Проект сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"
проект

Евтушенко Елена Владимировна

Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры,необходимо предусмотреть обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sri_poliklinika.docx68.4 КБ

Предварительный просмотр:

Евтушенко Елена Владимировна

Проект  сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста «Поликлиника»

Постановка проблемы

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает. В процессе игры активно работают все его психические процессы:  мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания навыков общения. Ролевые игры имеют важное значение в социальной адаптации ребёнка, реализации его возможностей в будущем, взрослые являются в этом случае как бы посредниками. Именно взрослые в первую очередь должны позаботиться о том, чтобы ребёнок выбирал ролевые игры и активно выступал в различных ипостасях. Наблюдая за детьми, я заметила, что дети привносят в игру свой жизненный опыт общественных и социальных отношений. Но у некоторых детей отмечаются ограниченные возможности общения между собой и со взрослыми. Затруднено использование не только предметного словаря, но и действий признаков и навыков словообразования.

Актуальность проекта.

Дошкольное детство самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные значения об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.

Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.

Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, я предусматривала обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений. При этом следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Вид проекта: 

краткосрочный, подгрупповой, игровой, ролевой.

Сроки реализации:

1 месяц. Реализуется в режиме дня.

Руководитель: 

воспитатель Евтушенко Елена Владимировна.

Участники проектной деятельности: 

дети средней группы, педагог группы, родители.

Виды деятельности: 

совместная деятельность.

Направление развития:

  • познавательно-речевое,
  • социально-личностное,
  • эстетическое,
  • коммуникативное,
  • музыкальное.

Образовательные области: 

  • коммуникация,
  • познание,
  • музыка,
  • социализация,
  • безопасность.

Цель проекта:

Развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.

Задачи:

  • продолжать обогащать игровой опыт детей;
  • формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных в ходе познавательных занятий, экскурсий, чтения литературных произведений; закреплять умение детей согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
  • стимулировать детей по собственной инициативе использовать элементы ряженья, предметы-заместители в решении проблемных ситуаций;
  • способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия, умению строить сюжет из 3 – 4 смысловых эпизодов, дальнейшему развитию коммуникативных навыков, диалогической речи, эмоциональности и творческого воображения;
  • воспитывать вежливость и дружелюбие при оценке высказываний и действий партнеров по игре;
  • прививать нормы и правила поведения в совместной игре.
  • активизация словаря: педиатр, фармацевт, процедуры, рецепт.

Этапы проекта: 

Первый этап - подготовительный:

  • постанова проблемы;
  • составление плана и паспорта проекта;
  • составление плана-схемы по обучению детей игровым действиям;
  • создание соответствующей развивающей среды;
  • подбор методической и художественной литературы;
  • информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.
  • презентация и обсуждение проекта на МПС;

Второй этап:

  • постановка проблемы вместе с детьми;
  • вовлечение родителей в организацию проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации и атрибутов).

Третий этап:

  • тематические беседы, рассматривание иллюстраций и фотографий;
  • продуктивная деятельность (изготовление атрибутов, пошив костюмов, рисование, творческая игра).

Четвёртый этап:

  • анализ проекта.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

  • отражение в игре впечатлений о посещении поликлиники, деятельности людей, связанных с поликлиникой;
  • построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений;
  • интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих; выполнение игровых действий;
  • проявление собственной инициативы в использовании предметов – заместителей и элементов ряженья;
  • формирование эмоционального мира детей («школа чувств»);
  • развитие речевого общения играющих (двухстороннее развитие речи и игры: речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи).

Сопутствующие сюжеты: «Аптека», «Автобус», «Регистратура», «Кабинет врача».

Выполнение проекта.

