Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду в соответствии с ФГОС ДО
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Антонова Любовь Николаевна

Перечислены  и  раскрыты  сдоровьесберегающие и здоровьеформирующие  технологии. Изложен  кратко  опыт  работы  по данной  проблеме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberezhenie.docx21.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Система музыкально-оздоровительной работы в ДОУ, в соответствии с ФГОС.

                                       

                                                              Антонова Л.Н.

Система музыкально-оздоровительной работы   предполагает  использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:

1.Валеологические песенки-распевки.

2.Дыхательная гимнастика.

3.Артикуляционная гимнастика.

4.Пальчиковые игры.

5.Речевые игры

6. Музыкотерапия

7 Психогимнастика

     Музыкальные занятия с использованием технологий здоровье сбережения эффективны при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов. В соответствии с этим занятия строятся на планировании, направленном на усвоение детьми определенного содержания, и педагогической импровизации, варьирующей ход занятия, его содержание и методы. Успех занятий невозможен без совместной деятельности музыкального руководителя и воспитателя, который активно помогает, организует самостоятельное     музицирование детей в группе.  

  1. Алгоритм проведения музыкального занятия с использованием здоровь-
    есберегающих технологий (виды деятельности варьируются в зависимости от плана занятия и настроя детей).
    1. Приветствие. Психогимнастическое упражнение для настройки на
    рабочий лад.
    2. Вводная ходьба. Музыкально-ритмические движения, логоритмиче-
    ские упражнения.
    3. Слушание музыки (активное и пассивное).  Физкультминутка -
    пальчиковая или жестовая игра - 1 упр.
    4. Пение, песенное творчество: распевки, артикуляционная гимнасти-
    ка, дыхательная гимнастика, в качестве физкультминутки – пальчиковая
    или жестовая игра - 1 упр.
    5. Танцы, танцевальное творчество с элементами ритмопластики.
    6. Театральное творчество с элементами логоритмики, ритмопластики,
    психогимнастики (мимика, пантомимика). Музыкальные игры, хороводы.
    7. Игра на ДМИ.   Творческое музицирование.
    8. Прощание.  Психогимнастическое упражнение на релаксацию.

 
Остановлюсь  на  некоторых  примерах  из  практики  работы.

  Валеологические песенки-распевки.

С них  начинаю  все  музыкальные занятия.  Несложные, добрые тексты «Здравствуй»,  «Гости», «Я пою, хорошо пою» и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.  

   Дыхательная гимнастика. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра  

   Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Основными задачами дыхательных упражнений на музыкальных занятиях являются: Укрепление физиологического дыхания детей (без речи). Тренировка силы вдоха и выдоха. Развитие продолжительности выдоха  

   Артикуляционная гимнастика. Основная цель артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Артикуляционные гимнастики Е. Косиновой, Т. Куликовской, В. Цвынтарного способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных. В результате этой работы у наших детей повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.  

. Применение дыхательной и артикуляционной гимнастики.

 Примеры.
Применяю в качестве 1-2-х минутной разминки перед и во время пения.
Упражнение на дыхание «В Лесу»
Музыкальный руководитель: «Как легко дышится в лесу, воздух чистый и
свежий. Подышим свежим воздухом». На счет - 1,2 - вдох через нос, 3,4 - выдох
через рот.
Упражнение на дыхание «Вертушки»
Реквизит: игрушки – вертушки (полоска бумажки, ленточка).
Короткий  вдох  носом и продолжительный выдох на игрушку.

   Игровой массаж тоже проводится на музыкальных занятиях. Тысячи лет назад тибетские врачеватели установили: нам приятно хлопать в ладоши, ходить босиком, так как это бессознательно посылает положительные сигналы внутренним органам. Приемы массажа полезны не только больному, но и здоровому человеку. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом. Полная уверенность в том, что он делает что-то прекрасное, развивает у человека позитивное отношение к собственному телу. Ребенок может легко этому научиться в игре. Использование игрового массажа А. Уманской, М. Картушиной, А. Галанова повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма, нормализует вегетососудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез. Частота заболеваний верхних дыхательных путей снижается.  

