Викторина для родителей и детей дошкольной группы ( 4г.6мес -6 лет). на тему: «Береги растения птиц и животных»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Ермакова Анна Уразовна

Цель: познакомить детей с мероприятиями по охране природы, проводимыми в нашей стране;

- обратить внимание детей на богатство и красоту родной земли, на недопустимость   уничтожения  растений и животных

  Задачи:

1. Уточнить и расширить знания детей о знакомых птицах (дятле, граче), о внешнем виде, месте обитания, пользе птиц.

2. Уточнить представления детей об образе жизни лисы, зайца, лося;

Учить детей выделять основные существенные признаки, лежащие в основе понятия «дикие лесные звери», учить связно и точно выражать свои мысли в разговорной речи;

3. Воспитывать  гуманное отношение к природе, ее обитателям, воспитывать любовь к природе, желание беречь и охранять ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon viktorina_beregi_rasteniya_ptits_i_zhivotnyh_word_4.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад   п. Пробуждение»

Энгельсского  муниципального  района Саратовской области

Викторина для родителей и детей  дошкольной  группы ( 4г.6мес -6 лет).

на тему: «Береги растения птиц и животных»

воспитатель  высшей категории

Ермакова Анна Уразовна

2018г

  Цель: познакомить детей с мероприятиями по охране природы, проводимыми в нашей стране;

- обратить внимание детей на богатство и красоту родной земли, на недопустимость   уничтожения  растений и животных

  Задачи:

1. Уточнить и расширить знания детей о знакомых птицах (дятле, граче), о внешнем виде, месте обитания, пользе птиц.

2. Уточнить представления детей об образе жизни лисы, зайца, лося;

Учить детей выделять основные существенные признаки, лежащие в основе понятия «дикие лесные звери», учить связно и точно выражать свои мысли в разговорной речи;

3. Воспитывать  гуманное отношение к природе, ее обитателям, воспитывать любовь к природе, желание беречь и охранять ее.

  Активизация словаря:

Заповедник, грачовник, промысловые, егерь, лесничий.

  Предварительная работа:

1. Экскурсия в библиотеку, ближайшее природное окружение, наблюдения  за птицами.

2. Беседы с детьми о зимующих и перелетных птицах, о жизни диких животных в лесу в разные времена года (с использованием иллюстраций).

3. Рассматривание альбома «Лесные цветы», «Растения леса и луга», «животные и птицы».

4.Чтение художественной литературы:

В.Бианки «Чей нос лучше?»

Г.Снегирев « Как животных цвет защищает»

В.Осеева «Ежиха»

И. Соколов-Микитов «Год в лесу»

Г. Скребицкий «Появились синички»

Сайма Соопарт «Птичья столовая»

Ф.Халтурин «Дуб и дятел» (из сборника «Лесные сказки»)

И. Токмакова «Песенка дубовых сеянцев», « Разговор синицы и дятла»

5.Просмотр  презентации «Природа России»

Оборудование:

1.муз.диск «Голоса весны»

2. Иллюстрации с изображением рассматриваемых птиц и животных

3 Ноутбук, проектор, интерактивная доска.

4.Растения «Красной книги»

5.муляжи грибов.

Виды деятельности:  игровая, поисково-исследовательская, речевая, двигательная;

Ход игры

Уважаемые родители и дети мы рады вас всех приветствовать на нашей сегодняшней викторине, которая посвящена году экологии в России. Мы все с вами живём на самой красивой планете – Земля! Существуют множество различных экологических дней, которые люди всего мира отмечают ежегодно. Цель отмечания этих дней - привлечение внимание общественности к экологическим проблемам всей планеты.    Так был составлен экологический календарь: январь стал месяцем «Парков», февраль - месяцем «Водно-болотных угодий»,  в марте будет уделяться особое внимание  рекам, в апреле  –  птицам, май станет месяцем «Человек-Общество-Природа», июнь  - месяцем  «Экологии»,  июль  - месяцем  «Молодежь-Экология-Будущее», в августе  будут  защищать животных, сентябрь месяц «Зелёного мира», октябрь-  «Открой  глаза», ноябрь- месяцем « Вторая жизнь вещей»,декабрь –месяцем «Наблюдения природы»

 Предлагаю вам поиграть в веселые конкурсы. Для этого нужно  разделиться на 2 команды: команда родителей – «Сокол», команда детей –  «Орлята». За каждый правильный ответ команде присуждается одно очко.

Выбрать жюри , 3 человека.

