Конспект занятия "Инта - золотое сердце Коми"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Назарова Зоя Федоровна

Воспитание любви к родному городу. Знакомство с историей города. Гордость за горожан прославившихся на всю страну. Желание что-то сделать для развития и прцветания своей малой Родины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

г. Инта, Республика Коми

«МБДОУ Детский сад № 19 «Василек»

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе для детей с ОНР  

«Инта – золотое сердце Коми»

Автор: Воспитатель первой категории

    логопедической группы №1

Назарова Зоя Федоровна

Цель: Воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста.                                                                                                                                                                                                                                                            

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитать чувство гордости, почитания и глубокого уважения к символам России, Коми республики, родного города;
  • воспитать в ребёнке чувство гордости, уважения и любви к тому месту, в котором он живёт;
  • воспитать уважение к труду шахтёра, как к одной из самых опасных и почётных профессий жителей города;
  • воспитать заботу о природных и культурных ценностях города.

                                                                                                                                                                                              Образовательные:

  • развить умение ориентироваться по плану зала;
  • научить находить и определять границы Коми республики и родного города Инта на карте России;
  • уточнить знания детей о том, что окружает город (Уральские горы, лес, тундра, множество озёр и маленьких речек);
  • расширить и обогатить знания детей об истории возникновения и развитии города, этапах строительства,  архитектуре, наличии памятников, площадей, улиц, арок, мостов;
  • научить анализировать и  делать умозаключения на основании проведенных экспериментов;
  • сформировать предпосылки учебной деятельности (продолжить учить выполнять задания согласно поставленной цели).

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Коррекционные:

  • расширить и обогатить словарь по данной теме (герб, флаг, гимн, приполярный город, тундра, национальный парк «Югыд ва», «Красная книга», террикон, Отечество, Малая Родина, гора «Народная», ручей Тэла-Шор, база отдыха «Орлиный», река Кожим, водонапорная башня);
  • развить связную  речь;
  • научить последовательно и грамотно излагать свои мысли;
  • следить за звукопроизношением.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Материал: 

  • На стене изображены:
  • флаг Росси,
  • флаг Коми республики,
  • флаг города Инта,
  • герб города Инта,
  • контур Коми республики,
  • макет в виде сердца,
  • надпись «Инта – золотое сердце Коми».
  • карта России;
  • материал для экспериментов (кусочки дерева, каменного угля, ёмкости с водой, повязки для глаз);
  • материал для игры (стойки с фотографиями зданий города, стойки «Такси «Василек» и «Автопарк», шапка-ободок с изображением машины такси, руль).                                                                                                                                                                                    


Литература:  

  1. Бурсиан, П.О. Моя Инта. Страницы истории Инты (из воспоминаний ветеранов) / П.О. Бурсиан. - Инта: Городская типография, 1993.
  2. Гулецкий, Г.П. Инта /Г.П. Гулецкий. - Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1968.
  3. Малофеевская, Л.Н. Город на Большой Инте / Л.Н. Малофеевская. - Сыктывкар, 2004.
  4. Малофеевская, Л.Н. Нарекли нас врагами / Л.Н. Малофеевская. - Сыктывкар, 2008.                                                                                                                                       

Конспект занятия « Инта - золотое сердце Коми».

                 

Дети под музыку входят в зал, звучит песня об Инте.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

Воспитатель: Дети, почему вы так оформили центральную стену в зале? Какие чувства   хотели передать гостям?

 

Дети: Так мы хотели выразить свою любовь к городу.                                                                                                                                              

Дети рассказывают:

- о флаге России (белая полоса - мир, синяя полоса - верность, красная полоса – кровь, пролитая за Отечество);

- о флаге Республики Коми (синяя полоса - бескрайность северных просторов, зелёная полоса - изобилие леса, белая полоса - чистота снега);

- о флаге города (коми орнамент наложен на снежинку, голубой и белый цвет символизируют суровые климатические условия, в середине - герб города);

- о гербе города (форма герба отражает принадлежность к Республике Коми,  олень – чистота, террикон – добыча угля, северное сияние – северный край, водонапорная башня – архитектурный символ Инты);

-  о том, что герб города создал художник Байрамов, а гимн написал А. Санин.

Дети объясняют, почему в контур республики поместили символ сердца, на котором находятся маленькие золотые сердечки (сердца детей) и почему сделали надпись « Инта – золотое сердце Коми» (в нашем городе живут добрые и отзывчивые люди).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                                                                                       

Воспитатель: Всё ли вам удалось сделать так, как вы задумали?

Дети: Нет, не удалось сделать золотое сердце. Нам не хватило маленьких сердечек, чтобы заполнить ими большое сердце нашего города.                                                                                                                            

Воспитатель: Как же решить проблему? 

Дети просят помощи у родителей. Родители предлагают завоевать сердца гостей и вручают детям план, по которому они должны найти спрятанные в зале задания и выполнить их.

  Задание 1 

                                                                                                                                             Воспитатель: Молодцы, быстро нашли первое задание, умеете работать по плану!

