Досуг. Опыт работы по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством различных видов деятельности»
методическая разработка (старшая группа)

Велиева Залина Алиболатовна

Досуг . Опыт работы по теме : " Художественно - эстетическое развитие посредством пазных видов деятельности .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dosug.docx28.84 КБ

Предварительный просмотр:

 Досуг. Опыт работы по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей среднего дошкольного возраста посредством  различных видов деятельности»

В наше  время произошли  изменения в общественной из жизни нашего государства, наступил век  технологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера.

Актуальность.

Происходящие в России изменения выдвигают новые требования к системе российского образования. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования, содержание которых направлено на формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, на удовлетворение потребности детей в самовыражении, выдвигают такие задачи, как:  

 С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение и реализуется в образовательной области «художественно-эстетическое развитие».

  • развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  • развитие детского творчества;
  • приобщение к изобразительному искусству.

Одним из наиболее эффективных является организация работы на основе деятельностного подхода, с учетом принципа интеграции.

По словам В. А. Сухомлинского, «художественно-эстетическое развитие - это целенаправленный процесс влияния на развитие личности ребенка, с целью приобретения способности видеть красоту мира искусства».  Интеграция образовательных направлений, позволяет синтезу различных художественных форм постепенно проникать во все виды детской деятельности, обогащая и насыщая ее радостью .

Благодаря интеграции в художественно-эстетическом развитии через деятельность можно тесно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса ДОУ, что способствует правильному умственному и физическому развитию детей, что характерно для целостного, гармоничного развития личности, нравственных ценностей, которые во многом зависят от эстетического развития.

Целеполагание работы

Именно в детском творчестве закладывается основа будущих творческих достижений и открытий. Способности появляются тогда, когда ребенок проявляет личную заинтересованность в деятельности, когда она порождает творческий порыв. Так построение преграды из песка, чтобы волна не смыла «песчаный городок», использование веточки вместо расчески для кукол, получение нового цвета при смешивании красок, все это не только детская игра, но и процесс экспериментирования, придумывания и опробования нового предмета, свойства и способа действия.

Цель моей работы – создание условий и содействие художественно-эстетическому развитию посредством интеграции различных видов детской деятельности. . Уникальная особенность игры состоит в том, что такие довольно сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним – здесь не только допустимы, но и составляют саму ее суть.

Достижение обозначенной цели предполагает решение мною следующих задач:

- разработка путей развития творческих способностей дошкольников в области художественно-эстетического развития посредством интеграции различной деятельности;

 - апробирование различных видов игровых приемов в процессе художественно-эстетического развития.

 - проведение анализа специальной и научной литературы по проблеме изучения ранней диагностики художественных способностей детей 4-5 лет;

Одним из важных условий реализации задач художественно-эстетического развития является правильная организация развивающей предметно-пространственной среды, которая способствует:

 * развитию творчества: стимулирование мышления в проблемных ситуациях открыто, развитие способности ценить культурное и художественное наследие.

* социальному развитию: поощрение детей к принятию решений и решению проблем, самостоятельность, сотрудничество, ответственность, уважение к чужим идеям и творчеству продуктов детской деятельности, приучение к порядку, последовательности и планированию;

* эмоциональному развитию ребенка: умение общаться без слов, выражать свои чувства, применять волевые усилия, эмоциональную разрядку, удовлетворение от создания собственного продукта;

• физическому развитию ребенка: развитие тонкой моторики, тактильного восприятия, остроты зрения и общей моторики, приобретение опыта координации зрения и руки;

* интеллектуальному развитию: увеличение словарного запаса, помощь в усвоении причинно-следственных отношений, изучение линии, цвета, формы и текстуры, увеличение внимания;

Важную роль в реализации задач художественно-эстетического развития детей играет привлечение родителей к работе с детьми, поиск единомышленников.

.

Методическое обеспечение

Художественно-эстетический аспект развития детей среднего дошкольного возраста рассматривался еще выдающимися мыслителями, как особый способ взаимодействия человека с миром– Платоном, Аристотелем, Ж.Ж. Руссо и другими. Современные ученые исследовали психологию детей и развитие личности ребенка в разных видах деятельности.

Организация педагогического процесса, направленного на развитие детей в процессе игровой деятельности, предполагает поиск и использование адекватных форм воспитательной работы по художественно-эстетическому развитию в разных видах детской деятельности.

Перед началом работы по теме опыта мною изучены следующая литература: «Художественное творчество и ребенок» под редакцией Н. А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации непосредственной образовательной деятельности по изобразительному искусству.

Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче. Существенное значение игровой деятельности в воспитании художественно-эстетической активности на занятиях изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния; введение игровых ситуаций увлекает ребенка, создает благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей.  Должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера - изобразительная деятельность дошкольника среднего дошкольного возраста.

