доклад на тему взаимодействия родительской общественности и ДОУ
статья на тему

Яцкова Галина Александровна

Дошкольная организация – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступает в контакт родители, где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы ДОО, педагогического коллектива в целом, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому педагоги должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к работе ДОО и охотно будут устанавливать с нами контакт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sodruzhestvo_detskiy_sad_i_semya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Взаимодействие   родительской общественности   и ДОО, как условие    качества   образования» - «СОДРУЖЕСТВО: ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ»

Подготовила:

Яцкова Галина Александровна

старший воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Непоседы»

Одним из важных условий реализации ОП ДО является взаимодействие с семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники педагогического процесса. 

В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработан федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который отвечает новым социальным запросам и в котором одной из главных задач является обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

С этой целью в нашем дошкольном учреждении ведется большая работа по изучению семьи, выявлению образовательных потребностей, установлению сотрудничества с родителями воспитанников. Творческой группой педагогов был разработан проект «Взаимодействие родительской общественности и ДОО, как условие качества образования. Содружество: детский сад и семья».

В современных условиях развития системы образования в России очевидно, что одним из факторов повышения качества дошкольного образования является социальное партнерство. Основной целью данной работы является создание единого пространства «Содружество: детский сад и семья», в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) будет уютно, комфортно, интересно.

Перед педагогическим коллективом детского сада были поставлены задачи по привлечению родительской общественности в жизнь детского сада. Педагоги стремились установить партнерские отношения с семьями каждого воспитанника. Объединить усилия для повышения качества образования. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Дошкольная организация – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступает в контакт родители, где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы ДОО, педагогического коллектива в целом, зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей. Поэтому педагоги должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к работе ДОО и охотно будут устанавливать с нами контакт.

Одной из наиболее актуальных проблем при взаимодействии с семьями воспитанников детского сада является пассивность родителей, безразличное отношение к жизни своего ребенка из – за занятости на работе, недоверие родителей к педагогам, нежелание идти на контакт. Агрессивное восприятие информации, идущей от воспитателей, недостаток времени у воспитателей для полноценного взаимодействия с семьями воспитанников. Все это и выражает определенные проблемы в отношениях родительской общественности и дошкольной организации.

Работа над проблемой «Взаимодействие родительской общественности и ДОО, как условие качества образования. Содружество: детский сад и семья» было направлено в первую очередь на повышение психолого – педагогической компетентности родителей, повышение уровня взаимодействия, выстраивания диалога между этими двумя сторонами, основанного на сотрудничестве, содружестве и взаимопомощи для полноценного воспитания, и развития ребенка.

Если в ДОО будут созданы условия, направленные на повышения профессиональной компетентности педагогов по работе с родительской общественностью, то система дошкольного образования сможет достичь качественно новых, высоких результатов в работе с родителями, педагогами, детьми.

Огромная работа проводится в нашем дошкольном учреждении по взаимодействию с семьями воспитанников. Известно, что любая профессиональная деятельность всех сотрудников ДОУ может быть             по-настоящему результативной лишь в том случае, если родители, являются их активными помощниками и единомышленными.

Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Мы понимаем, что чем лучше знают и понимают партнеры друг друга, тем больше у них возможностей для формирования положительных личностных и деловых отношений, для того чтобы прийти к согласию, договориться о совместных действиях.

Для эффективной работы по взаимодействию ДОУ и семьи нужно соблюдать следующие условия взаимодействия

  • Открытость детского сада для семьи. Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Иметь возможность влиять на деятельность ДОУ.
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
  • Обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к взаимодействию с семьями. Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, стиля семейного воспитания, структуры семьи, социального статуса.
  • Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности.
  • Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе внимательное отношение всех участников взаимодействия.
  • Обратная связь. Партнёрство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Родители хотят знать: учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Воспитатели, в свою очередь,- как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.

Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями.