1 конкурс для детей:  «  Голоса птиц»

(Включить муз. диск «Голоса птиц»)

Ребята,  скажите, о чем вы подумали, услышав голоса птиц? Что вы представили себе?

Предположительные ответы детей:

     1. «Я представил, что нахожусь в лесу»

      2. Я подумал, что нахожусь в лесу, а птицы сидят на ветках деревьев и распевают свои песни.

Воспитатель: Да, дети, и я тоже представила на минуту, что нахожусь в лесу среди деревьев, трав и цветов, а вокруг звучат эти волшебные трели. Я знаю, что вы тоже любите бывать в лесу, любоваться окружающей природой, а любить природу – это значит знать ее. Давайте сейчас вспомним  знакомых вам птиц (называют птиц по голосам)

     Дети, каких птиц вы знаете?

( Дети перечисляют: воробьи, голуби, сороки, соловей, кукушка, и др.)

Воспитатель: Послушайте загадку и ответьте,  как  называется эта птица?

 «Я по дереву стучу,

 червячка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой.

Все равно ты будешь мой»

Ответ детей: «Это дятел»

Воспитатель: Правильно, дети. Вот дятел нарисован на картинке (показ). А скажите, дети, что вы знаете о дятле, какой у него внешний вид, где живет дятел, чем питается?

Ответы детей:

1. Дятел  крупная лесная птица. Тело дятла покрыто разноцветными перьями, а на голове выделяется красная шапочка. Дятел имеет крепкий клюв, он выдалбливает им дупло. Питается  дятел семенами шишек, насекомыми, их личинками. Дятел зимующая птица.

Воспитатель: Что еще можно добавить к этому рассказу? Что еще интересного вы знаете о дятле?

Дети:

 1.Длинным клювом дятел достает из-под коры деревьев насекомых, а если бы он этого не делал, то деревья бы погибали.

 2. Когда дятел долбит дерево или шишку, то рядом около него обитают другие птицы. Они прилетают под дерево, чтобы полакомиться личинкой, семечком из шишки, которые нечаянно выпали у дятла из клюва.

 3. В дуплах, которые выдалбливает дятел, делают свои гнезда другие маленькие птицы: синицы, снегири.

Воспитатель:

Верно, ребята, дятел как санитар оберегает дерево об порчи  насекомыми. И вы помните, как в сказке «Дуб и дятел» добрый дятел спас дуб от порчи. Послушайте, как об этом говориться в сказке « Застонал дуб от вековой боли. Шум  и ропот пошел по лесу. Услышал этот шум дятел. Подал условный сигнал. Слетелись на поляну яркие поползни, проворные синицы, дружные  корольки. Как взялись за дело -  малое время очистили дуб  от прожорливых гусениц.

Воспитатель:  А вот еще одна загадка

          «Черный, проворный,

             Кричит, «Крах!»

             Всем червякам враг»

(Дети «Это грач»)

Воспитатель: Кто из вас, ребята. Расскажет о граче?

Ответы:

     1. Грач тоже крупная птица. Тело его покрыто блестящими чёрными перьями. Грач питается зернами, насекомыми.  Грачи устраивают свои гнезда на верхушках деревьев. Гнезда грачи делают из сучьев, веток, дно выстилают сухой травой.

    2. Грачи перелетные птицы, с наступлением весны грачи прилетают в наши края.

 Воспитатель: Да, дети, весной грачи, улетевшие на юг, возвращаются к старым гнёздам, селятся грачи обычно все вместе в одном месте. А как называется это место? (Дети «Грачовник»)

Воспитатель: Грачи как многие другие птицы приносят большую пользу зеленым насаждениями, они охраняют их от вредителей. Перенося семена деревьев с одного места на другое. Птицы тем самым участвуют в посадке новых деревьев. Кроме того, птицы радуют нас своим пением. К сожалению, у птиц много врагов. Это и холод, и голод, и хищные птицы и звери. Поэтому птицы нуждаются в защите человека. Как вы думаете, ребята, а чем мы с вами   могли бы помочь птицам?

   Ответы:

1. Мы могли бы построить птичьи домики к перелету птиц.

2. Зимой заботиться о том, чтоб в птичьих кормушках постоянно была еда: семечки, крошки.

3. Охранять птичьи гнезда от разорения, не подходить близко к гнездам, потому что птицы могут бросить своих птенцов.

4. Лечить раненых, больных птиц.

5. Не брать птенцов из леса.

