Проект "Школа пешеходных наук"
методическая разработка на тему

Мартыненко Алёна Юрьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_shkola_peshehodnyh_nauk.docx161.17 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ Коноваловский детский сад

Проект на тему

«Правила дорожного движения для детей старшей( разновозрастной 4 – 7лет)группы»

« Школа пешеходных наук»

Воспитатель: Мартыненко А.Ю.

2018г.

 Участники проекта: воспитатели, родители, дети старшей группы

Срок реализации: две недели

Тип проекта: краткосрочный

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Художественно – эстетическое развитие

Педагогические технологии:

Проблемно – игровая ситуация

Информационно – коммуникационные технологии

Здоровьесберегающие технологии (физкультминутка)

Игровые технологии

Познавательно - исследовательские технологии

Создание проблемы:

Внимателен ли ребенок на улице? Знает ли он правила поведения на улице, в транспорте? Уважает ли он правила дорожного движения? Умеет ли ребенок быть осторожным и осмотрительным?

Актуальность проблемы:

У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.

Цель проекта:

Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.

Задачи:

Образовательные

Углублять представления детей о правилах дорожного движения, полученные ранее;

Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах;

Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде;

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;

Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;

Формировать у детей осознанного отношения к соблюдению ПДД, чувства ответственности;

Воспитательные

Воспитание нравственных качеств личности, необходимых для усвоения и выполнения правил дорожного движения: внимательность, наблюдательность, дисциплинированность;

Воспитывать привычку соблюдать правила дорожного движения;

Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;

Развивающие

Развивать умение ориентироваться в дорожно- транспортной обстановке и прогнозировать дорожную ситуацию;

Развивать у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения;

Развивать у детей чувства контроля и самоконтроля;

Развивать память, речь, логическое мышление, внимание, самооценку.

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап:

1. Подбор материала по правилам дорожного движения.

2. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.

3. Просмотр видео материала.

4. Знакомство с литературными произведениями:

С. Михалков «Светофор»«Скверная история»,  М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета»,  Я. Пишумов «Азбука города»,  «Просто это знак такой.»«Постовой»«Продуктовая машина»,  Н. Носов «Автомобиль» и т. д.

5. Изготовление дидактических игр по ПДД.

6. Использование игр:

 Дидактических

«Час пик»«Угадай транспорт»«Мы - водители»«Весёлый жезл»«Законы улиц и дорог»« Что будет, если…», «Слушай – запоминай», « Подумай – отгадай», « Светофор», « Учись быть пешеходом», « Красный и зелёный».

Подвижных: «Стоп»«Цветные автомобили»«Зажги светофор»«Передай жезл» , « Островок безопасности», « Весёлый трамвайчик»,» Красный, желтый, зелёный», « Будь внимателен», «Воробушки и кот», « Таксисты», « Малыши и взрослые»

7. Альбом для рассматривания «Знакомимся с правилами дорожного движения».

8. Альбом «Автотранспорт».

9. Парты и кубики с изображением различных марок автомобилей.

10. Книжка – раскраска.

11. Домино «Дорожные знаки».

12. Коллекция дорожных знаков и машин.

Основной этап работы:

• Проведение мероприятий по модулю «Правила дорожного движения»

• Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД.

• Решение игровых ситуаций.

• Викторины ПДД.

• На зарядку становись («физкультминутка»).

• Проведение с воспитателями тематических досугов и развлечений:

  Игра – путешествие «Светофорик и дорога»

• Викторина «Дорожная азбука»

• Кроссворды по правилам дорожного движения»

• Проведение бесед«Обязанности пешехода»«Твой приятель светофор» «Мы пешеходы», «Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороги в детский сад»«Сигналы регулировщика»«Сведенья о дорогах»«Правила перехода улицы»«Дорожные знаки»«Правила поведения в общественном транспорте», «Перекрёсток».

• Оборудование детской игровой площадки по Правилам дорожного движения.

• Игровые задания («Транспорт»)

• Пополнение и обновление к сюжетно – ролевым играм «Дорожное движение»«Город – транспорт» по Правилам дорожного движения

• Изготовление учебно – дидактических пособий (дидактические игры, демонстрационный материал, плакаты).

• Проверь себя (Карточки с вопросами и ответами).

Заключительный этап:

• Развлечение по ПДД на тему: «Нежданный гость»

• Посвящение в пешеходы.

• Изготовление памяток для родителей.

Итоги проекта:

1. Дети познакомились со значениями слов: автодорога, шоссе, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, мостовая, пешеходный переход, перекресток, светофор…

2. Закрепили у детей представление о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта.

3. Изготовили макеты дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

4. Активизировали знания родителей об особенностях обучения детей правилам безопасного поведения на улицах, в транспорте.

5. Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения.

Приложение:

Конспекты:

Приложение №1

Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы   «Безопасность на дороге. Светофор».

Цель: формирование у дошкольников основ безопасного поведения в окружающей дорожно – транспортной среде.

Задачи: познакомить с правилами поведения на дороге шоферов и пешеходов; формировать навык ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора; закрепить знания о сигналах светофора; научить наклеивать «сигналы» светофора в правильной последовательности; развивать логическое мышление, внимание, связную речь.

Оборудование: картинки дорожных знаков, пешеходного перехода; жилетка, жезл, шапка инспектора ГИБДД; мягкая игрушка котенка; макет дороги.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент. Сообщение темы.

- Ребята, сегодня утром у дверей нашего детского сада я нашла котёнка. Он горько плакал. Посмотрите, он и сейчас плачет (показывает на игрушку котенка, который стоит на макете дороги). Дети, давайте спросим котенка, как его зовут и почему он плачет. Как вы думаете, что с ним случилось? (ответы детей). Да, наверно он попал в аварию. А почему, как вы думаете? (потому что он не соблюдал ПДД). Дети, а шофер их соблюдал? (ответы детей) А может быть Васька забыл посмотреть на светофор? Зачем он нам нужен, ребята? Какие цвета загораются на светофоре? Васька, что означает красный; желтый; зеленый цвет? Дети, котик не знает, поможем ему? (Дети называют обозначение красного, желтого, зеленого цвета светофора).

2. Чтение стихотворения М. Дружининой.

-Котик, где ты до сих пор?

Посмотри на светофор!

Видишь, свет зажегся красный,

Значит, стой, идти опасно!

И придется подождать,

Хоть машин и не видать!

Желтый свет когда горит,

Всем шоферам говорит:

«Осторожнее, шоферы!

Свет другой зажжется скоро!»

Утка крякнула: «Кря-кря!

Свет зеленый вижу я!»

Ну-ка, детки, дружно в ногу

Перейдем через дорогу!»

- Дети, давайте научим котенка правильно вести себя на дороге.

3. Подвижная игра «Можно - нельзя». Дети встают в круг. Тот, кому воспитатель бросит мягкую игрушку и задаст вопрос, должен сказать, можно так поступать или нельзя. (Играть в мяч на проезжей части дороги, переходить дорогу на зеленый свет светофора, высовываться из окна трамвая, кататься на велосипеде на проезжей части дороги).

4. Рассказ о сигналах регулировщика.

- Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришел? (инспектор ГИБДД). (Воспитатель наряжает ребенка в одежду регулировщика. Он воспроизводит все движения с жезлом).

- А что делает регулировщик на дороге? (ответы детей). Чем милиционер регулирует движение? (жезлом). Как вы думаете, что означает, когда регулировщик поднял жезл вверх? («Внимание»). А когда жезл опущен вниз? («Движение запрещено»). А если жезл указывает вперед? («Движение разрешено»).

6. Закрепление материала. 

Подвижная игра «Автомобили».

- Ребята, а давайте вы все превратитесь в автомобили и по сигналам регулировщика вы будете либо ехать, когда жезл будет направлен вперед, либо стоять, когда жезл опущен вниз, либо тихонько идти, когда жезл будет поднят вверх.

7. Объяснение значений некоторых дорожных знаков.

- Ребята, сядьте на стульчики возле доски. Посмотрите, что изображено на доске? (дорожные знаки). Воспитатель показывает на знаки«пешеходный переход, дети, больница, проход запрещен», дети их называют.

8. Коллективная аппликация «Светофор».