Дети выполняют первое задание: рассматривают карту России, определяют границы своей страны и Республики Коми, находят свой город.    

Воспитатель: Почему так назвали наш город? Как называется река, на берегу которой он расположен?

                                                                                                                                                  Дети: Наш город приполярный, он находится на берегу реки Большая Инта, а назван так потому, что с коми-ненецкого языка Инта переводится как «много воды». Инту окружает множество маленьких речек, озёр и болот.

                                                                                                                                                                                 

Воспитатель: Что ещё окружает наш город?

Дети: 

- Уральские горы.

- База отдыха «Орлиный».

- Ручей Тэла-Шор, который впадает в реку Кожим. В этом ручье вода никогда не замерзает, а температура воды всегда +3/+4 градуса, это очень вкусная, чистая и полезная вода,  её разливают в бутыли и продают.

- Гора Народная. Самая высокая вершина Уральских гор находится в Интинском районе.

- Национальный заповедник «Югыд-ва». Заповедник включён в Список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. Здесь охраняются редкие виды животных (северный олень, росомаха, песец, лось), птиц (лебедь-кликун, сокол, кречет, орлан – белохвост), рыб (сёмга, голец, хариус), растений (золотой корень, багульник) и лес.

Воспитатель: Что кроме гор, озёр, маленьких речек и лесов ещё окружает  наш город?

Дети рассказывают о тундре, сравнивают её с лесом, говорят о богатстве растительного и животного мира Интинского района.

Задание 2       

                                                                                                                                                            Дети находят 2-е задание. Воспитатель читает.

Воспитатель: Почему на этом месте построили город?

Дети  рассказывают историю возникновения города. Здесь нашли большие залежи угля. Шла война, и стране  был  необходим уголь. Так появился посёлок Инта, а в 1954г ему присвоили статус  города.  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Воспитатель: Как назвали первую улицу города? Что вы можете о ней сказать?                                  

Дети: Ул. Кирова. Здесь построены очень красивые деревянные дома-теремки, установлен памятник Кирову. Возле этого памятника в 1945г  прошел парад в честь победы над фашистами. Улицу украшает арка с надписью «Инта – золотое сердце Коми». На этой улице находится Детская школа  искусств, Дом культуры и техники, Дворец спорта «Юность», поликлиника.

                                                                   

Воспитатель: Что вы знаете об улице Полярной? Почему её так назвали? Какие дома здесь строили? В чём заключается их своеобразие?

     

Дети: Мы живём у полярного круга, наш город приполярный и жители решили одну из первых улиц назвать  Полярной. На этой улице построены кирпичные дома, отделанные штукатуркой. Они украшены элементами лепнины, колонами, арками. Здесь находится самое красивое сооружение в городе -  водонапорная башня, она напоминает Кремлёвскую башню.                                                                                                                                                  

Воспитатель: Кто строил водонапорную башню? Чем она является для нашего города?

                                                                                                                                                   Дети: Это символ города. Её строили 11506 человек. Это были люди разных национальностей. Среди них бывшие врачи, инженеры, спортсмены, музыканты, учёные. Проект создал швед Артур Тамвелиус. Когда реставрировали башню, нашли капсулу с посланием будущему поколению. Сейчас она хранится в городском музее. Возле башни обустроен уютный сквер. Скоро в башне  будет музей.  

Воспитатель: Какая улица соединяет две площади? В честь кого  назвали эту улицу?

Дети: Улица Горького названа в честь великого русского писателя Максима Горького. Она соединяет площадь Комсомольскую и площадь Ленина. Жители города с любовью называют её «Интинским Арбатом». Здесь нет движения транспорта, много магазинов, и дети и взрослые могут спокойно гулять и отдыхать среди белоствольных берёз.

Воспитатель: Что находится на площади Комсомольской?

Дети: На площади Комсомольской находится памятник воинам, погибшим во время Великой Отечественной Войны. Здесь расположен красивый, уютный сквер. Каждый год 9 Мая жители города выходят на парад, который проходит через весь город и заканчивается у памятника воинам-освободителям торжественным митингом. На этой площади был построен первый девятиэтажный дом.                                              

Воспитатель: Какие важные организации находятся на площади Ленина?

Дети:  Здание администрации города, почта, банк,

Воспитатель: Какая улица в нашем городе самая длинная? Что можно рассказать о  ней?

Дети: Улица Мира. Был проведён опрос жителей города и в результате опроса эту улицу так назвали.

Воспитатель:  Какие ещё улицы вы знаете и что можно о них рассказать?

Дети: Улица Куратова названа в честь первого коми поэта, писавшего на родном языке, а ещё здесь находятся библиотека и музей. Улица Воркутинская названа в честь северного города Воркута, с которым мы дружим. Улица Чайковского названа в честь великого русского композитора  П.И.Чайковского. Возле входа в городской парк стоит памятник П.И.Чайковскому. На улице Промышленной находятся промышленные предприятия города.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, наш город молодой или старый?                                  