Воспитатель:

    Очень хорошо, ребята, если вы постоянно будете помнить о своих пернатых друзьях, заботиться о них, будете учить беречь птиц тех, кто еще пока не умеет этого делать.

2 конкурс для родителей: «Лесные звери»

  В лесу живут не только пернатые друзья, есть там и другие обитатели - лесные звери. Кто из вас может назвать?

( перечисляют: медведь, лось, белка, лиса и др.)

Воспитатель: Посмотрите на эту картинку, давайте, поговорим сейчас о лисе. Опишите внешний вид лисы, место ее обитания, повадки.

Ответы:

1. Лиса – дикое животное. Тело ее покрыто красивым оранжевым пушистым мехом, у лисы большой пушистый хвост. Живет лиса в норах, которые роет в земле. Лиса любит полакомиться зайчатиной.

2. Лиса питается и лесными мышками, иногда забегает в деревню, чтобы украсть курочку.

3. Лиса ловкая, хитрая. Ходит не слышно, чтобы охотники не смогли ее выследить, заметает следы пушистым хвостом.

Воспитатель: Да, о лисе даже говорят в народе «Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет»

Воспитатель: А что вы можете рассказать о зайце? Как и где он живет? Чем питается?

Ответы:

  1. Заяц небольшой пушистый зверек с длинными ушами. У зайца передние ноги длинные, задние – короткие. Бегает заяц очень быстро, передвигается прыжками, убегая от лисы или волка, петляет   и путает свои следы.
  2. Заяц меняет свою окраску. Про него говорят « Летом серый, зимой – белый» Это помогает зайцу скрываться и быть незаметным для лисы,  волка, охотников.
  3. Заяц питается травой, корешками, ветками и корой деревьев. Живет в норах. Заяц боязливый, боится хищных зверей.

Воспитатель:

Правильно, очень много рассказали вы о зайце и лисе. Несмотря на то, что и заяц, и лиса промысловые звери, они ценятся за свой мех, в нашей стране строго следят за соблюдением правил охоты на этих и других ценных зверей. И если бы  этих правил охоты не существовало, то в наших лесах быстро перевелись все звери: и лисы, и зайцы, и волки, и кабаны.

Воспитатель:

А кто изображён на этой картине? (показ лося)

Где живёт, чем питается лось? Чем ценится это животное?

Ответы:

1. Лось крупное  сильное животное. У него большая голова с ветвистыми рогами. У лося длинные  ноги, на ногах копыта. Лось живёт в глухом болотистом месте. Питается корой, ветками деревьев, ягодами, грибами.

2. В отличие от человека лось может, есть даже ядовитые грибы мухоморы. Он ими лечится.

3. Лось сильное животное. Ветвистые рога помогают ему защищаться от врагов: волка, медведя.

4. Лось может плавать, он переплывает даже широкую реку.

5. Рога лося используются для изготовления лекарства.

Воспитатель:

Как видите,   в природе  нет  ни одного лишнего животного, все животные имеют свои ценности, все они нуждаются в нашей защите.

В нашей стране делается  много для охраны животных и растений. Самые редкие виды, их оставшиеся в малом количестве животные и растения занесены в Красную книгу, истребление их запрещено и карается законом. (Показ представителей Красной книги).

Кроме того в нашей стране создано много заповедников, где под охраной лесничих егерей, живут редкие животные. Им созданы условия для спокойной жизни, охота на них запрещена, лесничие и егеря подкармливают животных  зимой.

3 конкурс для детей: «Что такое лес?»

Лес родной дом для птиц, диких животных. Что вы дети, знаете о лесе?

Кто из вас был в лесу и что интересного вы видели там?

Ответы детей:

  1. Мы были в лесу летом. В лесу было очень красиво. Пели птицы, цвели цветы. В лесу было прохладно. Деревьев лесу много - много, поэтому воздух там чистый.
  2. В лесу растут ягоды, грибы, орехи. Их можно собирать.
  3. В лесу живут белочки, ежи, муравьи. Белочки очень быстро бегают по деревьям, у них пушистые хвостики. Белочка ест семена шишек, орешки, грибы.
  4. Колючий еж тоже живёт в лесу, он ловит мышей. Когда ёж боится, он сворачивается клубок, фыркает – так он защищается от врагов.

В лесу много цветов: ландыши, колокольчики, ромашки.