- Посмотрите, кот Васька хочет нам что-то показать. Что это такое? (разворачивает макет дороги). Правильно, это дорога, но, посмотрите, что-то здесь не так, чего- то не хватает  (ответы детей),  правильно, на этой дороге пустые светофоры. Вот почему наш Васька попал в аварию! Давайте сделаем так, чтобы светофоры работали: наклеим на них сигналы. Какого цвета сигнал будем наклеивать сверху? Посередине? Внизу? (Воспитатель сопровождает деятельность детей).

Приложение №3

Беседа с детьми (5-7лет) на тему «Перекресток и «полосатая зебра»

Цель:  знакомить детей с перекрестком, закреплять у детей навыки безопасного поведения на перекрестке, закрепить правила поведения на улице, уточнить – где можно играть, где нельзя, где нужно переходить дорогу.

Ход беседы

Педагог предлагает детям для рассмотрения картину, на которой изображен перекресток. Затем педагог просит описать эту картину и задает вопросы:

- Что вы видите на картине?

- Если дороги пересекаются, то как называется место пересечения?

- Что такое перекресток?

- Опишите, какой он и чем опасен?

- Что делают пешеходы на картине?

- Для чего нужен светофор на перекрестке?

- Какие правила должны соблюдать на перекрестке пешеход и водитель?

- Переходили ли вы когда-нибудь перекресток и где?

- Какие правила поведения на дороге вы соблюдали?

- Кто или что является помощником на перекрестке для участников дорожного движения?

Педагог совместно с детьми подводит итог и спрашивает детей о том, какие правила поведения они будут соблюдать, переходя перекресток.

- Ребята, давайте с вами вспомним правила поведения на пешеходе.

Вопросы детям:

Для чего предназначена улица?

На какие части делится улица?

Как называют людей, идущих по улице?

Как пешеход должен идти по улице?

Где люди могут перейти проезжую часть?

Как узнать где переход?

Для чего нужна «зебра» и островок безопасности?

Почему нельзя устраивать игры на проезжей части?

Воспитатель:

- Лучший способ сохранить свою жизнь на дорогах соблюдать Правила дорожного движения! Эти правила должны знать все и взрослые и дети.

Правило 1. Переходить улицу можно только по пешеходным переходам. Они обозначаются специальным знаком «Пешеходный переход». Самый безопасный переход — подземный.

Что такое переход.

Это знает каждый кот.

Уважают эти знаки даже кошки и собаки!

Воспитатель: 

Загадка:

Встало с краю улицы в длинном сапоге чучело трехглазое на одной ноге. Где машины движутся, где сошлись пути, помогает улицу людям перейти. (Светофор) 

Дети: 

- Светофор.

Воспитатель:

- Правильно!

Правило 2. Если нет подземного перехода, ты должен пользоваться переходом со светофором.

Сигнал светофора:

«красный человечек» означает: «СТОЙТЕ!»

«зеленый человечек» означает: «ИДИТЕ!»

Правило 3. Нельзя переходить улицу на красный свет, даже если нет машин.

Правило 4. Переходя улицу, всегда надо смотреть: сначала — налево, а дойдя до середины дороги - направо.

Дорога не тропинка, Дорога не канава

Сперва смотри налево.Потом смотри направо.

Правило 5. Безопаснее всего переходить улицу с группой пешеходов.

Правило 6. Ни в коем случае нельзя выбегать на дорогу (даже если ты очень спешишь), перед дорогой надо остановиться.

Правило 7. Нельзя играть на проезжей части дороги и на тротуаре.

Наша Таня громко плачет, уронила новый мячик.

Мяч попал под «Москвича», больше нет теперь мяча.

Игры на проезжей части могут привести к несчастью.

Скажет каждый постовой: - НЕ ИГРАЙ НА МОСТОВОЙ!

Подведение итогов.

Игра-путешествие  по станциям

«В гостях у Светофора»

Цели и задачи:

Проверить и закрепить знания о ПДД, предупредить наиболее распространённые ошибки детей на дороге.

Развивать у ребят активность, внимание, наблюдательность, логическое мышление.

Воспитывать у детей чувство дружбы, взаимовыручки.

Предупреждение  детского дорожно-транспортного травматизма.

Оборудование:  маршрутные листы, дорожные знаки, загадки, зашифрованные письма, грамоты для награждения, мультфильм «Про котёнка Женю и правила движения»

Ход занятия

Вводная часть занятия

Ведущий:

- Уважаемые игроки! Сегодня у нас состоится игра-путешествие  по станциям «В гостях у Светофора».

Цель сегодняшней игры – проверить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения, дорожные знаки и умеете применять знания на практике. Главным судьёй наших соревнований будет один очень важный гость. Узнайте, кто он?

Встало с краю улицы                  

В длинном сапоге

Чучело трехглазое

На одной ноге.

Где машины движутся,

Где сошлись пути,

Помогает улицу

Людям перейти.

Ответы детей: ( Светофор)

Входит педагог в костюме светофора:  

 – Здравствуйте, ребята! Сегодня я всех вас приглашаю в необычную игру-путешествие. Послушайте правила игры. Вас три команды. Команды будут называться цветами моих огней: «красная», «жёлтая», «зелёная». Каждая команда получает свой маршрутный лист нужного цвета, на котором написано, в каком порядке следовать по станциям (Приложение №1). После выполнения последнего задания  маршрутки приносите мне. Победит команда, набравшая большее количество баллов за знание правил дорожного движения. Будьте внимательны: построиться вы должны в порядке следования цветов светофора. А теперь пора начинать путешествие.

(На каждой станции стоит помощник светофора с заданиями, которые оцениваются по количеству правильно выполненных заданий).

Основная часть

(Команды отправляются в путешествие)

Станция №1 «Загадкино»

На этой станции дети должны отгадать загадки о транспорте.

За правильную отгадку – 1 балл

Дом — чудесный бегунок

На своей восьмерке ног.

Бегает аллейкой

По стальным двум змейкам. (Трамвай)

Их видно повсюду, их видно из окон,

По улице движутся быстрым потоком.

Они перевозят различные грузы —

Кирпич и железо, зерно и арбузы. (Грузовики)

К нам во двор забрался «крот»,

Роет землю у ворот.

Сотни рук он заменяет,

Без лопаты он копает. (Экскаватор)

Полотно, а не дорожка,

Конь не конь — сороконожка.

По дорожке той ползет,

Весь обоз один везет. (Поезд)

Что за чудо светлый дом?

 Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног — два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем!

Только лучше правь рулем! (Велосипед)

Вот утюг, так утюг!

Ах, какой огромный!

Он прошел — дорога вдруг

Стала гладкой, ровной! (Каток)

Овсом не кормят, кнутом не гонят,

А как пашет — пять плугов тащит. (Трактор)

Что такое — отгадай:

Ни автобус, ни трамвай.

Не нуждается в бензине,

Хотя колеса на резине. (Троллейбус)

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжелый подхвачу.

Где прикажут — положу,

Человеку я служу! (Подъемный кран)

Мчится огненной стрелой,

Мчится вдаль машина.

И зальет пожар любой

Смелая дружина. (Пожарная машина)

Эта сильная машина

Едет на огромных шинах.

Сразу полгоры убрал

Семитонный ... (самосвал)

Станция №2 «Шифровка»

На этой станции дети получают зашифрованное письмо, которое после нескольких минут обсуждения  должны правильно прочитать

Задания для станции «Шифровка»

1.«Прежде, чем перейти дорогу, найди … место для перехода. Остановись … тротуара. Посмотри внимательно сначала …, потом …, нет ли машин. Переходи дорогу …. …соблюдай правила дорожного …! Будь … пешеходом!»

 1) никогда, 2) опасное, 3) наискосок, 4) у центра, 5) безопасное, 6) направо, 7) по прямой, 8) у края, 9) всегда, 10) налево, 11) транспорта, 12) рассеянным, 13) движения, 14) внимательным.

2.«Ребята! Изучайте и … правила … движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её …. Переходите дорогу только на … сигнал светофора. … переходите проезжую часть улицы … близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить …! Дорога – это … место для игр!»

1) можно, 2) красный, 3) транспортного, 4) жёлтый, 5) игнорируйте, 6) нельзя, 7) не, 8) зелёный, 9) соблюдайте, 10) позади, 11) дорожного, 12) опасности, 13) перед, 14) то, 15) безопасности.

