Статья "Система работы в ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников"
статья

Лобачева Ольга Андреевна

В статье речь идёт о системе работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях ДОУ, о совместной работе педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья23.61 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Система работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников»

Автор: Лобачева Ольга Андреевна, старший воспитатель МКДОУ д/с № 303

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, скульптура, народное творчество, музыка, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало.

Основная цель педагогического коллектива ДОУ – развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели в нашем дошкольном учреждении создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
  • создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно – развивающей среды);
  • организация учебно-воспитательного процесса (формы работы с детьми и родителями).

Такая система работы предполагает тесное сотрудничество всех участников образовательных отношений.

Работа в детском саду строится в соответствии с требованиями ФГОС ДО и на основе комплексной образовательной программы "От рождения до школы" в сочетании с парциальными программами: "Приобщение детей к истокам русской национальной культуры" (авт. Князева О.Л.), "Ладушки" (авт. Каплунова И.) "Цветные ладошки" (авт. Лыкова И.А.).

Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является  организация предметно-развивающей среды. В каждой группе имеются театральные, игровые, музыкальные уголки, центры изобразительного искусства. В группах педагоги создают персональные выставки. Эффективно используются приёмные и коридоры: в них размещаются выставки фотографий, рисунков детей, поделок из различного материала.

Созданная в детском саду предметно-развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.

Взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

  • групповые и подгрупповые занятия,
  • праздники,
  • развлечения,
  • тематические музыкальные вечера,
  • театральные недели,
  • выставки,
  • город мастеров,

Город мастеров. Новая форма работы педагогов ДОУ

Творческой группой был разработан перспективный план, который гармонично дополняет комплексно-тематический.

Для мотивации педагогов, целесообразно провести ряд мероприятий:

  • мастер-класс по организации совместной продуктивной деятельности с детьми по подгруппам;
  • анкетирование с целью выявления творческого направления педагогов (интересные техники изобразительного искусства и художественного труда);
  • создать «творческую мастерскую» для педагогов, где они могут научиться у своих коллег разным техникам).

По плану мы организовываем встречи в музыкальном зале 2 раза в месяц  во второй половине дня  для детей  подготовительных групп.

Педагоги, учитывая перспективный план, готовят материал и атрибуты.

Организуя данную форму работы, мы в основу заложили идею права выбора. Педагог вправе выбрать технику, с которой он хочет познакомить детей, материалы, оборудовать своё рабочее место в зале по собственному желанию, учитывая особенности тех детей, которые придут именно сегодня. Дети же вправе выбрать ту «творческую мастерскую», в которой ему больше всего понравилось во время знакомства с «мастером».

План проведения встречи.

  1. Мотивация (ведущий использует вводную беседу, проблемную ситуацию, сюрпризный момент).
  2. Знакомство с «мастерами» (педагоги должны заинтересовать детей, в течение 1 минуты они рассказывают о той или иной технике, поделке, игрушке и т.п.)
  3. Рефлексия (дети встают в круг, держась за руки, вспоминают в каких «творческих мастерских» они побывали, что им больше всего понравилось и принимают решение, к какому «мастеру» они пойдут).
  4. Продуктивная деятельность в творческих мастерских и игры-минутки.
  5. Обмен впечатлениями, фотосессия с «мастером» и выставка работ.

На этапе организации такой формы работы с детьми, у многих педагогов была тревога: «Дети побегут все к одному «мастеру»». Чтобы этого не случилось, необходимо использовать оригинальный, необычный материал для поделки, да и сама поделка должна быть интересной для детей. Конечно, было и такое, что у одного мастера шесть детей в «мастерской», у другого – трое. Это лишний повод для педагогов задуматься и проявить творчество  в следующий раз.

Такая форма работы детям очень нравится, они с нетерпением ждут новых встреч с мастерами.

Дети дошкольного возраста с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, Так знакомство со сказками В. Шамова дало толчок для создания собственного мультфильма.

Сами придумывали и создавали героев, рисовали афишу. Мультфильм посмотрели дети старших и подготовительных групп.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей мы выстраиваем, используя клубную работу. Детско-родительские клубы работают в ДОУ у же 6 лет. Сначала эту деятельность вела только одна группа, теперь 7 групп.

Также родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие:

организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми ("Семейное творчество");

привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

Очень полюбился родителям Праздник выходного дня. Один раз в квартал в субботу родители вместе с детьми приходят на уличные гуляния, где педагоги организовывают конкурсы, викторины. Тематика встреч: встреча зимы, масленица,  день семьи.

Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.

ДОУ сотрудничает с вокальной студией мастер-класс под руководством  С.М.  Ранда, с музыкальной школой  № 7, музеем октябрьского района,   и с МБОУ СОШ № 2 (проводятся взаимопосещения концертов, выставок, дни открытых дверей).

К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. По отзывам учителей, наших выпускников отличает высокий уровень умственного развития. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы "Классическая музыка как фактор художественно-эстетического воспитания старших дошкольников

Какое вляние оказывает музыка на дошкольников.Как организуется восприятие классической музыки.Предметно-развивающая среда.Преемственность с музыкальной школой искусств.Работа с родителями....

Педсовет: Организация и проведение работы с детьми по художественно – эстетическому развитию.

Цель педсовета - расширить знания педагогов и привлечь внимание к  работе с детьми по художественно – эстетическому развитию....

Особенности работы педагогического коллективва по художественно-эстетическому направлению развития дошкольников

В статье представлены основные виды органиации детской деятельности по художесственно- эстетическому развитию, работа педагогов дополнительного образования по изодеятельности, ритмике и в компьютерном...

Инновационная педагогическая технология в художественно – эстетическом направлении развития дошкольников.

Развитие и совершенствование личности ребенка невозможно представить без реализации ее эстетических и творческих потребностей. Этим целям созвучна природа творческого развития в системе эстетического ...

Работа с родителями по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Для успешного решения художественно – эстетического развития дошкольников важным условием является сотрудничество воспитателей и родителей. Мы помогаем родителям восполнить пробел в знаниях художеств...

ЛОГОСКАЗКИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

ЛОГОСКАЗКИ  В  КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДАПО  РАЗВИТИЮ РЕЧИ  И  ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГОВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ     В работе с детьми, имеющими р...