Ежели Вы вежливы...
план-конспект занятия (средняя группа)

Мероприятие по развитию речи воспитанников детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_metodika_razvitiya_rechi_ezheli_vy_vezhlivy.docx30.68 КБ

Предварительный просмотр:

МДОБУ № 7 "Ласточка" ст. Прочноокопской

муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края

«Ежели вы вежливы»

занятие по развитию речи и обучению основам общения

в рамках изучения модуля

 «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста»

подготовила

Кириленко Виктория Михайловна,

ст.Прочноокопская Новокубанский район

2018 год

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации.

Развивать речь — это значит не только предоставлять детям

возможность больше говорить,  а давать материал и темы для устных высказываний. Развивать речь — значит систематически, планомерно работать над ее содержанием, учить построению предложений, вдумчивому выбору подходящего слова и его формы, постоянно работать над правильным произношением звуков и слов. Лишь непрерывная и организованная система работы над языком будет способствовать овладению им. Обучение родному языку должно быть  осознанным, осмысленным, так как на этой основе формируется ориентировка в языковых явлениях, создаются условия для самостоятельных наблюдений за языком, повышается уровень самоконтроля при построении высказывания. 

    Не всякое произнесение звуков речи есть речь. Фразы, которые говорит ребенок, будут результатом речевого действия лишь при соблюдении ряда условий: при наличии у обучаемого внутреннего мотива (почему это надо сказать); при наличии цели (для чего это надо сказать); при наличии мысли (какое содержание нужно передать словами).

Процесс обучения строится так, чтобы действия ребенка были подлинно речевыми в каждый момент обучения. В результате обучения у детей будут  сформированы те речевые навыки, без которых невозможно создать любое, даже самое элементарное высказывание (навыки выбора слов, их изменения, выбора конструкции, соблюдения «грамматических обязательств», изменения слов в соответствии с ними и т.п.).

     Речевой навык может считаться сформированным лишь при условии, если он переносится на новые, еще не встречавшиеся ребенку слова и речевые ситуации.

Представляю конспект занятия по развитию речи и обучению основам общения «Ежели вы вежливы…»

Тема: «Ежели вы вежливы…»

Цель: - привить навык использовать вежливые слова, обучение основам культуры общения;

Задачи: - научить употреблять в различных ситуациях вежливые слова;

               - обогатить словарный запас детей;

               - формировать речевую активность;

               - развивать умение дружить.

Тип занятия – закрепление ранее приобретённых знаний.

Форма занятия  – групповая.

Продолжительность  – 16 минут.

Участники – воспитанники, воспитатель.  

Возраст обучающихся – старше 3 лет.

Оборудование и материалы: видео, флажки красного и зеленого цвета, мяч.

Предварительная подготовка.  

Подготовка  мультимедийного оборудования для просмотра отрывка мультфильма, демонстрации заставок с названием занятия, этапов занятия. Расстановка стульев полукругом, раздача флажков.

Методы и приемы работы с детьми: наглядные, словесные, игровые (наглядный показ  способа действия, вопрос, объяснение, дидактические игры).

Структура занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

1. Организационный

1. Проверка готовности

(внешний вид, собранность).

1 – 2 мин.

2. Основной

Постановка цели (введение в тему занятия).

Работа по теме.

Физминутка

Закрепление

3 минуты.

8 мин.

1 мин.

2 мин.

3.Заключительный

Итог.

1 мин.

Ход занятия.

I. Организационный этап.

Воспитатель проверяет сосредоточенность ребят, их настроенность на занятие. Вносит необходимые корректировки.

II. Основной этап.

1. Введение в тему.

Звонит телефон.

Просмотр отрывка из мультфильма про кота Леопольда.

Обсуждение.- С кем из героев вы хотели бы дружить? А почему?

(Кот Леопольд добрый. Никого не обидит. Он умеет дружить).

– А что значит дружить? (Никого не обижать, делиться и т.д.)

Возможен другой вариант ответа. Обсудить поведение мультяшных мышей.

Постановка цели: мы с вами подумаем о том, какие вежливые  слова надо употреблять для того, чтобы у каждого было много друзей, потренируемся их использовать в нашей речи.

2. Беседа по теме.

- Недавно мы получили письмо от кота Леопольда. Такие письма он разослал во все детские сады.

  «Здравствуйте, дорогие ребята! Не только детям, но и очень многим взрослым хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже вовсе незнакомые люди, всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний.

Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть верные и надежные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно!»

Кот Леопольд.

- Вы же хотите, чтобы все относились к вам по-доброму?  (Дети отвечают)

Значит и сами должны быть добрыми, вежливыми? (Дети соглашаются).