Поэтому речь идет о соединении этого вида трудовой деятельности с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой. Игровые методы, используемые при организации НОД и других видов детской деятельности разнообразны. К ним можно отнести:

  • игры дидактические, развивающие, и пр;
  • игры на развитие внимания, памяти, воображения;
  • игра – конкурс, игра – путешествие; ролевая игра,
  • проектно-конструкторские игры (художественное конструирование, конструирование из бумаги );
  • настольные, компьютерные игры.

В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Этапы работы

Работая на должности воспитателя ДОУ, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в продуктивных видах детской деятельности неплохой – они работали с разными материалами, осваивали различные приемы и способы изображения, соответствующие среднему дошкольному возрасту. Но вместе с тем наблюдалась и такая картина – а вдруг у меня не получится, а как провести именно такую линию? И, главное, в работах детей не было фантазии и творчества, необходим был образец. Они все повторяли за мной, не могли самостоятельно приступить к работе – боясь, что нарисуют что-то не так, неправильно, ждали моих указаний. Вот здесь пришли на помощь различные виды детской деятельности, где ребенок мог расслабится, отвлечься от образовательной задачи, пофантазировать, дорисовать, творить.

Я  использую на занятиях художественным творчеством различные образовательные технологии.  Эффективны игровые: на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра – конкурс, игра – путешествие; ролевая игра, деловая игра; проектные: конструкторские игры (художественное конструирование, конструирование из бумаги, создание произведений декоративно – прикладного искусства); здоровьесберегающие: физминутки, минутки-побудки,  расслабляющие задания.

И этапами моей деятельности в получении положительного результата стали следующие:

1. Мотивационно-побудительный через знакомство детей с новыми изобразительными материалами, продуктивным оборудованием, заинтересованность играми в разных видах детской деятельности.

2. Продуктивно-познавательный через организацию образовательной деятельности с детьми средней группы (аппликация, лепка, рисование, конструирование, ручной труд, элементарное конструирование, робототехника и т.д.)

3. Результативно-диагностический через обобщение результатов детской деятельности (выставки, подарки для родителей, сюрпризы для друзей и другое). А также мониторинговые мероприятия с целью подведения итогов возрастной категории (средняя группа-конец года), сравнительный анализ диагностики по продуктивным видам деятельности.

В образовательном процессе художественно-эстетического развития активно использую:

- технологию музейной педагогики. Произведения искусства, народные традиции, обычаи способствуют формированию нравственно-эстетического опыта, опыта чувств и отношений. Коллекционирование развивает умение систематизировать, обобщать, углублять познания. Воспитывая чуткость к красоте, добру, мы тем самым формируем у ребенка оценочные отношения к миру, деятельности

- технологию сотрудничества Л.С. Римашевской, которая способствует формированию умения у дошкольников сотрудничать друг с другом. Я активно применяю модели для организации процесса, модели для организации групповой работы, модели – источников знаний для дошкольников, что позволяет детям в групповой работе не только определить цель задания (проекта), но и совместно спланировать свою деятельность, выполнить и оценить результат.

 - технологию проектирования – педагогическая технология XXI века. Основа этого метода – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир.. При реализации проекта возникают новые идеи. Были реализованы проекты «Цветочное царство», «Народная культура и традиции».

- мультимедиа технологии

- методы нетрадиционных техник рисования. Это позволяет детям ощутить незабываемые эмоции.

Результативность

Результатом работы по развитию художественно-эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста посредством интеграции разных видов детской деятельности явились позитивные сдвиги. богатый запас знаний детей;        

  • сформированность навыков и умений в изодеятельности;
  • творческую активность.
  • В личностных изменениях:
  • уверенность в выборе изо материала и его применение;
  • самостоятельность в использовании приёмов;
  • целеустремлённость, ответственность в достижении поставленной цели.

Взаимодействие с родителями        

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире.

Родителям стало понятно, что изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразнойОвладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, — глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки

После целенаправленной проведенной работы был сделан вывод, что интеграция разных видов детской деятельности оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей детей, стимулирует к созданию ярких образов, доставляет им радость.

Перспектива:

 Повышать уровень развития творческих способностей дошкольников;

Стабильность получения качественных результатов в своей педагогической деятельности.

Постоянно повышать уровень профессионального мастерства через внедрение инновационных приемов создания игровых ситуаций;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Воспитание патриотизма у детей старшего возраста через труд железнодорожника"...

Опыт работы по теме: «Нравственно – патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста».

Опыт работы по нравственн- патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста....

Опыт работы «Гендерный подход в физическом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Цель работы: создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек на занятиях по физическому воспитанию....

Опыт работы на тему: «Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»

Опыт работы на тему:«Обучение творческому рассказыванию детей старшего дошкольного возраста в процессе сочинения сказок»...

Педагогический опыт работы по теме: Формирование экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края посредством дидактических игр.

С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показ...