3.«Ребята! … за борта грузовиков или других … средств – это приводит к …. Играть на мостовой …. Помогайте своим младшим товарищам … переходить улицы и …. Играть и бегать по дороге – …! Будьте во всём … примером  для младших детей».

1) безопасно, 2) тротуары, 3) разрешается, 4) держитесь, 5) опасно, 6) плохим, 7) дороги,  8) счастью, 9) не цепляйтесь, 10) дорожных, 11) как-нибудь, 12) запрещается, 13) хорошим, 14) транспортных, 15) правильно, 16) беде.

Ключ

1. «Прежде, чем перейти дорогу, найди безопасное место для перехода. Остановись у края тротуара. Посмотри внимательно сначала налево, потом направо, нет ли машин. Переходи дорогу по прямой. Всегда соблюдай правила дорожного движения! Будь внимательным пешеходом!»

2. «Ребята! Изучайте и соблюдайте правила дорожного движения! Прежде, чем переходить дорогу, убедитесь в полной её безопасности. Переходите дорогу только на зелёный сигнал светофора. Не переходите проезжую часть улицы перед близко идущим транспортом. Помните: транспорт сразу остановить нельзя! Дорога – это не место для игр!»

3. «Ребята! Не цепляйтесь за борта грузовиков или других транспортных средств – это приводит к беде. Играть на мостовой опасно. Помогайте своим младшим товарищам правильно переходить улицы и дороги. Играть и бегать по дороге – запрещается! Будьте во всём хорошим примером  для младших детей».

Станция №3 «Дорожные знаки»

На этой станции дети должны по загадке  отгадать о каком знаке говорится  и найти его среди предложенных дорожных знаков

Землю роет человек.
Почему проезда нет? 
(Дорожные работы)

– К какой группе относятся все эти знаки? (Предупреждающие)


4. Здесь заправится машина,
Выпьет три ведра бензина.
Поможет знак машине каждой,
Если та страдает жаждой. 
(Автозаправочная станция)


5. Наташа с куклою в тревоге;
Нужен им доктор им в дороге.
Не смотрите, грустным взглядом,
Помощь близко! Доктор рядом! 
(Пункт первой помощи)

– К какой группе относятся эти знаки? (Знаки сервиса)


6. И зайчишку и Маришку
И соседнего мальчишку
Чётко знак оповещает;
Въезд машинам запрещает. 
(Въезд запрещён)


7. Ездят здесь одни машины,
Грозно их мелькают шины.
У тебя велосипед?
Значит – СТОП!!! Дороги – НЕТ! 
(Движение на велосипедах запрещено)


– К какой группе относятся эти знаки? 
(Запрещающие)


8. У посадочных площадок
Пассажиры транспорт ждут
Установленный порядок
Нарушать нельзя тут. 
(Место остановки автобуса или троллейбуса)


9. Это знак такого рода
Он на страже пешехода
Переходим дружно вместе,
Мы дорогу в этом месте. 
(Пешеходный переход)

– К какой группе относятся эти знаки? (Информационно-указательные

Станция №4 «Вопрос-ответ»

На этой станции капитаны команд должны за 1 минуту ответить на большее количество вопросов по ПДД). Возможна помощь команды.

Задания для станции «Вопрос-ответ»

 Самодвижущееся четырёхколёсное транспортное средство. (Автомобиль)

 По рельсам бежит – на поворотах дребезжит. (Трамвай) 

Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов. (Дорога)

Старинный  экипаж, запряжённый лошадьми. (Карета)

Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров. (Автобус)

 Любимое транспортное средство отчаянных мальчишек, для езды на котором надо отталкиваться ногой. (Самокат)

 Автомобиль, которому не страшны самые плохие дороги. (Вездеход)

Дом для автомобиля. (Гараж)

Гараж для самолётов. (Ангар)

Человек, идущий по тротуару. (Пешеход)

Дорога для трамвая. (Рельсы)

Часть дороги, по которой идут пешеходы. (Тротуар)

Изгиб дороги. (Поворот)

Человек, управляющий автомобилем. (Водитель)

Водитель самолёта. (Лётчик, пилот)

Устройство для остановки автомобиля. (Тормоз)

Что показывает стрелка спидометра? (Скорость)

Место на дороге, предназначенное для пешеходов. (Переход)

Полосатая разметка перехода. (Зебра)

Место пересечения улиц. (Перекрёсток)

Милиционер, регулирующий движение на перекрёстке. (Регулировщик)

Громкий звуковой сигнал специальной машины. (Сирена)

Место для посадки и высадки пассажиров общественного транспорта. (Остановка)

Прочная широкая лямка, обеспечивающая безопасность водителя и пассажира в легковом автомобиле. (Ремень безопасности)

Защитный головной убор мотоциклиста. (Шлем)

Человек, едущий в транспорте, но не за рулём. (Пассажир)

Подземный вид общественного транспорта. (Метро)

Лестница-чудесница в метро. (Эскалатор)

Водитель велосипеда. (Велосипедист)

Пересечение железнодорожных путей с автомобильной дорогой. (Переезд)

Опускающаяся и поднимающаяся перекладина для открытия и закрытия переезда. (Шлагбаум)

Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара. (Обочина)

Асфальтированная загородная дорога для движения транспорта. (Шоссе)

 «Ноги» автомобиля. (Колёса)

«Глаза» автомобиля. (Фары)

Часть грузовика, предназначенная для перевозки грузов. (Кузов)

Вид грузовика, кузов которого сваливает груз сам. (Самосвал) 

Приспособление для буксировки автомобиля. (Трос)

Автомобиль, имеющий название великой русской реки. («Волга»)

Пешеход или водитель, не выполняющий Правила дорожного движения. (Нарушитель)

Наказание за нарушение ПДД. (Штраф) 

Сколько колес у легкового автомобиля? (Четыре)

Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один)

Кто ходит по тротуару? (Пешеход)

Кто управляет автомобилем? (Водитель)

Как называется место пересечения двух дорог? (Перекресток)

Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)

По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)

Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП)

С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице?

(С 14-ти лет)

Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два)

Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три)

На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру)

Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту)

Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)

Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)

Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)

Заключительная часть

  Светофор подсчитывает результаты. В это время можно с детьми посмотреть мультфильм «Про котёнка Женю и правила движения»

   По итогам путешествия  командам вручаются грамоты .

Светофор:

 -   И в заключении мы поиграем с вами в игру

«Это я, это я, это все мои  друзья».

Если вы согласны с моим изречением, то хором говорите:  «Это я, это я, это все мои  друзья», если не согласны – молчите.                                                                                                                    

Светофор: 

- Кто из вас идет вперёд

  Только там, где переход?

Дети:

- Это я, это я, это все мои  друзья!

Светофор:

- Кто из вас, идя домой,

  Держит путь по мостовой?

Дети:(молчат)

Светофор: 

- Кто из вас в вагоне тесном

  Уступил старушке место?  

Дети:

- Это я, это я, это все мои  друзья!

Светофор:

- Кто летит так скоро,

  Что не видит светофора?

Дети: (молчат)

Светофор:

- Знает  кто, что красный  свет –

  Это значит – хода нет?

 Дети:

- Это я, это я, это все мои  друзья!

Светофор:

-Чтобы жить,  не зная  огорченья,

  Чтобы бегать, плавать и летать,

 Каждый  должен правила движенья

 Всегда и всюду соблюдать!

- До следующей встречи, друзья!

Приложение №1

Маршрутки

ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТАНЦИЯМ

(маршрутный лист)

Название станции

Баллы

Роспись

1

2

3

4

Общий балл

Приложение №2


ГРАМОТА

Награждается команда

………………………………….,

занявшая  …. место

в конкурсе

«Игра-путешествие по станциям»


                  Жюри:

Приложение №3

Развлечение по ПДД в старшей группе на тему:

«Нежданный гость»

Цель:

• Уточнить и закрепить знания детьми правил дорожного движения;

• Учить различать элементы дорог (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход зебра);

• Помочь запомнить знаки«Пешеходный переход»«Велосипедная дорожка»«Осторожно дети»;

• Расширять знания детей о правилах дорожного движения и безопасного поведения на улицах города;

• Формировать навыки самосохранения;

• Совершенствовать у детей в играх - соревнованиях навыки бега, ловкость;

• Воспитывать чувство коллективизма, умение радоваться своему успеху и успеху товарищей, так же отзывчивость и желание помочь другу в сложных ситуациях.