Дети:  Молодой и даже юный. В этом году мы будем праздновать 60-летие. Для города это очень маленький срок.

Воспитатель: Гости и жители называют его светлым, солнечным, а почему?                                            

Дети:  Потому, что кирпичные дома построены из жёлтого кирпича, а украшены красным кирпичом, и поэтому город кажется светлым и солнечным. А ещё в городе нет двух одинаковых орнаментов в отделке домов.

Воспитатель: Что ещё вы хотите рассказать о городе?

Дети: Наш город красивый и летом, и осенью. Летом он зелёный, а осенью -   золотой.  Жители города посадили более 300 тысяч деревьев. У нас красивые, чистые улицы, и мы очень любим свой город!

Воспитатель: Ребята, вы действительно любите свой город и уже много о нём знаете! А сейчас давайте поиграем в игру.

 

Игра «такси «Василёк»

Несколько детей с телефонами в руках стоят у стоек с большими фотографиями зданий города, расставленными по периметру зала. Два ребенка в центре зала исполняют роли диспетчера и такси. Диспетчер стоит рядом со стойкой с надписью «Такси «Василек», такси – рядом со стойкой с надписью «Автопарк». На голове у «таксиста» шапка-ободок с изображением машины такси, в руках руль. Дети звонят диспетчеру, называют свое местонахождения и сообщают место, в которое их нужно доставить. Диспетчер принимает и передает заявку водителю такси. Водитель выполняет заказ. По дороге дети могут менять свой маршрут и брать новых пассажиров.

Задание 3

Дети находят 3-е задание, воспитатель зачитывает.

Воспитатель: Ребята, давайте проведем эксперимент. Наденьте на глаза повязки и попробуйте отгадать, что у вас в руках.

 

Дети обследуют кусочки дерева (твердое, плотное, шершавое, тёплое, пахнет смолой – это дерево).

Воспитатель: Снимите повязки и убедитесь в том, что вы угадали. А теперь опять наденьте повязки на глаза и попробуйте угадать, что теперь в ваших руках.

Дети:  Что-то твёрдое, тяжёлое, не пахнет, крошится, похоже на камень.

Воспитатель: Снимите повязки. Что это?

Дети: Это уголь. Чёрный, переливается, крошится.

Воспитатель: Что общего между углём и деревом?

Дети: Уголь это окаменевшие древовидные папоротники, и уголь, и дерево при сжигании дают тепло.

Воспитатель: Посмотрим, как дерево и уголь ведут себя в воде.

Дети опускают кусочки дерева и угля в воду, наблюдают и делают выводы. Дерево плавает, значит, оно легче воды, уголь тонет, значит, он тяжелее воды. В воде, где находится уголь, образовались пузырьки воздуха, а где дерево их нет, значит, уголь рыхлый, а дерево имеет плотную структуру.

                                               

Воспитатель: Дети, я могу вам доказать, что уголь – окаменевший древовидный папоротник. Вот, посмотрите, это нашли шахтёры.                                                                                                                                                                      

Воспитатель показывает кусок  каменного угля, на котором виден рисунок папоротника.

Дети обращаются к гостям.

Дети: Мы выполнили все ваши задания. Вы готовы отдать ваши сердца?

Гости заполняют сердце города золотыми сердечками и вручают его детям. Дети благодарят и помещают золотое сердце города на центральную стену в зале.

Песня « Для тебя, наш город» 

Исполняют дети и родители.

   Для тебя, наш город,

Будем мы учиться.

   Для тебя, наш город,

   Будем мы трудиться.

   Для тебя, наш город,

  Будем мы стараться.

    Чтоб тебе, наш город,

  Дальше развиваться.

 Припев:

               Ветры дуют, снег кружится,

      Вьюга город заметает.

            Только мы с тобою знаем-

Нет роднее края!

 На оленях быстрых

 Будем мы кататься.

Северным сияньем

 Будем любоваться.

 О тебе, наш город,

   Сочиним мы песни.

  Чтобы люди знали-

 Нет тебя чудесней!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Инта – золотое сердце Коми»

Тема проекта: патриотическое воспитание...

Научно- практическая конференция «Шажок в будущее». Исследовательский проект на тему: «Золотое сердце».

ОглавлениеВедение    с. 2Основная часть   с. 3Заключение с. 5Список используемой литературы с. 5ВведениеМоя работа называется «Золотое сердце». Люди про мою бабушку говорят, ч...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Путешествие за золотым сердцем»

Коммуникативные навыки являются базовыми для других видов детской деятельности и одновременно служат условием успешной социализации ребенка. Старший дошкольный возраст — благоприятный ...

Презентация "Зеленое золото Республики Коми. Троицко-Печорский район."

Презентация к занятию в подготовительной к школе группе по окружающему миру, для ознакомления с заповедными местами района....

Конспект занятия «Путешествие за золотым сердцем»

Интегрированное коррекционно-развивающее  психологическое занятие...