  • Для пополнения банка данных по родителям активно используется такая форма взаимодействия как анкетирование, оно проводится на предмет выявления запросов родителей, их ожиданий от сотрудников ДОО, выявление уровня педагогической компетентности родителей.
  • Создание в дошкольной организации Управляющего совета, дает родителям реальные права и возможности влиять на жизнь и развитие ДОО.
  •  Создание информационного пространства в виде «Семейной шкатулки» дает возможность донести до родительской общественности ту информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.
  • Большое внимание в ДОО уделяется работе с родителями с использованием информационно- коммуникативных технологий. Такие формы работы помогают повысить эффективность взаимодействия ДОО и родителей. Использование видеокамеры позволяет познакомить родителей с насыщенной интересной жизнью детей.
  • Проведение дня открытых дверей, позволило родителям стать полноправными участниками образовательного процесса, познакомиться со структурой и спецификой проведения занятий в ДОО. Эта форма работы нравится родителям, т.к. позволяет увидеть реальные достижения своего ребенка, научиться самим некоторым методам и приемам работы с детьми.

     В нашем детском саду функционирует «Консультационный центр» где родители получают квалифицированную помощь в виде консультаций, проведении совместных мини занятий от инструктора по физической культуре, старшей медицинской сестры по профилактике плоскостопия, сколиоза, учат делать дыхательную гимнастику, точечный массаж, гимнастику для глаз и т.д.

Педагог - психолог оказывает психолого –педагогическую помощь родителям.

Большую популярность получили родительские собрания в нетрадиционной форме, круглые столы и семинары – практикумы, где в нетрадиционной обстановке обсуждаются актуальные проблемы воспитания ребенка, где родители и педагоги моделируют жизненные ситуации и проигрывают их

Досуговая направленность в работе с родителями оказалась самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителю увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях, апробировать разные подходы, посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью целом.

Использование разнообразных формах работы с семьей позволило пробудить чувство расположения и доверия родителей к детскому саду.

Работы с педагогами по взаимодействию с родительской общественностью ведется по нескольким направлениям:

  • информационно- аналитическая форма -  проведение опросов, анкетирование;
  • познавательная форма работы – проведение педагогических советов, семинаров- практикумов, семинаров – тренингов, конференций, работы творческих групп;
  • наглядно – информационные формы работы – выпуск буклетов, газет, обновление страниц педагогов на сайте ДОО

Воспитатели своей работай доказывают родителям, что их вовлечения в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно – образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность ДО и семьи более эффективно.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы с родителями показал, что в результате применения активных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе с родителями. Также расширение «границ» детского сада и плодотворная работа с социальными партнерами положительно сказывается на качестве образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему:» Взаимодействие в детском саду с родителями по проблемам патриотического воспитания в условиях ФГОС».

Доклад на тему: взаимодействие в детском саду с родителями по проблемам патриотического воспитания в условиях ФГОС. Содержит информацию о патриотическом воспитании дошкольников, рекомендации и список ...

Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....

Доклад по теме: "Взаимодействие ДОО и семьи в условиях введения ФГОС ДО".

ФГОС ДО дает возможность , по-новому взглянуть на взаимодействие ДОО с родителями с целью создания единого образовательного пространства.Что значит взглянуть по-новому на взаимодействие ? Информа...

Проект. Тема: "Приобщение родительской общественности к взаимодействию в рамках тематического планирования"

Цель: Обеспечение активного включения и равноправного участия всех участников образовательных отношений в образовательную деятельность. (ФГОС ДО п1.1)...

Проект. " Гость группы". Тема: "Приобщение родительской общественности к взаимодействию в рамках тематического планирования"

Создание условий для активного включения и равноправного участия родителей в образовательную деятельность...

«Взаимодействие родительской общественности и ДОО, как условие качества образования» - «СОДРУЖЕСТВО: ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ»

laquo;Взаимодействие   родительской общественности   и ДОО, как условие    качества   образования» - «СОДРУЖЕСТВО: ДЕТСКИЙ САД И СЕМЬЯ»...