Главные вкладки

    Семинар "Организация конструктивно-модельной деятельности"
    консультация по конструированию, ручному труду

    Ткач Ирина Алексеевна

    Ткач Ирина Алексеевна выступила с сообщением и мастер-классом для педагогов МДОУ № 56 на тему "Формы организации конструктивно-модельной деятельности"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл seminar.docx21.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад №32 общеразвивающего вида»

    Семинар

    «Организация конструктивно-модельной деятельности в ДОУ»

    Тема выступления:

    «Формы организации конструктивно - модельной деятельности»

    Подготовила: Воспитатель высшей

    квалификационной категории

    Ткач И.А.

    «Формы организации конструктивно-модельной деятельности дошкольников»

      Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

    «Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»
    А.С. Макаренко

    Термин «конструирование» (от латинского слова соnstruerе) означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

    Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из разных видов конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала

    В соответствии с ФГОС ДО «конструктивно-модельная» деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

    Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

    Главная цель конструирования: Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов.
    Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное.
    К техническому  относятся:   

    конструирование  из строительного материала (детали которого имеют геометрические формы);

    конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

    конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

    К художественному  конструированию относятся:

    конструирование из бумаги

    конструирование из природного и бросового материала.

    Существует множество видов конструкторов: «Лего», деревянные, пластмассовые, металлические, магнитные и др.

    Сейчас для детей создано множество различных конструкторов, имеющих разнообразную форму и виды крепления. Ребёнок может выбрать любой для своего творчества.

    Но нельзя забывать о правилах безопасности! Конструкторы, содержащие мелкие детали можно давать со средней группы только под присмотром взрослых (такие как магнитные и различного рода мозаику)!!!!

    Художественное конструирование: из бумаги

    Путём комбинирования разных бумажных форм создаётся огромное разнообразие поделок

    Несмотря на привлекательность, это сложный вид деятельности.. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном пошаговом объяснении.

    При конструировании из бумаги можно использовать разную по фактуре бумагу (в зависимости от поставленных задач).

    Дети учатся:

    делать разметку с помощью шаблона;

    создавать игрушки-забавы.

    и объемные игрушки в технике оригами.

    Здесь вы видите поделки выполненные в разной технике.

    Из природного материала

    Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, с помощью форм (песочниц) – пирожки, куличики

    В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок.

    Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т.д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками

    Образцы поделок начинающие педагоги сейчас могут брать не только из пособий, но и из интернет ресурсов.

    Художественное конструирование

    из бросового материала

    Можно использовать материалы, главное требование к которым – безопасность: коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласт, поролон, пробки и т. д. Фактически они представляют собой полуфабрикаты.

    Соединяя которые с помощью пластилина, клея или проволоки и дополняя разнообразными деталями можно получить интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

    Формы конструирования:

    Рассмотрим кратко все известные нам формы организации обучения детскому конструированию.
    Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т.п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения.

    Можно предложить детям виды работ по образцу:

    Самостоятельное конструирование по чертежу

    Дидактическая игра «Собери модель по памяти»

    Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Обучение детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

    Конструирование по модели – Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

    Конструирование по условиям – принципиально иное по своему характеру. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).

    Конструирование по замыслу  – самостоятельное создание образа будущего сооружения и воплощение его в материале, который имеется в распоряжении ребёнка.

    Здесь мы видим сюжетное конструирование по замыслу самостоятельное и коллективное (которое могут выполнять 2 и более человек)

    Конструктивно-модельное развитие в возрастных группах
    В первой младшей группе простейшее конструирование. К трем годам дети уже могут назвать, что будут строить. Они учатся различать материал по форме и величине, правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик), понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, высокий - низкий); выполнять словесные указания. В играх следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки

    Вторая младшая группа. Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности.
    Основной материал для конструирования - строительный. Наборы его пополняются новой деталью - бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины), в каком положении он наиболее устойчив:
    Воспитатель постепенно усложняет задание. Изменение построек двумя способами: замена одних деталей другими или надстраивание их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

    Появляются первые постройки по собственному замыслу.


    Средняя группа. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Появляется конструирование поделок из бумаги, природного и бросового материала.

    В старшей группе формируются умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

    Учим строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

    Продолжаем развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

    В подготовительной группе учим создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).

    Создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

    В соответствии с Программой именно в этом возрасте происходит знакомство с разнообразными пластмассовыми конструкторами, с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. По факту таких деревянных конструкторов, к сожалению, в детских садах ещё нет!

    Создание объемных игрушек в технике оригами,

    Из природного и бросового материала.

    Развитию первоначальных навыков конструирования способствуют игры:

    Игра "3 кубика"

    В каждой постройке три детали.

    Задание: по чертежу, на котором изображен вид спереди создать заданную постройку. Эта игра учит созданию первых построек по схеме.

    В игре «Подбери по форме»
    мы упражняем детей в умении узнавать, называть объёмные формы; соотносить геометрические формы с предметами окружающего мира.

    Тематику конструирования, как и планирование др. видов деятельности нужно определять в соответствии с тематическим календарным планированием:

    Во время тематического блока «Овощи фрукты» можно запланировать строительство «Погреба для хранения овощей»

    блока «Животные» – вольера для животных.

    Блока Моя Родина

    Нужно помнить, что детям очень нравится мастерить что-то необычное. Дети всегда с большим интересом воспринимают нетрадиционный подход к конструированию.

    Но существуют и проблемы:

    Недостаточное оснащение (Нет деревянных конструкторов с соединениями шрифтами, не везде есть мягкие модули)

    Необходимо проводить в дошкольных организациях обучающие семинары для педагогов по конструированию, чтобы расширить и углубить их знания по данной теме.

    На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

    Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка.

    Осуществляется физическое совершенствование ребёнка.

    Это эффективное средство эстетического воспитания. У детей развивается художественный вкус.

    Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

    Желаю Вам творчества при подходе к формированию у детей конструкторских способностей!!!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности и ФЭМП с детьми старшей группы на тему : Геометрические фигуры

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности и ФЭМП с детьми старшей группы на тему : Геометрические фигуры...

    Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно-модельная деятельность».

    Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп. Игры со строительным материалом являются ценным воспитатель...

    Конспект занимательной деятельности по образовательной области "Художественно - эстетическое развитие" (конструктивно-модельная деятельность) в старшей группе по теме "Роботы"

    Форировать умение детей самостоятельно моделировать и конструировать на заданную тему, в умении находить собственное решение....

    Конспект организованной образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности из бумаги в технике оригами

    Конспект организованной образовательной деятельности поконструктивно – модельной деятельности из бумаги в технике оригамидля детей старшей группы   Тема: «Д...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструктивно-модельной деятельности из бумаги в старшей группе на тему «Дома на нашей улице»

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструктивно-модельной деятельности из бумаги в старшей группе на тему «Дома на нашей улице»...

    Технологическая карта образовательной деятельности (с учетом системно – деятельного подхода СДП по А.Н, Леонтьеву) Вид деятельности_конструктивно-модельная________________________________ группа_подготовительная_____________________________ Тема пилотка

    Цель: Создание условий для закрепления умения складывать бумагу в разных направлениях- пилотка Задачи: 1. знакомить детей с Российской армией. Знакомить с военной терминологией. 2. Организац...