Оборудование:

• Дорожные знаки;

• Коляски для кукол 2шт. ;

• Куклы 2шт. ;

• Кубики: 2 красных, 2 жёлтых, 2 зелёных;

• Два детских велосипеда.

• Мультимедиа-проектор.

Предварительная работа:

• Проведение с детьми познавательных занятий, бесед по ознакомлению с правилами дорожного движения.

• Экскурсии к перекрёстку.

• Чтение сказок, рассказов.

• Знакомство на физкультурных занятиях с играми – эстафетами.

• Разучивание стихов, песен, частушек о правилах дорожного движения.

Зал оформлен иллюстрациями и рисунками детей выполненных совместно с родителями. На полу схема перекрёстка с пешеходными дорожками. Под музыку А. Филлипенко «Весёлый марш» дети входят в зал, и садятся на стулья.

Ведущий: Ребята мы живём с вами в красивом селе с широкими улицами, по которым движутся  легковые и грузовые автомобили, трактора. И никто никому не мешает. Это потому, что есть строгие правила для водителей, автомобилей и пешеходов. О них мы сегодня и поговорим. В гости к нам пришёл инспектор ДПС. (Ведущий одевает куртку и фуражку инспектора ДПС).

Инспектор ДПС: Здравствуйте, дети! Вы знаете правила дорожного движения?

Дети: Да!

Инспектор ДПС: Очень хорошо. Наш детский сад и дома, где вы живёте, находятся рядом с дорогой. Если мы внимательно прислушаемся, то услышим гул машин. Рядом с дорогой для машин есть ещё одна дорога – как она называется?

Дети: Тротуар!

Инспектор ДПС: Правильно! Вам часто приходится переходить  дорогу, идёте в магазин или в детский сад. Чтобы переходить дорогу надо знать правила дорожного движения. Кто знает, как нужно переходить дорогу?

1 ребёнок:

На дороге – множество правил,

Кто где едет, куда как идти.

Их придумали, чтоб аварий

Не случилось с тобой в пути.

2 ребёнок:

Где улицу надо тебе перейти

О правиле помни простом

Сначала налево ты посмотри,

Направо взгляни потом.

Инспектор ДПС: Есть ещё одно правило для маленьких пешеходов, которые ещё ходят в детский сад?

Дети: Переходить проезжую часть улицы, держась за руку взрослого. 

Инспектор ДПС: А вы знаете кто я? Я инспектор ДПС. Я слежу за порядком на дорогах. Сотрудники ДПС мужественные люди, они несут службу и в жару, и в холод. Они проверяют исправность машин, следят за соблюдением правил дорожного движения, первыми приходят на помощь в автомобильных авариях. Я бы, ребята, хотел увидеть, как вы ведёте себя на улице? 

Игра «Малыши и взрослые».

Дети под музыку гуляют, бегают, по заданию ведущего, меняя движение по «тротуару», на смену музыки находят свою пару, переходят дорогу по «Зебре».

Инспектор ДПС: Молодцы! В игре все соблюдали правила дорожного движения. Скажите, почему вы играли только в специально отведённом месте, а не на проезжей части дороги? (Ответы детей)

Ребёнок:

И малышки даже знают – на дороге не играют!

И без мам гулять нельзя – это помните друзья!

Игра «Слушай и запоминай».

Дети встают в круг, а инспектор ДПС стоит в середине. Дети идут по кругу под музыку. Инспектор ДПС останавливает и задаёт вопрос, ребёнок должен ответить.

Вопросы:

• Где нужно переходить улицу?

• Где должны ходить пешеходы?

• Какой знак висит недалеко от школ и детских садов?

• Можно ли играть на проезжей части?

Инспектор ДПС: Молодцы, на все вопросы ответили.

Песня «Машина» музыка Т. Попатенко, слова Н. Найдёновой.

Заходит Дед Мороз. Ходит, как будто заблудился, не понимает куда попал, куда ему идти.

Дед Мороз: Здравствуйте… А куда я попал? Вроде знакомое место…

Инспектор ДПС: Здравствуй Дед Мороз, ты, что тут делаешь? Как ты попал в это время года, сейчас же весна…

Дед Мороз: Я заблудился! Я пропал! Катался я на своих санях, объезжал свои северные владения, а попал к вам…

Попав в большое, шумное село,

Я растерялся, я пропал…

Кругом машины, трактора,

То вдруг автобус на пути…

Признаться честно, я не знаю,

Где мне дорогу перейти.

Ребята, вы мне помогите,

И, если можно, расскажите,

Дорогу как переходить,

В больницу, чтоб не угодить?

Инспектор ДПС: Ах, Дед Мороз! Ты не знаешь правил дорожного движения?

Дед Мороз: Мне нужно вернуться! Я растаю…

Инспектор ДПС: Ладно, что- нибудь придумаем. А пока отдохни, у нас как раз начинаются соревнования.

Засиделись наши ноги

Им, пройтись бы по дороге,

Ещё лучше пробежаться,

В быстроте посостязаться.

Инспектор ДПС: В две команды становись.

Дети, участники соревнований строятся на линию старта в две колонны.

Соревнования:

1. «Прокати куклу».

2. Кто быстрее составит светофор из кубиков?

3. Добеги до знака.

4. До флажка на велосипеде.

Инспектор ДПС: Молодцы, ребята! Показали, какие вы ловкие, быстрые! На магнитной доске дорожные знаки, но изображения скрыты, дорожные знаки откроются только тогда, когда вы отгадаете мои загадки.

1. Подошли мы к мостовой.

Знак висит над головой:

Человек шагает смело

По полоскам чёрно – белым.

(Пешеходный переход).

2. Шли из сада мы домой,

Видим знак на мостовой:

Круг, внутри велосипед.

Ничего другого нет.

(Велосипедная дорожка).

3. Я хочу спросить про знак,

Нарисован он вот так:

В треугольнике ребята

Со всех ног бегут куда-то.

(Осторожно дети).

Дед Мороз: Ой, какие вы молодцы! Но мне жарко!

Инспектор ДПС: Дед Мороз тогда мы тебя отправим на машине в аэропорт, а ребята тебе помогут.

Игра «Кто быстрее соберёт машину».

Дети складывают машину из геометрических фигур на полу.

Инспектор ДПС: Ребята, надо Деда Мороза познакомить со светофором, он ведь окажется в большом городе. 

1 ребёнок.

Самый строгий – красный свет.

Если он горит,

Стоп! Дороги дальше нет,

Путь для всех закрыт.

2 ребёнок.

Чтоб спокойно перешёл ты,

Слушай наш совет:

Жди! Увидишь скоро жёлтый

В середине свет.

3 ребёнок.

А за ним зелёный свет

Вспыхнет впереди,

Скажет он: «Препятствий нет.

Смело в путь иди!»

Дед Мороз: Я так счастлив, я так рад,

Что попал к вам в детский сад.

Смогли меня вы научить,

Как по улицам ходить!

Подвижная игра «Светофор».

«Зелёный цвет» - дети маршируют на месте.

«Жёлтый цвет» - все перестают маршировать.

«Красный цвет» - движений нет, все присядут.

Инспектор ДПС: Ребята, посмотрите, Дед Мороз уехал на машине в аэропорт, а там улетел на самолёте к себе домой - на Север. Зимой будем ждать его в гости. 

Инспектор ДПС: С удовольствием  послушаю частушки о правилах дорожного движения, в исполнении вас, ребята.

1 ребёнок.

Мы частушки пропоём

Всем для настроения.

И, конечно, повторим

Правила движения.

2 ребёнок.

Мчат машины по дорогам –

Перейти опасно.

На дороге ищи «зебру»:

Переход здесь – ясно!

3 ребёнок.

Твой весёлый, звонкий мяч

Может быстро мчаться вскачь.

Не играйте у дороги,

Берегите мяч и ноги!

Инспектор ДПС: Правила дорожного движения очень важны. Знать их должен каждый человек, никто не должен нарушать их. Вы тоже не нарушайте правила дорожного движения, тогда не будет несчастных случаев на дороге, и вы вырастите здоровыми, умными и счастливыми. До свидания.

