

- обмен опытом, знакомство с наработками других педагогов;

- сделать подбор иллюстративного материала к занятиям и оформления стендов группы;

- подбор дополнительного познавательного  материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

Учитывая в своей работе тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению,  используя  инновационные технологии я создала мультимедийные презентации , разработала ряд дидактических игр и упражнений, таких как:

«Народный календарь. Обряды, обычаи, приметы, поверья. Луков день. » к мероприятию «День луковой слезинки»;

«80-лет ЖДР» к празднику посвященному 80-лет Железнодорожному району;

«Великая Отечественная война 1941-1945 гг » к празднику посвященному Дню Победы;

«Воспитание познавательного развития дошкольников посредством экологического воспитания»  для городского семинара воспитателей;

Игра «Волшебные кубики» (формирование умений выкладывать слоги и проговаривать чистоговорки; обогащение словарного запаса детей);

Экологическая  настольная игра «Окружающая среда».

Практика моей педагогической деятельности и результаты мониторинга показали успешность применения современных образовательных технологий.

В своей работе я использую технологию-метод  проектов, что позволяет изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность. Развивать  у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах. «Метод проектов» самый трудный, но интересный в работе. Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процесса: воспитатель-ребёнок, ребёнок - родители, воспитатель - родители. Поэтому стараюсь вовлечь родителей и других членов семьи в образовательный процесс дошкольного учреждения. В технологии проектирования каждому ребёнку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.

Были проведены работы над такими проектами как: «Мое тело», «Вредные и полезные микробы», «Бифилин», краткосрочный исследовательский проект «Эксперимент- наблюдение за ростом лука», «Насекомые», «Комнатные растения». Результатом работы этих проектов было проведение конкурса проектов сделанных детьми и их родителями («Я и лето», «Ягоды», «Птицы», и т.д. ), а так же проведение экологических праздников и презентаций.

Кроме того у нас в разработке составление «Зеленой книги». В ней мы собираем материалы о природе нашего региона, очерки, рассказы, стихи, вырезки из газет, фотографии. Для этой книги мы собираем загадки придуманные нашими ребятишками, сказки и рассказы в  основе которых лежат знания о природе края, полученные на НОД.

Этот творческий поиск закладывает начальные формы осознано правильного отношения к природе, интерес к её познанию, сочувствие ко всему живому, умение видеть красоту природы в разных ее формах и проявлениях, выражать свое отношение к ней. Я использую такие методические приемы как: сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; учу детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю. Предоставляю возможность выражать свои знания и чувства через слово, художественное творчество, что делает знания более точными, а чувства более глубокими.

Полноценно решать задачи воспитательно-образовательного процесса помогают мне разные виды НОД с использованием традиционных методов и приёмов. На НОД основной задачей является раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Интересно проходят НОД, на которых дети сами выбирают форму выражения одной и той же темы: одни лепят, другие рисуют красками, третьи карандашами. В непосредственно образовательной деятельности я использую новые технологии и методы обучения дошкольников:

-метод проблемно-поисковый, на занятиях стараюсь создать проблемную ситуацию, которая будет лично значима для ребёнка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие.

-исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала. Стараюсь быть партнёром для ребёнка на занятиях. Учу детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путём «Проб и ошибок».

-метод экспериментирования. Дошкольники - прирождённые исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

Часто с детьми проводим различные опыты с водой, воздухом, песком и т.д. Также дети имеют возможность самостоятельно экспериментировать в специальном уголке, где есть всё необходимое.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В  каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждения, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

-метод наблюдения. С самого младшего возраста ведутся с детьми постоянные наблюдения за изменениями в природе. Прогулки по территории детского сада , экскурсии в парк обогащают детей новыми впечатлениями, учат их видеть и замечать то, мимо чего они раньше проходили. Мы с детьми заготавливаем природный материал: шишки, ветки, различные коряги, чтобы на НОД изготавливать различные поделки. Наблюдения, прогулки дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность, дети постоянно задают вопросы «Почему?» и «Зачем?».

Наблюдение- это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение- смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.)    

Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).

При реализации данных технологий отмечена их универсальность, что позволяет использовать их при организации различных видов детской  деятельности, совместной деятельности взрослых и детей. Благодаря им, воспитательно - образовательный процесс становится интересным и увлекательным.

На базе новых знаний и представлений у детей появляется желание больше узнать о родной природе. Я стараюсь развивать способность детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать  в  её создании. Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизируются. Дети видят, как эти изменения влияют на животных, труд людей и т.д. На НОД из сери «Растения летом и осенью» была возможность раскрыть интересные взаимосвязи между растениями и животными, показать черты приспособленности плодов и семян некоторых растений к распространению. Предлагаю детям такие вопросы: докажи на примерах, что растения и животные тесно связаны между собой; почему для растений очень важно, чтобы распространялись их плоды и семена?    