Раздел программы

Формы и методы работы

Познавательное развитие

рассматривание картинок по ознакомлению с трудом педиатра, фармацевта, медицинской сестры; иллюстраций и  фотографий к теме «Поликлиника»;

Развитие речи

беседы: «Поликлиника»,

«Запись к врачу в регистратуре поликлиники», «Как выписать рецепт больному пациенту», «лекарственные препараты для лечения детей», «Кукла Катя заболела»; обсуждение впечатлений детей о посещении городской поликлинки; просмотр мультфильма «Добрый доктор Айболит»;

Ознакомление с художественной литературой

чтение сказки К. Чуковского «Айболит», разучивание стихов по теме;

Игровая деятельность

игры-занятия: «Кукла Катя заболела», «Мы едем в поликлинику»;

Изобразительная деятельность

изготовление атрибутов вместе с детьми «таблетки из пластилина»; работа с раскрасками по теме;

Конструирование

постройка автобуса;

Музыкальная деятельность

слушание песен, танцевальной музыки;

Работа с родителями

оформление информационного стенда «Сюжетно-ролевой игры»;

памятка «Познаю мир играя»;

консультация «Учите детей играть»;

фотовыставка «Вот как мы играем»;

привлечение родителей к изготовлению атрибутов, элементов ряженья для сюжетно-ролевых игр: «Кабинет врача», «Аптека», «Регистратура», «Катаемся в автобусе по городу».

Этапы развития сюжетной – ролевой    игры «Поликлиника»

Возраст

Характер игровых действий

Выполнение роли

Развитие сюжета в воображаемой ситуации

3-4 года

Отдельные игровые действия носят условный характер.

Роль осуществляется фактически, но не навязывается.

Сюжет – цепочка из 2-3-х действий,  воображаемую ситуацию удерживает взрослый

4 – 5 лет

Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий характер.

Роль называется, дети могут по ходу менять роль.

Цепочка из 3-4-х взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию.

5 – 6 лет

Переход к ролевым действиям, с отображением социальных функций людей.

Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры.

Цепочка игровых действий, объеденена одним сюжетом, соответствует реальной логике действий взрослых.

6 – 7 лет

Отображение в игровых действиях отношений между людьми. Техника игровых действий условна.

Не только роли, но и замыслы игры проговариваются детьми до ее начала.

Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми.

Перспективный план подготовки к игре «Поликлиника»

Сюжеты

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Аптека

Фармацевт

Касса, лекарственные препараты (таблетки, инъекции, мази) халатик, рецепт

Выслушивает просьбы посетителей, «читает рецепт», подаёт лекартства, пробивает по кассе, рекомендует сопутствующие лекарственные препараты, приглашает посетить аптеку ещё.

«Здравствуйте». «Где ваш рецепт?», «Этот препарат такого же действия, но более современный», «Возьмите сдачу», «Спасибо за покупку», «Приходите к нам ещё», «До свидания».

Автобус

Водитель

Руль

Помогает строить автобус, здоровается с пассажирами, имитирует работу мотора, переключает скорость, заправляет автобус бензином.

«Здравствуйте», «Занимайте места», «Не отвлекайте водителя», «Автобус отправляется».

Контролёр

Сумка, билеты

Здоровается с пассажирами, предлагает купить билеты, берёт деньги, выдаёт билеты, объявляет остановки.

«Здравствуйте», «Пожалуйста, берите билеты», «Остановка «Поликлиника», «Остановка «Аптека», «Не забывайте вещи».

Кабинет врача

врач

Элементы ряженья (халат, шапочка), фонендоскоп, термометр, ложечка, зеркальце медицинское

Приглашает больного в кабинет, выслушивает жалобы «больного» или его «родителя», ведёт беседу, , делает записи в медицинской карте больного, дает указание медсестре о выписке рецепта

«Здравствуйте», «Что вас беспокоит?», «Разрешите вас послушать», «Давайте смеряем температуру», «Покажите, пожалуйста, ваше горлышко»,  «До свидания».

Кабинет врача

медсестра

Элементы ряженья (халат, шапочка), рецепты, ручка, штамп

Выписывает рецепт, ставит штамп

«Здравствуйте», «Возьмите, пожалуйста, ваш рецепт», «Лекарства по рецепту купите в аптеке», «До свидания!»

Регистратура

медсестра

Элементы ряженья (халат, шапочка), медицинские карты, талоны к врачу

Записывает больного в медицинскую карточку. Выдает талон для посещения врача

«Здравствуйте», «Вам к какому врачу записать?», «Возьмите талон», «До свидания!»