Приложение №4

 «Путешествие в Знакоград»

(Интегрированное занятие по Лего-конструированию с безопасностью дорожного движения)

 Цели:

  • Развитие у детей общих познавательных и творческих способностей.
  • Учить детей индивидуальному и совместному конструированию.
  • Формирование и совершенствование мелкой моторики рук, двигательных умений и навыков в манипуляции с конструктором Лего
  • Обучение анализу способов расположения частей, ориентируясь на образец, правильно располагать в пространстве геометрические фигуры
  • Формирование и закрепление пространственных представлений (слева, справа, вверху, внизу, в центре, впереди)
  • Обучение рассказу о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре, планирование хода действий
  •  Формирование навыков безопасного поведения на дорогах у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Закреплять умение анализировать предмет, устанавливать связь между его назначением и строением;
  • Развивать способность детей «читать» графические изображения предмета, представленные  во всех проекциях (вид спереди, вид сбоку, вид сверху и т.п.);
  • Закрепление знаний геометрических фигур.
  • Приобщать детей к миру технического изобретательства.
  • Расширять знания и представления детей о предметном мире.
  • Развивать наглядно-образное восприятие.
  • Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.
  • закрепить знания детей о правилах поведения на дороге;
  • сформировать  в детях грамотных пешеходов.

Ожидаемые результаты:

  • Соблюдают правила дорожного движения
  • Понимают значения сигналов светофора
  • Узнают и называют дорожные знаки
  • Конструируют модели по заданному образцу
  • Умеют выполнять как объемные конструкции, так и плоскостные (мозаика)
  • Используют различные приемы в конструировании (разные виды кладок)
  • Формируют и совершенствуют мелкую моторики рук, двигательные умения и навыки в манипуляции с конструктором Лего
  • Формируют целостный образ предметов
  • Умеют работать в команде

Ход занятия:

        Дети рассаживаются за столы по 2 человека.

Воспитатель.  Ребята! Я рада приветствовать вас на занятии по конструированию.

 Вы знаете, сегодня утром к нам в группу приходил почтальон и принес необычное письмо.  В нем жители волшебного города «Знакограда» просят нас о помощи: утром они обнаружили, что в городе исчезли все дорожные знаки, светофоры. Теперь водители не знают, как и куда им правильно проезжать по городу, а пешеходы не знают, как им теперь безопасно перейти дорогу. Как вы думаете, что будет происходить на дорогах, если не будет дорожных знаков?

Ответы детей.

Воспитатель. Мы поможем с вами жителям города «Знакограда»,  построим для них светофор и знаки дорожного движения?

Ответы детей.

Воспитатель.  Но перед тем, как помочь жителям «Знакограда», давайте сами вспомним и повторим основные правила дорожного движения, сигналы светофора, основные дорожные знаки.

Ответы детей.

Воспитатель.  А давайте сейчас посмотрим, как вы запомнили дорожные знаки.

1.Всем знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый,

На ту сторону ведет... ("Пешеходный переход".)

2.На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети,

Только на…. ("Велосипедная дорожка".)

3.В белом треугольнике

С окаемкой красной

Человечкам-школьникам

Очень безопасно.

Этот знак дорожный

Знают все на свете:

Будьте осторожны,

На дороге … (дети).

4.Остановка, толпится народ.

Скоро автобус подойдёт.

Здесь ждут транспорт городской,

Едут в офис, в цех, домой.

Едут в школу, детский сад,

В праздник едут на парад.

В уличном круговороте

Транспорт городской в почете! (место остановки автобуса)

5.Этот знак для тех, кто болен

Кто здоровьем не доволен.

Придорожный Айболит

Вас подлечит, подбодрит. (пункт первой медицинской помощи)

Воспитатель.  Какие вы все молодцы! Все правильно ответили!

Теперь давайте вспомним детали нашего конструктора и виды кладок.

Давайте теперь разомнемся и немного поиграем.

Физкультминутка «Постовой»:

Постовой стоит упрямый       (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи!         (движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо     (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди!              (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся         (руки на пояс)        

Приглашает нас идти             (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите       (хлопки руками)

Пешеходов пропустите!        (прыжки на месте)

Воспитатель.  А теперь ребята отгадайте загадку, и вы узнаете, что мы с вами сейчас будем строить.

1.На перекрестке двух дорог

Стоит наш терем-теремок

Свет в окошечке горит

То, о чем нам говорит

Свет зеленый, желтый, красный

Знаем мы давно прекрасно. (Светофор)

      2.Какой свет нам говорит:
     «Проходите – путь открыт»(Зеленый)                                                                
     3.Какой свет нам говорит:
      «Вы постойте – путь закрыт!» (красный)

А теперь приступаем к постройке светофора. Какие по форме детали мы будем использовать?

Ответы детей.

Воспитатель. Я покажу вам, в какой последовательности мы строим светофор. ( Показывает картинку – схему).Обратите внимание на кладку самого светофора: ножка светофора – простая кладка, корпус светофора - составная с перекрытием. Светофор – объемная фигура, строим его из кирпичиков.

Какие замечательные светофоры у вас получились!

Светофоры у нас есть, а теперь можно нам  превратиться в водителей и сделать небольшую гимнастику.

Физкультминутка «Водитель»

Едем-едем на машине                  (руки держат «руль» )
Нажимаем на педаль                    (двигают стопой ноги )

Газ включаем – выключаем         ( двигают рукой) 
Пристально мы смотрим вдаль.  ( всматриваются вдаль )
Дворники счищают капли           (руками делают круговые  движения)
Вправо- влево - чистота! 
Ветер волосы ерошит                   (руками ерошат волосы )
Мы водители хоть куда! 

Замечательные из вас водители получились!

А теперь отгадайте, что мы с вами построим дальше.

Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!  (Пешеходный переход)

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно дети, это знак «Пешеходный переход». Посмотрите на знак, и скажите, какие геометрические фигуры вы там видите?

Ответы детей.

Воспитатель. А знак мы с вами будем в отличие от светофора, конструировать в виде мозаики, на горизонтальной плоскости. Вам в помощь я продемонстрирую ход работы .Может вы по- своему сконструируете этот знак. Нам будет любопытно посмотреть. Выкладка этого знака происходит слоями: белые пластины - основа, на ней выкладываем пешехода(кирпичики и цилиндр черного цвета), а вокруг него делаем синими кирпичиками –треугольник.

Какие вы молодцы! Какие чудесные знаки вы построили! Жители города «Знакограда» очень рады, что теперь в их городе порядок - могут по правилам ездить машины и передвигаться пешеходы! Они передают вам большое Спасибо!

 Рефлексия.

Воспитатель. Попрошу вас ребята оценить свою работу.

Если занятие вам понравилось, у вас всё получилось – поднимите зеленый кирпичик конструктора.

 Если что-то вам не понравилось или у вас что-то не получилось, поднимите желтый кирпичик конструктора.

 Если занятие вам не понравилось, задания вызвали у вас затруднения, поднимите красный кирпичик конструктора.

     (Дети поднимают нужный кирпичик конструктора).

 Воспитатель.  Спасибо вам большое за занятие. До новых встреч!

Приложение №5

Дидактические игры по правилам дорожного движения (для детей старшего дошкольного движения)

«Угадай транспорт»

Задачи: закреплять представления детей о транспорте, умению описанию (загадке) узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Правила: называть транспорт можно только после того, как прозвучит загадка о нём. Выигрывает тот, кто больше даст правильных ответов, т. е. получивший больше картинок с транспортом. Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Мы с вами беседовали о транспорте, наблюдали за его движением по дороге, а сегодня поиграем в игру, которая называется «Угадай транспорт». Послушайте правила игры. Я буду загадывать загадки о транспорте, а вы должны подумать и правильно их отгадать. Кто первым правильно отгадает, о каком транспорте идёт речь в загадке, получает картинку с его изображением. У кого в конце игры будет больше картинок, тот и победит.
Дом — чудесный бегунок
На своей восьмёрке ног.
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
(Трамвай)
Что за чудо светлый дом?
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Что такое — отгадай:
Ни автобус, ни трамвай.
Не нуждается в бензине,
Хотя колёса на резине.
(Троллейбус)
Их видно повсюду, их видно из окон,
По улице движутся быстрым потоком.
Они перевозят различные грузы —
Кирпич и железо, зерно и арбузы.
(Грузовики)
Этот конь не ест овса,
Вместо ног — два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём!
Только лучше правь рулём!
(Велосипед)
Длинной шеей поверчу,
Груз тяжёлый подхвачу.
Где прикажут — положу,
Человеку я служу!
(Подъёмный кран)
К нам во двор забрался «крот»,
Роет землю у ворот.
Сотни рук он заменяет,
Без лопаты он копает.
(Экскаватор)
Вот утюг так утюг!
Ах, какой огромный!
Он прошёл — дорога вдруг
Стала гладкой, ровной!
(Каток)
Мчится огненной стрелой,
Мчится вдаль машина.
И зальёт пожар любой
Смелая дружина.
(Пожарная машина)
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь — сороконожка.
По дорожке той ползёт,
Весь обоз один везёт.
(Поезд)
Овсом не кормят,
Кнутом не гонят,
А как пашет —
Пять плугов тащит.
(Трактор)
Эта сильная машина
Едет на огромных шинах.
Сразу полгоры убрал
Семитонный…(самосвал).
Чтобы он тебя повёз,
Не попросит он овёс.
Накорми его бензином,
На копыта дай резину.
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…(автомобиль).