Я разработала программу дополнительного образования «Юный эколог», которую реализую два раза в месяц. Цель: Расширение  и обобщение знаний детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

Развитие общих познавательных способностей : умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы и проверки, находить причинно- следственные связи.

Формирование осознанного и бережного отношения детей к природе.

Участие в кружке помогает детям реализовать свои творческие возможности, исследовательские способности, раскрыться как личности, обеспечивая удовлетворение образовательных потребностей, как для способных детей, так и с особыми возможностями здоровья.

Пропаганда экологических знаний- это по сути формирование экологического мировоззрения, практических навыков, природопользования, экологической культуры родителей, которые являются для детей самым большим авторитетом. Весьма важно вовлечь в проектную деятельность не только детей, но и родителей. Эффективное средство работы с родителями – экологический стенд. Периодически идет информирование родителей о целях и задачах экологического воспитания и о результатах работы по этой теме ,в группе организовываются выставки художественной литературы о природе, детских работ.    

Ежегодно разрабатываю планы по самообразованию.

Залогом успешной воспитательной деятельности с воспитанниками является сотрудничество воспитателя с родителями. Сделать родителей активными участниками воспитательного процесса - это важная задача воспитателя. Вся моя работа ведётся в тесном контакте с родителями. Постоянно обсуждаю с родителями вопросы, связанные с воспитанием, образовательным процессом, организацией досуга. Встречи проходят в форме бесед, консультаций, анкетирования, родительских собраний и т.д. Многие родители интересуются дошкольной жизнью своих детей, помогают мне, принимают активное участие в жизни группы и детского сада.

Ежегодно родители участвуют в конкурсах, предлагаемых детским садом:

-«поделки из природного материала»;

-«мастерская кормушек»;

- «книга нашей семьи»;

-«тематические поделки к новому году»;

-«как я провел лето»;

-«поделки к дню космонавтики»; и т.д.

Также посещают открытые мероприятия, мастер-классы, проводимые мной, спортивные праздники. Принимают активное  участие в проведении осенней ярмарки.

Я считаю, что взаимодействие детского сада и семьи - необходимое условие для полноценного развития воспитанников, обеспечивающее усилие компетентности родителей в области воспитания.

Таким образом, можно отметить, что современные образовательные технологии, которые я применяю в своей работе, приносят «хорошие плоды». В результате проделанной работы, благодаря использованию современных педагогических технологий, мной были достигнуты хорошие результаты по развитию познавательных, творческих, интеллектуальных, физических способностей у детей.

Подводя итоги работы, хочется отметить, что наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, участвуя в опытах и экспериментах, наблюдая за природным окружением, дети стали замечать то, на что они раньше даже не обращали внимания. Теперь они любят дежурить в уголке природы, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту. Дети стали с любовью относиться к окружающей нас природе, у них появилось умение  прогнозировать свои действия по отношению к среде.

Итогом педагогической деятельности стало создание системы работы по экологическому образованию всех участников образовательного процесса и создание экологически ориентированного пространства в МКДОУ.

Ознакомление детей с природой- довольно сложная тема. С одной стороны это связано с тем, что она не укладывается в строгие рамки формальной логики. Необходим чувственный опыт детей. С другой стороны, работа осложняется тем, что ребенок может видеть, как взрослые нарушают элементарные нормы и правила поведения по отношению к природным объектам.

На следующий учебный год планирую:

- активизировать работу по проектной  деятельности;

- пополнить картотеку игр - презентаций, созданных мною.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта анализа педагогической деятельности "Организация и проведение наблюдений во время прогулки"

Карта анализа педагогической деятельности "Организация и проведение наблюдений во время прогулки"...

Карта анализа педагогической деятельности "Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста"

Использование развивающих игр с математическим содержанием в развитии мыслительной деятельности детей дошкольного возраста...

Карта анализа педагогической деятельности "Подготовка и проведение НОД"

НОД  пройдет правильно, полноценно, с пользой для детей, если перед его проведением воспитатель правильно составит план мероприятия, все подготовит, организует....

Карта анализа педагогической деятельности "Организация питания"

Организация питания в ДОУ и умение педагога своим примером привить детям культуру питания-одна из главных задач в воспитании подрастающего поколения....

Карта анализа педагогической деятельности "Работа с родителями"

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, наруш...

Анализ педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка" в сравнительном анализе.

Вашему вниманию представлен материал по педагогической деятельности и заболеваемости группы "Росинка"....