Воспитатель:

Да дети в лесу очень красиво в любое время года, всегда приятно отдохнуть в лесу, подышать его прохладой. Многие любят отдыхать в лесу, но немногие умеют беречь красоту, чистоту, тишину и здоровье леса. Иногда можно встретить в лесу брошенный мусор, банки от консервы, битое стекло. Некоторые ломают ветки деревьев, рвут  цветы, разводят костры и забывают их тушить. Из-за  непотушенного костра может возникнуть пожар. Это большая беда, большой вред лесу, его обитателям, нашей стране. «Погубить дерево секунда, а вырастить - года, так говорится в пословице, и если люди не будут беречь и охранять лес, то он погибнет. Об этом нужно постоянно помнить и напоминать другим.

4 конкурс для детей «Правила поведения в лесу!»

5. конкурс для детей и родителей: «Собери грибы»

Команда «Орлята» собирают съедобные грибы  (опята, грузди, шампиньоны и т. д.).

 Команда «Сокол собирают несъедобные» (мухомор, поганка, ложные опята).

6 Конкурс капитанов. Кто быстрее сложит эмблему своей команды из разрезных картинок

7 Конкурс для родителей и детей:

 «Пословицы о лесе, о природе»

Ответы:

1. Растение - земли украшение.

2. Рощи да леса – всему краю краса.

3. Много лесе - не губи, мало лесе – береги, нет -  леса посади.

4. Срубленное дерево вновь не вырастет.

5.Зелённый наряд радует взгляд.

6. Сажай лес в поле  - будет хлеба более. и т.д.

Воспитатель:

Молодцы  родители и дети, много пословиц вспомнили вы. А мне  вспомнились слова известного писателя большого знатока любителя природы М.М.Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные дикие животные – будем охранять наши леса, горы. А человеку нужна Родина,  и охранять природу – значит охранять Родину.

Давайте все вместе родители и  ребята отправимся в путешествие, чтобы полюбоваться богатством и разнообразием природы нашей страны. ( Показ презентации « Природа России»

Текст к слайдам:

- Богата природа нашей страны. Это леса, и реки, горы и озёра. Мы видим лес и на севере нашей страны и на юге  нашей страны, можно сказать, в нашей стране  зелёное море лесов.

 Вот светлая берёзовая роща, и вот мрачноватый сосновый бор.

Лес в зимнем наряде. Деревья как будто  принакрылись  кружевным покрывалом. А вот весна. Снег стал голубым, длинные тени на снегу, проталинки. Лето надело деревья в зелённые платьица. А осенью  листва деревьев пёстрая,   разноцветная. Могучий красавец дуб, белоствольная берёзка, тоненькая осинка, сменяет осенью свой  зелёный наряд  на пёстрый. Листья  станут красными, и желтыми, и багряными. Это разнообразие цветов  и красок окружающей природы в любое время года никого не оставляет равнодушным. И конечно, эту красоту нужно оберегать, чтобы вновь она  приносила нам радость».

Подведение итогов:

Воспитатель: Сегодня  все  участники викторины были активны, внимательны. Скажите, что узнали нового? Чему научились? Что понравилось?

Скажите дети, что нового и полезного вы узнали  сегодня?

Что это значит охранять природу?

Детям  и родителям вручаются призы, календари – магниты с изображением природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе по теме «Где живут птицы и животные»

План-конспект НОДпо познавательно-речевому развитию в подготовительной группепо теме «Где живут птицы и животные»  Образовательная область: познавательное, речевое развитие.Цель: повышение к...

Тема: «Природа — это дом человека, животных, птиц, деревьев и растений».

Занятие  по экологии Тема: «Природа — это дом человека, животных, птиц, деревьев и растений».Задачи: Формировать элементарные представления о живой природе; содействовать расширению представ...

Май. 2 - я неделя. Лексическая тема: «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной».

Лексическая тема:  «Весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы  весной»....

Рекомендации родителям детей подготовительной к школе логопедической группы по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной» с 11 по 17 мая

Собраны рекомендации родителям детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Поздняя весна. Растения и животные весной. Перелетные птицы весной&raq...

Ежедневное планирование на неделю по теме "Комнатные растения и домашние животные"

Ежедневное планирование на неделю по теме "Комнатные растения и домашние животные" подготовительная группа...

Редкие животные, растения, птицы и рыбы, занесенные в Красную книгу Тувы. подготовительная группа

Редкие животные, растения, птицы и рыбы,  занесенные в Красную книгу Тувы. подготовительная группаМожно посмотреть презентации на эту тему: https://present5.com/zhivotnye-kotorye-zanesennye-...