«Играй, да смекай!»

Задачи: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.
Правила: изображение дорожного знака закрывается только после прослушивания информации о нём. Выигрывает тот, кто первым правильно закроет все изображения, прозвучавшие в загадках или стихах.
В игре участвуют 4-6 детей, перед которыми разложены таблицы с изображением дорожных знаков и пустые карточки. Принцип игры — лото. Воспитатель читает загадки (стихи) о дорожных знаках, дети закрывают карточками их изображения на таблице.
Эй, водитель, осторожно!
Ехать быстро невозможно.
Знают люди все на свете —
В этом месте ходят дети.
(Знак «Дети»)
Здесь дорожные работы —
Ни проехать, ни пройти.
Это место пешеходу
Лучше просто обойти.
(Знак «Дорожные работы»)
Никогда не подведёт
Нас подземный переход:
Дорога пешеходная
В нём всегда свободная.
(Знак «Подземный переход»)

У него два колеса и седло на раме,
Две педали есть внизу, крутят их ногами.
В красном круге он стоит,
О запрете говорит.
(Знак «Велосипедное движение запрещено»)
Этой зебры на дороге
Я нисколько не боюсь.
Если все вокруг в порядке,
По полоскам в путь пущусь.
(Знак «Пешеходный переход».)
Красный круг, прямоугольник
Знать обязан и дошкольник.
Это очень строгий знак.
И куда б вы не спешили
С папой на автомобиле —
Не проедете никак!
(Знак «Въезд запрещён»)
Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи.
Заболел и вижу пункт
Медицинской помощи.
(Знак «Пункт первой медицинской помощи»)
Этот знак на переезде —
В непростом, заметим, месте.
Тут шлагбаум не стоит,
Паровоз вовсю дымит.
Скорость он набрал уже,
Так что будь настороже.
(Знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума»)

«Подумай — отгадай»

Задачи: активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; уточнить представление о транспорте и правилах дорожного движения; воспитывать сообразительность и находчивость.
Правила: необходимо давать правильный индивидуальный ответ, а не выкрикивать его хором. Выигрывает тот, кто получил больше фишек за правильные ответы.
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Я хочу узнать, кто у нас в группе самый находчивый и сообразительный. Я буду вам задавать вопросы, кто знает правильный ответ, должен поднять руку. Отвечать хором нельзя. Кто первым ответит правильно, получает фишку. В конце игры посчитаем фишки и узнаем победителя. Победит тот, у кого их будет больше всего.
Сколько колёс у легкового автомобиля? (Четыре.)
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? (Один.)
Кто ходит по тротуару? (Пешеход.)
Кто управляет автомобилем? (Водитель.)
Как называется место пересечения двух дорог? (Перекрёсток.)
Для чего нужна проезжая часть? (Для движения транспорта.)
По какой стороне проезжей части движется транспорт? (По правой.)
Что может произойти, если пешеход или водитель нарушил правила дорожного движения? (Авария или ДТП.)
Какой свет верхний на светофоре? (Красный.)
С какого возраста разрешается детям ездить на велосипеде по улице? (С 14лет.)
Сколько сигналов у пешеходного светофора? (Два.)
Сколько сигналов у транспортного светофора? (Три.)
На какое животное похож пешеходный переход? (На зебру.)
Как пешеход может попасть в подземный переход? (По лестнице вниз.)
Если нет тротуара, где можно двигаться пешеходу? (По обочине слева, навстречу транспорту.)
Какие машины оборудованы специальными звуковыми и световыми сигналами? («Скорая помощь», пожарная и милицейская машины.)
Что держит в руке инспектор ГИБДД? (Жезл.)
Какой сигнал подаёт автомобиль, поворачивая вправо? (Моргает правой маленькой лампочкой.)
Где нужно играть, чтобы не подвергаться опасности? (Во дворе, на детской площадке.)

«Мы — водители»

Задачи: помочь научиться понимать дорожную символику и её специфику (на примере дорожных знаков), видеть её основные качества — образность, краткость, обобщённость; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.
Правила: нужно придумать дорожный знак наиболее сходный с общепринятым. Самый удачный знак получает фишку — зелёный кружок. Выигрывает тот, кто наберёт большее количество кружков.
Материалы:
1. карточки с дорожными знаками по сериям: дорога идёт в медпункт (пункт техобслуживания, столовую, автозаправочную станцию и др. — 6вариантов); встречи в пути (люди, животные, виды транспорта — 6вариантов); сложности в пути, возможные опасности (6 вариантов); запрещающие знаки (6 вариантов);
2. кусок мела, если разветвлённая дорога чертится, или полоски бумаги, изображающие такие дороги;
3. маленькая машина или автобус;
4. зелёные кружки — 30 шт.
Дети садятся вокруг сдвинутых столов, на которых раскладывается разветвлённая дорога из бумаги.
Воспитатель ставит в начало дороги машину, называет игру и вместе с детьми обсуждает обязанности водителя.
Воспитатель. Каждый водитель машины обязан знать, как она устроена, как её заводить, чинить, как ею управлять. Работа водителя очень трудная. Надо нетолько быстро перевезти людей и грузы. Очень важно, чтобы не случилось никаких происшествий по дороге. Неожиданности могут быть разные: то дорога разветвляется, и водителю надо решить, куда же ехать, то путь лежит мимо школы или детского сада, и маленькие дети могут выскочить на дорогу, то вдруг пассажир, который едет рядом с водителем, почувствовал себя плохо и его нужно срочно доставить в больницу или в машине что-то внезапно сломалось, или закончился бензин. Как поступить водителю? Может быть, спросить у прохожих, где находится больница, где можно починить или заправить машину? А если дорога пустынна и прохожих нет? Или прохожие не могут ответить на вопрос водителя? Как быть?
Ответы детей.
Конечно, вдоль дороги нужно поставить специальные знаки, чтобы водитель, даже если он очень быстро едет, взглянул на знак и сразу же понял, о чём он предупреждает или сообщает. Поэтому водители обязательно должны знать все знаки, встречающиеся на дорогах. Когда вы станете взрослыми, тоже сможете научиться водить машину, а вот с дорожными знаками мы познакомимся сегодня и узнаем, что означает тот или иной знак.
Машина быстро мчится по дороге и вдруг…
Далее описывается ситуация, когда во время езды срочно нужно найти телефон, столовую, медпункт, автосервис, автозаправку и др. Машина останавливается, а дети должны догадаться, как выглядит знак, около которого водитель остановил свою машину. Они предлагают свои варианты знаков (что там, по их мнению, должно быть нарисовано). Воспитатель напоминает, что машина обычно едет быстро, водитель должен взглянуть и сразу же понять знак, поэтому знак должен быть простым, на нём не должно быть ничего лишнего. Затем воспитатель показывает дорожный знак и кладёт его на месте остановки машины, а дети вместе с воспитателем оценивают все варианты знаков, награждая зелёным кружком наиболее удачный из них. Игра продолжается. Воспитатель ориентирует свой рассказ на имеющиеся у него дорожные знаки.
Сегодня мы узнали некоторые дорожные знаки, которые помогают водителям в работе. А вы, когда будете идти по улице или ехать в транспорте, обратите внимание на дорожные знаки, размещённые вдоль дороги, подсказывайте взрослым, что они означают.
А сейчас мы должны подвести итоги нашей игры и узнать победителя.
Дети считают свои зелёные кружки. Воспитатель поздравляет победителей, отмечает наиболее активных детей, подбадривает робких и застенчивых.