   Пальчиковые игры. Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества

 Примеры пальчиковых игр.   (стараюсь, чтобы тематика произведения была созвучна с упражнением, например  упражнение   «Пароход», «Капитан» при разучивании репертуара ко Дню защитника Отечества, «Теремок» - к Новому году и пр.).

 Сложные упражнения мы разучиваем в несколько этапов, а потом часто к ним возвращаемся. На одном занятии мы обычно повторяем какое-либо хорошо разученное упражнение  и работаем над новым.

      Речевые игры. (логоритмика)  Позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Основой служит детский фольклор. К звучанию мы добавляем музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.  

  1. Примеры элементов логоритмики на музыкальных занятиях.
    Логоритмические упражнения на музыкальных занятиях  провожу в ос-
    новном во время музыкально-ритмических движений и игр-драматизаций. В дальнейшем  их использую в праздниках и развлечениях для того, чтобы все дети были задействованы в спектакле.
    Песня с движениями «Колыбельная» (1,2-я младшие группы)
    Использую в играх-драматизациях и как заключительное упражнение на
    релаксацию.
    Ой, люли-люшенки,      Кладут руку на руку
    Баиньки-баюшеньки...       и покачивают ими.
    Сладко спи по ночам
    Да расти по часам.           Поднимают руки вверх.
    Музыкальный руководитель. Спит малыш. Свернулся клубочком кот и
    тоже задремал. И мы с вами отдохнем.
    Дети ложатся на ковер, закрывают глаза и отдыхают под звучание колы-
    бельной (кассета «Колыбельные»). Потом садятся, потягиваются, встают и спокойно выходят из зала.
    Стихотворение с движениями «Падает снежок» (средняя группа)
    Использую в музыкально-ритмических движениях и играх-драматизациях,
    и, в дальнейшем, на праздниках и развлечениях (Новый год, по следам праздника) для вовлечения всех детей в ход действия.
    Падает снежок,                    
    Поднимают руки вверх и
    Белый холодок,                    медленно опускают их, 
    И летят снежинки на  дорожку.  
    делая мягкие взмахи кистями-

И т.д.

Другой пример:
Мы весной вскопали грядки
.     (Имитировать работу с лопатой) 
Мы пололи огород.    
(Наклониться или присесть, достать руками пол)
Поливали огород.                    (Покачиваться вперед-назад) 
В лунках маленьких не густо      

Посадили мы капусту.    (Присесть на корточки, обхватить руками колени) 
Лето все она толстела,
Разрасталась вширь и ввысь.
(Медленно подниматься, руки на поясе, повороты туловища вправо-влево)  

 

  Музыкотерапия - важная составляющая музыкально- оздоровительной работы в нашем ДОУ. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

     В каждую  группу  в  начале  учебного  года готовлю  диск  с  записью  музыки  для  укладывания  детей  на  сон.    Это  в  первую  очередь  разные  колыбельные  и  специальная  музыка  для релаксации: звуки  природы и др.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

Изменения в системе взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Реализация ФГОС ДО. Система работы по выявлению и развитию предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста

Представлена собственная система работы по выявлению и развитию предпосылок  одаренности у дошкольников,  применение инновационных педагогических техник и технологий в работе с одарёнными де...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 2. Модуль 1: ФГОС как ориентир развития системы дошкольного образования в РФ

Тема 1 - Общие положения ФГОСТема 2 - Требования к психолого-педагогических условиямТема 3 - Требования к кадровым и материальным ресурсамПрактическое задание 1...

Характеристика методической системы дошкольного образования "От рождения до школы". Особенности содержания и методов развития математических представлений дошкольников, реализующих требования ФГТ т ФГОС в данных системах.

Анализ раздела "Развитие элементарных математических представлений" комплексной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербово...

Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО

Представлены методические рекомендации по проведению методического объединения по теме «Система воспитательных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС НОО,  ФГОС НОО ОВЗ и ...

Система работы по преемственности ФГОС ДО и ФГОС НОО

Определены общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, основные задачи сотрудничества, принципы отбора содержания непрерывного образования, психолого-педагогические условия...