Этапы игровой деятельности

Процесс

Совместная деятельность

педагога и детей

 

Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление проблемы

Диагностика игровых навыков, игровой среды

 

Диагностическая методика Сафоновой  

Обрисовка сюжетной канвы

Ребенку нужно пройти медицинский осмотр. Мама ведет его к врачам-специалистам (педиатр, лор, окулист)

 

Изучение литературы:

Виноградова Н.А. «Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников» Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений»  Арушанова А.Г. «Речь и речевое общение детей»  Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников» -Н.Новгород, Селиверстов В.И. «Значение игры в воспитательной и логопедической работе с детьми» В.Мишенко «Нужно ли учить детей играть».

Д.В.Менджерицкая «Воспитателю о детской игре».

В.Л.Воронова «Творческие игры старших дошкольников».

Организационная работа

Чтение произведений Ю.Яковлева «Больной», Ю.Синицина «С человеком беда»,

И.Туричина «Человек заболел»,

К.Чуковского «Доктор А Продуктивные виды деятельности.

Изготовление атрибутов для игры.

«Айболит».

Беседы с детьми:  о работе врача, медсестры.

Рассматривание: медицинских инструментов (фонендоскоп, шпатель, термометр, тонометр, пинцет и др.).

Лепка «Подарок для больной куклы». Экскурсия в медицинский кабинет д/с.

Наблюдение за работой врача

Занятие на тему: «Предметы для врача».

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Наоборот», «Кто больше запомнил», «Кому, что нужно для работы», «Чего нет?».

Оборудовать кабинет врача (лор, окулист, педиатр), регистратуру, аптечный пункт;

Лекарства (мази, порошки, таблетки, капли, микстура, горчичники и т.д.)

Инструменты (фонендоскоп, молоточек, шпатель, зеркало для осмотра носоглотки и ушей, таблица для проверки зрения, весы, ростомер, градусники и т.д.)

Работа

с родителями

Посещение родителей с детьми поликлиники, аптеки.

Консультации для родителей: «На приёме у врача», «Как гулять с пользой для здоровья».

Основной

Систематизация информации

Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства «поликлиника» (кабинет врача, лекарства, инструменты, таблица для проверки зрения)

Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Руководство организацией игрового пространства.

Игровая деятельность

Поиск решения с помощью воспитателя. Повторение за педагогом диалогов персонажей. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. Изменение ролевого действия в ходе игры.

Взаимосвязь партнеров.

Выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета.        

Заключительный

Итог

Принимают участие в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе.

Принимают активное участие в обсуждении проведенной игры. Оценивают результаты речевого общения во время игры

Подведение итогов игры, предложение гипотезы дальнейшего развития сюжета. Диагностика игровых умений.

План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры

«Детская поликлиника».

Цель: формирование умения распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом.

Задачи: 

  • побуждать детей более широко и творчески использовать в игре знания о специалистах, работающих в поликлинике;
  • продолжать учить детей выполнять различные роли в соответствии с сюжетом игры, используя атрибуты, предметы-заместители;
  • обеспечить развитие игры;
  • учить понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней;
  • развивать у детей творческое воображение, способность совместно развертывать игру;
  • формировать навык речевого этикета;
  • развивать диалогическую речь, интонационную выразительность;
  • воспитывать уважение к людям разных профессий.

Структуры

Общие методические приемы

Методиче6ские приемы, используемые в игре

Задачи

Формировать умение выстраивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников. умение словесно обозначать игровую роль, формировать умение творчески развивать сюжет игры.

Формировать умение обозначать свои роли – врач, медсестра, пациент, аптекарь, шофер, регистратор.

Учить выполнять роли:

Доктор – лечит,

Пациент – принимает лекарство,

Аптекарь – продает лекарства,

Кассир – берет деньги,

Шофер – развозит медикаменты, доставляет больных в стационар.

Общая стратегия игровых  взаимодействий с детьми

Создать условия для возникновения игры. Предварительно обсудить содержание игры.  Включать детей в ролевое взаимодействие. Подготовить атрибуты, игровое пространство. Закрепить полученные знания о труде взрослых. Обсудить ролевые действия в конце игры.

Создать заинтересовывающий момент. Распределение ролей. Организация игрового пространства и подбор атрибутов. Помочь затрудняющимся детям вводить новую сюжетную линию и т.п. Обсудить ролевые действия в конце игры.