- Какие вежливые слова вы знаете? («Спасибо», «пожалуйста» и т.д.).

 – А когда надо пользоваться вежливыми словами? Проверим, знаете ли вы это? Я вам предлагаю дополнить нужным словом загадки про животных. Но такие же ситуации происходят и среди нас, людей.

Отгадываем загадки.

1. Встретив зайку, ёж-сосед

    Говорит ему: «… » (Привет)

    А его сосед ушастый

    Отвечает: «Ёжик, … » (Здравствуй)

2. К Осьминожке Камбала

    В понедельник заплыла,

    А во вторник на прощанье

    Ей сказала: «… » (До свиданья)

3. Неуклюжий песик Костик

    Мышке наступил на хвостик.

    Поругались бы они,

    Но сказал он «… » (Извини)

4. Трясогузка с бережка

    Уронила червяка,

    И за угощенье рыба

    Ей пробулькала: «… » (Спасибо)

5. Говорит Лиса Матрёна:

   «Отдавай мне сыр, ворона!

   Сыр большой, а ты мала!

   Всем скажу, что не дала! »

   Ты, Лиса, не жалуйся,

   А скажи: «… » (Пожалуйста)

6. Бык ромашек накосил

    И барана пригласил.

    Тот один съел угощенье,

    Но сказал: «… » (Прошу прощенья)

- Молодцы!

На экране заставка с котом Леопольдом.

- Кот Леопольд дает вам советы:

- Никогда не груби своим товарищам.

- Не называй обидными словами.

- Не давай прозвищ.

- Не толкайся и не дерись.

Игра. Разбор ситуаций

      - У вас флажки красного и зеленого цвета. Слушаем меня, думаем. Если согласны с моим утверждением, то поднимаете зеленый флажок, если не согласны – то красный.

1.Никогда не делись игрушкой с другом.

2.Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

3.Не старайся всегда быть первым.

4.Злись и завидуй, когда проигрываешь.

5.Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

6.Никогда не уступай, спорь по пустякам.

7.Зазнавайся, если что-то умеешь делать лучше других.

8.Умей принять помощь, совет и замечание друга.

9.Если друг попал в беду, не помогай ему.

10. Решай споры словами, а не кулаками.

3. Физкультминутка «Быстро встаньте».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали

И на месте побежали.

4. Закрепление изученного.

Дидактическая игра с мячом « Подскажи словечко».

- Я кидаю вам мяч и задаю вопрос, а вы отвечаете и бросаете обратно.

Вопросы:

- Что ты скажешь другу, если нечаянно наступишь ему на ногу?

- Что ты скажешь девочке, если нечаянно ее толкнул?

- Что мы говорим друг другу, когда ложимся спать?

- Что пожелаем человеку, который чихнул?

- Что надо говорить, когда мы с кем-то прощаемся?

- Что надо сказать, если вдруг вы нечаянно наступили другому на ногу?

- Что надо сделать, если вы захотели играть  одной игрушкой? и др.

 III. Заключительный этап.

- Леопольд очень добрый кот. Он всегда говорит о том, что мальчики и девочки должны быть хорошими, верными друзьями. А что это значит?  (Друзей нужно беречь. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо.).

- Что любит повторять кот Леопольд?

Дети отвечают : - «Давайте жить дружно!»

- Правильно. Занятие окончено. Говорим почаще вежливые слова не только взрослым, но и друг другу и будем жить дружно!

Литература.

Стародубова Н.А.  Теория и методика развития речи дошкольников: учеб.

пособие для студ. учреждений высшего образования.  — М.: Издательский центр «Академия», 2013.

Папазоглуян Д.Х. Конспект открытого интегрированного занятия воспитателя МДОУ ЦРР д/с №27 «Ласточка» по теме: «Ежели вы вежливы». - https://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»- "Ежели Вы вежливы" (конспект выступления педагога-психолога на родительском собрании)

Только сообща с родителями, мы сможем воспитать  в настоящем поколении  дошкольников гуманные  чувства, культуру поведения, любовь  к родным и близким, природе....

Ежели вы вежливы

Формирование культуры общения детей старшего дошкольного возраста....

"ЕЖЕЛИ ВЫ ВЕЖЛИВЫ" сценарий тематического развлечения для старших дошкольников

Сценарий может быть полезен музыкальным руководителям, воспитателям детского сада и учителям начальной школы для организации досуга и тематических уроков, а так же рекомендуется к использованию в детс...

Ежели Вы вежливы.

Практический материал для работы с детьми старшего дошкольного возраста. В работе рассматриваются формы приветствия. Используются мнемотаблицы. Так же представлены игры, которые помогут педагогам и ро...

"Ежели вы вежливы"

конспект родительского собрания в старшей, подготовительной группе детского сада...