«Весёлый жезл»

Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице; активизировать знания детей, их речь, память, мышление; воспитывать желание выполнять ПДД в жизни.
Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только получив жезл.
Воспитатель делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её правила.
Воспитатель: Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень внимательны! Победит та команда, которая назовёт больше правил и не повторится.
Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила.
Дети: Переходить улицу можно по пешеходному подземному переходу или только на зелёный сигнал светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара, можно двигаться полевой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности, переходить.
Аналогично проводится игра «Слушай — запоминай», только дети перечисляют правила для пассажиров.

«Законы улиц и дорог»

Задачи: совершенствовать знания о правилах поведения на улицах и дорогах; развивать внимание, умение решать проблемные ситуации, читать дорожные знаки, самостоятельно ориентироваться на улице; воспитывать интерес к выполнению правил дорожного движения.
Правила: участвуя в разыгрывании дорожных ситуаций, не нарушать ПДД. Задания нужно выполнять до конца.
Материалы: игровое поле, фигурки пешеходов и транспорта, дорожные знаки.
Игра имеет несколько вариантов с различным уровнем сложности.
1. Знакомство с планом города, его постройками и обитателями. Можно дать названия городу, реке, улицам и т. д.
2. Необходимо помочь жителям города выбрать безопасный маршрут и добраться до нужного места: профессору — в магазин «Оптика», чтобы купить новые очки, в киоск — за свежей газетой, на почту — отправить телеграмму, в часовую мастерскую и т. д. Домохозяйке — за покупками в булочную, продуктовый магазин, отправить посылку, встретить внучку из школы и т. д. Человеку — до речного или железнодорожного вокзала, на футбольный матч, в гостиницу, ресторан и т. д. Школьнице — до школы, в библиотеку, цирк…
3. Можно ввести в игру дорожные знаки, светофоры, регулировщика, транспорт: «скорую помощь», пожарную машину, милицию, такси, автобус, грузовик «Продукты». Дать задание решить различные проблемные ситуации, соблюдая при этом ПДД. Например, грузовику «Продукты» загрузиться на хлебозаводе и развести свежий хлеб в детский сад, школу, ресторан, хлебный магазин.
4. Воспитатель проводит игру в виде дорожной викторины, задавая детям вопросы.
Где можно в городе кататься на роликах?
Покажите самые опасные места в городе.
Что изменится на дороге с приходом зимы?
Что такое дорожная разметка и для чего она нужна?
При этом воспитатель моделирует ситуацию — ночью сильный ураган сорвал все знаки в городе, утром на дорогах начались беспорядки — и даёт задание её исправить.

«Собери дорожные ситуации»

Задачи: упражнять в конструировании, умении из отдельных элементов составлять целое изображение; закрепить представление о правилах безопасного поведения на дорогах; развивать восприятие, мышление; воспитывать самостоятельность, умение довести начатое дело до конца.
Правила: как можно быстрее правильно собрать из частей целую картинку, полнее рассказать по ней дорожную ситуацию.
Материалы: два (или более) набора кубиков с наклеенными картинками, отражающими дорожные ситуации. Количество рисунков соответствует количеству сторон кубика.
Воспитатель напоминает детям, какие дорожные ситуации они рассматривали.
Воспитатель: Мы с вами разрезали картинки с дорожными ситуациями на части и наклеили на кубики. А сейчас нужно сложить эти ситуации из частей вцелую картинку и рассказать как можно полнее о ней — что там изображено, кто поступает правильно, а кто нет и почему?
Дети поочерёдно собирают дорожные ситуации из кубиков и рассказывают оних. Выигрывает тот, кто быстрее сложил картинку и полнее рассказал о ней.
С детьми можно изготовить аналогичные кубики для дидактической игры «Собери дорожные знаки» (автомобили и т. д.).

 «Что будет, если…»

Задачи: выяснить, для чего нужны правила дорожного движения, почему важно их выполнять как водителям, так и пешеходам; учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи и отношения; развивать логическое мышление.
Правила: не мешать друг другу, слушать и отвечать. При необходимости дополнять ответы.
Воспитатель читает детям стихотворение О. Бедарева «Если бы …»
Воспитатель:
Идёт по улице один
Довольно странный гражданин.
Ему дают благой совет:
«На светофоре красный свет.
Для пешехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!»
«Мне наплевать на красный свет!» —
Промолвил гражданин в ответ.
Он через улицу идёт
Не там, где надпись «Переход»,
Бросая грубо на ходу:
«Где захочу, там перейду!»
Шофёр глядит во все глаза:
Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза —
Разиню пощади!..
А вдруг бы заявил шофёр:
«Мне наплевать на светофор!»
И как попало, ездить стал.
Ушёл бы постовой с поста.
Трамвай бы ехал, как хотел.
Ходил бы каждый, как умел.
Да… там, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы, крики то и знай:
Машина прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину…
Но нет: стоит на мостовой
Регулировщик-постовой.
Висит трёхглазый светофор
И знает правила шофёр.
Воспитатель предлагает подумать и ответить, для чего нужны ПДД, почему их важно соблюдать всем частникам дорожного движения?
Ответы детей.
А теперь давайте поиграем в игру «Что будет, если…». Я вам буду сдавать вопросы, а вы — на них отвечать. Только нельзя отвечать хором, перебивать друг друга. Можно ответы дополнять. Итак, я начинаю.
Что будет, если пешеходы начнут переходить улицу, где им вздумается?
Дети: Водитель не успеет затормозить, и пешеход может попасть под колеса.
Воспитатель. Что будет, если на дороге убрать все дорожные знаки?
Дети: Водитель не будет знать, что его ожидает впереди, и может не справиться с управлением.
Воспитатель: Что будет, если водитель не знает сигналы светофора?
Дети: Водитель поедет на красный свет и собьёт пешехода.
Воспитатель: Что будет, если водитель поедет по левой стороне проезжей части?
Дети: Его автомобиль столкнётся с другим автомобилем, который двигается правильно — по правой стороне.
Воспитатель: А теперь сами придумайте ситуации «Что будет, если…» и сами дайте ответ.
Дети по одному задают вопросы, другие — находят ответ.
В конце игры воспитатель подводит итог.
Мы с вами выяснили, для чего нужны ПДД и почему так важно их соблюдать. А также, что будет, если водитель или пешеход нарушает правила дорожного движения.

Дидактическая игра по ПДД «Угадай, какой знак»,

для детей старшего дошкольного возраста
Цель игры:
Учить детей различать дорожные знаки.
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.
Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал: кубики с наклеенными на них дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, информационно - указательными и знаками сервиса.
Ход игры
Первый вариант
Ведущий приглашает детей по очереди к столу, где лежат кубики. Ребенок берет кубик, называет знак и подходит к тем детям, у которых уже есть знаки этой группы.
Второй вариант
Ведущий называет знак. Дети находят этот знак на своих кубиках, показывают его и рассказывают, что он означает.
Третий вариант
Играющим раздают кубики. Дети внимательно изучают их.
Далее каждый ребенок рассказывает о своем знаке, не называя его, а все остальные отгадывают знак по описанию.
Примечание. Кубики можно рекомендовать для индивидуальной работы с детьми в детском саду и в семье, а также для их самостоятельных игр.

Дидактическая игра по ПДД «Светофор»

Цели:
Дать детям представления о назначении светофора, о его сигналах.
Продолжать закреплять представления детей о цвете (красный, желтый, зеленый).
Материалы к игре:

Цветные картонные кружки (красный, желтый, зеленый); макет светофора.
Ход игры:
Воспитатель раздает детям кружки желтого, красного, зеленого цветов. Последовательно переключает светофор, а дети показывают соответствующие кружки и объясняют, что означает каждый сигнал.
Выигрывает тот, кто правильно покажет все кружки и расскажет о назначении цветов.