Способы руководства игрой

Провести вступительную беседу, введя заинтересовавший момент. Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий, согласно выбранным ролям. Взять на себя второстепенную роль.

Задать детям вопрос о том, что делают в поликлинике, какие специалисты работают в поликлинике (ЛОР, окулист, педиатр). С помощью вопросов распределить роли, распланировать действия и составить план игры. Взять на себя роль второстепенную роль. Следить за соблюдением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей.

Структура сюжета игры

Многоперсонажный сюжет. Последовательность сюжетных событий, развертывание последовательных взаимодействий.

Из дома идут в больницу, из больницы – в аптеку за лекарством, а затем снова домой. Поощрять самостоятельность детей.

Словарный минимум

Часть словаря

Профессии

Врач (окулист, ЛОР, детский педиатр), медсестра, аптекарь, регистратор, шофер, больной, пациент, кассир, покупатель.

Инструменты

Фонендоскоп, шприц, градусник, вата, бинт, молоточек, пипетка, шпатель для осмотра горла, грелка, горчичники, йод, зеленка, мази, микстура, таблетки, зеркало для осмотра носоглотки, таблица для проверки зрения, весы, ростомер.

Трудовые действия

Лечит, измеряет, взвешивает, осматривает, выслушивает, выписывает (рецепт), назначает, обследует, госпитализация.

Качество труда

Вежливо, внимательно, аккуратно, честно, добросовестно, умело, ответственно, спокойно, уверенно.

Построение ролевого диалога

Роли

Ролевые действия

Регистратор

Выдает карточки, записывает на прием к специалистам, раскладывает документацию, выдает талончики, отвечает на телефонные звонки.

Врач

Ведет прием пациентов, заполняет карточки, дает рекомендации по уходу за больным, проводит осмотр, дает направление на анализы.

Медсестра

Помогает доктору в проведении осмотра, выписывает рецепт, делает уколы, обрабатывает раны, измеряет температуру, рост, взвешивает.

Пациент

Приходит на прием к врачу, рассказывает о своих недомоганиях, приобретает лекарство, ставит горчичники, измеряет температуру, принимает лекарство.

Аптекарь

Принимает рецепт, дает справку о дозе приема лекарства, выдает лекарство.

Кассир

Принимает деньги от покупателя, выдает чек.

Шофер

Привозит лекарство в аптеку, отвозит больного в стационар.

Подготовка к игре:

  • приемы, направленные на обогащение впечатлений;
  • составление плана-сюжета: определить сюжеты по теме игры по этапам: - что делать – сюжет – содержание – кто – роли и их игровые действия – речевые обороты (ведущие роли – второстепенные – эпизодические)
  • определить сопутствующие сюжеты;
  • атрибуты к игре;
  • оборудование места игры (чертеж или схематический рисунок).

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлениями

Обучение игровым приемам

*Изготовление градусников из картона

*Изготовление горчичников из цветной бумаги

* Изготовление медицинских карт

* изготовление рецептов

* Просмотр мультфильма «Айболит»

* Чтение Б.Житков «Обвал»

* Чтение С.Маршак «Ледяной остров»

* Экскурсия в мед. кабинет

* Наблюдение за работой медсестры

* Д/И «Кому что нужно для работы»

«Кто назовёт больше действий»

* Научить измерять температуру *накладывать горчичники

* накладывать повязку *измерять давление    

* обмакивать ватку в спирт и протирать место для укола

* набирать шприцом лекарство из флакона

Ход игры.

  • приемы создания интереса к игре

(полное описание действий и речи педагога, определение роли педагога);

  • сговор на игру:
  • определение плана-сюжета
  •  планирование игры
  • распределение ролей
  • создание воображаемой ситуации – частичное или полное (место игры, атрибуты, костюмы);
  • приемы обучения игровым действиям: показ, пример, инсценировка, игровая ситуация;
  • приемы поддержания и развития игры:
  • внесение дополнительных атрибутов
  • участие педагога во второстепенных ролях
  •  показ новых игровых действии
  • напоминание, вопросы
  • введение новых игровых ситуаций
  •  оценка;
  • приемы формирования взаимоотношений в игре:
  • напоминания о взаимоотношениях
  •  направление на внимание друг к другу
  • поощрение вежливости


Таблица взаимодействия ролей

Регистратор

Врач

Медсестра

Пациент

Аптекарь

Кассир

Шофер

Регистратор

Общаются, делятся опытом работы, выполняют совместную работу.

Делает запрос о количестве вызовов на дом, о количестве больных на приеме.

Просит помочь в разборе документации, поиске карточки.

Просит найти карточку, записывается на прием, вызывает врача на дом.

---

---

---

Врач

Записывает больных на прием, регистрирует вызов на дом.

Общаются, обсуждают новые методы лечения.

Помогает вести осмотр, выписывает рецепт, направления.

Рассказывает о недомоганиях получает указания по лечению.

---

---

---

Мед

сестра

Помогает в разборе документации, помогает найти карточку.

Общаются, выполняют совместную работу.

Общаются, выполняют совместную работу.

Получает рецепт, ходит на уколы.

---

---

Отвозит больного в стационар

Пациент

Выдает карточку, записывает на прием, выдает талоны, регистрирует вызов на дом, отвечает на телефонные звонки.

Ведет осмотр, выписывает лечение, дает рекомендации по уходу за больным, дает направления на анализы.

Делает уколы, обрабатывает раны, перебинтовывает, измеряет температуру, рост, вес.

Ожидают очереди, общаются.

Выдает лекарство, объясняет, как его нужно принимать.

Выдает чек, получает деньги.

Отвозит больного в стационар.

Аптекарь

---

---

---

Приносит рецепт, покупает лекарство, просит объяснить, как принимать лекарство.

Общаются, выполняют совместную работу.

Общаются.

Привозит лекарство.

Кассир

---

---

---

Платит деньги за лекарство.

Общаются.

Общаются, выполняют совместную работу.

Получает заработную плату.

Шофер

---

---

---

Шофер отвозит больного в стационар.

Принимает лекарство, расписывается в накладных, отправляет за новым лекарством.

Выдает заработную плату.

Общаются, выполняют совместную работу.


Литература:

  1. Виноградова Н.А., Позднякова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. М., 2009.
  2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.М. Саморуковой. М: Просвещение. 1988.
  3. Калиниченко А.В., Миклаева Ю.В. Развитие игровой деятельности дошкольника. М:Айрс-Пресс, 2004.
  4. Михайленко Н.Я.,  Короткова Н.А.«Организация сюжетной игры в детском саду. М., 2000.
  5. Недоспасова В.А. Растем, играя: средний и старший дошкольный возраст. М., 2002.
  6. Петровский В.А, Кларина Л.М, Смывина Л.А. Построение развивающей среды в дошкольных учреждениях. М., 1993.
  7. Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Бойченко Н.А., Григоренко П.Н. Киев, 1982.
  8. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В, Краснокуекова. Ростов на Дону. 2010.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е издание. М: Туманит, изд. Центр, Владос. 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект сюжетно - ролевой игры "Путешествие на Байкал"

Проект был предложен на методическом объединении воспитателей города. С удовольствием воплотили в жизнь эту игру. Дети очень любят путеществовать,  придумывают новые сюжеты......

Проект сюжетно-ролевой игры "День рождения".

Развитие сюжетной игры на разных этапах. Средний возраст....

Методическая разработка возможного проекта сюжетно – ролевой игры по ознакомлению детей с современными объектами мегаполиса. Тема: Посещение гипермаркета «Ашан».

Детям нравится принимать участие в жизни и деятельности взрослых, а вот прожить роль взрослых помогает сюжетно – ролевая игра в коллективе сверстников в детском саду....

Проект сюжетно - ролевой игры "Космонавты"

                                                    ...

проект сюжетно-ролевой игры "Гости из будущего"

разработан с целью приобщения детей к социальной действительности и закрепления лексических тем в условиях детского сада для детей с нарушениями речи...

Игровой проект сюжетно-ролевой игры. Подготовили: Григорьева А.В., Кохова Е.А. Тип проекта: познавательный, групповой, игровой Сроки реализации: двухдневный.

Актуальность проектаИгра как основной вид деятельность детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. Именно в игре у дошкольников формируются личностные образования,...