Дидактическая игра-лото по ПДД «Учись быть пешеходом»

Цели:
Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на улице.
Закреплять знание дорожных знаков необходимых для пешеходов.
Материалы к игре:
Карточки большие, с различными ситуациями на дорогах (по правилам поведения детей на дороге, на улице и в транспорте). По шесть ситуаций на каждой карточке.
Маленькие карточки с дорожными знаками и правилами дорожного движения на оборотной стороне и карточки белые, перечеркнутые по диагоналям.
Ход игры:
В игре принимают участие не более шести детей.
Воспитатель раздает детям большие карточки (одну карточку одному ребенку). Показывает карточку с дорожным знаком и читает правило поведения на дороге или в транспорте. Ребенок рассматривает стою карточку, находит соответствующую ситуацию и кладет на нее маленькую карточку с дорожным знаком или белую карточку (если ситуация показывает на неправильное поведение ребенка на дороге или в транспорте).
Выигрывает тот, кто первым закроет все шесть ситуаций на своей карточке.

Дидактическая игра по ПДД «Красный и зеленый»

Цель:
Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать по сигналу.
Материалы к игре:
Два кружка (зеленого и красного цвета), машинка.
Ход игры:
Игра проводится с одним ребенком. Воспитатель берет два кружка — красный и зеленый, — предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит:
- Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок, машина может ехать. Вот так (показывает). Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться.

Подвижные игры для детей старшей группы на закрепление знаний о правилах дорожного движения.

«Островок безопасности»

Цель: развивать у детей внимательность и умение действовать по сигналу.

Ход игры. Дети совершают различные движения под музыку. Когда музыка останавливается, они должны быстро занять «островок безопасности» начерченный (или выложенный из шнуров) в центре зала (площадки).

«Веселый трамвайчик»

Цель: закреплять представления о транспорте.

 Ход игры.

 Воспитатель.

 Мы веселые трамвайчики,

Мы не прыгаем, как зайчики,

Мы по рельсам ездим дружно.

Эй, садись к нам, кому нужно!

Дети делятся на две команды: одна – трамвайчики, водитель трамвая держит в руках обруч, вторая – пассажиры, они занимают свои места на остановке. Каждый трамвай может перевезти только одного пассажира, который занимает место в обруче. Конечная остановка – на противоположной стороне зала.

«Цветные автомобили»

Цель: развивать внимательность; учить выполнять правильные действия на разные сигналы светофора.

Ход игры. Дети (автомобили) размещаются на одном краю площадки. Каждому дается флажок какого-либо цвета. Ведущий стоит в центре площадки лицом к детям, держит в руке цветные флажки. Поднимает флажок, и те «автомобили», у кого флажок такого же цвета, начинают двигаться. Если ведущий опускает флажок, то дети-автомобили отправляются в гараж. Затем ведущий поднимает флажок другого цвета, и игра возобновляется. Ведущий может одновременно поднять все флажки, и тогда все автомобили двигаются; тем самым игра усложняется. В начале игры можно цвет озвучить: «Выезжают зеленые автомобили»«Красные возвращаются в гараж» и т. д.

«Стоп!»

Цель: научить правильно следовать сигналам светофора, развивать внимательность, выдержку.

Ход игры. На одном конце зала проводится исходная линия. Около нее выстраиваются играющие дети. На другом конце встает водящий. Водящий поднимает зеленый флажок и говорит«Быстро шагай! Смотри не зевай!» Играющие идут по направлению к водящему, но при этом следят, поднят ли зеленый флажок. Если водящий поднимает красный флажок и говорит «Стоп!», дети останавливаются и замирают на месте на 15-20 секунд. Если поднимается желтый флажок, можно расслабиться и оставаться на месте. Когда снова поднимается зеленый флажок – продвигаются вперед. Игрок, который вовремя не остановится или начнет движение вперед на желтый сигнал, возвращается к исходной линии. Побеждает тот, кто первым пройдет весь путь.

«Зажги светофор»

Цель: закреплять знание сигналов светофора, навыки передачи мяча; обучать действовать в командной игре.

Ход игры. Дети стоят в колоннах. Первый играющий – капитан. Он получает три воздушных шара (или мячей) красного, желтого, зеленого цвета, по сигналу передает их по одному членам команды. Когда шар дойдет до последнего игрока, тот поднимает его вверх – зажжен первый, красный сигнал. Капитан может передавать следующий шар. Выигрывает команда, которая быстрее «зажжет» все три сигнала.

«Передай жезл!»

Цель: закреплять знание правил дорожного движения; развивать координацию движений.

Ход игры. Дети выстраиваются в круг. Жезл регулировщика передается игроку слева. Обязательное условие: принять жезл правой рукой, переложить в левую и передать другому участнику. Передача идет под музыку. Как только музыка прерывается, тот, у кого оказывается жезл, поднимает его вверх и называет любое правило дорожного движения (или дорожный знак). Замешкавшийся или неверно назвавший правило либо знак выбывает из игры. Побеждает последний оставшийся игрок.

«Красный, желтый, зеленый»

Цель: закреплять знание сигналов светофора, развивать внимание и быстроту реакции.

Ход игры. Дети сидят на гимнастической скамейке. Если воспитатель поднимает зеленый флажок, дети топают ногами; если желтый – хлопают в ладоши; если красный – сидят без движения и звука. Тот, кто ошибается, выбывает из игры.

«Будь внимательным!»

Цель: закреплять умение действовать по сигналу, знание правил дорожного движения.

Ход игры. Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут по кругу и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения (воспитателя). По сигналу «Светофор!» стоят на месте; по сигналу «Переход!» шагают; по сигналу «Автомобиль!» бегают врассыпную по залу.

«Воробушки и кот»

Цель: познакомить с сигналами светофора; развивать внимательность.

Ход игры. Дети изображают воробушков. Один ребенок – «кот», он сидит на гимнастической скамейке. Кот поочередно называет цвета светофора. На зеленый «воробушки» разлетаются по деревьям (разбегаются в разные стороны); на желтый прыгают на месте; на красный замирают на месте. Невнимательные становятся добычей кота и выбывают из игры.

«Таксисты»

Цель: развивать быстроту, ловкость; закреплять знание правил дорожного движения.

Ход игры. Участвуют две команды. Дети строятся в колонну за стартовой линией. Первые игроки держат за веревку «такси» - грузовик с мягкой игрушкой в кузове. По сигналу везут свои машинки с «пассажирами» до поворотной стойки (4-5м от линии старта) и обратно, передают их следующему игроку, становятся в конец колонны и т. д. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. Если «таксист» потерял пассажира, он должен его поднять и продолжить движение.

Литература для чтения:

С. Михалков «Светофор»«Скверная история», « Дядя Стёпа  - милиционер», М.Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета»,  Я. Пишумов «Азбука города»,  «Просто это знак такой.»«Постовой»«Продуктовая машина»,  Н. Носов «Автомобиль», Дорохов А. « Зелёный, жёлтый, красный», Татурин О. « Для чего нам нужет светофор», Иванов А. « Как неразлучные друзья дорогу переходили», Дугилов А. «Моя улица»; загадки , стихи о транспорте, о дорожных знаках. 

Используемые источники:

        https://infourok.ru

        https://nsportal.ru

        http://www.maam.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему:"Школа пешеходных наук"

Аннотация к конспекту "Школа пешеходных наук" Конспект занятий, направлен на  ознакомление детей с основными правилами безопасного поведения на дорогах. Дети учатся выполнять действия по сигналу...

«Школа пешеходных наук» (для детей старшей группы)

Учить детей узнавать и называть дорожный знак «Дети». Закрепить знания о знаках сервиса. Уточнить и обобщить имеющиеся знания у детей по ПДД. Учить излагать своё мнение чётко, последовательно, логично...

"Школа пешеходных наук"

Цель: 1. Продолжать закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения в общественных местах, знаниях сигналов светофора. 2.    Закрепить понятия « пешеход»,« ...

совместная деятельность родителей, педагогов и детей "Школа пешеходных наук"

Организация совместной деятельности родителей, педагогов и детей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, повышения культуры безопасности.Прогнозируемый результат: 1)Созд...

Непосредственно образовательная деятельность "Школа пешеходных наук"

Закрепление знания детей о правилах перехода улицы....

Сценарий занятия в старшей группе "Школа пешеходных наук"

Рекомендовано музыкальнвм руководителям и воспитателям детского сада...